Разделы презентаций


Культура до монгольской Руси

Содержание

Словарь по теме: Культура домонгольской РусиКультура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе его общественно-исторической трудовой практикиЖитие – биография человека, причисленного церковью к лику святыхБылины – это

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Культура до монгольской Руси

Культура до монгольской Руси

Слайд 2Словарь по теме: Культура домонгольской Руси
Культура – это совокупность материальных

и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе его общественно-исторической трудовой

практики
Житие – биография человека, причисленного церковью к лику святых
Былины – это поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей
Летопись – запись событий по годам
Крестово-купольный храм - архитектурный стиль христианского храма, сформировавшийся в Византии. В классическом варианте представляет собой прямоугольный объём, центр которого разделен четырьмя столбам. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой, на подпружных арках, возвышается барабан с куполом
Хождение - жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли и приключения.




Словарь по теме: Культура домонгольской РусиКультура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе

Слайд 3 Повседневная жизнь и яркие удивительные события отражались в устном народном

творчестве — фольклоре. Песни, былины, загадки, пословицы дошли до нас

через многие столетия, и нередко бывает трудно отделить раннюю основу фольклорного произведения от позднейших напластований.
Исследователи народного творчества выделяют обрядовый фольклор, связанный с земледельческим календарем и уходящий корнями в древние языческие верования. Таковы песни и пляски, исполнявшиеся на Масленицу, в день Ивана Купалы, рождественские коляды. К обрядовому фольклору относятся также свадебные песни и гадания.
Однако народное творчество носило далеко не только обрядовый характер. Сохранилось множество загадок, заклинаний, заговоров на бытовые темы. На пирах пелись песни, рассказывались сказки и легенды. Вероятно, уже тогда сложились основные сюжеты русских народных сказок: о лисе и волке, Бабе-яге, Змее Горыныче, т. п.


Фольклер

Ночь на Ивана Купалу
К.В. Лебедев

Повседневная жизнь и яркие удивительные события отражались в устном народном творчестве — фольклоре. Песни, былины, загадки, пословицы

Слайд 4 Особое место в фольклоре занимает былинный эпос. Среди древнерусских былинных

сюжетов выделяются былины об Илье Муромце, о Микуле Селяниновиче, о

Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Большинство былин связано с временами Владимира I (в былинах — Владимир Красное Солнышко). Появление былинного эпоса, центральные фигуры которого князь и его богатыри, отразило укрепление государственной власти, борьбу Руси против иноземных нашествий. Фольклор оказал большое влияние на становление и развитие древнерусской литературы.









Фольклер

Богатыри
Васнецов В.М.

Гусляры
Васнецов В.М.

Витязь на распутье
Васнецов В.М.

Особое место в фольклоре занимает былинный эпос. Среди древнерусских былинных сюжетов выделяются былины об Илье Муромце, о

Слайд 5Письменность и литература
Письменность у восточных славян зародилась ещё до принятия

христианства. Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. Славянская

письменность во второй половине IX века и в X веке проникла на Русь.
Первые русские книги были рукописными и очень дорогими. Листы книг изготовлялись из специально выделанной телячьей кожи. Каждая буква в них была тщательно выписана по строгим правилам — уставу. Книги украшались небольшими изящными картинками, иллюстрирующими текст, миниатюрами. Заказчиками книг могли быть только самые богатые люди.



Письменность и литература	Письменность у восточных славян зародилась ещё до принятия христианства. Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл

Слайд 6Новгородские берестяные грамоты
Берестяная грамота
мальчика Онфима

Новгородские берестяные грамоты Берестяная грамота мальчика Онфима

Слайд 7Жанры Древне-Русской литературы

Жанры Древне-Русской литературы

Слайд 8Летопись «Повесть временных лет»
Уже в XI в. начинается формирование собственно

древнерусской литературы. Ведущее место среди литературных произведений принадлежало летописям. Крупнейший

летописный свод Киевской Руси — «Повесть временных лет» (ПВЛ) возник в начале XII в. До нас ПВЛ дошла в двух редакциях, сложившихся в XIV—XV вв. Она стала основой русского летописания. Ее включали практически во все местные летописи. Важнейшими темами ПВЛ были отстаивание христианской веры и защита родной земли.
Автором ПВЛ обычно называют монаха Киево-Печерского монастыря Нестора который иногда выставил события в выгодным ему свете. Летопись была документом политическим и потому нередко подвергалась переработке в связи с приходом к власти нового князя.






Нестор Летописец
М.М. Антокольский

Летопись «Повесть временных лет»	Уже в XI в. начинается формирование собственно древнерусской литературы. Ведущее место среди литературных произведений

Слайд 9Слово «Слово о законе и благодати»
После крещения Руси Русскую Церковь

возглавляли митрополиты-греки, которых присылали из Византии. После войны с Византией

Ярослав созвал собор русских епископов и предложил им избрать митрополита из своих, из русских. Первым митрополитом русской православной церкви был митрополит Иларион. «Слово о законе и благодати митрополита Илариона, написанное во второй трети XI в., посвящено прославлению христианства и обоснованию самостоятельности Руси по отношению к Византии.




Слово "О законе и благодати" - одно из самых ранних {написано между 1037-1050 г.г.) и выдающихся произведений древнерусской литературы. Автор Слова - Иларион, первый митрополит из русских, поставленный на киевскую митрополию из священников в 1051 г.

Слово «Слово о законе и благодати»	После крещения Руси Русскую Церковь возглавляли митрополиты-греки, которых присылали из Византии. После

Слайд 10Житие «Житие Бориса и Глеба»
Нестор был одним из первых создателей

житий — литературных описаний жизни людей, причисленных православной церковью к

лику святых. В житиях обязательно рассказывалось о различных чудесах, совершённых святыми при жизни и после смерти. Нестор написал одно из первых житий Бориса и Глеба.
«Житие Бориса и Глеба» является образцом древнерусского книжного жития. В основе этого произведений древнерусской книжности лежит сюжет о мученической кончине князей Бориса и Глеба, убитых их братом Святополком в борьбе за киевский престол.






Житие «Житие Бориса и Глеба»	Нестор был одним из первых создателей житий — литературных описаний жизни людей, причисленных

Слайд 11Поучение «Поучение Владимира Мономаха»
«Поучение Владимира Мономаха» -литературный памятник XII века.

Это произведение называют первой светской проповедью.
«Поучение детям» Владимира Мономаха содержало

требования соблюдения христианской морали:
Соблюдать законы государственные и семейные,
Жить правильно, помогать нищим и обездоленным,
Чтить старших,
Честно выполнять военный долг.
Кроме того, Владимир Мономах в поучении описывал события, свидетелем которых был сам.





Поучение «Поучение Владимира Мономаха»	«Поучение Владимира Мономаха» -литературный памятник XII века. Это произведение называют первой светской проповедью.	«Поучение детям»

Слайд 12«Слово о полку Игореве»
В основу «Слово о полку Игореве» положены

события неудачного похода новгородского князя Игоря Святославовича весной 1185 на

половцев. Автор в произведении задает вопросы: почему князь Игорь потерпел поражение? Почему в двухвековой борьбе со Степью побеждала Русь, а в последнее время она стала терпеть поражения?
Автор чётко и прямо называет главную причину страданий русского народа: «Из-за усобиц». Он страстно и проникновенно призывает русских князей прекратить распри.
Автор ставит князьям в пример Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, при которых Русь была единым государством и побеждала своих врагов.





«Слово о полку Игореве»	В основу «Слово о полку Игореве» положены события неудачного похода новгородского князя Игоря Святославовича

Слайд 13"Хождение игумена Даниила"
Жанр описания путешествий на Христианский Восток (Палестину, Афон,

Константинополь). Путешественники назывались пилигримами, паломниками, каликами перехожими. Главная цель таких

путешествий — поклонение христианским святыням. Самое раннее из известных рус. X. — "Хождение игумена Даниила" в Святую Землю, написанное в начале 12 в.





