Разделы презентаций


Культура

Содержание

От лат. Cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Культура
Культура – это социально значимый опыт, накопленный человечеством и передаваемый

из поколения в поколение, при этом постоянно изменяющийся. Она включает

в себя традиции и обычаи, нормы, идеалы.

КультураКультура – это социально значимый опыт, накопленный человечеством и передаваемый из поколения в поколение, при этом постоянно

Слайд 2От лат. Cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание

От лат. Cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание

Слайд 3Культура
Ценности,
унаследованные от прошлого
Вклад современников
Заимствования у

других народов

Культура Ценности, унаследованные от прошлого Вклад современников Заимствования у других народов

Слайд 4Культура
Совокупность
материальных и духовных ценностей

Материальные ценности:

Техника производства
Технологии
Ремесло
Орудия труда
Предметы быта

Духовные ценности:

Идеология
Наука
Образование
Литература
искусство

КультураСовокупность материальных и духовных ценностейМатериальные ценности:Техника производстваТехнологииРемеслоОрудия трудаПредметы бытаДуховные ценности:ИдеологияНаукаОбразованиеЛитератураискусство

Слайд 5Искусство – художественное творчество
Пространственные
Временные
Архитектура
Декоративно-прикладное искусство
Изобразительное искусство (живопись, скульптура)
Музыка
Театр
Танцы
Кинематограф
Телевидение

Искусство – художественное творчествоПространственныеВременныеАрхитектураДекоративно-прикладное искусствоИзобразительное искусство (живопись, скульптура)МузыкаТеатрТанцыКинематографТелевидение

Слайд 6Бессилие и страх человека перед таинственными явлениями природы
Неумение древнего человека

найти естественное объяснение явлениям природы
Человек стал связывать явления природы с

некими невидимыми всемогущими сверхъестественными силами

Складывание пантеона языческих богов у восточных славян

Выделение прослойки языческих жрецов (волхвов)

Создание капищ с идолами

Вера восточных славян в существование злых и добрых духов (домовых, русалок, леших, водяных, упырей, берегинь, кикимор, вурдалаков)

Ритуальные праздники, жертвоприношения, магические заклинания, ношение амулетов

Сварог (бог неба и огня)

Перун
(бог грома и молнии)

Даждьбог (бог солнца)

Стрибог (бог ветра)

Род
(бог плодородия и семей)

Макошь (богиня земли,
покровительница женщин)

Культура восточных славян

Язычество

Зарождение веры в природных духов и богов (язычество)

Бессилие и страх человека перед таинственными явлениями природыНеумение древнего человека найти естественное объяснение явлениям природыЧеловек стал связывать

Слайд 7 Языческие обряды
Капище – круглое языческое святилище на холме («капь» -

идол – изображение бога из глины, камня, дерева); место для

костров; требище – место для принятия жертвенной пищи;
жрецы – волхвы (кудесники)– совершали обряды, изготовляли идолов, произносили языческие заклинания…
погребальный обряд – с покойником клалось все необходимое для загробной жизни – зажигали священный костер – делали погребальную насыпь - курган, проводили тризну – поминки.
Языческие обряды  Капище – круглое языческое святилище на холме («капь» - идол – изображение

Слайд 8
ее синкретический (смешанный) характер. Она сочетала в себе элементы

культур различных этносов, участвовавших в формировании древнерусского общества;
традиционализм и

консерватизм. Это была культура, преимущественно обращенная в прошлое, именно там находившая большую часть своих идеалов и ценностей;
религиозный характер. Культура Киевской Руси опиралась на многовековую историю развития восточнославянского язычества. При этом испытывала все усиливавшееся влияние византийской христианской традиции;
анонимность. Мы не знаем авторов подавляющего числа культурных памятников Древней Руси. Это связано не только с тем, что от средневековья нас отделяет несколько столетий, но и с тем, что христианское мировоззрение расценивало смертного автора как инструмент в «руце Божьей». Анонимность в данной ситуации являлась естественным проявлением «страха Божьего» и смирения.

