Слайд 1Культура России в первой половине
XIX века.
Наука и образование.
Слайд 2 Особенности развития:
Складывалась под влиянием исторических событий: Отечественная война 1812
гг.
Начало промышленного переворота имело особое значение для науки и техники.
Рост
национального самосознания привёл к усилению интереса к истории.
Первая половина XlX века – «золотой век» русской культуры.
Слайд 3Образование в период правления Александра I (1801 – 1825).
1802 –
создано Министерство народного просвещения
1804 – Россия разделена на 6 учебных
округов. Центры округов университеты: Московский, Дерптский (открыт в 1802), Виленский, Харьковский, Казанский, Санкт – Петербургский.
Открыты специализированные учебные заведения: Лесной, Педагогический институты, Техническое училище.
1811 – Царскосельский лицей.
Слайд 4Таким образом круг образованных людей расширился. Просвещение стало доступно не
только дворянству, но и разночинцам.
Слайд 5Система образования при Николае I
(1825 – 1855).
1827 – запрещено
принимать в университеты и гимназии детей крепостных.
1835 – отменена автономия
университетов. Ограничивалась численность студентов.
Усилилась сословность в системе образования.
Работа с документом:
Рескрипт Николая I от 19 августа 1827 гг.:
« Предметы учения и сами способы преподавания должны быть соображаемы с будущим предназначением обучающихся. Необходимо, чтобы в будущим учащийся не стремился через меру возвыситься над тем состоянием, в коем ему суждено оставаться».
Как вы понимаете слова документа?
Слайд 6Сравните систему образования при Александре I и Николае I. Определите
общие черты и отличии.
Общее:
Различии:
Общее:1)потребность в образованных людях.
Увеличение количества
учебных заведений.
Слайд 7Сословность в общеобразовательной школе.
Слайд 8Несмотря на расширение системы образования в России, уровень грамотности составлял
к 50 – м. г. XlX века – 1 %.
Грамотными людьми в основном были люди дворянского происхождения.
Слайд 9Естественно – математические науки.
Н. Лобачевский (1792 – 1856).
Создал
неевклидову геометрию. Известный английский математик Уильям Клиффорд назвал Лобачевского
«Коперником геометрии». Лобачевский в течение 40 лет преподавал в Казанском университете, в том числе 19 лет руководил им в должности ректора; его активность и умелое руководство вывели университет в число передовых российских учебных заведений.
Слайд 10М. Остроградский (1801 – 1862).
Став знаменитостью мирового класса, Остроградский развернул
в Петербурге большую педагогическую и общественную деятельность. Он стал профессором
Николаевских инженерных Академии и училища, Морского кадетского корпуса, Института инженеров путей сообщения, Главного педагогического института, Главного артиллерийского училища и других учебных заведений. Много лет он работал в качестве главного наблюдателя за преподаванием математики в военных школах.
Слайд 11В.В. Петров (1761 – 1834).
Нашёл новую форму перехода энергии постоянного
тока в тепловую и световую энергию. В 102 г. открыл
электрическую дугу., которая стала применяться в металлургии при освещении.
Слайд 12Б. С. Якоби (1801 – 1874).
Сконструировал первую модель электродвигателя.
Мировую славу ему принесло изобретение гальванопластики.
1839- изобрёл
первое телеграфное устройство, действовавшее на подземной линии Петербург – Царское село.
Слайд 131839 – основана Пулковская обсерватория. (Николаевская Пулковская). Главное направление –
составление каталога координат звёзд).
Струве Борис Яковлевич (1793 – 1864). Создатель
школы русских астрономов. В области звёздной астрономии Струве открыл реальное сгущение звёзд к центральным частям Галактики и обосновал вывод о существовании и величине межзвёздного поглощения света. Много времени уделял Струве изучению двойных звёзд.
Слайд 14Павел Петрович Аносов (1799 – 1851).
В 1831 г.
положил начало изучению структуры стали. Первым применил микроскоп в изучении
металла.
Слайд 15Парово́зы Черепа́новых — первые паровозы построенные в России. Первый паровоз
был построен в 1833 году, второй — в 1835.
Слайд 16Н. И. Пирогов. В 1855 г., во время Крымской войны
был главным хирургом осаждённого Севастополя. Оперируя раненых, Пирогов впервые
в истории мировой медицины применил гипсовую повязку, дав начало сберегательной тактике лечения ранений конечностей и избавив многих солдат и офицеров от ампутации. Внедрил новый метод ухода за ранеными. Метод этот заключается в том, что раненые подлежали отбору на первом перевязочном пункте; в зависимости от тяжести ранений одни из них подлежали немедленной операции в полевых условиях, другие, с более лёгкими ранениями, эвакуировались вглубь страны для лечения в стационарных военных госпиталях. Пирогов считается основоположником специального направления в хирургии, известного как военно-полевая хирургия.
Слайд 17Историческая наука.
Н. Карамзин (1766 – 1826). Автор «Истории Российской» в
8 томах.
Первый отечественный историк. Труды которого читали не только специалисты.
Но и широкая аудитория. Выступал с инициативой установить памятники - мемориалы замечательным людям (Минину И Пожарскому).
Слайд 18Т. И . Грановский (1813 – 1855).
Подчёркивая общность
исторического развития России и Западной Европы. Стремился науку связать с
жизнью, поставить её на службу общественным интересам. Показывая в лекциях закономерность и прогрессивность исторического процесса, подводил слушателей к выводу о преходящем характере крепостнических порядков, об их исторической обречённости.
Слайд 19М. Погодин (1800 – 1855).
Обосновывал норманскую теорию возникновения русской
государственности. Профессор всеобщей истории Московского университета (1826—1835), затем в 1835—1844
профессор русской истории. Занимался изучением древнерусской и славянской истории, процессов закрепощения русского крестьянства, причин возвышения Москвы. Защитил докторскую диссертацию «О летописи Нестора» (1834). Открыл и ввёл в научный оборот ряд важных исторических источников и памятников русской словесности.
Собрал «Древнехранилище» — значительную коллекцию икон, медных и серебряных крестов.
Слайд 20Развитие русской культуры происходило в противоречивых условиях:
1) Экономическое развитие России
вызывало потребность в грамотных дюдях.
2)Реакционная политика правительства в сфере культуры
3)
Многие открытия не получили применения в феодально – крепостнической России.