Слайд 1Кухаренко О.Г.,
К.э.н., доцент, доцент кафедры «Финансы и кредит»
Порядок составления и
рассмотрения федерального бюджета РФ
Слайд 2Правительство Российской Федерации
вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную
Думу
проект федерального закона о федеральном бюджете
на очередной финансовый
год и плановый период не позднее
1 октября текущего года.
Порядок составления и рассмотрения федерального бюджета
Слайд 3Одновременно со следующими документами и материалами:
основными направлениями бюджетной политики Российской
Федерации и основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на очередной
финансовый год и плановый период;
предварительными итогами социально-экономического развития Российской Федерации за истекший период текущего финансового года и ожидаемыми итогами социально-экономического развития Российской Федерации за текущий финансовый год;
Слайд 4прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и
плановый период;
оценкой ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год;
прогнозом
основных параметров бюджетной системы Российской Федерации, в том числе консолидированного бюджета Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;
пояснительной запиской к проекту федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
расчетами по статьям классификации доходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
Слайд 5реестром расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета,
в том числе за счет субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;
перечнем
публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, и расчетами по ним на очередной финансовый год и плановый период;
методиками (проектами методик) и расчетами распределения межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации в очередном финансовом году и плановом периоде;
данными по федеральной адресной инвестиционной программе, в том числе информацией об объектах капитального строительства, бюджетные ассигнования на которые на очередной финансовый год превышают 1,5 миллиарда рублей;
Слайд 6верхним пределом государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на
1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым
годом планового периода, по видам долговых обязательств и с разбивкой по отдельным государствам;
верхним пределом и проектом структуры государственного внутреннего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода;
предложениями по минимальному размеру оплаты труда, размеру стипендий, а также предложениями о порядке индексации заработной платы работников федеральных казенных учреждений, денежного содержания (денежного довольствия) федеральных государственных служащих в очередном финансовом году и плановом периоде;
Слайд 7расчетами прогнозируемого использования дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Резервного
фонда и Фонда национального благосостояния, прогнозируемого объема средств Резервного фонда
и Фонда национального благосостояния на начало и конец очередного финансового года и каждого года планового периода.
о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;
о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на очередной финансовый год и плановый период.
Слайд 8Одновременно указанный законопроект представляется Президенту Российской Федерации.
Центральный банк Российской Федерации
представляет в
проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной
финансовый год и плановый период не позднее 1 октября текущего года
Государственную Думу
Слайд 9Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год
и плановый период считается внесенным в срок, если он доставлен
в Государственную Думу до
24 часов 1 октября текущего года.
Слайд 10Совет Государственной Думы или в период парламентских каникул Председатель Государственной
Думы в течение суток со дня внесения проекта федерального закона
о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу направляет его в комитет Государственной Думы, ответственный за рассмотрение бюджета, для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям статьи 192 Бюджетного Кодекса.
Слайд 11Совет Государственной Думы или в период парламентских каникул Председатель Государственной
Думы на основании заключения Комитета по бюджету принимает решение о
том, что проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период принимается к рассмотрению Государственной Думой либо подлежит возвращению в Правительство Российской Федерации на доработку.
Указанный законопроект подлежит возвращению на доработку в Правительство Российской Федерации, если состав представленных документов и материалов не соответствует требованиям статьи 192 Кодекса.
Слайд 12Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год
и плановый период, внесенный с соблюдением требований БК, направляется Советом
Государственной Думы
(!) в течение трех дней
Совет Федерации
другим субъектам права законодательной инициативы
в комитеты Государственной Думы
в Счетную палату Российской Федерации
на заключение.
для внесения замечаний и предложений в
Слайд 13Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на
очередной финансовый год и плановый период
в течение 60 дней
в трех чтениях.
Слайд 14В первом чтении обсуждается его концепция, прогноз социально-экономического развития Российской
Федерации, в том числе указываемые в федеральном законе о федеральном
бюджете прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристик федерального бюджета, и основные направления бюджетной политики Российской Федерации и основные направления налоговой политики Российской Федерации.
Слайд 15Предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной
финансовый год и плановый период в первом чтении являются основные
характеристики федерального бюджета, к которым относятся:
прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с выделением прогнозируемого объема дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета;
приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в случае, если они не утверждены Кодексом;
общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;
Слайд 16верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января
года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового
периода, и верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода;
нормативная величина Резервного фонда в очередном финансовом году и плановом периоде;
дефицит (профицит) федерального бюджета.
Слайд 17Порядок подготовки к рассмотрению в первом чтении проекта федерального закона
о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период
Государственной Думой
В течение 10 дней со дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период профильные комитеты готовят и направляют в Комитет по бюджету заключения по указанному законопроекту и предложения о принятии или об отклонении представленного законопроекта, а также предложения и рекомендации по предмету первого чтения.
Слайд 18Государственная Дума заслушивает
доклад Правительства Российской Федерации,
содоклады Комитета по
бюджету и комитета-соисполнителя, ответственного за рассмотрение прогноза социально-экономического развития Российской
Федерации на очередной финансовый год и плановый период,
доклад Председателя Счетной палаты Российской Федерации
После этого принимает решение о принятии или об отклонении указанного законопроекта.
Слайд 19При утверждении в первом чтении основных характеристик федерального бюджета Государственная
Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета,
если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства Российской Федерации.
Слайд 20В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о
федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственная
Дума может:
передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета, состоящую из представителей Государственной Думы, представителей Совета Федерации и представителей Правительства Российской Федерации, для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с предложениями и рекомендациями, изложенными в заключениях комитетов, ответственных за рассмотрение предмета первого чтения, и заключении комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение бюджета;
Слайд 21вернуть указанный законопроект в Правительство Российской Федерации на доработку;
поставить вопрос
о доверии Правительству Российской Федерации.
Слайд 22В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона и
передачи его в согласительную комиссию, Комиссия в течение 10 дней
разрабатывает вариант основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосованием членов согласительной комиссии от Государственной Думы, от Совета Федерации и от Правительства Российской Федерации. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании согласительной комиссии представителей стороны.
По окончании работы согласительной комиссии Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение Государственной Думы согласованные основные характеристики федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Слайд 23В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона и
передачи его в согласительную комиссию, Комиссия в течение 10 дней
разрабатывает вариант основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосованием членов согласительной комиссии от Государственной Думы, от Совета Федерации и от Правительства Российской Федерации. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании согласительной комиссии представителей стороны. Результаты голосования каждой стороны принимаются за один голос. Решение считается согласованным, если его поддержали три стороны. Решение, против которого возражает хотя бы одна сторона, считается несогласованным.
Слайд 24По окончании работы согласительной комиссии Правительство Российской Федерации вносит на
рассмотрение Государственной Думы согласованные основные характеристики федерального бюджета на очередной
финансовый год и плановый период.
Слайд 25В случае отклонения Государственной Думой в первом чтении проекта федерального
закона и возвращения его на доработку в Правительство РФ Правительство
Российской Федерации в течение 20 дней дорабатывает указанный законопроект с учетом предложений и рекомендаций, изложенных в заключениях Комитета по бюджету, вносит доработанный законопроект на повторное рассмотрение Государственной Думы в первом чтении.
При повторном внесении указанного законопроекта Государственная Дума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней со дня повторного внесения.
Слайд 26В случае отставки Правительства Российской Федерации в связи с отклонением
проекта федерального закона вновь сформированное Правительство Российской Федерации представляет новый
вариант проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 30 дней после сформирования.