Слайд 14 Крестово-купольный тип храмов

Как отличить и не перепутать

Если перед вами «классическая

церковь» - скорее всего, она крестово-купольная. Главная примета - большой

купол на высоком барабане (башенке).
Вопросы об этом типе задают по отношению к церквям до XVII века, хотя крестово-купольные строились и позднее. Например. Исаакиевский собор и Храм Христа Спасителя.

История типа

Крестово-купольный тип пришел из Византии и стал основным для православного храма.
В его основании лежит «крест», над центром которого возвышается купол.
Поэтому он и называется «крестово - купольным».
Кроме центрального купола над центром храма, у крестово-купольных церквей бывает еще несколько глав.

Успенский собор. Москва

Успенкий собор. Владимир

Церковь Покрова на Нсрли. Боголюбова

Архангельский собор. Москва

Успенский собор во Владимир*. 1158 г.
Церковь Бориса и Птебе в Кидекие, 1152 г.
Церковь Спаса на Нередиче. 1198 г.
Дмитериееский собор. 1194 г
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. 1374 г.
Архангельский собор. 1508 г.
Церковь Федора Стратипатз на Ру^ко. 1361 г.
Благовещенский собор в Москве. 1489 г.
Софийский собор о Киеве. 1037 г.
Георгиевский собор Юрьева Монастыре, 1119г.
Церковь покрова Покрова на Нсрли. 1165 г.
Георгиевский собор в Юрьеве-польском. 1234 г.
Успенский собор в Москве. 1479 г.
воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря.

Крестово-купольный тип храмовКак отличить и не перепутатьЕсли перед вами «классическая церковь» - скорее всего, она крестово-купольная.

Слайд 15Десятинная церковь в Киеве 989 г.
Сразу же после Крещения Руси,

в 989 году князь Владимир заложил в Киеве Десятинную церковь

(церковь Успения Пресвятой Богородицы). На строительство храма он отдал десятую часть княжеских доходов - отсюда и его название. Это было мощное сооружение из тонкого кирпича с вкраплениями природного камня, богато украшенное резным мрамором В 1240 г. Орды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятинную церковь, последний оплот киевлян

Десятинная церковь в Киеве 989 г.Сразу же после Крещения Руси, в 989 году князь Владимир заложил в

Слайд 16Софийский собор в Киеве
В честь победы над печенегами в 1036

Ярослав Мудрый построил великолепный Софийский собор в столице Руси -

Киеве. Этот храм сочетал в себе славянские и византийские традиции Внутреннее убранство отличалось изысканностью и богатством: стены покрыты фресками, центральный купол переливался разноцветной мозаикой. Особый интерес представляют фрески с изображением семьи Ярослава Мудрого


Софийский собор в КиевеВ честь победы над печенегами в 1036 Ярослав Мудрый построил великолепный Софийский собор в

Слайд 17Софийский собор в Великом Новгороде
СОФИЙСКИЙ СОБОР (Собор Святой Софии)
Город: Великий

Новгород Строительство: 1045 - 1050 гг. Правитель: Ярослав Мудрый Авторы

и строители: греческие и новгородские мастера Дополнительно: на кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя - символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 году Иван IV жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидев оттуда страшное побоище, голубь окаменел от


Софийский собор в Великом НовгородеСОФИЙСКИЙ СОБОР (Собор Святой Софии)Город: Великий Новгород Строительство: 1045 - 1050 гг. Правитель:

Слайд 18Церковь святого Георгия в Ладоге
Как считает большинство исследователей, церковь святого

Георгия была построена в 1165-1166 гг. после того, как на

реке Воронеге русское войско разгромило шведов. Это одна из древнейших каменных построек на севере Руси. Главная драгоценность храма -настенные фрески, выполненные в середине XII в.

Церковь святого Георгия в ЛадогеКак считает большинство исследователей, церковь святого Георгия была построена в 1165-1166 гг. после

Слайд 19Церковь Спаса Преображения на Нередице близ Новгорода
В 1198 году близ

Новгорода, на берегу реки Спасовка, была построена каменная одноглавая церковь

Спаса Преображения на Нередице. Храм, сильно разрушенный в 1941-1943 годах, во время Великой Отечественной войны, ныне восстановлен, но фрески 1199 года на его стенах почти полностью утрачены.

Церковь Спаса Преображения на Нередице близ НовгородаВ 1198 году близ Новгорода, на берегу реки Спасовка, была построена

Слайд 20Успенский собор во Владимире
Успенский собор во Построенный в 1158-1160 годах

по велению Великого князя Андрея Юрьевича Боголюбского Успенский собор во

Владимире не сохранился в первоначальном виде. Храм сильно пострадал во время пожара 1185 года и в 1185-1189 годах был перестроен. Впоследствии он не раз перестраивался. В настоящее время собор пятиглавый, хотя по первоначальному плану он имел только одну главу. Внутреннее убранство храма, на сооружение которого князь Андрей Юрьевич выделил десятую часть своих доходов, сверкало золотом, серебром и драгоценными камнями. Его сравнивали с легендарным храмом библейского царя Соломона. В 1408 году собор украсили фрески прославленных русских мастеров Андрея Рублева и Даниила Черного. В то время Успенский собор во Владимире, по образцу которого был позднее построен Успенский собор Московского Кремля, считался на Руси эталоном в архитектуре.
Успенский собор во ВладимиреУспенский собор во Построенный в 1158-1160 годах по велению Великого князя Андрея Юрьевича Боголюбского

Слайд 21 Церковь Покрова Богородицы на Нерли близ Боголюбова
В 1165 году близ

Боголюбова, на берегу реки Нерли, возвели каменную одноглавую церковь Покрова

Богородицы. Великий князь Андрей Юрьевич Боголюбский построил этот храм после кончины сына в память о нем и в умиротворение своей печали.

Церковь Покрова Богородицы на Нерли близ БоголюбоваВ 1165 году близ Боголюбова, на берегу реки Нерли, возвели

Слайд 22 Изобразительное искусство
С распространением культового каменного строительства стала развиваться монументальная живопись.

Византийские и русские мастера украшали интерьеры храмов фресками и мозаиками.

Особенно широко применялись фресковые росписи. В Софийском соборе (Киев) фресками были покрыты практически все стены.
В каждой церкви находились иконы. Самой знаменитой из икон той эпохи является «Богоматерь Владимирская, созданная в начале ХII в.
Изобразительное искусство XII—XIII вв., как и в эпоху Киевской Руси, было связано с росписью храмов и представлено в основном фресками. Лучше всего они сохранились в Новгородской земле. По сравнению с XI в. росписи стали менее торжественными, зато изображаемые фигуры — более динамичными. Самый яркий образец новгородской фрески — роспись в церкви Спаса па Передние.


Изобразительное искусство	С распространением культового каменного строительства стала развиваться монументальная живопись. Византийские и русские мастера украшали интерьеры

Слайд 23Киевская Русь благодаря творческому усвоению христианства и культурного наследия античности

достигла высокого уровня, встала вровень с западноевропейскими странами. Культурные традиции,

созданные в киевский период, получили дальнейшее развитие в эпоху раздробленности, но многие из них не смогли пережить монгольского нашествия.

Назовите основные направления культуры до монгольской Руси
Назовите основные произведения литературы древней Руси
В чем заключалось основное значение произведение «Слово о полку Игоревым»
Назовите не менее 5 главных архитектурных сооружений домонгольской Руси
Как называлась самая популярная икона на Руси

Киевская Русь благодаря творческому усвоению христианства и культурного наследия античности достигла высокого уровня, встала вровень с западноевропейскими

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика