Слайд 1
Культура до монгольской Руси
Слайд 2Словарь по теме: Культура домонгольской Руси
Культура – это совокупность материальных
и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе его общественно-исторической трудовой
практики
Житие – биография человека, причисленного церковью к лику святых
Былины – это поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей
Летопись – запись событий по годам
Крестово-купольный храм - архитектурный стиль христианского храма, сформировавшийся в Византии. В классическом варианте представляет собой прямоугольный объём, центр которого разделен четырьмя столбам. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой, на подпружных арках, возвышается барабан с куполом
Хождение - жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли и приключения.
Слайд 3 Повседневная жизнь и яркие удивительные события отражались в устном народном
творчестве — фольклоре. Песни, былины, загадки, пословицы дошли до нас
через многие столетия, и нередко бывает трудно отделить раннюю основу фольклорного произведения от позднейших напластований.
Исследователи народного творчества выделяют обрядовый фольклор, связанный с земледельческим календарем и уходящий корнями в древние языческие верования. Таковы песни и пляски, исполнявшиеся на Масленицу, в день Ивана Купалы, рождественские коляды. К обрядовому фольклору относятся также свадебные песни и гадания.
Однако народное творчество носило далеко не только обрядовый характер. Сохранилось множество загадок, заклинаний, заговоров на бытовые темы. На пирах пелись песни, рассказывались сказки и легенды. Вероятно, уже тогда сложились основные сюжеты русских народных сказок: о лисе и волке, Бабе-яге, Змее Горыныче, т. п.
Фольклер
Ночь на Ивана Купалу
К.В. Лебедев
Слайд 4 Особое место в фольклоре занимает былинный эпос. Среди древнерусских былинных
сюжетов выделяются былины об Илье Муромце, о Микуле Селяниновиче, о
Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Большинство былин связано с временами Владимира I (в былинах — Владимир Красное Солнышко). Появление былинного эпоса, центральные фигуры которого князь и его богатыри, отразило укрепление государственной власти, борьбу Руси против иноземных нашествий. Фольклор оказал большое влияние на становление и развитие древнерусской литературы.
Фольклер
Богатыри
Васнецов В.М.
Гусляры
Васнецов В.М.
Витязь на распутье
Васнецов В.М.
Слайд 5Письменность и литература
Письменность у восточных славян зародилась ещё до принятия
христианства. Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. Славянская
письменность во второй половине IX века и в X веке проникла на Русь.
Первые русские книги были рукописными и очень дорогими. Листы книг изготовлялись из специально выделанной телячьей кожи. Каждая буква в них была тщательно выписана по строгим правилам — уставу. Книги украшались небольшими изящными картинками, иллюстрирующими текст, миниатюрами. Заказчиками книг могли быть только самые богатые люди.
Слайд 6Новгородские берестяные грамоты
Берестяная грамота
мальчика Онфима
Слайд 7Жанры Древне-Русской литературы
Слайд 8Летопись «Повесть временных лет»
Уже в XI в. начинается формирование собственно
древнерусской литературы. Ведущее место среди литературных произведений принадлежало летописям. Крупнейший
летописный свод Киевской Руси — «Повесть временных лет» (ПВЛ) возник в начале XII в. До нас ПВЛ дошла в двух редакциях, сложившихся в XIV—XV вв. Она стала основой русского летописания. Ее включали практически во все местные летописи. Важнейшими темами ПВЛ были отстаивание христианской веры и защита родной земли.
Автором ПВЛ обычно называют монаха Киево-Печерского монастыря Нестора который иногда выставил события в выгодным ему свете. Летопись была документом политическим и потому нередко подвергалась переработке в связи с приходом к власти нового князя.
Нестор Летописец
М.М. Антокольский
Слайд 9Слово «Слово о законе и благодати»
После крещения Руси Русскую Церковь
возглавляли митрополиты-греки, которых присылали из Византии. После войны с Византией
Ярослав созвал собор русских епископов и предложил им избрать митрополита из своих, из русских. Первым митрополитом русской православной церкви был митрополит Иларион. «Слово о законе и благодати митрополита Илариона, написанное во второй трети XI в., посвящено прославлению христианства и обоснованию самостоятельности Руси по отношению к Византии.
Слово "О законе и благодати" - одно из самых ранних {написано между 1037-1050 г.г.) и выдающихся произведений древнерусской литературы. Автор Слова - Иларион, первый митрополит из русских, поставленный на киевскую митрополию из священников в 1051 г.
Слайд 10Житие «Житие Бориса и Глеба»
Нестор был одним из первых создателей
житий — литературных описаний жизни людей, причисленных православной церковью к
лику святых. В житиях обязательно рассказывалось о различных чудесах, совершённых святыми при жизни и после смерти. Нестор написал одно из первых житий Бориса и Глеба.
«Житие Бориса и Глеба» является образцом древнерусского книжного жития. В основе этого произведений древнерусской книжности лежит сюжет о мученической кончине князей Бориса и Глеба, убитых их братом Святополком в борьбе за киевский престол.
Слайд 11Поучение «Поучение Владимира Мономаха»
«Поучение Владимира Мономаха» -литературный памятник XII века.
Это произведение называют первой светской проповедью.
«Поучение детям» Владимира Мономаха содержало
требования соблюдения христианской морали:
Соблюдать законы государственные и семейные,
Жить правильно, помогать нищим и обездоленным,
Чтить старших,
Честно выполнять военный долг.
Кроме того, Владимир Мономах в поучении описывал события, свидетелем которых был сам.
Слайд 12«Слово о полку Игореве»
В основу «Слово о полку Игореве» положены
события неудачного похода новгородского князя Игоря Святославовича весной 1185 на
половцев. Автор в произведении задает вопросы: почему князь Игорь потерпел поражение? Почему в двухвековой борьбе со Степью побеждала Русь, а в последнее время она стала терпеть поражения?
Автор чётко и прямо называет главную причину страданий русского народа: «Из-за усобиц». Он страстно и проникновенно призывает русских князей прекратить распри.
Автор ставит князьям в пример Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, при которых Русь была единым государством и побеждала своих врагов.
Слайд 13"Хождение игумена Даниила"
Жанр описания путешествий на Христианский Восток (Палестину, Афон,
Константинополь). Путешественники назывались пилигримами, паломниками, каликами перехожими. Главная цель таких
путешествий — поклонение христианским святыням. Самое раннее из известных рус. X. — "Хождение игумена Даниила" в Святую Землю, написанное в начале 12 в.
Слайд 14
Крестово-купольный тип храмов
Как отличить и не перепутать
Если перед вами «классическая
церковь» - скорее всего, она крестово-купольная. Главная примета - большой
купол на высоком барабане (башенке).
Вопросы об этом типе задают по отношению к церквям до XVII века, хотя крестово-купольные строились и позднее. Например. Исаакиевский собор и Храм Христа Спасителя.
История типа
Крестово-купольный тип пришел из Византии и стал основным для православного храма.
В его основании лежит «крест», над центром которого возвышается купол.
Поэтому он и называется «крестово - купольным».
Кроме центрального купола над центром храма, у крестово-купольных церквей бывает еще несколько глав.
Успенский собор. Москва
Успенкий собор. Владимир
Церковь Покрова на Нсрли. Боголюбова
Архангельский собор. Москва
Успенский собор во Владимир*. 1158 г.
Церковь Бориса и Птебе в Кидекие, 1152 г.
Церковь Спаса на Нередиче. 1198 г.
Дмитериееский собор. 1194 г
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. 1374 г.
Архангельский собор. 1508 г.
Церковь Федора Стратипатз на Ру^ко. 1361 г.
Благовещенский собор в Москве. 1489 г.
Софийский собор о Киеве. 1037 г.
Георгиевский собор Юрьева Монастыре, 1119г.
Церковь покрова Покрова на Нсрли. 1165 г.
Георгиевский собор в Юрьеве-польском. 1234 г.
Успенский собор в Москве. 1479 г.
воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря.
Слайд 15Десятинная церковь в Киеве 989 г.
Сразу же после Крещения Руси,
в 989 году князь Владимир заложил в Киеве Десятинную церковь
(церковь Успения Пресвятой Богородицы). На строительство храма он отдал десятую часть княжеских доходов - отсюда и его название. Это было мощное сооружение из тонкого кирпича с вкраплениями природного камня, богато украшенное резным мрамором В 1240 г. Орды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятинную церковь, последний оплот киевлян
Слайд 16Софийский собор в Киеве
В честь победы над печенегами в 1036
Ярослав Мудрый построил великолепный Софийский собор в столице Руси -
Киеве. Этот храм сочетал в себе славянские и византийские традиции Внутреннее убранство отличалось изысканностью и богатством: стены покрыты фресками, центральный купол переливался разноцветной мозаикой. Особый интерес представляют фрески с изображением семьи Ярослава Мудрого
Слайд 17Софийский собор в Великом Новгороде
СОФИЙСКИЙ СОБОР (Собор Святой Софии)
Город: Великий
Новгород Строительство: 1045 - 1050 гг. Правитель: Ярослав Мудрый Авторы
и строители: греческие и новгородские мастера Дополнительно: на кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя - символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 году Иван IV жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидев оттуда страшное побоище, голубь окаменел от
Слайд 18Церковь святого Георгия в Ладоге
Как считает большинство исследователей, церковь святого
Георгия была построена в 1165-1166 гг. после того, как на
реке Воронеге русское войско разгромило шведов. Это одна из древнейших каменных построек на севере Руси. Главная драгоценность храма -настенные фрески, выполненные в середине XII в.
Слайд 19Церковь Спаса Преображения на Нередице близ Новгорода
В 1198 году близ
Новгорода, на берегу реки Спасовка, была построена каменная одноглавая церковь
Спаса Преображения на Нередице. Храм, сильно разрушенный в 1941-1943 годах, во время Великой Отечественной войны, ныне восстановлен, но фрески 1199 года на его стенах почти полностью утрачены.
Слайд 20Успенский собор во Владимире
Успенский собор во Построенный в 1158-1160 годах
по велению Великого князя Андрея Юрьевича Боголюбского Успенский собор во
Владимире не сохранился в первоначальном виде. Храм сильно пострадал во время пожара 1185 года и в 1185-1189 годах был перестроен. Впоследствии он не раз перестраивался. В настоящее время собор пятиглавый, хотя по первоначальному плану он имел только одну главу. Внутреннее убранство храма, на сооружение которого князь Андрей Юрьевич выделил десятую часть своих доходов, сверкало золотом, серебром и драгоценными камнями. Его сравнивали с легендарным храмом библейского царя Соломона. В 1408 году собор украсили фрески прославленных русских мастеров Андрея Рублева и Даниила Черного. В то время Успенский собор во Владимире, по образцу которого был позднее построен Успенский собор Московского Кремля, считался на Руси эталоном в архитектуре.
Слайд 21
Церковь Покрова Богородицы на Нерли близ Боголюбова
В 1165 году близ
Боголюбова, на берегу реки Нерли, возвели каменную одноглавую церковь Покрова
Богородицы. Великий князь Андрей Юрьевич Боголюбский построил этот храм после кончины сына в память о нем и в умиротворение своей печали.
Слайд 22
Изобразительное искусство
С распространением культового каменного строительства стала развиваться монументальная живопись.
Византийские и русские мастера украшали интерьеры храмов фресками и мозаиками.
Особенно широко применялись фресковые росписи. В Софийском соборе (Киев) фресками были покрыты практически все стены.
В каждой церкви находились иконы. Самой знаменитой из икон той эпохи является «Богоматерь Владимирская, созданная в начале ХII в.
Изобразительное искусство XII—XIII вв., как и в эпоху Киевской Руси, было связано с росписью храмов и представлено в основном фресками. Лучше всего они сохранились в Новгородской земле. По сравнению с XI в. росписи стали менее торжественными, зато изображаемые фигуры — более динамичными. Самый яркий образец новгородской фрески — роспись в церкви Спаса па Передние.
Слайд 23Киевская Русь благодаря творческому усвоению христианства и культурного наследия античности
достигла высокого уровня, встала вровень с западноевропейскими странами. Культурные традиции,
созданные в киевский период, получили дальнейшее развитие в эпоху раздробленности, но многие из них не смогли пережить монгольского нашествия.
Назовите основные направления культуры до монгольской Руси
Назовите основные произведения литературы древней Руси
В чем заключалось основное значение произведение «Слово о полку Игоревым»
Назовите не менее 5 главных архитектурных сооружений домонгольской Руси
Как называлась самая популярная икона на Руси