Слайд 27Порядок рассмотрения во втором чтении проекта федерального закона о федеральном
бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственной Думой
Предметом
рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении являются текстовые статьи проекта федерального закона о федеральном бюджете, а также приложения к нему, устанавливающие:
перечень главных администраторов доходов федерального бюджета;
перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;
Слайд 28бюджетные ассигнования (за исключением утвержденных в первом чтении условно утверждаемых
(утвержденных) расходов) по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Российской
Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в пределах общего объема расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утвержденных в первом чтении, в соответствии с пунктом 2 статьи 192 Кодекса;
Слайд 29основные показатели государственного оборонного заказа на очередной финансовый год и
плановый период;
бюджетные ассигнования на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не
являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями;
распределение между субъектами Российской Федерации межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год и плановый период;
программу предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период;
Слайд 30программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год
и плановый период;
программу государственных внешних заимствований Российской Федерации на очередной
финансовый год и плановый период;
программу государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;
программу государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте на очередной финансовый год и плановый период;
источники финансирования дефицита федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Слайд 31Субъекты права законодательной инициативы направляют поправки по предмету второго чтения
в Комитет по бюджету.
В течение 10 дней Комитет по бюджету
готовит сводные таблицы поправок по предмету второго чтения и направляет указанные таблицы в соответствующие профильные комитеты и в Правительство Российской Федерации.
Рассмотрение поправок по предмету второго чтения проводится в Комитете по бюджету после рассмотрения их в соответствующем профильном комитете.
Профильный комитет рассматривает направленные ему Комитетом по бюджету таблицы поправок и представляет результаты рассмотрения поправок в Комитет по бюджету, который рассматривает указанные материалы, принимает решение, формирует сводные таблицы поправок, рекомендованных к принятию или отклонению, и выносит их на рассмотрение Государственной Думы.
Слайд 32Порядок рассмотрения в третьем чтении проекта федерального закона о федеральном
бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственной Думой
При
рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в третьем чтении утверждается приложение, содержащее ведомственную структуру расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период (по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов федерального бюджета) в соответствии с распределением бюджетных ассигнований, утвержденным во втором чтении.
Слайд 33Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в
целом.
Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной
финансовый год и плановый период в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.
Слайд 34Рассмотрение федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год
и плановый период Советом Федерации
Совет Федерации рассматривает федеральный закон о
федеральном бюджете в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой.
При рассмотрении федеральный закон голосуется на предмет его одобрения в целом.
Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 5 дней со дня одобрения направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
Слайд 35В случае отклонения федерального закона о федеральном бюджете на очередной
финансовый год и плановый период Советом Федерации указанный федеральный закон
передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию.
Согласительная комиссия в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный федеральный закон о федеральном бюджете.
Государственная Дума повторно рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете в одном чтении.
Принятый Государственной Думой в результате повторного рассмотрения федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период передается в Совет Федерации.
Слайд 36В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный
закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый
период считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной Думы.
Слайд 37В случае отклонения Президентом Российской Федерации федерального закона о федеральном
бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанный закон
передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента Российской Федерации.
Дальнейшее рассмотрение указанного закона осуществляется в порядке, установленном статьей 208 Бюджетного Кодекса.
Слайд 38 Исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской
Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного
фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом).
Основы исполнения бюджета
Слайд 39Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового
плана.
Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.
Кассовое обслуживание
исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.
Слайд 40Под кассовым планом понимается прогноз кассовых поступлений в бюджет и
кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году.
В кассовом плане
устанавливается предельный объем денежных средств, используемых на осуществление операций по управлению остатками средств на едином счете бюджета.
Бюджетная роспись - документ, который составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ с поквартальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета.
Слайд 43Для кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Федеральное
казначейство открывает в Центральном банке Российской Федерации счета через которые
все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством либо органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с соглашением, предусмотренным Кодексом.
Слайд 44Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:
зачисление на единый счет бюджета
доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную
систему Российской Федерации, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году,
перечисление излишне распределенных сумм, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Слайд 45уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы Российской
Федерации; перечисление Федеральным казначейством излишне распределенных сумм, средств, необходимых для
осуществления возврата (зачета, уточнения) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в порядке , установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Слайд 46Исполнение бюджетов по расходам предусматривает:
принятие и учет бюджетных и
денежных обязательств;
подтверждение денежных обязательств;
санкционирование оплаты денежных обязательств;
подтверждение
исполнения денежных обязательств.
Слайд 47Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до
него лимитов бюджетных обязательств.
Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за
счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты.
Слайд 48Годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в законодательном
(представительном) органе подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной
отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.
Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение
Слайд 49Внешняя проверка годового отчета об исполнении федерального бюджета осуществляется Счетной
палатой РФ.
Внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета
осуществляется органом муниципального финансового контроля, сформированным на муниципальных выборах, или представительным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета субъекта РФ осуществляется органом государственного финансового контроля субъекта РФ.
Слайд 50Орган государственного (муниципального) финансового контроля готовит заключение на отчет об
исполнении бюджета на основании данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности
главных администраторов бюджетных средств.
Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета представляется органом государственного (муниципального) финансового контроля в законодательный (представительный) орган с одновременным направлением соответственно в Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местную администрацию.
Слайд 51По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении бюджета законодательный (представительный)
орган принимает решение об утверждении либо отклонении закона (решения) об
исполнении бюджета.
В случае отклонения законодательным (представительным) органом закона (решения) об исполнении бюджета он возвращается для устранения фактов недостоверного или неполного отражения данных и повторного представления в срок, не превышающий один месяц.
Законом (решением) об исполнении бюджета утверждается отчет об исполнении бюджета за отчетный финансовый год с указанием общего объема доходов, расходов и дефицита (профицита) бюджета.
Слайд 52Федеральное казначейство составляет и представляет в Министерство финансов РФ бюджетную
отчетность РФ. Бюджетная отчетность РФ представляется Министерством финансов РФ в
Правительство РФ.
Отчет об исполнении федерального бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается Правительством РФ и направляется в Государственную Думу, Совет Федерации и Счетную палату РФ.
Годовой отчет об исполнении федерального бюджета подлежит рассмотрению Государственной Думой и утверждению федеральным законом.
Слайд 53Главные администраторы средств федерального бюджета не позднее 1 апреля текущего
финансового года представляют годовую бюджетную отчетность в Счетную палату РФ
для внешней проверки.
Правительство РФ направляет не позднее 15 июня текущего финансового года в Счетную палату РФ годовой отчет об исполнении федерального бюджета и иные документы, подлежащие представлению в Государственную Думу одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета.
Слайд 54При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума заслушивает:
доклад Председателя Счетной палаты РФ о заключении Счетной палаты РФ
на годовой отчет об исполнении федерального бюджета.
доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета;
Антон Германович Силуанов
Слайд 55По предложению Председателя Государственной Думы либо по собственной инициативе Генеральный
прокурор РФ, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда
РФ, Председатель Верховного Суда РФ могут выступить или представить доклады с анализом рассмотренных в течение отчетного финансового года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства РФ.
По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума принимает либо отклоняет федеральный закон об исполнении федерального бюджета.
Слайд 58$43,8 за баррель – такая цена за баррель нефти марки Urals
заложена в базовом прогнозе Минфина на 2018 год.
64,7 – средний по
году курс доллара в 2018 году.
3,7% – инфляция.
15,182 трлн. рублей – запланированные доходы бюджета в 2018 году. Они больше уровня прошлого года на 1,5 трлн.
16,514 трлн. рублей – объем расходов бюджета РФ в 2018 году. Расходы остались на прежнем уровне.
17,6% из них засекречено.
Дефицит в объеме 1,332 трлн. (1,37% ВВП или 8,7% доходной части) будет профинансирован из Фонда национального благосостояния. В ФНБ остается чуть более 4,2 трлн. рублей.
2,1% – на столько вырастет ВВП России в течение 2018 года, считают в ведомстве.
97,462 трлн. рублей ($1,68 трлн.) – прогнозируемый объем ВВП.
На 1 рубль будет повышен акциз на бензин с нового года.
9 489 рублей будет равняться МРОТ с 1 января 2018 года.
868 млрд. руб. Минфин планирует занять в 2018 году на внутреннем рынке.