Слайд 6Вавилонская система счисления
Вавилонская система счисления, возникшая за тысячи лет
до наступления новой эры, была началом начала математики. Несмотря на
свой древнейший возраст, она поддалась расшифровке и раскрыла исследователям множество тайн Древнего Востока. Мы тоже сейчас окунемся в прошлое и узнаем, как считали древние. вавилонская система счисления является позиционной. Это значит, что запись чисел производится справа налево и в порядке убывания. На первом месте стоит сотня, затем десяток, а потом единица. Вторая характеристика – в вавилонской системе присутствовала шестидесятеричная цикличность. Отсчет заканчивался на каждом шестом десятке, а чтобы продолжить числовой ряд отмечался новый разряд, и запись снова начиналась с единицы. Чтобы запомнить числовой ряд древних вавилонян, особых усилий прикладывать не придется. В математике они использовали лишь два знака – вертикальный клин, который обозначал единицу, и «лежачий» или горизонтальный клин, показывающий десяток. Количество тех или иных клиньев показывало, сколько десятков и единиц в конкретном числе. В подобной технике отсчет производился до 59-ти, после чего перед числом записывали новый вертикальный клин, который на этот раз уже считался как 60, и отмечался разряд в виде маленькой запятой вверху.
Слайд 7вавилонская система счисления была позиционной, сложение и вычитание происходило по
знакомой нам схеме. Нужно было сосчитать количество разрядов, десятков и
единиц в каждом числе и после сложить их или отнять от большего меньшее. Занятно, что и принцип умножения в то время был таким же, как сегодня. Если необходимо было умножить небольшие числа, пользовались многократным прибавлением
Слайд 9Задание 1
Запиши числа, используя Вавилонскую систему счисления:
45, 38, 12, 59.
Задание
2
Запиши примеры и ответы к ним, используя Вавилонскую систему счисления:
57
- 12 =
23 + 5 =
7 + 9 =
36 – 5 =
Задание 3
Запиши числа, используя Древнеегипетскую систему счисления:
7, 8, 12, 43, 51, 100.
Задание 4
Запиши примеры и ответы к ним, используя Древнеегипетскую систему счисления:
21 + 13 =
100 – 42 =
54 + 25 =
15 – 2 =
Задание 5
Расшифруй предложение, которое зашифровано с помощью числового кодирования (способ №1)
16, 20, 20, 16, 17, 16, 20, 01, 12, 16, 17, 29, 20, 17, 29, 13, 30, 17, 16, 17, 16, 13, 32, 13, 06, 20, 10, 20.