Слайд 2Особенности культуры
XIV-XV вв.
Замедление темпов культурного развития вследствие татаро-монгольского нашествия
Некоторое
обогащение, благодаря взаимодействию древнерусской и восточной культур
Сохранение некоторых старых культурных
центров (Новгород, Псков) и появление новых – Москва, Тверь
1.4.18
Слайд 3
Основные идеи
Тема феодальной раздробленности
Тема татаро-монгольского нашествия, его последствий
Тема ликвидации
ордынского ига через собирание русских земель
1.4.18
Слайд 6Белокаменный кремль, построенный 1367г. При Дмитрии Донском
Слайд 81.4.18
Письменность – скоропись
2. Большинство населения неграмотно
Писцы составляют за деньги документы.
Книги
рукописные и очень дороги.
1553г. – развитие книгопечатания –Иван Федоров.
В литературе
преобладает летописание.
Повести и сказания – Повесть о взятии Казани, поход Ермака
Домострой Ивана Грозного и его переписка, «Хождение за три моря Афанасия Никитина».
Слайд 9КНИГОПЕЧАТАНИЕ
В 1563 г. в Москве была устроена первая крупная типография,
организатором которой был Иван Федоров. Ему помогал Петр Мстиславец.
Иван
Федоров родился ок. 1520 г. Всю свою жизнь он посвятил искусству создания книги.
1 марта 1564 г. из московской типографии вышла книга под названием «Апостол» выполненная с большим техническим и художественным мастерством. В «Апостоле» не было ни одной опечатки.
Иван Федоров понимал огромное значение книгопечатания для распространения просвещения.
Вслед за «Апостолом» он выпустил «Часовник» - основную учебную книгу Древней Руси.
В 1574 г. во Львове создал «Азбуку»
1.4.18
Слайд 10Апостол.1564. Первая датированная книга, напечатанная на Печатном дворе в Москве
1 марта 1564 г. Иваном Федоровым (ок. 1510-1583) и Петром
Тимофеевым Мстиславцем.
Книга украшена фронтисписом с изображением апостола и евангелиста Луки и 48 заставкам.
1.4.18
Слайд 112.Зодчество
Перестройка Кремля – резиденции Московских государей.
1.Возведение краснокирпичных стен (1485-1516г.), их
возводили Атон и Марк Фрязины и Алевиз Миланец.
Слайд 12
Кремль (крепость)- древнейшая и центральная часть Москвы на Боровицком
холме, на левом берегу реки Москва, один из красивейших архитектурных
ансамблей мира. Площадь Кремля в плане составляет неправильный треугольник и равна 27,5 га.
Слайд 13Успенский собор Московского Кремля построен по проекту Аристотеля Фиораванти (1475-1479г.)
– главный храм страны. В XIV – XVII вв. Успенский
собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов.
Слайд 14Собор стал местом венчания на царство и коронации императоров. (Коронация
Александра III в Успенском соборе.)
Слайд 15Благовещенский собор- домовая церковь семьи государя. Построен псковскими умельцами в1484-1489г.
Слайд 16Архангельский собор возведён Алевизом Новым (1505-1508г.) –являлся усыпальницей князей Рюриковичей
и царей из династии Романовых до XVIIIв.
Слайд 17В соборе-усыпальнице стоят 46 княжеских гробниц московских князей и царей,
начиная с Ивана Калиты и кончая Иваном Алексеевичем, братом Петра
I.
Слайд 18Грановитая палата - парадный тронный зал для торжественных приемов в
новом великокняжеском дворце Ивана III, построена была Марком Фрязиным и
Пьетро Солари
Слайд 19
Иван III принимал здесь своих храбрых сподвижников, бояр и
послов. В Грановитой палате проходили торжественные церемонии приема иностранных послов,
заседали земские соборы, царь Иван Грозный
праздновал в ней присоединение Казани к Русскому государству, а Петр - победу русских войск в Полтавской битве
Слайд 20Соборная площадь Кремля – самая древняя площадь Кремля, образована выше
названными зданиями и колокольней Ивана Великого.
Слайд 213.Иконопись XIV-XVв. Представлена Феофаном Греком, Андреем Рублёвым, Даниилом Чёрным.
Феофан Грек
(1340-1485г.) – византийский мастер
Фреска «Спас Вседержитель» Церковь Спаса Преображения, Новгород.
Слайд 22Ветхозаветная Троица. Роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Новгород.
Стиль
Феофана Грека поражает выразительностью и экспрессией. Для его фресковых росписей
характерна т. н. «скоропись», при почти монохромной живописи и не проработанности мелких деталей изображения оказывают огромное воздействие на чувства зрителя.
Слайд 23Двусторонняя икона Ф. Грека - Донская Богоматерь. На обороте -
Успение Богоматери. (Государственная Третьяковская Галерея.)
Слайд 24Андрей Рублёв (1360-70 – 1430г.) – величайший иконописец, монах Троице-Сергиева,
затем Спасо-Андроникова монастыря.
Спас Вседержитель. Центральная часть иконописного деисуса из Звенигорода.
Москва, Государственная Третьяковская Галерея
На Стоглавом соборе (1551) иконопись Рублева была провозглашена образцом для подражания: прямо было велено «писати живописцем иконы с древних образов, как греческий живописцы писали, и как писал Андрей Рублев и протчии пресловутый живописцы».
Слайд 25Андрей Рублёв
Рождество Христово. Благовещенский собор Московского кремля
В1405г. Рублёв совместно
с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор
Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами — Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трёхъярусного иконостаса
Слайд 26Икона «Троица» - шедевр созданный Андреем Рублёвым для Троицкого собора
Троице-Сергиевой лавры (1412г. или1420-е г.) – (с 1929 в ГТГ)
Слайд 28Троица
В основу иконы положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама» из книги
Бытия. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного
народа, встретил у дубравы Мамре трех таинственных странников ( ангелов).
Явление Аврааму трех ангелов символическое раскрытие образа единосущного и триипостасного Бога — Святой Троицы- главного догмата христианства.
Для Руси образ Троицы всегда имел особенное звучание. В творении преподобного Андрея Рублева, помимо высочайших богословских истин, люди увидели и призыв к объединению страны.
Слайд 29Даниил Черный (до 1360 - около 1428-1430). Выдающийся русский иконописец,
монах, учитель и друг Андрея Рублева. Летописи свидетельствуют о росписи
Даниилом и Андреем Рублёвым Успенского собора во Владимире, причём Даниил упомянут первым, что свидетельствует о старшинстве и большей опытности Даниила.
Слайд 301.4.18
Основным содержанием
русской культуры XV – XVI вв. было:
Слайд 311.4.18
Утверждение единства русских земель
3. Прославление мощи русского государства
4. Сохранение памяти
о победах над внешними
врагами
5. Выражение трудолюбия и
талантливости
русского народа
6. Сознание зависимости от других народов
7. Проявление религиозности русского народа
8. Стремление к самостоятельности отдельных
русских земель
9. Представление о силе царской власти