Слайд 1Культура и образование в древнем Риме.
Древний Рим — одна из
ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по
главному городу, в свою очередь названному в честь легендарного основателя — Ромула. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Армении на востоке до Португалии на западе.
Слайд 2Образование.
Мальчиков и девочек начинали обучать с семи лет. Богатые родители
предпочитали домашнее обучение. Бедные пользовались услугами школ. Тогда же зародился
и прообраз современного образования: дети проходили три стадии образования: начальное, среднее и высшее.
На первых этапах обучения детей преимущественно учили писать и считать, давали сведения по истории, праву и литературным произведениям.
В Высшей Школе обучение проходило по ораторскому искусству. При практических занятиях ученики выполняли упражнения, заключающиеся в составлении речей на заданную тему из истории, мифологии, литературы или из общественной жизни.
В возрасте 17-18 лет молодому человеку предстояло оставить учение и пройти военную службу.
.
Слайд 3
Римское войско почти за всё время своего существования было, как
доказала практика, самым передовым.Главной боевой силой всегда была пехота Основными
преимуществами римской армии были мобильность, гибкость и тактическая обученность, что позволяло ей действовать в условиях различного рельефа местности и в суровых погодных условиях.
При стратегической угрозе Риму или Италии либо достаточно серьёзной военной опасности (tumultus) прекращались все работы, останавливалось производство и в армию набирались все, кто мог просто нести оружие.Так как обычная процедура набора занимала больше времени, главнокомандующий этим войском магистрат выносил из Капитолия специальные знамёна: красное, обозначающие набор в пехоту, и зелёное — в конницу, после чего традиционно объявлял:«Кто хочет спасти республику, пусть последует за мной». Военная присяга также произносилась не индивидуально, а вместе.
Слайд 4
Римляне заботились и о том, чтобы женщины получили образование в
связи с той ролью, которую они имели в семье: организатор
семейного быта и воспитатель детей в раннем возрасте. Были школы, где девочки учились вместе с мальчиками. И считалось почётным, если про девочку говорили, что она образованная девица.
В римском государстве уже в I веке новой эры приступили к обучению рабов.Они становились управляющими в имениях и занимались торговлей, ставились надсмотрщиками над другими рабами. Грамотных рабов привлекали в бюрократический аппарат государства, многие рабы были педагогами и даже архитекторами.
Грамотный раб стоил дороже неграмотного,так как его можно было использовать для квалифицированной работы.
За пределами Италии образование получали преимущественно в Афинах, на острове Родос, где также совершенствовались в ораторском искусстве, получали представление о различных философских школах
Слайд 5Культура.
Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавались политика, война, земледелие,
разработка права (гражданского и сакрального) и историография. На этой основе
складывалась ранняя культура Рима.
Для раннеримского мировоззрения были характерны ощущение себя как свободного гражданина с чувством принадлежности к гражданской общине и приоритета государственных интересов над личными, сочетавшимся с консерватизмом, который заключался в следовании нравам и обычаям предков. Во II—I вв. до н. э. произошёл отход от этих установок и усилился индивидуализм, личность стала противопоставляться государству, переосмыслялись даже некоторые традиционные идеалы.
Слайд 6
Религия
Древнеримская мифология во многих аспектах близка греческой, вплоть до прямого
заимствования отдельных мифов. Однако в религиозной практике римлян большую роль
играли также анимистические суеверия, связанные с почитанием духов: гениев, пенатов, ларов, лемуров и манов. Также в Древнем Риме существовали многочисленные коллегии жрецов.
Слайд 7
Быт.
Древнеримский быт и жизнь базировались на развитом семейном законодательстве и
религиозных обрядах.
Семейные отношения строились на принципе власти мужа и отца,
хотя в разное время и в разных местностях эта власть имела различный характер. Имущественные отношения строились на общности имущества, которым управлял и распоряжался муж как глава семьи.
Слайд 8
Архитектура
Разнообразные арки и арочные конструкции была характерным злементом римской архитектуры.
Но римляне не отказывались и от колон. Ими украшались общественные
здания, например огромный (на 1700 мест) театр Помпея, первый в Риме (55-52 г. до н.э.).
В строительстве римляне применяли в основном четыре архитектурных ордера: тосканский, дорический, ионический и коринфский. В V—IV в. до н.э. в римском строительстве применялся главным образом мягкий вулканический туф.Так же широко использовался обожженный кирпич и мрамор. Во II в. до н.э. римскими строителями был изобретен бетон.
Главные улицы и площади города Рима украсились великолепными мраморными статуями, в основном копиями греческих мастеров.
Слайд 9
Живопись
Станковая живопись Рима не сохранилась, но известна по источникам. Единственные
примеры — изображения, включенные в настенные росписи Помпеи и Геркуланума.
Живопись для древних являлась средством передачи образов и от неё не требовалось обладать корпусностью и пластической грузностью. Она сводилась к уравновешенности цветовых пятен, света и тени.
«Свадьба Альдобрандини»
Слайд 10
Наука
всемирное распространение получили именно римская нумерация и юлианский календарь.
В то же время её характерной чертой было изложение научных
вопросов в литературно-занимательной форме. Особенного расцвета достигли юриспруденция и сельскохозяйственные науки, большое число трудов было посвящено архитектуре и градостроительной и военной технике. Крупнейшими представителями естествознания были учёные-энциклопедисты Гай Плиний Секунд Старший, Марк Теренций Варрон и Луций Анней Сенека.
Древнеримская философия развивалась преимущественно в фарватере греческой, с которой она была в значительной мере связана. Наибольшее распространение в философии получил стоицизм.
Замечательных успехов достигла Римская наука в области медицины. Среди выдающихся медиков Древнего Рима можно отметить: Диоскорида — фармаколога и одного из основателей ботаники, Сорана Эфесского — акушера и педиатра, Клавдия Галена — талантливого анатома, раскрывшего функции нервов и головного мозга.
Написанные в римскую эпоху энциклопедические трактаты оставались важнейшим источником научных знаний в течение большей части Средневековья.
Слайд 11
Язык.
Латинский язык
Латинский язык, появление которого относят к середине III тыс.
до н. э. составлял италийскую ветвь индоевропейской семьи языков. В
процессе исторического развития древней Италии латинский язык вытеснил другие италийские языки и со временем занял господствующее положение в западном Средиземноморье. В начале I тыс. до н. э. на латинском языке говорило население небольшой области Лаций (лат. Latium), расположенной на западе средней части Апеннинского полуострова, по нижнему течению Тибра. Племя, населявшее Лаций, называлось латинами (лат. Latini), его язык — латинским. Центром этой области стал город Рим, по имени которого объединившиеся вокруг него италийские племена стали называть себя римлянами (лат. Romans).
Разделяют несколько этапов развития латыни:
Архаическая латынь Классическая латынь Постклассическая латынь Поздняя латынь