Слайд 1РОЛЕВАЯ ПРИРОДА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Слайд 2ВИДЫ КОНСУЛЬТАНТОВ:
Консультант по ресурсам
Консультант по процессу
Пропагандист (агитатор)
Технический эксперт (специалист)
Посредник
Инструктор (преподаватель)
Помощник в решении проблем
Стратег
Рефлексолог
Специалист - источник информации
Инструктор
Участник совместного решения
проблем
Определитель альтернатив
Искатель фактов
Советник
Объективный наблюдатель
Слайд 3КОНСУЛЬТАНТ ПО РЕСУРСАМ
Помогает клиенту, предоставляя ему свой технический опыт и
умения и делая что-либо для него и от его имени:
поставляет
информацию;
диагностирует организацию;
изучает степень осуществимости предложения;
разрабатывает новую систему;
обучает персонал новым методам;
рекомендует организационные и другие изменения;
предлагает замечания по новому проекту, предусмотренному руководством, и т.д.
Слайд 4Руководство сотрудничает с консультантом по ресурсам, но при этом может
ограничиться:
предоставлением информации по требованию,
обсуждением достигнутого прогресса,
принятием или
отклонением предложения и просьбой о дальнейших консультациях по осуществлению проекта.
Руководство не предполагает, что консультант широко касался социальных и поведенческих аспектов процесса изменений, хотя он и должен знать об этих аспектах.
Консультант по ресурсам старается предложить клиенту, что изменять.
Слайд 5КОНСУЛЬТАНТ ПО ПРОЦЕССУ
Консультант концентрируется в основном на межличностной и межгрупповой
динамике, влияющей на процесс решения проблемы и изменений, и должен
собрать все свои навыки и умения, чтобы помочь клиенту.
Особенности этой роли:
метод сотрудничества,
консультант пытается научить организацию решать проблемы, знакомя ее с организационными процессами, их вероятными последствиями и методами вмешательства для стимулирования изменений,
консультант предлагает свои методы, подходы и оценки организации-клиенту, чтобы она сама могла проводить диагностику и устранить собственные проблемы,
предлагает как изменять,
помогает клиенту пережить процесс изменений и решить проблемы человеческих отношений по мере их возникновения.
В этой роли важной функцией консультанта является обеспечение обратной связи.
Слайд 6ПРОПАГАНДИСТ (АГИТАТОР)
В роли пропагандиста консультант пытается влиять на клиента.
Особенности
этой роли:
он защищает или «продает» организации систему планируемых изменений
исполняется до
начала всей работы.
Слайд 7Имеются два совершенно разных типа пропаганды:
1) позиционная («контактная») — роль, при
которой консультант пытается воздействовать на клиента, чтобы он выбрал определенные
ценности, принял определенное решение;
2) методологическая — роль, при которой консультант воздействует на клиента, чтобы он активно решал проблемы и использовал для этого определенные методы.
Слайд 8ТЕХНИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРТ (СПЕЦИАЛИСТ)
Роль, при которой консультант, посредством специальных знаний,
умений и профессионального опыта оказывает особые услуги клиенту.
Слайд 9Особенности этой роли:
клиент в основном отвечает за определение целей консультирования,
консультант выполняет директивную роль, пока клиент не примет какой-либо подход.
требует от консультанта существенных знаний.
консультант воспринимается как специалист по организации процесса внедрения изменений в группе, т.е. как неформальный руководитель. Выступая в этой роли, консультант должен направлять работу группы и фактически руководить ей, чтобы добиться качественного результата.
выполняется в организациях с демократическим стилем управления, где первый руководитель способен воспринять конструктивную критику со стороны своих подчиненных и передать часть своих полномочий консультанту.
Слайд 10ПОСРЕДНИК
Роль, в которой консультант выступает «буфером» между высшим руководством фирмы
и сотрудниками, т.к. многие решения непосредственно отражаются на работниках организации
и затрагивают их интересы.
Особенности этой роли:
в процессе сотрудничества с консультантом высшее руководство компании-клиента формулирует свои намерения в отношении будущего организации и свои представления о ее целях.
консультант воспринимается персоналом более спокойно.
Слайд 11ИНСТРУКТОР (ПРЕПОДАВАТЕЛЬ)
Роль направлена на организацию периодического или постоянного инструктажа или
обучения в пределах «системы клиента» когда решение проблемы требует новых
навыков или действий.
Слайд 12Особенности этой роли:
необходимо, чтобы консультант обладал навыками преподавателя-методиста и умел
развивать потенциальные возможности других,
некоторые только издают учебный материал, а компании
сами используют его с учетом особенностей организации,
в других компаниях консультанты сами участвуют в процессе внедрения изменений и обучают сотрудников компании-клиента,
консультант может обучать на опыте или инструктировать и непосредственно делиться информацией,
стимулирует и проводит разъяснительную работу,
оценивает какого рода тренинги необходимы для решения данной проблемы,
планирует и разрабатывает тренинги,
выступает в качестве инструктора или преподавателя,
помогает другим в обучении.
Слайд 13Преимущества этой роли:
дает клиенту навыки и уверенность в осуществлении действий
иным, чем обычно, образом.
Слайд 14ПОМОЩНИК В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ
Роль помощника подразумевает синергетический (совместный) подход к
сотрудничеству с клиентом и дополнению его действий в процессах восприятия,
познания и выработки мероприятий, необходимых для решения проблемы.
Особенности этой роли:
выступая в роли помощника, консультант способствует достижению консенсуса при соблюдении разумного баланса между открытостью и творческой конфронтацией членов группы;
консультант участвует в принятии решения на равных правах.
Слайд 15Консультант помогает:
сохранять объективность на стадии диагноза;
выделять и определять реальные зависимые
и независимые переменные, которые воздействуют на причину возникновения проблемы и,
в конечном итоге, будут влиять на ее решение;
взвешивать возможные альтернативы;
классифицировать характерные причинные связи, которые могут влиять на альтернативы;
синтезировать и разрабатывать программу действий для эффективного решения проблемы.
Слайд 16СТРАТЕГ
Роль стратега заключается в подсказывании дополнительных вариантов стратегических действий,
которые в противном случае не были бы приняты во внимание.
Слайд 17РЕФЛЕКСОЛОГ
Роль консультанта в стимулировании клиента к принятию решений, наводя его
на размышления вопросами, которые могут помочь прояснить или изменить данную
ситуацию.
Особенности этой роли:
Консультант в этой роли выступает как «надзиратель», а также «философ».
Консультант должен обладать способностью к анализу дилемм, так как использующая его организация, очевидно, столкнулась с ситуацией, которая представляется неразрешимой.
Консультант должен выявить природу имеющейся ситуации и определить глубинную причину ее возникновения.
Слайд 18СПЕЦИАЛИСТ - ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ
Роль заключается в предоставлении услуг в виде
специальных знаний, основанных на профессиональных знаниях и опыте консультанта.
Особенности этой
роли:
клиент главным образом отвечает за определение проблемы и целей задания
консультант берет на себя директивную роль
Преимущества этой роли: дает экспертные совет/информацию, которые необходимы клиенту
Недостатки этой роли:
повышенная зависимость клиента от консультанта
может быть ограничено рассмотрение альтернатив
Слайд 19УЧАСТНИК СОВМЕСТНОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
Эта роль состоит в сотрудничестве с клиентом
во всем, что требуется для решения проблемы
Особенности этой роли:
консультант участвует
в анализе и принятии решения на равных с клиентом
консультант старается стимулировать выработку идей
консультант стремиться выявить факторы, которые породили проблему
консультант участвует в оценке альтернативных решений и определении направления действий
Преимущества этой роли:
обеспечивает более широкую перспективу
стимулирует действие
использует ресурсы клиента
Слайд 20ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ АЛЬТЕРНАТИВ
Задача этой роли состоит в выявлении альтернативных решений
проблемы
Особенности этой роли:
предлагает для выбора несколько альтернатив решения,
определяет сопутствующий
риск,
устанавливает критерии:
оценки альтернативных решений,
для определения взаимосвязи причин и следствий
консультант оценивает возможные последствия каждой альтернативы,
консультант устанавливает связь клиента с источниками, которые могут обеспечить необходимую поддержку,
консультант непосредственно не участвует в принятии решений, а находит приемлемые альтернативы для лица, принимающего решение,
клиент сам принимает окончательное решение.
Слайд 21Преимущества этой роли:
определяются ресурсы/альтернативы, находящиеся вне сферы компетенции консультанта,
во внимание
принимается взгляд клиента на проблему,
обеспечивается ответственность клиента за окончательное решение.
Слайд 22ИСКАТЕЛЬ ФАКТОВ
В этой роли консультант действует как исследователь, чтобы как
можно полнее понять проблему
Особенности этой роли:
консультант вырабатывает критерии и принципы
сбора, анализа и обобщения данных
консультант должен уметь применять наиболее подходящий метод сбора информации, например: интервьюирование, проведение анкетирования, наблюдение, анализ протоколов и документов, организация и анализ результатов соответствующих тестов.
Преимущества этой роли:
сбор данных является одним из решающих аспектов решения проблемы,
сбор данных дает консультанту очень важное понимание состояния и функционирования клиентной организации.
Слайд 23СОВЕТНИК
Эта роль ориентирована на межгрупповую динамику и межличностные отношения, влияющие
на решение проблемы.
Особенности этой роли:
консультант наблюдает и собирает информацию о
взаимоотношениях в организации и ее состоянии,
внимание сосредоточено на том, как делаются дела и что мешает их реализации.
Преимущества этой роли:
консультант помогает клиенту понять межличностные и межгрупповые отношения.
Слайд 24ОБЪЕКТИВНЫЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ
Эта роль должна помочь клиенту прояснить проблему и подойти
к ее решению.
Особенности этой роли:
консультант не стремится оказать влияние на
клиента,
консультант не раскрывает свои убеждения и ценности,
задает вопросы, перефразирует, опробует и акцентирует.
Слайд 25Преимущества этой роли:
решение полностью в руках клиента,
часто выслушать достаточно, чтобы
решить проблему,
возрастающее самоосознание со стороны клиента.
Недостатки этой роли:
может отнимать много
времени,
может вызывать фрустрацию у клиента, особенно в деловой обстановке.
Слайд 26Приведенный перечень ролей демонстрирует, что стать компетентным консультантом, — сложная задача.
От консультанта требуется:
детальное знание технологий планирования,
опыт их успешного применения,
интеллект,
воображение,
творческие способности и интуиция,
знание процессов управления и рыночных процессов,
глубокое понимание поведения организаций и способность его предсказать,
умение договариваться и искать альтернативы
должен быть знаком с новейшей литературой, как по общим вопросам бизнеса, так и по проблемам стратегического планирования, чтобы быть в курсе всех изменений.
Слайд 27Выбрать консультанта, имеющего описанные выше личные качества, специальные знания и
опыт, — исключительно трудная задача.