Слайд 1Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.
Слайд 2Цель урока
Изучить процесс формирования культуры единого Российского государства, особенности повседневной
жизни народов России.
Слайд 3План урока
1.Особенности развития культуры России в XVI в.
2.Просвещение
3.Начало книгопечатания.
4.Летописание.Исторические произведения.
5.Публицистика.
Светская литература.
6.Архитектура.
7.Изобразительное искусство.
8.Музыкальная культура.
9.Религиозные праздники и повседневный быт.
Слайд 4Вопрос урока !!!
Как создание единого государства повлияло на развитие культуры
народов России?
Слайд 5Особенности развития культуры России в XVI в.
Работа с текстом стр.100-101.
*В
XVI в. Россия переживала культурный подъем.
*Началось формирование единой русской культуры
на основе культурных достижений всех русских земель и народов, с которыми эти земли имели тесные связи.
*В XVI в. В произведениях культуры отражались исторические события, а также проблемы, стоящие перед Россией.
*Преобладает героическая тематика.
*Выражались идеи патриотизма, сильной государственной власти.
*Большой интерес проявляется к человеку, его внутреннему миру.
*Развиваются контакты России с другими странами.
*Духовная и культурная жизнь общества находится под сильным влиянием православной церкви
Слайд 6Просвещение
С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях
Миниатюра из
«Жития преподобного Сергия»
На Стоглавом соборе 1551г. было принято решение открыть
при церквях и монастырях училища в Москве и других городах. Детей обучали началам богословия,чтению,письму, иногда арифметике.
В качестве учебников использовали богослужебные книги. Учебники грамматики и арифметики появились только во второй половине XVI в.
Слайд 7Обучением грамоте стали заниматься и люди недуховного звания. Однако обучение
в домашних условиях светскими учителями было достаточно редким явлением.
Слайд 8В крупных монастырях имелись библиотеки – «книгохранительные» палаты.
Некоторые знатные люди
стали формировать домашние библиотеки.
Слайд 9Расширение дипломатических контактов России и укрепление ее международных связей увеличило
потребность в людях, владеющих иностранными языками.
Со второй половины XVI в.
зарождается традиция обучения молодых людей за границей.
Слайд 10На землях бывшего Казанского ханства просвещение осуществлялось на основе традиционной
мусульманской системы образования. Учителями были представители духовенства.
При мечетях создавались мектебе
и медресе.
Медресе́ — мусульманское учебное заведение, выполняющее функцию средней общеобразовательной школы и мусульманской духовной семинарии.
Мектебе - начальная мусульманская школа при мечетях.
Слайд 11Начало книгопечатания.
В XVI в. по инициативе Ивана IV и при
поддержке церкви возникло российское книгопечатание.
В 1564 г. в Москве
при Печатном дворе
Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец напечатали первую русскую датированную книгу «Апостол». В 1565 г. был издан «Часословец»- книга для обучения грамоте.
Первая русская печатная книга «Апостол»
«Часословец» – книга для обучения грамоте.
Слайд 12Летописание. Исторические произведения.
В XVI в. Продолжало развиваться русское летописание. Летописное
дело находилось под строгим контролем власти.
Какие задачи возлагались на
летописи?
Работа с текстом Стр. 103
*Запись событий по годам;
*Доказательство законности избранности правителей России;
*Доказательство общерусского характера московской власти.
Лист Лицевого свода с изображением сцены венчания на царство Ивана IV
Слайд 13К официальным летописным произведениям того времени относятся:
*«Летописец начала царства царя
и великого князя Ивана Васильевича»
*«Степенная книга»
*«Казанская история*
Степенная книга»
Казанская история»
Слайд 14Больших успехов достигла татарская литература.
Аднашем Хафиз
АДНАШ бин Хафиз Мухаммад (XVI в.),
писатель, государственный деятель.
Участвовал в переговорах между Казанским ханством и Московским
государством.
Автор книги "Светоч сердец" ("Сиражел-колуб", 1553г.), написанной в форме вопросов и ответов о сотворении мира и конце света, рае, аде и жизнеописании известных мусульманских деятелей.
Слайд 15Выдающимся памятником народного творчества кавказских народов является Нартский эпос
Основу эпоса составляют сказания
о происхождении и приключениях героев-богатырей
Иллюстрации к Нартскому эпосу.
Слайд 16Калмыки еще в XIVв. Создали свой героический эпос «Джангар».
«Джангар» повествует
о воинских подвигах калмыкских богатырей и их предводителя Джангара, защитников
сказочной страны Бумбы.
Фаворский В.А. Джангар
Слайд 17Публицистика. Светская литература.
Публицистика – литературные произведения, посвященные актуальным общественно-политическим вопросам.
Иван
Пересветов
«Сказания о царе Константине»
«»Сказания о Магмете-Салтане»
Идеал государственного устройства – самодержавная
власть, опирающаяся на дворянство.
Слайд 18Андрей Курбский.
«История о великом князе московском»
Считал наилучшей формой государственной власти,
когда монарх правит вместе с выборным органом, представляющим все слои
населения.
Слайд 19«Хронограф» - сборник занимательных и нравоучительных сочинений по всемирной истории.
В
начале XVI в. появилась первая редакция русского «Хронографа»(автор неизвестен)
Слайд 20Че́тьи-Мине́и— сборник XVI века из 12 книг, на каждый месяц
года, начиная с 8 сентября, включающий в себя жития святых на каждый
день, святоотеческие поучения. Сборник предназначен для чтения. Сборник был составлен под руководством архиепископа Новгородского Макария, впоследствии всероссийского митрополита.
Четьи-Минеи стали церковно-литературной энциклопедией русского средневекового общества
Слайд 21В XVIв. был написан Домострой. Составитель Сильвестр.
Домострой содержал наставления
по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных
норм и обрядов.
Главная идея- подчинение в государстве царской власти, а в семье ее главе.
Слайд 22Архитектура.
Особенности развития архитектуры
Работа с текстом стр.105-106.
*Рост городов привел к повышенному
вниманию к вопросам архитектуры и градостроительства.
*Укрепление самодержавия требовало соответствующего оформления
столицы.
*В Москву переселяются лучшие мастера со всех концов России и из Европы.
*Возникли государственные органы, занимающиеся вопросами архитектурного облика столицы.
*Москва становится центром русского зодчества.
*Появляются новые архитектурные стили и направления.
Слайд 23Изменился облик Московского Кремля. В 1508г. Алевиз Фрязин завершил
постройку Архангельского
собора и церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот.
Архангельский собор
Кремля
Церковь Рождества Иоанна Предтечи
Слайд 24Выдающимся памятником шатровой архитектуры стал храм Вознесения в селе Коломенском,
воздвигнутый в 1532 г. в честь рождения у Василия III
сына, будущего Ивана IV
Слайд 25Приглашенный из Италии Петрок Малой возвел стены и башни Китай-города,
построил ряд церквей.
Китай -город
Слайд 26Вершиной русского зодчества считается возведенный в 1555-1561гг. Покровский собор (храм
Василия Блаженного)
Слайд 27Широко развернулось крепостное строительство. Под руководством Федора Коня были возведены
укрепления Смоленска.
Федор Конь
Слайд 28После взятия Казани в город были отправлены мастера во главе
с зодчими Бармой и Ширяем. Было начато строительство нового Казанского
кремля. Русские мастера возвели фасадную часть Кремля со Спасской башней .
Спасская башня Казанского кремля.
Слайд 29Изобразительное искусство
Особенности развития изобразительного искусства
*В XVIв. Русская живопись развивалась в
основном в рамках иконописи и храмовой росписи.
*Возрос интерес русских живописцев
к реальным историческим лицам и событиям.
*Развивается жанр исторического портрета.
Работа с текстом стр.107
Слайд 30Представителем Московской школы живописи
конца XV- начала XVIв. был Дионисий
Дионисий фрески
Ферапонтова монастыря
Слайд 31В середине XVIв. В Москве была написана икона-картина «Церковь воинствующая»,
написанная в 1550-х годах по заказу Ивана Грозного в память о его Казанском походе1552
года.
Слайд 32Литейное дело
В XVI в. В России развивалось литейное дело.
Андрей Чохов
создал знаменитую царь-пушку.
Слайд 33Музыкальная культура.
Основным жанром музыкальной культуры в России XVI в. было
церковное песнопение, развитию которого способствовал сам Иван Грозный., создававший стихиры
– тексты для церковных песнопений.
Церковный хор. Миниатюра XVIв.
Слайд 34Разнообразной была песенная культура народов России.
Тематика песен была у всех
народов примерно одинакова:
*Обрядовые
*героические
*лирические
*шуточные
Слайд 35Музыкальные инструменты
Гусли
Кантеле
Варган
Курай
Музыкальные инструменты народов России позволяли сохранить национальные культурные
традиции.
Слайд 36Религиозные праздники и повседневный быт.
*Народный быт в XVIв. сохранял
черты прежних времен.
*Отмечались православные праздники.
*Сохранялись языческие традиции.
И. С. Горюшкин-Сорокопудов
Канун Пасхи
в старину.
Кустодиев Б. Масленица
Сычков Ф. Христославы (Дети старой деревни
Маковский. К. Святочные гадания.
Слайд 37У мусульманских народов главными торжествами были праздник разговения (ураза-байрам)
и
праздник жертвоприношения (курбан-байрам).
Мусульмане суаниты также праздновали день рождения пророка Мухаммеда.
Слайд 38Вопрос урока !!!
Как создание единого государства повлияло на развитие культуры
народов России.
Слайд 39Подведем итоги!!!
*В XVI в продолжался процесс формирования культуры единого Российского
государства.
*В условиях присоединения к России новых территорий и народов важной
задачей становилось сохранение их культурной самобытности.
*Набирали силу культурные связи России со странами Запада.
*Страна переживала культурный подъем.
*Единая русская культура складывалась на основе лучших культурных достижений всех русских земель, а также тех народов, с которыми русские имели тесные связи.
Слайд 40Задание на дом.
Работа над проектами.