Слайд 1Культура
Культура – это социально значимый опыт, накопленный человечеством и передаваемый
из поколения в поколение, при этом постоянно изменяющийся. Она включает
в себя традиции и обычаи, нормы, идеалы.
Слайд 2От лат. Cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание
Слайд 3Культура
Ценности,
унаследованные от прошлого
Вклад современников
Заимствования у
других народов
Слайд 4Культура
Совокупность
материальных и духовных ценностей
Материальные ценности:
Техника производства
Технологии
Ремесло
Орудия труда
Предметы быта
Духовные ценности:
Идеология
Наука
Образование
Литература
искусство
Слайд 5Искусство – художественное творчество
Пространственные
Временные
Архитектура
Декоративно-прикладное искусство
Изобразительное искусство (живопись, скульптура)
Музыка
Театр
Танцы
Кинематограф
Телевидение
Слайд 6Бессилие и страх человека перед таинственными явлениями природы
Неумение древнего человека
найти естественное объяснение явлениям природы
Человек стал связывать явления природы с
некими невидимыми всемогущими сверхъестественными силами
Складывание пантеона языческих богов у восточных славян
Выделение прослойки языческих жрецов (волхвов)
Создание капищ с идолами
Вера восточных славян в существование злых и добрых духов (домовых, русалок, леших, водяных, упырей, берегинь, кикимор, вурдалаков)
Ритуальные праздники, жертвоприношения, магические заклинания, ношение амулетов
Сварог (бог неба и огня)
Перун
(бог грома и молнии)
Даждьбог (бог солнца)
Стрибог (бог ветра)
Род
(бог плодородия и семей)
Макошь (богиня земли,
покровительница женщин)
Культура восточных славян
Язычество
Зарождение веры в природных духов и богов (язычество)
Слайд 7
Языческие обряды
Капище – круглое языческое святилище на холме («капь» -
идол – изображение бога из глины, камня, дерева); место для
костров; требище – место для принятия жертвенной пищи;
жрецы – волхвы (кудесники)– совершали обряды, изготовляли идолов, произносили языческие заклинания…
погребальный обряд – с покойником клалось все необходимое для загробной жизни – зажигали священный костер – делали погребальную насыпь - курган, проводили тризну – поминки.
Слайд 8
ее синкретический (смешанный) характер. Она сочетала в себе элементы
культур различных этносов, участвовавших в формировании древнерусского общества;
традиционализм и
консерватизм. Это была культура, преимущественно обращенная в прошлое, именно там находившая большую часть своих идеалов и ценностей;
религиозный характер. Культура Киевской Руси опиралась на многовековую историю развития восточнославянского язычества. При этом испытывала все усиливавшееся влияние византийской христианской традиции;
анонимность. Мы не знаем авторов подавляющего числа культурных памятников Древней Руси. Это связано не только с тем, что от средневековья нас отделяет несколько столетий, но и с тем, что христианское мировоззрение расценивало смертного автора как инструмент в «руце Божьей». Анонимность в данной ситуации являлась естественным проявлением «страха Божьего» и смирения.
Особенности древнерусской культуры
Слайд 9Устное народное творчество Киевской Руси
Песни и пляски на праздновании Коляды
и Купалы, Масленицы, русалиях.
Причитания во время поминального обряда («плач»).
Бытовые пословицы
(«Не погнетши пчел, меду не едать»).
Исторические пословицы («Погибли аки обры»).
Загадки (этот жанр создавался не для развлечения, а как тайный иносказательный язык, понятный далеко не всем).
Слайд 10Были и былины. Былины — героические сказания о защитниках родной
земли от врагов. Народные сказители воспевают подвиги Ильи Муромца, Добрыни
Никитича, Алеши Поповича, Вольги, Микулы Селяниновича и других былинных богатырей (всего в былинах действуют более 50 главных героев). К ним обращают они свой призыв: «Вы постойте-тко за веру, за отечество, вы пос-тойте-тко за славный стольный Киев-град!» Интересно, что в былинах мотив защиты отечества дополнен мотивом защиты христианской веры. В основу былин легли устные предания и песни, которые были записаны много веков спустя после их появления.
Слайд 11Сказки.
Местные сказания.