Особенности древнерусской культуры

ее синкретический (смешанный) характер. Она сочетала в себе элементы культур различных этносов, участвовавших в формировании древнерусского

Слайд 9Устное народное творчество Киевской Руси
Песни и пляски на праздновании Коляды

и Купалы, Масленицы, русалиях.
Причитания во время поминального обряда («плач»).
Бытовые пословицы

(«Не погнетши пчел, меду не едать»).
Исторические пословицы («Погибли аки обры»).
Загадки (этот жанр создавался не для развлечения, а как тайный иносказательный язык, понятный далеко не всем).

Устное народное творчество Киевской РусиПесни и пляски на праздновании Коляды и Купалы, Масленицы, русалиях.Причитания во время поминального

Слайд 10Были и былины. Былины — героические сказания о защитниках родной

земли от врагов. Народные сказители воспевают подвиги Ильи Муромца, Добрыни

Никитича, Алеши Поповича, Вольги, Микулы Селяниновича и других былинных богатырей (всего в былинах действуют более 50 главных героев). К ним обращают они свой призыв: «Вы постойте-тко за веру, за отечество, вы пос-тойте-тко за славный стольный Киев-град!» Интересно, что в былинах мотив защиты отечества дополнен мотивом защиты христианской веры. В основу былин легли устные предания и песни, которые были записаны много веков спустя после их появления.

Были и былины. Былины — героические сказания о защитниках родной земли от врагов. Народные сказители воспевают подвиги

Слайд 11Сказки.
Местные сказания.
Заговоры, заклинания


Сказки.Местные сказания. Заговоры, заклинания

Слайд 12Славянский поселок:
Селища (неогороженные поселения), городища (огороженные поселения)
Расположение (лес, река, или

место слияния рек, холм…)
Жилища – полуземлянки, столбовые постройки, бревенчатые избы,

огорожены забором из кольев.


Русь – страна городов («Гардарика»). Город:

военный центр

центр
ремесла и торговли

Администра-
тивный центр

церковный центр

центр культуры

Структура города:

Укрепленная часть города – детинец, кремль, кром; ров с водой
«Посад» - торгово-ремесленное поселение, состоит из слобод
«Торг» («торжище») – рыночная площадь

Местоположение: у реки в междуречье, на пересечении торговых путей, на холмах.

Функции города:

Славянский поселок:Селища (неогороженные поселения), городища (огороженные поселения)Расположение (лес, река, или место слияния рек, холм…)Жилища – полуземлянки, столбовые

Слайд 13Занятия и быт
Земледелие
Торговля
Охота, рыболовство, бортничество

Занятия и бытЗемледелиеТорговляОхота, рыболовство, бортничество

Слайд 14Архитектура – искусство проектировать и строить сооружения и их комплексы

в соответствии с их назначением, современными техническими возможностями, эстетическими воззрениями

общества.

Ветрувий

(архитектурные особенности, пропорции, вовлеченность в окружающий ландшафт, единение с природой)

(точные расчеты общих габаритов, толщины стен, формата камней или кирпичей, радиусов арок; использование различных материалов, конструкций, приемов и технологий)

В настоящее время известны 150 памятников архитектуры домонгольского периода.До конца Х века на Руси не было монументального каменного строительства, постройки были деревянные или деревянно-земляные.

Материал для
строительства:
Дерево (+: много лесов; легко поддается обработке; быстрое строительство; легко разобрать и перевезти на другое место; гигиеничность – дышит зимой, в прохладное время – тепло, летом – прохладно; - - влага, огонь).
Плинфа – тонкий плиткообразный плоский большой кирпич (40 х 40 х 3 см) + раствор (известь, песок, толченый кирпич).
Камень: серый известняк (Новгород), белый известняк (Владимир, Суздаль).
Кирпич (глина, песок, вода) 30 х 14 х 7 см

Формула архитектуры:

Архитектура Древней Руси.

Архитектура – искусство проектировать и строить сооружения и их комплексы в соответствии с их назначением, современными техническими

Слайд 15Первые деревянные церкви:
церковь Ильи в Киеве,
собор в Ростове,
Церковь Бориса

и Глеба в Вышгороде,
13-главая деревянная София Новгородская.

Первые известные мастера-древодели (зодчие):
Миронег

(нач. ХI в.), Ждан-Никола (конец ХI в.).
Первые деревянные церкви: церковь Ильи в Киеве,собор в Ростове,Церковь Бориса и Глеба в Вышгороде,13-главая деревянная София Новгородская.Первые

Слайд 16купол
барабан
закомара
пилястра
аркатурный пояс
Архитектурные детали

куполбарабанзакомарапилястрааркатурный поясАрхитектурные детали

Слайд 17Закладка Десятинной церкви в Киеве в 989 г.

Закладка Десятинной церкви в Киеве в 989 г.

Слайд 18Каменные сооружения:
конец Х в. – 25-главая Десятинная церковь в Киеве

в честь Богородицы
1037 г. – Софийский собор в г. Киеве

– 13 куполов
Золотые ворота в Киеве.
Церковь Спаса на Нередице в Новгороде
Храм Святой Софии в Новгороде
Золотые ворота во Владимире
Успенский собор во Владимире
Дмитровский собор во Владимире
Остатки светского дворца князя Андрея в Боголюбове
Церковь Покрова на Нерли
Соборы в Переяславле-Залесском, Суздале, Юрьеве-Польском.

Русские мастера внесли в каменное строительство элементы национального деревянного зодчества: многоглавие, пирамидальность, башенность.

Каменные сооружения:конец Х в. – 25-главая Десятинная церковь в Киеве в честь Богородицы1037 г. – Софийский собор

Слайд 19«Что слово сообщает через слух, то живопись показывает молча, через

изображение».

«Что слово сообщает через слух, то живопись показывает молча, через изображение».

Слайд 20 Фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке.

Требует быстроты и точности

в работе. Зависит от качества штукатурки (известь + вода). Известь готовили тщательно: в течение лета ее денно и нощно мыли, меняя воду каждые 5-6 часов, зимой выдерживали на морозе, а весной снова мыли; цель – вывести «емчугу» - светлый налет, который мог проступить на поверхности штукатурки и испортить фрески.
Красками для фрески служили мелко растертые цветные глины и камни, растворенные в известковой воде. Писать – только пока не высохла штукатурка, иначе краска плохо впитывалась в грунт, приходилось высохшую штукатурку сбивать и начинать сначала.
Недостаток: со временем известь частично съедает цвет, и фрески выглядят поблекшими.

Живопись
в Древней Руси

Фреска

Фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке.        Требует

Слайд 21 Мозаика – изображение или узор, выполненный из кусочков камня,

мрамора, керамики, смальты. Очень сложная и дорогостоящая техника.
Только 5 древнерусских

храмов были украшены мозаикой, и лишь в одном (Киевской Софии) она сохранилась.
Сырье: смальта (цветное стекло) – выплавляли в специальных мастерских. В стеклянную массу добавляли окислы различных металлов, чтобы придать смальте окраску.
Техника: стены и своды метр за метром в несколько слоев покрывали цементирующим раствором. Поверх него наносили рисунок, по которому мастера вдавливали в раствор кусочки смальты (1 кв.дм = 400 кусочков).
Самое ценное качество мозаики – светоносность. В дневное время лучи солнца, проникая через окна в храм, зажигали мозаику и она искрилась всеми цветами радуги. У смальты Софии Киевской 177 оттенков различных цветов (34 – зеленого, 25 – коричневого, 23 – желтого, 21 – синего, 25 – золотого).
Во время вечернего богослужения при мерцающем свете лампад и свечей мозаики горели мистическим огнем. Эффект «оживания» изображения.

Богоматерь Оранта. Мозаика Софийского собора в Киеве. ХI в.

Мозаика – изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты. Очень сложная и дорогостоящая

Слайд 22Миниатюра – от лат. мinium – красная краска, которой расцвечивали

рукописи.
Миниатюра

= книжная иллюстрация.
Миниатюры писали художники на свободных от текста листах книги кистью и красками. Чаще всего это были портреты заказчиков или авторов книги (евангелистов), иллюстрации к тексту.
Сильное влияние иконописи. Меньшие размеры (по сравнению с иконами) требовали большей тонкости художественного исполнения. Книги, содержащие множество миниатюр, назывались лицевыми и особенно ценились.
Миниатюра – от лат. мinium – красная краска, которой расцвечивали рукописи.

Слайд 23 Иконопись – с греч. – «изображение, образ» (на Руси

– «образа») – изображения ликов святых на деревянных досках.



Предмет культа, поклонения.
Первые на Руси иконы написали греческими мастерами.

Развешивались по стенам, углам, составлялись в иконостасе. В домах – в красном углу. У развилок дорог, у колодцев, на воротах при въезде в город. Нельзя «купить» - только «выменять на деньги». Нельзя по ветхости уничтожать --- закопать, пустить по воде.

Иконопись – с греч. – «изображение, образ» (на Руси – «образа») –  изображения ликов святых

Слайд 24
Изображения святых
Христианское имя при крещении покровительство святого.
Покровительство различным категориям населения:






Мерные

иконы (в рост родившегося царевича + образ святого-покровителя)

Св. Георгий –

воинам и земледельцам
Параскева Пятница – торговцам и купцам
Николай – плотникам, строителям, путешественникам, купцам
Федор Тирон – колодцам
Святой Христофор – хранит от эпидемий, от мора
Козьма, Демьян – кузнецам, лекарям
Фрол, Лавр – коневодам…

Изображения святыхХристианское имя при крещении покровительство святого.Покровительство различным категориям населения:Мерные иконы (в рост родившегося царевича +

Слайд 25Иконопись
Иконопись – работа сложная и трудоемкая
Плотник :
а) Дерево: липа (мало

сучков), сосна, ель, лиственница.
б) Долго (несколько лет) высушивали.
в) Выглаживали топором.
г)

Вырезали ковчег – неглубокую прямоугольную выемку.
д) На тыльной стороне – поперечные пазы + шпонки (брусочки) – чтобы не коробилась.
ИконописьИконопись – работа сложная и трудоемкаяПлотник :а) Дерево: липа (мало сучков), сосна, ель, лиственница.б) Долго (несколько лет)

Слайд 26Иконопись
Иконописец:
а) Холстина (паволока) наклеивалась на лицевую сторону, защищала живопись от

трещин на дереве.
б) Левкас – грунт – рыбий клей +

толченый мел
в) Полировка пемзой, медвежьим зубом, хвощем – до блеска
г) Краска – темпера: яичный желток + красочный пигмент – цветные глины и минералы. Сочные, звучные цвета – на века.


ИконописьИконописец:а) Холстина (паволока) наклеивалась на лицевую сторону, защищала живопись от трещин на дереве.б) Левкас – грунт –

Слайд 27Иконопись
Требования к иконописцу: должен

быть праведником (писание икон – богоугодное дело),

иметь талант художника и знания богослова. Не допускались женщины и еретики.
«Стоглав»: «подобает бо бытии живописцу смирну и кротку, благоговейну, не празднослову, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьяницы, не убийцы, но же всего хранити чистоту душевную и телесную со всяким опасением… в посте же и молитве пребывати…»

ИконописьТребования к иконописцу:       должен быть праведником (писание икон – богоугодное дело),

Слайд 28Иконопись
Перед началом работы над иконой художник постился, воздерживался от хмельного,

накануне ходил в баню, облачался в чистую рубаху. Приступая к

работе, иконописец возносил молитву Богу, испрашивая у него благодати на труды свои.


Артели художников, получая заказ , распределяли работу между собой. Порядок работы: набросок обугленной лучиной общей композиции, подмастерья золотили фоны и нимбы, элементы пейзажа, одежды святых; в последнюю очередь – лики, руки, ноги святых. Покрывали олифой – конопляным маслом: живой блеск, защита от пыли и сырости. Несколько месяцев – на свет – сохнуть. Через 60-80 лет потемнение иконы – черная доска: несколько новых слоев – расчистка икон.

ИконописьПеред началом работы над иконой художник постился, воздерживался от хмельного, накануне ходил в баню, облачался в чистую

Слайд 29Богоматерь
Особо почитаема на Руси иконопись, изображающая богоматерь с младенцем.
Владимирская Богоматерь

ХII в. Греческий художник – радость материнства, нежное любование своим

ребенком, предвидение мук, ожидающих ее дитя.

БогоматерьОсобо почитаема на Руси иконопись, изображающая богоматерь с младенцем.Владимирская Богоматерь ХII в. Греческий художник – радость материнства,

Слайд 30Иконопись
Мастера: ХI в. – Алимпий, Олисей, Георгий
Самые известные ранние иконы:

«Петр и Павел», «Святой Георгий», «Ангел Золотые Власы», «Богоматерь Владимирская»,

«Богоматерь Оранта», «Спас Нерукотворный».

ИконописьМастера: ХI в. – Алимпий, Олисей, ГеоргийСамые известные ранние иконы: «Петр и Павел», «Святой Георгий», «Ангел Золотые

Слайд 31Народное музыкальное творчество
Обрядовое пение и танцы во время языческих ритуалов,

сопровождавшиеся игрой на различных музыкальных инструментах, о которых можно судить

по фрескам и книжным миниатюрам – это дудки, деревянные рожки, трубы, бубны, гудки, свирели и гусли.
Народное музыкальное творчество Обрядовое пение и танцы во время языческих ритуалов, сопровождавшиеся игрой на различных музыкальных инструментах,

Слайд 32Скоморохи
Носителями народной музыкальной традиции выступали скоморохи – бродячие музыканты, акробаты,

фокусники, танцоры и сказители. Свое искусство скоморохи могли демонстрировать и

на деревенском празднике и при княжеском дворе. Несмотря на усиливавшиеся гонения со стороны церкви они были любимы и популярны во всех слоях древнерусского общества.

СкоморохиНосителями народной музыкальной традиции выступали скоморохи – бродячие музыканты, акробаты, фокусники, танцоры и сказители. Свое искусство скоморохи

Слайд 33Церковно-певческое искусство
Единственным музыкальным инструментом, допускаемым восточным христианством в храме, был

живой человеческий голос.

Церковно-певческое искусствоЕдинственным музыкальным инструментом, допускаемым восточным христианством в храме, был живой человеческий голос.

Слайд 34Особое место в русской музыкальной культуре традиционно занимает колокол. Еще

в языческие времена люди использовали колокольчики для того, чтобы отгонять

злых духов. Перезвон церковных колоколов смирял беса, прославлял Господа, объединял людей во время праздников и бедствий.


Колокола

Особое место в русской музыкальной культуре традиционно занимает колокол. Еще в языческие времена люди использовали колокольчики для

Слайд 35Письменность
До появления на Руси славянской азбуки, во времена язычества

у восточных славян была своя письменность. Известны знаки-символы в виде

рисунков («Черты» - пиктографическое письмо: круг – солнце, волнистая линия – вода, крест - огонь) и зарубок («Резы») на коре или дощечках, а также «русськие письмена» на буквенно-звуковой основе. Болгарский писатель Черноризец Храбр называет славянское письмо «Черты и ризы».
Письменность До появления на Руси славянской азбуки, во времена язычества у восточных славян была своя письменность. Известны

Слайд 36Письменность
О наличии у восточных славян письменных навыков упоминают древнегреческие и

арабские авторы.
922 г. – договор Олега с

Византией – на греческом и русском языках.
1\2 Х в. – Гнездово (под Смоленском) – найден сосуд с надписью «гороухча» (много версий: «горчица», «Горух писал»).

ПисьменностьО наличии у восточных славян письменных навыков упоминают древнегреческие и арабские авторы.   922 г. –

Слайд 37Берестяные грамоты
В 1951 г. в Новгороде найдены берестяные грамоты. Горожане

для записей пользовались не дорогим пергаменом, а берестой. Значительное количество

берестяных грамот найдено археологами при раскопках в Новгороде, Пскове и других городах.
История письменности и образования на Руси связана с распространением христианства.
Берестяные грамотыВ 1951 г. в Новгороде найдены берестяные грамоты. Горожане для записей пользовались не дорогим пергаменом, а

Слайд 38Кирилл и Мефодий
Во второй половине IX в. Болгарские монахи-миссионеры Кирилл

(в миру Константин) и Мефодий создали первую славянскую азбуку для

перевода священных христианских текстов с греческого. Самые ранние сохранившиеся до нашего времени образцы применения этого письма относятся к началу X в. Договор между Византией и Олегом был написан на двух языках — греческом и славянском.

Кирилл и МефодийВо второй половине IX в. Болгарские монахи-миссионеры Кирилл (в миру Константин) и Мефодий создали первую

Слайд 39Кирилл и Мефодий
Существовали две азбуки — глаголица и кириллица. Глаголица

имеет более раннее происхождение и происходит из греческой скорописи VIII-IX

вв., а также древнееврейских и других восточных алфавитов. Вероятно, именно глаголица была создана Кириллом.

Кириллица имеет в своей основе греческое уставное письмо с добавлением нескольких букв. Создавалась она, как считают ученые, учениками Кирилла и Мефодия в конце IX — начале X в. Названа в честь св. Кирилла, оставшегося в памяти славян создателем славянской азбуки.

Кирилл и МефодийСуществовали две азбуки — глаголица и кириллица. Глаголица имеет более раннее происхождение и происходит из

Слайд 40 До появления на Руси арабских цифр (XVI век) для

счета использовались буквы.
Чтобы отличить цифры от букв,

сверху ставился особый знак - ~ - титло (отсюда и пошло слово «число»).
Особым образом записывались числа от 11 до 19: в них вначале писались единицы, а затем – десятки (например, 16 = SI, 18 – NI, 19 – ДI). Остальные числа писались так же, как сейчас: вначале десяток, затем единицы (NД – 54, ЛА = 31).
Чтобы отличать буквы от цифр, на письме с обеих сторон ставились точки.
Знак ‡ обозначал одну тысячу (.‡ АЦГ.= 1903)

Кириллица

До появления на Руси арабских цифр (XVI век) для счета использовались буквы.   Чтобы отличить

Слайд 41Центры образования
Центрами образования в Древней Руси были монастыри (в первую

очередь Киево-Печерская обитель). При них создавались школы, в них переписывались

книги и возникали библиотеки.
Центры образованияЦентрами образования в Древней Руси были монастыри (в первую очередь Киево-Печерская обитель). При них создавались школы,

Слайд 42Переписка книг. Первая библиотека.
При Владимире Святом начали переводиться и переписываться

книги. Его сын Ярослав Мудрый возвел это дело в ранг

государственного. В построенном при нем Софийском соборе в Киеве создали мастерскую по переписке книг и книгохранилище при ней – библиотеку.

Переписка книг. Первая библиотека.При Владимире Святом начали переводиться и переписываться книги. Его сын Ярослав Мудрый возвел это

Слайд 43Грамотность
До принятия христианства умеющих читать и писать на Руси

было мало, но с 988 г. грамотность начала быстро распространяться.

Грамотным было духовенство, выучились писать князья, многие бояре и горожане.
Учить на Руси в школах стали при Владимире I. Ярослав Мудрый повелел создавать школы для мальчиков «из лучших людей» и поповичей. Первую в средневековой Европе школу для девочек основала сестра Владимира Мономаха Янка, монахиня Андреевского монастыря. В школе учили писать, считать и читать. Княжеских детей обучали дома.
Специального образования не существовало. Зодчие, художники, военные, врачи учились на практике.
Грамотность До принятия христианства умеющих читать и писать на Руси было мало, но с 988 г. грамотность

Слайд 44Древнерусская литература
Всю древнерусскую литературу можно разделить на переводную и оригинальную.

Выбор переводных книг был обусловлен религиозным влиянием. Священное Писание (Библия)

и Священное Предание — произведения Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского, Ефрема Сирина и других отцов церкви — были необходимы для распространения и укрепления христианства.

Древнерусская литератураВсю древнерусскую литературу можно разделить на переводную и оригинальную. Выбор переводных книг был обусловлен религиозным влиянием.

Слайд 45Первые книги на Руси
С принятием христианства в X в. началась

история русской литературы, складывался единый древнерусский язык.
Первые книги были

рукописными, написанными на пергамене (выделанная кожа) с помощью чернил или киновари (красная краска из минералов) гусиными перьями. Переплет наиболее ценных (как, например, «Остромирова Евангелия» XI в. и «Мстиславова Евангелия» XII в.) оковывался серебром и золотом, украшался драгоценными камнями и финифтью (эмалью).
Высокая стоимость книг делала их доступными только для высших слоев общества.
Первые книги на РусиС принятием христианства в X в. началась история русской литературы, складывался единый древнерусский язык.

Слайд 46Летописи
летописи – хронологические записи с основными датами, событиями, героями, воспоминаниями

очевидцев. Занимались этим обученные монахи либо по своей воле, либо

по поручению князя.

Летописи: общерусские и местные

Дошли до нас в более поздних списках

Авторы – чаще всего монахи. Писали по повелению князя или епископа или по благословению настоятеля монастыря. Каждый летописец по традиции начинал повествование с глубокой древности и затем переходил к событиям последних лет.

Летопись – погодная запись событий («год» - «лето»)- историческое повествование, в котором события расположены по определенным годам. В Европе – хроники, анналы.

Летописилетописи – хронологические записи с основными датами, событиями, героями, воспоминаниями очевидцев. Занимались этим обученные монахи либо по

Слайд 47"Повесть временных лет"
«Се повести временных лет, откуда есть пошла земля

русская, кто в Киеве начал править первее и откуда Русская

земля стала есть»:
подробный рассказ о расселении славянских народов,
о нравах и обычаях разных племен,
легенда о призвании варягов.
рассказ о деяниях первых князей,
повествование о разных русских городах ,
о принятии христианства.
Нестор монах Киево-Печерского монастыря, человек образованный, владеющий несколькими иностранными языками…




условное название общерусского летописного свода,
составленного во втором десятилетии XII века
монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.

Нестор закончил свой труд, доведя повествование
до современных ему событий первого десятилетия XII века.
"Повесть временных лет" легла в основу большинства дошедших
до нас русских летописных сборников XIV-XVI веков.


Слайд 48Оригинальная древнерусская литература
Самым известным литературным памятником домонгольской Руси является

«Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Автор призывает к

единству русских земель, выступает против усобиц. Его называют эпической поэмой, исторической повестью, политическим трактатом — в нем сплелись все жанры древнерусской литературы.
Оригинальная древнерусская литература Самым известным литературным памятником домонгольской Руси является «Слово о полку Игореве» (конец XII в.).

Слайд 50Жития святых
жития (агиография) – жизнеописания духовных и светских лиц, канонизированных

(признанных святыми) христианской церковью («Житие Бориса и Глеба», «Житие Феодосия

Печерского», «Житие Антония Печерского»).

Жития святыхжития (агиография) – жизнеописания духовных и светских лиц, канонизированных (признанных святыми) христианской церковью («Житие Бориса и

Слайд 51Поучения
«слова» («поучения») — произведения, относящиеся к риторическому жанру.
«Слово

о Законе и Благодати» митрополита Илариона, обосновывающее значимость принятия христианства

и прославляющее Русскую землю и князей.
«Поучение Владимира Мономаха» (политическое и нравственное завещание великого князя) можно отнести к нравоучительной риторике.

Поучения«слова» («поучения») — произведения, относящиеся к риторическому жанру. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, обосновывающее значимость

Слайд 52Хождения
хождения («хожения») — рассказывали о путешествиях, христианских святынях, достопримечательностях, природе,

обычаях других стран («Хожение игумена Даниила в Палестину»).

Хожденияхождения («хожения») — рассказывали о путешествиях, христианских святынях, достопримечательностях, природе, обычаях других стран («Хожение игумена Даниила в

Слайд 53Летосчисление
Система счета больших промежутков времени
На Руси в древности – до

1700 г.
византийская система
от сотворения мира
5508

лет до Рождества Христова

С 988 г. до конца ХV в.

мартовские годы

С конца ХV в. –

сентябрьские годы

Вычисления:
С 1 января до 31 августа – 5508 лет;
С 1 сентября до 31 декабря – 5509 лет.

ЛетосчислениеСистема счета больших промежутков времениНа Руси в древности – до 1700 г.     византийская

Слайд 54Развитие ремесла
В этот период – более 60 специальностей


Кузнечное дело.
Замки из

40 деталей – пользовались спросом даже в Европе.
Самозатачивающиеся ножи (из

3 металлических пластин).
Литье колоколов.


Гончарное ремесло.
Производство многоцветной керамики: посуды, кирпич, плитки для декора.
Орнамент – линейно-волнистый.



Производство стекла.
Стеклянные браслеты. Секреты были утеряны после нашествия монголо-татар.

Ремесло ?

Развитие ремеслаВ этот период – более 60 специальностейКузнечное дело.Замки из 40 деталей – пользовались спросом даже в

Слайд 55Деревообработка
Резьба по дереву:
Посуда (ложки, чашки, ковши)
Наличники, коньки на крыше
Корабли (нос

и корма)
Узорная мебель
Игрушки


ДеревообработкаРезьба по дереву:Посуда (ложки, чашки, ковши)Наличники, коньки на крышеКорабли (нос и корма)Узорная мебельИгрушки

Слайд 56Резьба по камню
Иконы
Плиты (рельефы)

Резьба по камню ИконыПлиты (рельефы)

Слайд 58Ювелирное ремесло
Украшения: колты (подвески к головному убору, полые внутри –

пахучие травы, ароматизированные вещи), бармы (роскошные оплечья), медальоны, кресты, перстни,

широкие браслеты, ожерелья, диадемы, оклады книг…
Техники: литье, чеканка, зернь, скань, чернь, разные виды эмали, резьба, гравировка.

Ювелирное ремесло Украшения: колты (подвески к головному убору, полые внутри – пахучие травы, ароматизированные вещи), бармы (роскошные

Слайд 59Зернь – покрытие ювелирного изделия миниатюрными металлическими шариками ( до

0,5 мм в диаметре)

Зернь – покрытие ювелирного изделия миниатюрными металлическими шариками ( до 0,5 мм в диаметре)

Слайд 60Чернь –
черные или темно-серые изображения, нанесенные на металл (золото,

серебро) путем гравировки и заполнения штрихов так называемым черным сплавом

(серебро, медь, сера…).
Чернь – черные или темно-серые изображения, нанесенные на металл (золото, серебро) путем гравировки и заполнения штрихов так

Слайд 61Эмаль –
особый сплав стекла, окрашенный в различные цвета окислами

металлов (прозрачные и непрозрачные)

Эмаль – особый сплав стекла, окрашенный в различные цвета окислами металлов (прозрачные и непрозрачные)

Слайд 62Скань –
ажурный узор, выполненный из тонкой золотой или серебряной

проволоки, скрученной из двух нитей.

Скань – ажурный узор, выполненный из тонкой золотой или серебряной проволоки, скрученной из двух нитей.

Слайд 63Оружейное дело
Производство кольчуг, колющих мечей, сабель.
ХII в. – появление арбалетов

(арбалет – стальной лук, укрепленный на деревянном станке, тетива натягивалась

воротом.

Оружейное делоПроизводство кольчуг, колющих мечей, сабель.ХII в. – появление арбалетов (арбалет – стальной лук, укрепленный на деревянном

Слайд 65Вывод
Ремесло Киевской Руси было очень развито и находилось на высокой

ступени развития, изделия русских ремесленников находили широкий спрос по всей

Европе.

ВыводРемесло Киевской Руси было очень развито и находилось на высокой ступени развития, изделия русских ремесленников находили широкий

Слайд 66Проверь себя

Живопись по сырой штукатурке - _______________
Изображение

святых на деревянной доске - ________
Погодная запись событий

- _____________________
Славянская азбука - ____________________________
Первые русские иконы: _________________________
Формула архитектуры: __________________________
Книжная иллюстрация - _________________________
«Гардарика» - __________________________________
Пример литературы Древней Руси - _______________
Проверь себяЖивопись по сырой штукатурке - _______________   Изображение святых на деревянной доске - ________

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика