Слайд 1КУЛЬТУРА РУСИ
ДО МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ
Слайд 2Культура – это материальные и духовные ценности, которые создавал и
создает человек на протяжении своей истории
Слайд 3УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ
развивалась в постоянном взаимодействии с культурами соседних народов
(финно-угорское, скандинавское, византийское)
формировалась в результате соединения элементов различных культур
(основа - языческая культура восточных славян)
мощное влияние христианской культуры Византии (крещение Руси открыло более широкие перспективы для укрепления контактов с Европой, мощный импульс для развития культуры в целом)
господство определяющего фактора на каждом из этапов развития культуры до монгольского нашествия:
культура восточного славянства - языческое мировоззрение
культура Киевской Руси - синтез достижений восточного славянства и христианской культуры Византии
культура русских земель в период политической раздробленности - местные тенденции временно вытесняют общерусские (при сохранении последних)
Слайд 4Письменность
Кириллица
одна из двух (вместе с глаголицей) первых
славянских азбук ("азбука" - от названия первых двух букв кириллицы:
"аз" и "буки")
была создана в конце IX века на основе греческого уставного письма славянскими просветителями Кириллом и Мефодием
введена на Руси после крещения
легла в основу русского алфавита
Слайд 5Образование
Берестяные грамоты – русские письма и документы XI-XIII
веков, нацарапанные на березовой коре (бересте)
Слайд 6Граффити - многочисленные надписи на ремесленных изделиях и на стенах
каменных зданий (большинство из них начинается словами «Господи, помози», далее
следует текст просьбы)
Слайд 7Образование - привилегия высших слоев общества:
Владимир Святославович приказал обучать
детей «нарочитых» (знатных) киевлян
Ярослав Мудрый открыл киевскую школу, где
более трехсот детей готовились к государственной и церковной службе
Анна Всеволодовна (сестра Владимира Мономаха) открыла школу при Андреевском монастыре в Киеве, где девочек обучали грамоте
Слайд 8ЗАДАНИЕ
Прочитать в § 22 п. 2 (Письменность и литература), стр.
139-140
Заполнить таблицу на стр. 141 (вопрос 5)
Слайд 9Архитектура
Десятинная церковь в Киеве (996-1240)
Слайд 12Местные архитектурные школы
периода раздробленности
Владимиро-Суздальская земля
строили из белого камня
ярко выраженный
декоративизм, ажурная каменная резьба на фасадах церквей
Новгородская земля
строгость, простота форм,
скупость декоративных украшений, монументальная мощь композиций
особое внимание уделяли строительству крепостей
Смоленская, Черниговская, Полоцкая
высокое качество кирпичной кладки
архитектурный образ стремительного, вертикального движения, устремленность ввысь
Слайд 13церковь Покрова на Нерли (А.Боголюбский, 1165 г., Владимиро-Суздальская земля)
Слайд 14церковь Спаса на горе Нередице (1198 г., Новгородская земля)
Слайд 15церковь Архангела Михаила в Смоленске (1180-1197 гг.)
Слайд 16Изобразительное искусство
Фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке:
первые фрески
были выполнены греческими мастерами
основная тематика фресок – изображения святых, евангельские
сцены, но встречаются и фрески с изображением светских лиц (сыновей и дочерей Ярослава Мудрого), бытовых сюжетов (охота, выступления скоморохов).
Мозаика («мерцающая живопись»):
техника мозаики появилась на Руси благодаря византийским мастерам
изображение набиралось из смальты (специальный стекловидный материал)
широкого распространения не получила (в отличие от Византии)
Слайд 17Фреска «Вознесение» в куполе Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове.
сер. XII в.
Слайд 18Богоматерь Оранта («Молящаяся») в Софийском соборе в Киеве (мозаика)
Слайд 19Изобразительное искусство
Иконопись:
первые иконы на Руси появились в X в. и
были привезены греками из Византии
русское иконописание находилось под влиянием византийской
школы
XII в. - сложились местные иконописные школы, отличавшиеся друг от друга манерой исполнения (новгородская, псковская, ярославская, киевская и др.)
Слайд 20Характерные особенности иконописания независимо от местных традиций:
1. Обратная перспектива
(более далекие от зрителя фигуры изображались более крупными).
2. Символика цвета.
3.
Главное внимание уделялось лицу и рукам, которые тщательно выписывались.
Слайд 21«Ангел Златые власы». Новгородская икона.
Середина XII в.
Слайд 22икона "Спас Нерукотворный"
сер. 12 в., новгородское происхождение
Слайд 23Владимирская Богоматерь – изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное
неизвестным греческим живописцем на рубеже XI–XII вв.
Слайд 24Выводы
1. Синтез языческой культуры восточных славян и христианской традиции Византии
обусловил самобытность русской национальной культуры, способствовал ее своеобразному развитию.
2. Несмотря
на то, что Русь позже некоторых европейских стран вступила на путь исторического развития, к XII в. она стала одним из наиболее развитых в культурном отношении государств того времени.
3. XII-XIII вв. характеризуются расцветом местных школ летописания, зодчества, изобразительного и прикладного искусства, на базе которых начался процесс формирования единой национальной культуры.