Заговоры, заклинания
Слайд 12Славянский поселок:
Селища (неогороженные поселения), городища (огороженные поселения)
Расположение (лес, река, или
место слияния рек, холм…)
Жилища – полуземлянки, столбовые постройки, бревенчатые избы,
огорожены забором из кольев.
Русь – страна городов («Гардарика»). Город:
военный центр
центр
ремесла и торговли
Администра-
тивный центр
церковный центр
центр культуры
Структура города:
Укрепленная часть города – детинец, кремль, кром; ров с водой
«Посад» - торгово-ремесленное поселение, состоит из слобод
«Торг» («торжище») – рыночная площадь
Местоположение: у реки в междуречье, на пересечении торговых путей, на холмах.
Функции города:
Слайд 13Занятия и быт
Земледелие
Торговля
Охота, рыболовство, бортничество
Слайд 14Архитектура – искусство проектировать и строить сооружения и их комплексы
в соответствии с их назначением, современными техническими возможностями, эстетическими воззрениями
общества.
Ветрувий
(архитектурные особенности, пропорции, вовлеченность в окружающий ландшафт, единение с природой)
(точные расчеты общих габаритов, толщины стен, формата камней или кирпичей, радиусов арок; использование различных материалов, конструкций, приемов и технологий)
В настоящее время известны 150 памятников архитектуры домонгольского периода.До конца Х века на Руси не было монументального каменного строительства, постройки были деревянные или деревянно-земляные.
Материал для
строительства:
Дерево (+: много лесов; легко поддается обработке; быстрое строительство; легко разобрать и перевезти на другое место; гигиеничность – дышит зимой, в прохладное время – тепло, летом – прохладно; - - влага, огонь).
Плинфа – тонкий плиткообразный плоский большой кирпич (40 х 40 х 3 см) + раствор (известь, песок, толченый кирпич).
Камень: серый известняк (Новгород), белый известняк (Владимир, Суздаль).
Кирпич (глина, песок, вода) 30 х 14 х 7 см
Формула архитектуры:
Архитектура Древней Руси.
Слайд 15Первые деревянные церкви:
церковь Ильи в Киеве,
собор в Ростове,
Церковь Бориса
и Глеба в Вышгороде,
13-главая деревянная София Новгородская.
Первые известные мастера-древодели (зодчие):
Миронег
(нач. ХI в.), Ждан-Никола (конец ХI в.).
Слайд 16купол
барабан
закомара
пилястра
аркатурный пояс
Архитектурные детали
Слайд 17Закладка Десятинной церкви в Киеве в 989 г.
Слайд 18Каменные сооружения:
конец Х в. – 25-главая Десятинная церковь в Киеве
в честь Богородицы
1037 г. – Софийский собор в г. Киеве
– 13 куполов
Золотые ворота в Киеве.
Церковь Спаса на Нередице в Новгороде
Храм Святой Софии в Новгороде
Золотые ворота во Владимире
Успенский собор во Владимире
Дмитровский собор во Владимире
Остатки светского дворца князя Андрея в Боголюбове
Церковь Покрова на Нерли
Соборы в Переяславле-Залесском, Суздале, Юрьеве-Польском.
Русские мастера внесли в каменное строительство элементы национального деревянного зодчества: многоглавие, пирамидальность, башенность.
Слайд 19«Что слово сообщает через слух, то живопись показывает молча, через
изображение».
Слайд 20 Фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке.
Требует быстроты и точности
в работе. Зависит от качества штукатурки (известь + вода). Известь готовили тщательно: в течение лета ее денно и нощно мыли, меняя воду каждые 5-6 часов, зимой выдерживали на морозе, а весной снова мыли; цель – вывести «емчугу» - светлый налет, который мог проступить на поверхности штукатурки и испортить фрески.
Красками для фрески служили мелко растертые цветные глины и камни, растворенные в известковой воде. Писать – только пока не высохла штукатурка, иначе краска плохо впитывалась в грунт, приходилось высохшую штукатурку сбивать и начинать сначала.
Недостаток: со временем известь частично съедает цвет, и фрески выглядят поблекшими.
Живопись
в Древней Руси
Фреска
Слайд 21 Мозаика – изображение или узор, выполненный из кусочков камня,
мрамора, керамики, смальты. Очень сложная и дорогостоящая техника.
Только 5 древнерусских
храмов были украшены мозаикой, и лишь в одном (Киевской Софии) она сохранилась.
Сырье: смальта (цветное стекло) – выплавляли в специальных мастерских. В стеклянную массу добавляли окислы различных металлов, чтобы придать смальте окраску.
Техника: стены и своды метр за метром в несколько слоев покрывали цементирующим раствором. Поверх него наносили рисунок, по которому мастера вдавливали в раствор кусочки смальты (1 кв.дм = 400 кусочков).
Самое ценное качество мозаики – светоносность. В дневное время лучи солнца, проникая через окна в храм, зажигали мозаику и она искрилась всеми цветами радуги. У смальты Софии Киевской 177 оттенков различных цветов (34 – зеленого, 25 – коричневого, 23 – желтого, 21 – синего, 25 – золотого).
Во время вечернего богослужения при мерцающем свете лампад и свечей мозаики горели мистическим огнем. Эффект «оживания» изображения.
Богоматерь Оранта. Мозаика Софийского собора в Киеве. ХI в.
Слайд 22Миниатюра – от лат. мinium – красная краска, которой расцвечивали
рукописи.
Миниатюра
= книжная иллюстрация.
Миниатюры писали художники на свободных от текста листах книги кистью и красками. Чаще всего это были портреты заказчиков или авторов книги (евангелистов), иллюстрации к тексту.
Сильное влияние иконописи. Меньшие размеры (по сравнению с иконами) требовали большей тонкости художественного исполнения. Книги, содержащие множество миниатюр, назывались лицевыми и особенно ценились.
Слайд 23 Иконопись – с греч. – «изображение, образ» (на Руси
– «образа») – изображения ликов святых на деревянных досках.
Предмет культа, поклонения.
Первые на Руси иконы написали греческими мастерами.
Развешивались по стенам, углам, составлялись в иконостасе. В домах – в красном углу. У развилок дорог, у колодцев, на воротах при въезде в город. Нельзя «купить» - только «выменять на деньги». Нельзя по ветхости уничтожать --- закопать, пустить по воде.
Слайд 24
Изображения святых
Христианское имя при крещении покровительство святого.
Покровительство различным категориям населения:
Мерные
иконы (в рост родившегося царевича + образ святого-покровителя)
Св. Георгий –
воинам и земледельцам
Параскева Пятница – торговцам и купцам
Николай – плотникам, строителям, путешественникам, купцам
Федор Тирон – колодцам
Святой Христофор – хранит от эпидемий, от мора
Козьма, Демьян – кузнецам, лекарям
Фрол, Лавр – коневодам…
Слайд 25Иконопись
Иконопись – работа сложная и трудоемкая
Плотник :
а) Дерево: липа (мало
сучков), сосна, ель, лиственница.
б) Долго (несколько лет) высушивали.
в) Выглаживали топором.
г)
Вырезали ковчег – неглубокую прямоугольную выемку.
д) На тыльной стороне – поперечные пазы + шпонки (брусочки) – чтобы не коробилась.
Слайд 26Иконопись
Иконописец:
а) Холстина (паволока) наклеивалась на лицевую сторону, защищала живопись от
трещин на дереве.
б) Левкас – грунт – рыбий клей +
толченый мел
в) Полировка пемзой, медвежьим зубом, хвощем – до блеска
г) Краска – темпера: яичный желток + красочный пигмент – цветные глины и минералы. Сочные, звучные цвета – на века.
Слайд 27Иконопись
Требования к иконописцу: должен
быть праведником (писание икон – богоугодное дело),
иметь талант художника и знания богослова. Не допускались женщины и еретики.
«Стоглав»: «подобает бо бытии живописцу смирну и кротку, благоговейну, не празднослову, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьяницы, не убийцы, но же всего хранити чистоту душевную и телесную со всяким опасением… в посте же и молитве пребывати…»
Слайд 28Иконопись
Перед началом работы над иконой художник постился, воздерживался от хмельного,
накануне ходил в баню, облачался в чистую рубаху. Приступая к
работе, иконописец возносил молитву Богу, испрашивая у него благодати на труды свои.
Артели художников, получая заказ , распределяли работу между собой. Порядок работы: набросок обугленной лучиной общей композиции, подмастерья золотили фоны и нимбы, элементы пейзажа, одежды святых; в последнюю очередь – лики, руки, ноги святых. Покрывали олифой – конопляным маслом: живой блеск, защита от пыли и сырости. Несколько месяцев – на свет – сохнуть. Через 60-80 лет потемнение иконы – черная доска: несколько новых слоев – расчистка икон.
Слайд 29Богоматерь
Особо почитаема на Руси иконопись, изображающая богоматерь с младенцем.
Владимирская Богоматерь
ХII в. Греческий художник – радость материнства, нежное любование своим
ребенком, предвидение мук, ожидающих ее дитя.
Слайд 30Иконопись
Мастера: ХI в. – Алимпий, Олисей, Георгий
Самые известные ранние иконы:
«Петр и Павел», «Святой Георгий», «Ангел Золотые Власы», «Богоматерь Владимирская»,
«Богоматерь Оранта», «Спас Нерукотворный».
Слайд 31Народное музыкальное творчество
Обрядовое пение и танцы во время языческих ритуалов,
сопровождавшиеся игрой на различных музыкальных инструментах, о которых можно судить
по фрескам и книжным миниатюрам – это дудки, деревянные рожки, трубы, бубны, гудки, свирели и гусли.
Слайд 32Скоморохи
Носителями народной музыкальной традиции выступали скоморохи – бродячие музыканты, акробаты,
фокусники, танцоры и сказители. Свое искусство скоморохи могли демонстрировать и
на деревенском празднике и при княжеском дворе. Несмотря на усиливавшиеся гонения со стороны церкви они были любимы и популярны во всех слоях древнерусского общества.
Слайд 33Церковно-певческое искусство
Единственным музыкальным инструментом, допускаемым восточным христианством в храме, был
живой человеческий голос.
Слайд 34Особое место в русской музыкальной культуре традиционно занимает колокол. Еще
в языческие времена люди использовали колокольчики для того, чтобы отгонять
злых духов. Перезвон церковных колоколов смирял беса, прославлял Господа, объединял людей во время праздников и бедствий.
Колокола
Слайд 35Письменность
До появления на Руси славянской азбуки, во времена язычества
у восточных славян была своя письменность. Известны знаки-символы в виде
рисунков («Черты» - пиктографическое письмо: круг – солнце, волнистая линия – вода, крест - огонь) и зарубок («Резы») на коре или дощечках, а также «русськие письмена» на буквенно-звуковой основе. Болгарский писатель Черноризец Храбр называет славянское письмо «Черты и ризы».
Слайд 36Письменность
О наличии у восточных славян письменных навыков упоминают древнегреческие и
арабские авторы.
922 г. – договор Олега с
Византией – на греческом и русском языках.
1\2 Х в. – Гнездово (под Смоленском) – найден сосуд с надписью «гороухча» (много версий: «горчица», «Горух писал»).
Слайд 37Берестяные грамоты
В 1951 г. в Новгороде найдены берестяные грамоты. Горожане
для записей пользовались не дорогим пергаменом, а берестой. Значительное количество
берестяных грамот найдено археологами при раскопках в Новгороде, Пскове и других городах.
История письменности и образования на Руси связана с распространением христианства.
Слайд 38Кирилл и Мефодий
Во второй половине IX в. Болгарские монахи-миссионеры Кирилл
(в миру Константин) и Мефодий создали первую славянскую азбуку для
перевода священных христианских текстов с греческого. Самые ранние сохранившиеся до нашего времени образцы применения этого письма относятся к началу X в. Договор между Византией и Олегом был написан на двух языках — греческом и славянском.
Слайд 39Кирилл и Мефодий
Существовали две азбуки — глаголица и кириллица. Глаголица
имеет более раннее происхождение и происходит из греческой скорописи VIII-IX
вв., а также древнееврейских и других восточных алфавитов. Вероятно, именно глаголица была создана Кириллом.
Кириллица имеет в своей основе греческое уставное письмо с добавлением нескольких букв. Создавалась она, как считают ученые, учениками Кирилла и Мефодия в конце IX — начале X в. Названа в честь св. Кирилла, оставшегося в памяти славян создателем славянской азбуки.
Слайд 40 До появления на Руси арабских цифр (XVI век) для
счета использовались буквы.
Чтобы отличить цифры от букв,
сверху ставился особый знак - ~ - титло (отсюда и пошло слово «число»).
Особым образом записывались числа от 11 до 19: в них вначале писались единицы, а затем – десятки (например, 16 = SI, 18 – NI, 19 – ДI). Остальные числа писались так же, как сейчас: вначале десяток, затем единицы (NД – 54, ЛА = 31).
Чтобы отличать буквы от цифр, на письме с обеих сторон ставились точки.
Знак ‡ обозначал одну тысячу (.‡ АЦГ.= 1903)
Кириллица
Слайд 41Центры образования
Центрами образования в Древней Руси были монастыри (в первую
очередь Киево-Печерская обитель). При них создавались школы, в них переписывались
книги и возникали библиотеки.
Слайд 42Переписка книг. Первая библиотека.
При Владимире Святом начали переводиться и переписываться
книги. Его сын Ярослав Мудрый возвел это дело в ранг
государственного. В построенном при нем Софийском соборе в Киеве создали мастерскую по переписке книг и книгохранилище при ней – библиотеку.
Слайд 43Грамотность
До принятия христианства умеющих читать и писать на Руси
было мало, но с 988 г. грамотность начала быстро распространяться.
Грамотным было духовенство, выучились писать князья, многие бояре и горожане.
Учить на Руси в школах стали при Владимире I. Ярослав Мудрый повелел создавать школы для мальчиков «из лучших людей» и поповичей. Первую в средневековой Европе школу для девочек основала сестра Владимира Мономаха Янка, монахиня Андреевского монастыря. В школе учили писать, считать и читать. Княжеских детей обучали дома.
Специального образования не существовало. Зодчие, художники, военные, врачи учились на практике.
Слайд 44Древнерусская литература
Всю древнерусскую литературу можно разделить на переводную и оригинальную.
Выбор переводных книг был обусловлен религиозным влиянием. Священное Писание (Библия)
и Священное Предание — произведения Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского, Ефрема Сирина и других отцов церкви — были необходимы для распространения и укрепления христианства.
Слайд 45Первые книги на Руси
С принятием христианства в X в. началась
история русской литературы, складывался единый древнерусский язык.
Первые книги были
рукописными, написанными на пергамене (выделанная кожа) с помощью чернил или киновари (красная краска из минералов) гусиными перьями. Переплет наиболее ценных (как, например, «Остромирова Евангелия» XI в. и «Мстиславова Евангелия» XII в.) оковывался серебром и золотом, украшался драгоценными камнями и финифтью (эмалью).
Высокая стоимость книг делала их доступными только для высших слоев общества.
Слайд 46Летописи
летописи – хронологические записи с основными датами, событиями, героями, воспоминаниями
очевидцев. Занимались этим обученные монахи либо по своей воле, либо
по поручению князя.
Летописи: общерусские и местные
Дошли до нас в более поздних списках
Авторы – чаще всего монахи. Писали по повелению князя или епископа или по благословению настоятеля монастыря. Каждый летописец по традиции начинал повествование с глубокой древности и затем переходил к событиям последних лет.
Летопись – погодная запись событий («год» - «лето»)- историческое повествование, в котором события расположены по определенным годам. В Европе – хроники, анналы.
Слайд 47"Повесть временных лет"
«Се повести временных лет, откуда есть пошла земля
русская, кто в Киеве начал править первее и откуда Русская
земля стала есть»:
подробный рассказ о расселении славянских народов,
о нравах и обычаях разных племен,
легенда о призвании варягов.
рассказ о деяниях первых князей,
повествование о разных русских городах ,
о принятии христианства.
Нестор монах Киево-Печерского монастыря, человек образованный, владеющий несколькими иностранными языками…
условное название общерусского летописного свода,
составленного во втором десятилетии XII века
монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.
Нестор закончил свой труд, доведя повествование
до современных ему событий первого десятилетия XII века.
"Повесть временных лет" легла в основу большинства дошедших
до нас русских летописных сборников XIV-XVI веков.
Слайд 48Оригинальная древнерусская литература
Самым известным литературным памятником домонгольской Руси является
«Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Автор призывает к
единству русских земель, выступает против усобиц. Его называют эпической поэмой, исторической повестью, политическим трактатом — в нем сплелись все жанры древнерусской литературы.
Слайд 50Жития святых
жития (агиография) – жизнеописания духовных и светских лиц, канонизированных
(признанных святыми) христианской церковью («Житие Бориса и Глеба», «Житие Феодосия
Печерского», «Житие Антония Печерского»).
Слайд 51Поучения
«слова» («поучения») — произведения, относящиеся к риторическому жанру.
«Слово
о Законе и Благодати» митрополита Илариона, обосновывающее значимость принятия христианства
и прославляющее Русскую землю и князей.
«Поучение Владимира Мономаха» (политическое и нравственное завещание великого князя) можно отнести к нравоучительной риторике.
Слайд 52Хождения
хождения («хожения») — рассказывали о путешествиях, христианских святынях, достопримечательностях, природе,
обычаях других стран («Хожение игумена Даниила в Палестину»).
Слайд 53Летосчисление
Система счета больших промежутков времени
На Руси в древности – до
1700 г.
византийская система
от сотворения мира
5508
лет до Рождества Христова
С 988 г. до конца ХV в.
мартовские годы
С конца ХV в. –
сентябрьские годы
Вычисления:
С 1 января до 31 августа – 5508 лет;
С 1 сентября до 31 декабря – 5509 лет.
Слайд 54Развитие ремесла
В этот период – более 60 специальностей
Кузнечное дело.
Замки из
40 деталей – пользовались спросом даже в Европе.
Самозатачивающиеся ножи (из
3 металлических пластин).
Литье колоколов.
Гончарное ремесло.
Производство многоцветной керамики: посуды, кирпич, плитки для декора.
Орнамент – линейно-волнистый.
Производство стекла.
Стеклянные браслеты. Секреты были утеряны после нашествия монголо-татар.
Ремесло ?
Слайд 55Деревообработка
Резьба по дереву:
Посуда (ложки, чашки, ковши)
Наличники, коньки на крыше
Корабли (нос
и корма)
Узорная мебель
Игрушки
Слайд 56Резьба по камню
Иконы
Плиты (рельефы)
Слайд 58Ювелирное ремесло
Украшения: колты (подвески к головному убору, полые внутри –
пахучие травы, ароматизированные вещи), бармы (роскошные оплечья), медальоны, кресты, перстни,
широкие браслеты, ожерелья, диадемы, оклады книг…
Техники: литье, чеканка, зернь, скань, чернь, разные виды эмали, резьба, гравировка.
Слайд 59Зернь – покрытие ювелирного изделия миниатюрными металлическими шариками ( до
0,5 мм в диаметре)
Слайд 60Чернь –
черные или темно-серые изображения, нанесенные на металл (золото,
серебро) путем гравировки и заполнения штрихов так называемым черным сплавом
(серебро, медь, сера…).
Слайд 61Эмаль –
особый сплав стекла, окрашенный в различные цвета окислами
металлов (прозрачные и непрозрачные)
Слайд 62Скань –
ажурный узор, выполненный из тонкой золотой или серебряной
проволоки, скрученной из двух нитей.
Слайд 63Оружейное дело
Производство кольчуг, колющих мечей, сабель.
ХII в. – появление арбалетов
(арбалет – стальной лук, укрепленный на деревянном станке, тетива натягивалась
воротом.
Слайд 65Вывод
Ремесло Киевской Руси было очень развито и находилось на высокой
ступени развития, изделия русских ремесленников находили широкий спрос по всей
Европе.
Слайд 66Проверь себя
Живопись по сырой штукатурке - _______________
Изображение
святых на деревянной доске - ________
Погодная запись событий
- _____________________
Славянская азбука - ____________________________
Первые русские иконы: _________________________
Формула архитектуры: __________________________
Книжная иллюстрация - _________________________
«Гардарика» - __________________________________
Пример литературы Древней Руси - _______________