Разделы презентаций


КУЛЬТУРА. ЧЕЛОВЕК. ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Содержание

ЧЕЛОВЕКПРИРОДАЧасть ПРИРОДЫПоклоняется и боится ПРИРОДЫПокоряет и укрощает ПРИРОДУОберегает и защищает ПРИРОДУ

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1КУЛЬТУРА. ЧЕЛОВЕК. ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Лекция 1

КУЛЬТУРА. ЧЕЛОВЕК. ЦИВИЛИЗАЦИЯЛекция 1

Слайд 2ЧЕЛОВЕК
ПРИРОДА
Часть ПРИРОДЫ
Поклоняется и боится ПРИРОДЫ
Покоряет и укрощает ПРИРОДУ
Оберегает и защищает

ПРИРОДУ

ЧЕЛОВЕКПРИРОДАЧасть ПРИРОДЫПоклоняется и боится ПРИРОДЫПокоряет и укрощает ПРИРОДУОберегает и защищает ПРИРОДУ

Слайд 3Функции человека в природе
ЧЕЛОВЕК
Представитель биологического вида
и аномалия, причуда Универсума
Созидатель,

хранитель
и почитатель
Исследователь, сделавший природу
объектом изучения
Потребитель и разрушитель
Антагонист

Функции человека в природеЧЕЛОВЕКПредставитель биологического вида и аномалия, причуда УниверсумаСозидатель, хранитель и почитательИсследователь, сделавший природу объектом изученияПотребитель

Слайд 4Функции человека в культуре
ЧЕЛОВЕК
Сердцевина культуры,
ее «живой агент»
Творец-созидатель-создатель
Хранитель
Посредник
Потребитель

Функции человека в культуреЧЕЛОВЕКСердцевина культуры, ее «живой агент»Творец-созидатель-создательХранитель Посредник Потребитель

Слайд 5Каким образом культура формирует личность?

Социализация
Процесс усвоения социального опыта
Воспитание
Система

ценностей
Процесс формирования
социально желательных качеств личности


Модели поведения
Творчество

Каким образом культура формирует личность? СоциализацияПроцесс усвоения социального опытаВоспитание Система ценностейПроцесс формирования социально желательных качеств личностиМодели поведенияТворчество

Слайд 6Психологические концепции культуры

Психологические концепции культуры

Слайд 7Психоаналитическая теория культуры Зигмунда Фрейда


«Оно»
«бессознательное»,
подчиняется принципу удовольствия ХОЧУ
«Я»

«Сверх-Я»
сознательное, подчиняется рациональности
и предусматривает отказ
от определенных влечений ПРИДЕТСЯ
высшая

инстанция,
содержащая определенные запреты и императивы,
порождаемые культурной средой НАДО

конфликт

Психоаналитическая теория культуры Зигмунда Фрейда «Оно»«бессознательное», подчиняется принципу удовольствия ХОЧУ«Я» «Сверх-Я»сознательное, подчиняется рациональности и предусматривает отказ от

Слайд 8Задачи культуры по Фрейду
обуздание человеческой природы через механизм сублимации –

замещения, что переориентируется в сферу культурного творчества;
культура, выполняя репрессивную функцию,

обеспечивает совместную жизнь людей, ограничивая антисоциальные влечения;
все основные культурные механизмы являются средством компенсации человеческой ущербности и отказа от удовлетворения природных влечений.
Задачи культуры по Фрейдуобуздание человеческой природы через механизм сублимации – замещения, что переориентируется в сферу культурного творчества;культура,

Слайд 9Концепция индивидуальной психологии Альфреда Адлера
Основой развития культуры является преодоление

комплекса неполноценности через реализацию принципа компенсации и сверхкомпенсации личности.
Различные

формы социальных отклонений и патологий связаны с постоянным конфликтом между чувством неполноценности и стремлением к самоутверждению.
Компенсация чувства неполноценности реализует две основные тенденции – стремление к власти и стремление к общности, которые в свою очередь являются факторами культурной динамики.
Концепция индивидуальной психологии Альфреда Адлера Основой развития культуры является преодоление комплекса неполноценности через реализацию принципа компенсации и

Слайд 10Концепция культуры Карен Хорни
Тип культуры определяет бессознательные импульсы, которые

сообщаются индивиду социальной средой, поэтому внутриличностные конфликты отражают социальные антагонизмы

и фактически провоцируются обществом.
С изменением исторического типа культуры меняется и характер неврозов, так как для каждого исторического периода характерно доминирование определенной группы неврозов, вызываемых культурными факторами.
Концепция культуры Карен Хорни Тип культуры определяет бессознательные импульсы, которые сообщаются индивиду социальной средой, поэтому внутриличностные конфликты

Слайд 11Концепция культуры Эриха Фромма - «гуманистический психоанализ»
Источник конфликтных

ситуаций видел в социокультурных причинах.
Основной категорией концепции является «социальный

характер», связывающий психику индивида и социальные структуры.
Основные черты культуры: дегуманизация, потребительский характер, деперсонализация, отчуждение.
Личность, включенная в поле культуры, приобретает черты приспособления к обществу, обеспечивая себе ощущение безопасности и защищенности.
Концепция культуры Эриха Фромма -   «гуманистический психоанализ» Источник конфликтных ситуаций видел в социокультурных причинах. Основной

Слайд 12Концепция культуры Карла Густава Юнга «аналитическая психология»
Основа культуры – коллективное

бессознательное, которое отражает опыт предшествующих поколений.
Содержанием коллективного бессознательного являются

архетипы (от греч.) – первообразы: матери-земли, героя, мудреца, старца, дьявола и др.
Архетипы и их динамика лежат в основе сновидений, мифологии, религии, фольклора.
Характер архетипов определяет символику искусства и культуры в целом.
Концепция культуры Карла Густава Юнга «аналитическая психология»Основа культуры – коллективное бессознательное, которое отражает опыт предшествующих поколений. Содержанием

Слайд 13Слагаемые личности, которую формирует культура
культурный идеал личности (ряд ценностей

и их систем),
социальные роли, играемые личностью в различных коллективах,


субъективное и отраженное «я» — комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.
Интеграция этих элементов создает социальную личность индивида.
Слагаемые личности,  которую формирует культура культурный идеал личности (ряд ценностей и их систем), социальные роли, играемые

Слайд 14КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ

КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ  И НОРМЫ

Слайд 15Ценности
фиксированные в сознании человека характеристики его отношения к объекту;

ценностью является

не объект как таковой, а усмотренная в нем человеком способность

удовлетворять потребности и быть источником положительных эмоций;
нечто одинаково необходимое и дорогое для любого человека
Ценностификсированные в сознании человека характеристики его отношения к объекту;ценностью является не объект как таковой, а усмотренная в

Слайд 16Ценности
общественные
личностные
положительные
отрицательные
духовные
национальные


материальные

мировые
общечеловеческие

Ценностиобщественныеличностныеположительныеотрицательныедуховныенациональныематериальныемировыеобщечеловеческие

Слайд 17Классификации ценностей по Б. Ерасову:
1) витальные – жизнь, здоровье,

безопасность, благосостояние и т.д.;
2) социальные – семья, дисциплина, трудолюбие,

предприимчивость, богатство, равенство, патриотизм и пр.;
3) политические – гражданские свободы, законность, конституция, мир и др.;
4) моральные – добро, любовь, честь, порядочность, уважение к старшим, любовь к детям и т.п.
5) религиозные – Бог, Священное Писание, вера и пр.;
6) эстетические – красота, стиль, гармония и др.
Классификации ценностей по Б. Ерасову: 1) витальные – жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние и т.д.; 2) социальные –

Слайд 18Нормы
порядок
лимит
образец
усредненность,
универсальность
узаконенное установление,
признанный обязательный порядок,
строй

общественный или правовой
установленная совокупность сведений
(норма сведений, времени, выработки и

др.);

ориентир
культурной традиции и культурной новации

привычная данность

Нормы порядоклимит образец усредненность, универсальностьузаконенное установление, признанный обязательный порядок, строй общественный или правовойустановленная совокупность сведений (норма сведений,

Слайд 19Регулятивы и

нормы
знания
средства организации деятельности
правила, принципы, способы поведения
Примеры:
честь,
достоинство,
нравственность
общественное

мнение
административныйконтроль
общекультурные
групповые, ролевые
Примеры:
правила поведения
социальная роль

Регулятивы     и     нормызнания средства организации деятельности правила, принципы, способы

Слайд 20Три смысла понятия цивилизации
синоним культуры;
уровень развития общества материальной и

духовной культуры;
ступень общественного развития.
Цивилизация
это такое состояние общества, которое воплощает


наиболее рациональный в данных исторических условиях
способ воспроизводства жизни
Три смысла понятия цивилизации синоним культуры;уровень развития общества материальной и духовной культуры; ступень общественного развития.Цивилизацияэто такое состояние

Слайд 21
Подходы к понятию «цивилизация»
унитарный
стадиальный
локально-исторический
идеал прогрессивного,
прежде всего


технического
развития
человечества
качественно отличные
уникальные
этнические образования,
которые в

своём развитии
проходят стадии зарождения,
роста и развития,
а также гибели

две основные стадии
развития общества:
религиозная
(идеациональная)
и чувственная
(сенситивная)

Подходы к понятию «цивилизация»унитарный стадиальный локально-исторический идеал прогрессивного, прежде всего технического развития человечества качественно отличные уникальные этнические

Слайд 22Концепции, основанные на унитарном подходе

Концепции, основанные на унитарном подходе

Слайд 23Теория А.Фергюссона
четкое разграничение понятий «культура» и «цивилизация»;
представление цивилизации как

идеала прогрессивного, прежде всего технического развития человечества;
три периода в истории

человечества : дикости, варварства и цивилизации
при оценке цивилизованности в данном подходе оцениваются, прежде всего, материальные блага (степень технической оснащённости, уровень развития прикладных отраслей науки и т.д.), а не духовное развитие общества.
Теория А.Фергюссоначеткое разграничение понятий «культура» и «цивилизация»; представление цивилизации как идеала прогрессивного, прежде всего технического развития человечества;три

Слайд 24Теория О. Шпенглера «Закат Европы»
цивилизация представляет собой умирающую, распадающуюся

культуру;
если культура, по мнению философа, представляет собой живой и растущий

организм, то в цивилизации господствует техника и «бездушный интеллект», «она нивелирует людей, превращая их в безликие существа».
Теория О. Шпенглера «Закат Европы» цивилизация представляет собой умирающую, распадающуюся культуру;если культура, по мнению философа, представляет собой

Слайд 25Теория Н. Бердяева
Переход от культуры к цивилизации осуществляется при демократизации

общества: «Демократия неизбежно ведёт к цивилизации»;
Если культура имеет связь с

сакральным, то цивилизация не имеет благородного происхождения, это явление общее и повсюду повторяющееся.
Культура основывается на древности и ей дорожит, цивилизация дорожит своим недавним происхождением, она не ищет древних и глубоких источников и гордится изобретениями сегодняшнего дня.
Теория Н. БердяеваПереход от культуры к цивилизации осуществляется при демократизации общества: «Демократия неизбежно ведёт к цивилизации»;Если культура

Слайд 26Теория Ф. Ницше
между понятиями «культура» и «цивилизация» существует извечный

антагонизм.
в XIX веке европейская часть человечества сделала решительный шаг

от культуры к цивилизации. «Великие моменты культуры всегда были, морально говоря, эпохами испорченности; с другой стороны, эпохи преднамеренного и насильственного укрощения зверя–человека (цивилизации) были временами нетерпимости по отношению к наиболее духовным и наиболее смелым натурам».
«Цивилизация желает чего-то другого, чем культура: быть может, противоположного».
Теория Ф. Ницше между понятиями «культура» и «цивилизация» существует извечный антагонизм. в XIX веке европейская часть человечества

Слайд 27Локально-исторический подход

Локально-исторический подход

Слайд 28Теория "локальных цивилизаций" А.Дж.Тойнби
под цивилизациями понимаются качественно различные уникальные

этнические образования, которые в своём развитие проходят стадии зарождения, роста

и развития, а также гибели;
истинной областью исторического анализа должны быть общества, имеющие как во времени, так и в пространстве протяженность большую, чем национальные государства.
Теория

Слайд 29Развитие локальной цивилизации

Рост
Поступательное движение
за счёт творческого меньшинства
Расцвет
Упадок


Общество состоит
из творческого меньшинства,
за которым свободно следует,
подражая

ему, большинство

Весьма длительная стадия,
которая состоит из надлома,
разложения и гибели цивилизаций

творческое
меньшинство,
опьяненное победой,
начинает
«почивать на лаврах»

большинство
не подражает
и не следует ему,
что ведет к насилию
меньшинства

распущенность,
смещение принципов,
вульгаризация,
"пролетаризация"


Развитие локальной цивилизацииРост Поступательное движение за счёт творческого меньшинства РасцветУпадок Общество состоит из творческого меньшинства, за которым

Слайд 30Стадиальный подход

Стадиальный подход

Слайд 31Теория П.А. Сорокина
Цивилизация – стадия развития общества,
Две основные стадии:


религиозная (идеациональная) и
чувственная (сенситивная),
а также имеет место смешанная.


Теория П.А. СорокинаЦивилизация – стадия развития общества, Две основные стадии: религиозная (идеациональная) и чувственная (сенситивная), а также

Слайд 32Смена стадий в развитии цивилизаций
Античность – сенситивная цивилизация;
Средние века –

идеациональная цивилизация;
Эпоха Возрождения – сенситивная цивилизация;
Эпоха Реформации – идеациональная цивилизация;
XVII–XVIII

века с возросшим интересом к научному знанию – сенситивная цивилизация;
Конец XIX века, связанный с декадансом и религиозным ренессансом – идеациональная цивилизация;
ХХ век – сенситивная цивилизация.
Смена стадий в развитии цивилизацийАнтичность – сенситивная цивилизация;Средние века – идеациональная цивилизация;Эпоха Возрождения – сенситивная цивилизация;Эпоха Реформации

Слайд 33КУЛЬТУРА КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ
Лекция 2

КУЛЬТУРА КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ Лекция 2

Слайд 34Феномены культуры
артефакты
смыслы
символы – знаки
тексты
Социальная информация

Феномены культуры артефактысмыслысимволы – знакитекстыСоциальная информация

Слайд 35Культура – мир артефактов
Артефакты — феномены культуры — это

сделанные людьми вещи, рожденные ими мысли, найденные и используемые ими

средства и способы действий.
Культура включает в себя не только то, что находится вне человека, но и изменения, которые он производит в самом себе, в своем теле и в своей душе, в собственном физическом и духовном облике: материальное и духовное.
Культура – мир артефактов Артефакты — феномены культуры — это сделанные людьми вещи, рожденные ими мысли, найденные

Слайд 36Объекты природы
Артефакты культуры
- обладают свойственными
им характеристиками
т.е. имеют объективную


определенность,
и кроме нее никакой
другой определенности
они не имеют


обладают двойственной
определенностью:
1- объективной реальностью
2- субъективным значением
или смыслом

Опредмеченные
представления, цели, желания
человека




Природосообразность


Объекты природыАртефакты культуры- обладают свойственными им характеристиками т.е. имеют объективную определенность, и кроме нее никакой другой определенности

Слайд 37Культура как смысловой мир человека
СМЫСЛ
отношение человека к миру
соотносит
любое явление
любой

предмет
с человеком
адресован
не только разуму,
но чувствам
и воле

человека

может быть
выражен рационально,
но таится
в бессознательном

может стать
общезначимым,
объединяя
многих людей

Культура как смысловой мир человекаСМЫСЛотношение человека к мирусоотносит любое явлениелюбой предмет с человекомадресован не только разуму, но

Слайд 38Смыслы или значения культуры
любая символическая или знаковая система
произведения искусства
правила

этикета
религиозные обряды
научные исследования
спорт
музыка
человеческая речь
проксемика
сам человек

Смыслы или значения культурылюбая символическая или знаковая система произведения искусстваправила этикетарелигиозные обрядынаучные исследованияспорт музыкачеловеческая речьпроксемикасам человек

Слайд 39Символ
от греч. symbolon – знак, опознавательная примета – неразвернутый

знак, обобщение, абстракция;
такой образ, который является представителем других (весьма

многообразных) образов, содержаний, отношений;
символ – неразвернутый знак, несущий в себе обобщенный принцип дальнейшего развертывания заключенного в него смыслового содержания.

Символ от греч. symbolon – знак, опознавательная примета – неразвернутый знак, обобщение, абстракция; такой образ, который является

Слайд 40Символ в науке
Символ в искусстве
определенного рода
абстракция,
логическое обобщение,
характеризующееся
строгостью

значений
художественный образ,
который обнаруживает и
выражает общую идею,
смысл события,

времени,
эпохи в единичном факте,
в конкретном действии

обобщенность
мистификация, деформация




точность, надежность,
неизменность


Символ в наукеСимвол в искусствеопределенного рода абстракция,логическое обобщение, характеризующееся строгостью значений художественный образ, который обнаруживает и выражает

Слайд 41Знак
от греч. semeion – материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, событие,

действие), выступающий в качестве заместителя другого предмета, свойства или отношения;
используется

для приобретения, хранения, переработки и передачи информации;
многообразие знаковых средств, используемых в культуре, составляет ее семиотическое поле и семантическое пространство
Знакот греч. semeion – материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, событие, действие), выступающий в качестве заместителя другого предмета,

Слайд 42Семиотика
от греч. semiotike – учение о знаках – наука о

знаках и знаковых системах, изучающая различные свойства знаковых систем как

способов коммуникации между людьми посредством знаков и знаковых систем (языков), а также особенности различных знаковых систем и сообщений.

Семиотикаот греч. semiotike – учение о знаках – наука о знаках и знаковых системах, изучающая различные свойства

Слайд 43Семантика
от греч. sēmantikos – обозначающий – раздел логики и семиотики,

изучающий знаковые системы как средства выражения смысла, т.е. правила интерпретации

знаков и составленных из них выражений.

Семантикаот греч. sēmantikos – обозначающий – раздел логики и семиотики, изучающий знаковые системы как средства выражения смысла,

Слайд 44Эмблема
конкретное выражение или обозначение через образ события, содержания, отношения

или даже истории;
сочетает в себе и знаки и символы

Эмблема конкретное выражение или обозначение через образ события, содержания, отношения или даже истории;сочетает в себе и знаки

Слайд 45Основные типы знаковых систем

естественные
функциональные
конвенциональные
(условные)
иконические
вербальные
(естественные

языки)
знаковые системы записи
Знаки природы
Знаки человеческой деятельности:
очки, оружие,

движение пальца по журналу

Искусственные знаки-сигналы:
звонок, «зебра», светофор и
знаки-индексы: маркеры, обозначения

Искусственные знаки-образы:
шумы в музыке, портрет

Вербальные знаковые системы:
5000 естественных языков

Искусственные знаки-обозначения:
алгол, паскаль, бэйсик и пр.

Основные типы знаковых системестественные функциональные конвенциональные (условные) иконические вербальные (естественные языки) знаковые системы записи Знаки природыЗнаки человеческой

Слайд 46Культурные тексты
совокупность культурных объектов, форм, черт, смыслов и т.п.,

выраженных в знаковой форме;
носители определенных комплексов информации как о самих

себе (явлениях, продуктах, процессах), собственных свойствах и технологиях изготовления, так и об обществе, времени и регионе, где данный продукт был изготовлен;
Примеры культурных текстов
Культурные тексты совокупность культурных объектов, форм, черт, смыслов и т.п., выраженных в знаковой форме;носители определенных комплексов информации

Слайд 47Происхождение и классификации традиций
Традиции
– своеобразная преемственность в культуре –

это связь предшествующего и последующего состояния культуры
– включают в себя

объекты социокультурного наследия как материальные, так и духовные ценности, а также процессы и способы наследования
Происхождение и классификации традиций Традиции– своеобразная преемственность в культуре – это связь предшествующего и последующего состояния культуры–

Слайд 48В качестве традиций выступают
культурные образцы
нравственные нормы
ценности и идеалы
обычаи,

обряды
ритуалы
нравы, манеры
стили

В качестве традиций выступают культурные образцынравственные нормы ценности и идеалыобычаи, обряды ритуалы нравы, манерыстили

Слайд 49ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО КУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА
Лекция 4

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО КУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА Лекция 4

Слайд 50Современное общество характеризуется
усложнением социально-экономических, коммуникативных и межличностных связей,
внедрением

новых форм организации и методов управления,
усилением значимости социально-психологических факторов,


переходом от индустриального общества к информационному.
Современное общество характеризуется усложнением социально-экономических, коммуникативных и межличностных связей, внедрением новых форм организации и методов управления, усилением

Слайд 51Психологические проблемы современного мира
боль изолированности и желание избранности
огромное количество

неокультов (дианетика, клубы нетрадиционных религий и т.д.), а также рост

локальных сообществ по интересам
виртуализм – направленность личности на уход от реальных жизненных впечатлений, уход в виртуальный мир, создаваемых информационными средствами
авитализм – потеря личностью жизнесберегающих и духовно-ценностных установок, т.е. слом психологических барьеров, препятствующих немотивированному нанесению вреда другим живым существам и себе.
Психологические проблемы современного мира боль изолированности и желание избранностиогромное количество неокультов (дианетика, клубы нетрадиционных религий и т.д.),

Слайд 52Клип-культура
культура, в рамках которой создаются продукты одноразового использования, отсутствуют

устойчивые духовно-ценностные ориентиры;
россыпь ярких картинок, где быстро изменяется послание;


отказ от готовых, установившихся моральных и идеологических истин прошлого, от традиционализма теле- и радиовещания, собранного и систематизированного пространственного материала
клиповое сознание – рассыпанное сознание, готовое следовать за любым новым событием, а точнее, сообщением о нём.
Клип-культура культура, в рамках которой создаются продукты одноразового использования, отсутствуют устойчивые духовно-ценностные ориентиры; россыпь ярких картинок, где

Слайд 53Положительное влияние клип-культуры
больший объем и плотность информации
демассифицикация нашего сознания;
мнения по

какому-либо вопросу – от поп-музыки до политики – становятся менее

унифицированными;
большая компетентность, индивидуальность, осведомленность, включенность, разносторонность и концептуальность

Положительное влияние  клип-культурыбольший объем и плотность информациидемассифицикация нашего сознания;мнения по какому-либо вопросу – от поп-музыки до

Слайд 54Отрицательное влияние клип-культуры
увеличивается разрыв между пользователями средств массовой информации
клипопоток

АВТОРИТАРЕН, т.е. склонен формировать наше сознание насильственным образом и так,

как это угодно некоему закадровому дяде
информационные войны
Отрицательное влияние  клип-культурыувеличивается разрыв между пользователями средств массовой информации клипопоток АВТОРИТАРЕН, т.е. склонен формировать наше сознание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика