Разделы презентаций


Союзсерт НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ тел. 784- 67-81 факс. 784-70-41 e-mail:

Содержание

Анализ несоответствий, выявляемых экспертами «Союзсерт»при проведении сертификации и инспекционного контролясистем менеджмента качества предприятий ОПК

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1«Союзсерт»
НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
тел. 784-67-81 факс. 784-70-41
e-mail: souzsert@gosniias.ru
www.souzsert.ru
Рожков Валерий Николаевич
Заместитель генерального директора
«Союзсерт»,

Эксперт Систем сертификации:
«Оборонсертифика», «Военный Регистр»,
«ГОСТ Р, Регистр систем качества», «Мосстройсертификация»,

«ПАТИ», «РСМ», «Quality Austria»
«Союзсерт» НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯтел. 784-67-81 факс. 784-70-41e-mail: souzsert@gosniias.ruwww.souzsert.ruРожков Валерий НиколаевичЗаместитель генерального директора«Союзсерт», Эксперт Систем сертификации:«Оборонсертифика», «Военный Регистр»,«ГОСТ Р,

Слайд 2
Анализ несоответствий, выявляемых экспертами «Союзсерт»
при проведении сертификации и инспекционного контроля
систем

менеджмента качества предприятий ОПК

Анализ несоответствий, выявляемых экспертами «Союзсерт»при проведении сертификации и инспекционного контролясистем менеджмента качества предприятий ОПК

Слайд 3 В последние годы существенно выросли объемы работ, выполняемых организациями оборонно-промышленного

комплекса в рамках военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.

Кроме экспорта серийных образцов продукции военного назначения постоянно увеличивается удельный вес заказов на модернизацию ранее закупленных образцов вооружения и военной техники и на создание новых образцов по техническим требованиям иностранных заказчиков.

При этом многие иностранные заказчики формируют требования по обеспечению качества, ориентируясь на документы (стандарты) НАТО серии AQAP (Allied Quality Assurance Publications).

Применение стандартов НАТО серии AQAP осуществляется в соответствии с принятым странами НАТО в 1997 году Соглашением по стандартизации STANAG 4107 «Mutual Acceptance of Government Quality Assurance and Usage of the Allied Quality Assurance Publications (Взаимное принятие Системы Правительственного обеспечения гарантий качества и использование союзнических публикаций по обеспечению качества)».

Данное Соглашение ставит своей целью разработку, обновление и применение стандартов НАТО серии AQAP на основе единой концепции обеспечения качества закупаемой оборонной продукции.
В последние годы существенно выросли объемы работ, выполняемых организациями оборонно-промышленного комплекса в рамках военно-технического сотрудничества Российской Федерации

Слайд 4 Стандарт НАТО AQAP 2000 определяет заинтересованные стороны как участников жизненного

цикла, отмечая, что ответственность за качество должна быть распределена и

обязанности не должны быть возложены исключительно на какого-либо одного из участников жизненного цикла.
В стандарте определены следующие участники процессов жизненного цикла: пользователь (user), покупатель (acquirer), владелец (owner), поставщик (supplier) и персонал, ответственный за осуществление действий в Системе Правительственного обеспечения гарантий качества (GQA).
Первичная ответственность пользователей (например, штат, операторы и обслуживающий персонал) состоит в том, чтобы определить потребности с наиболее возможной точностью, ясностью и законченностью. Не только эксплуатационные требования и требования поставки, но также и требования, имеющие отношение к готовности, материальному обеспечению, обучению, окружающей среде, эффективности целевого назначения и затратам жизненного цикла.
В стандарте НАТО AQAP 2000 указано на необходимость регулярной оценки, которая должна обеспечивать понимание в каких областях требуются поправки и какие возможности для усовершенствований существуют. При этом указано, что могут применяться три варианта проведения оценки: первая сторона (внутренний аудит), вторая сторона (потребитель) и третья сторона (независимый орган по сертификации).
Стандарт НАТО AQAP 2000 определяет заинтересованные стороны как участников жизненного цикла, отмечая, что ответственность за качество должна

Слайд 5 В России требования к системам менеджмента качества предприятий ОПК установлены

соответствующими государственными военными стандартами.
Постановлением Госстандарта РФ № 369-ст от 18.12.2003

утвержден государственный военный стандарт РФ ГОСТ РВ 15.002–2003 «СРПП. Военная техника. Системы менеджмента качества. Общие требования» с датой введения в действие с 1 марта 2004 г. Принятый стандарт распространяется на СМК организаций, осуществляющих исследование, разработку, производство, поставку, обеспечение эксплуатации, ремонт и утилизацию оборонной продукции по заказам государственных заказчиков. Стандарт устанавливает требования к структуре и содержанию СМК на всех стадиях жизненного цикла оборонной продукции, направленных на обеспечение соответствия оборонной продукции требованиям ТТЗ (ТЗ) заказчика и условиям контракта.
На основании настоящего стандарта по согласованию с заказчиком допускается разрабатывать нормативные документы, учитывающие специфику обеспечения качества конкретных классов (групп) или видов оборонной продукции.
Особенностью ГОСТ РВ 15.002 является необходимость осуществления менеджмента качества на основе процессного подхода, повышения роли человеческого фактора, а также непрерывности анализа результативности и улучшения работы СМК в целом.
Вместе с тем стандарт в целом по сравнению с ГОСТ Р ИСО 9001-2001(8) ужесточает требования к СМК в части оборонной продукции.
Такое ужесточение достигается установлением дополнительных требований к ГОСТ Р ИСО 9001, относящихся к особенностям обеспечения качества оборонного заказа и взаимодействию с заказчиком.
Дополнительные требования в стандарте формируются в основном со ссылками на стандарты СРПП ВТ, ЕСКД, ЕСТД, ГСИ РВ и другие военные стандарты. Всего в стандарте в качестве ссылочных использовано 55 нормативных документов по стандартизации.
В России требования к системам менеджмента качества предприятий ОПК установлены соответствующими государственными военными стандартами.		Постановлением Госстандарта РФ №

Слайд 6 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17

сентября 2008 г. № 33-ст принят и введен в действие

государственный военный стандарт ГОСТ РВ 0015-003-2008 «СРПП. Военная техника. Порядок проверки систем менеджмента качества организаций, выпускающих оборонную продукцию». Дата введения 01.07.2009г.
Принятый стандарт распространяется на проверки (аудиты) систем менеджмента качества организаций, осуществляющих исследования, разработку, производство, обеспечение эксплуатации, ремонт и утилизацию оборонной продукции по государственному оборонному заказу.
Стандарт ГОСТ РВ 0015-003-2008 предназначен для использования при внедрении СМК, оценке их соответствия установленным требованиям, а также при сертификации.
Целями проверки СМК организации являются:
- определение степени соответствия или подтверждение соответствия СМК проверяемой организации установленным требованиям;
- определение результативности функционирования СМК по обеспечению соответствия качества выпускаемой организацией продукции установленным требованиям заказчика;
- обеспечение постоянного улучшения СМК организации.
Объектами проверки являются:
- область применения СМК;
- соответствие качества выпускаемой организацией продукции предъявляемым требованиям заказчиков (головных исполнителей) ГОЗ;
- полнота и точность отражения требований ГОСТ РВ 15.002 в документах СМК;
- фактическое выполнение требований документов СМК в организации и обеспечение результативности ее функционирования в практической деятельности по менеджменту качества.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 сентября 2008 г. № 33-ст принят и

Слайд 7 Соответствие качества продукции предъявляемым требованиям оценивают на основании:
- результатов анализа

данных, касающихся выполнения предъявляемых требований к продукции (5.6.2, 5.6.3, 7.2.3,

8.2.1 ГОСТ РВ 15.002);
- данных контроля качества и испытаний на соответствующих этапах разработки и серийного производства продукции (8.2.4 ГОСТ РВ 15.002).
При проверке полноты и точности отражения в СМК организации установленных требований должно быть определено соответствие состава и содержания документации СМК следующим требованиям ГОСТ РВ 15.002 (4.1.5, 4.2.1, 4.2.2, 4.2.4, 4.3.1, 4.3.2, 5.1.3, 5.4.5, 5.4.6, 5.5.3, 5.6.1, 6.1.2, 7.1.2, 7.1.3, 7.2.2, 7.3.1, 7.3.4, 7.3.5, 7.4.3, 7.5.1, 7.5.4, 8.2.3).
Фактическое выполнение требований документов СМК в практической деятельности организации по менеджменту качества, обеспечение результативности ее функционирования и поддержание в рабочем состоянии необходимо определять по объективным свидетельствам, подтверждающим результативность выполнения установленных СМК процедур и процессов, полученных из источников информации, приведенных в разделе 8 ГОСТ РВ 15.002.
Основные термины и определения
Соответствие: выполнение установленных требований
Примечание – установленным требованием согласно ГОСТ РВ 15.002 является любая норма, введенная модальным глаголом «должен» или словосочетанием «необходимо (следует) определить, предусмотреть, осуществить».
Несоответствие: невыполнение установленного требования.

Соответствие качества продукции предъявляемым требованиям оценивают на основании:		- результатов анализа данных, касающихся выполнения предъявляемых требований к продукции

Слайд 8 Значительное (критическое) несоответствие: несоответствие системы менеджмента качества, заключающееся в отсутствии

элемента или совокупности элементов в документах системы менеджмента качества и/или

в отсутствии их результативного функционирования для обеспечения и выполнения, установленных требований к качеству.
Малозначительное (некритическое) несоответствие: несоответствие системы менеджмента качества, заключающееся в отдельных несистематических упущениях, ошибке, недочете в функционировании системы менеджмента качества или в документации, которые могут отрицательно повлиять на качество выпускаемой продукции или привести к снижению результативности функционирования системы.
Уведомление (замечание): результат наблюдения, не носящий характера несоответствия и фиксируемый в целях предотвращения появления возможного несоответствия.
Классификация наблюдений
Классификацию наблюдений, сделанных в ходе проверки СМК, и их регистрацию осуществляют с целью: определения степени соответствия СМК установленным требованиям; принятия решения по результатам проверки СМК.
Наблюдения, сделанные в ходе проверки, классифицируют в виде: несоответствий; уведомлений.
Несоответствия подразделяют на: значительные и малозначительные;
Значительное (критическое) несоответствие: несоответствие системы менеджмента качества, заключающееся в отсутствии элемента или совокупности элементов в документах системы

Слайд 9 К значительным несоответствиям следует относить:

- отсутствие, необоснованное неприменение или полное

нарушение в СМК требований к элементам СМК, установленных ГОСТ РВ

15.002 (или документами, разработанными на его основе);
- обнаружение фактов систематического несоблюдения требований стандартов СРПП ВТ, ТУ, КД и документов по стандартизации оборонной продукции;
- обнаружение фактов несоблюдения требований КД к объемам и периодичности контрольных испытаний продукции;
- систематичное возрастание уровня дефектности (отказов) и рекламаций в процессе эксплуатации продукции;
- использование средств испытаний и измерений, не обеспечивающих подтверждение соответствия продукции всем установленным требованиям в заданных режимах и условиях испытаний;
- отсутствие необходимого технологического оборудования, обеспечивающего выпуск требуемого количества продукции в заданные сроки с установленными технико-экономическими показателями;
- факты незнания персоналом организации требований СМК, необходимых для выполнения возложенных на него функций;
- вскрытие в процессе проверки фактов искажения и фальсификации данных о качестве.
К значительным несоответствиям следует относить:		- отсутствие, необоснованное неприменение или полное нарушение в СМК требований к элементам СМК,

Слайд 10
К малозначительным несоответствиям следует относить:

- обнаруженное несоответствие требования (пункта) СМК,

которое разработано, внедрено и имеет доказательства функционирования, но есть отдельные

нарушения в его выполнении, которые требуют проведения мероприятий по улучшению;
- несоответствие, представляющее собой небольшую ошибку или недочет, не повлиявшие к моменту проверки на качество продукции.
СМК признают соответствующей установленным требованиям при отсутствии значительных несоответствий или при отсутствии ряда малозначительных несоответствий, в совокупности определяемых как значительное несоответствие.
СМК признают не соответствующей установленным требованиям при наличии одного значительного несоответствия или при наличии ряда малозначительных несоответствий, в совокупности квалифицируемых как значительное несоответствие.
Несоответствия, снятые председателем комиссии в ходе проверки (если организация предоставила дополнительные доказательства), считаются отсутствующими.
Несоответствия, устраненные в ходе проверки, включают в общее количество несоответствий, но в акте проверки и оценки СМК указывают как устраненное несоответствие. Несоответствие, переведенное в ходе проверки из категории «значительное» в категорию «малозначительное», при подсчете учитывают в группе малозначительных несоответствий.
Наличие уведомлений не влияет на решения, принимаемые по результатам проверки СМК.
К малозначительным несоответствиям следует относить:		- обнаруженное несоответствие требования (пункта) СМК, которое разработано, внедрено и имеет доказательства функционирования,

Слайд 11
Основные несоответствия по требованиям ГОСТ ИСО 9001-2001:
• раздел 4.1 "Система

менеджмента качества. Общие положения" - 3%;
• раздел 4.2 "Требования к

документации" –25%;
• раздел 5.1 «Обязательства руководства» - 2%;
• раздел 5.2 «Ориентация на потребителя» - 3%;
• раздел 5.3 «Политика в области качества» - 1%;
• раздел 5.4 «Планирование» - 4%;
• раздел 5.5 «Ответственность, полномочия и обмен информацией» - 3%;
• раздел 5.6 «Анализ со стороны руководства» - 2%;
• раздел 6.1 «Менеджмент ресурсов. Обеспечение ресурсами» - 3%;
• раздел 6.2 «Человеческие ресурсы» - 1%;
• раздел 6.3 «Инфраструктура» - 1%;
• раздел 6.4 «Производственная среда» - 2%;
• раздел 7.1 «Процессы жизненного цикла продукции. Планирование процессов жизненного цикла продукции» - 3%;
• раздел 7.2 «Процессы, связанные с потребителями» - 1%;
• раздел 7.3 «Проектирование и разработка» - 1%;
• раздел 7.4 «Закупки» - 2%;
• раздел 7.5 «Производство и обслуживание» - 14%;
• раздел 7.6 «Управление устройствами для мониторинга и измерений» - 6%.
• раздел 8.1 «Измерение, анализ и улучшение. Общие положения» - 4%;
• раздел 8.2 «Мониторинг и измерения» - 7%;
• раздел 8.3 «Управление несоответствующей продукцией» - 3%;
• раздел 8.4 «Анализ данных» - 4%;
• раздел 8.5 «Улучшение» - 5%.
Основные несоответствия по требованиям ГОСТ ИСО 9001-2001:• раздел 4.1

Слайд 12Диаграмма распределения несоответствий по ГОСТ Р ИСО 9001-2001

Диаграмма распределения несоответствий по ГОСТ Р ИСО 9001-2001

Слайд 13Диаграмма Парето по выявленным несоответствиям

Диаграмма Парето по выявленным несоответствиям

Слайд 14Диаграмма Парето по несоответствиям

Диаграмма Парето по несоответствиям

Слайд 15
Основные несоответствия по требованиям ГОСТ РВ 15.002-2003:
• раздел 4.1 "Система

менеджмента качества. Общие положения" - 4%;
• раздел 4.2 "Требования к

документации" –11%;
• раздел 5.1 «Обязательства руководства» - 2%;
• раздел 5.2 «Ориентация на потребителя» - 3%;
• раздел 5.3 «Политика в области качества» - 1%;
• раздел 5.4 «Планирование» - 4%;
• раздел 5.5 «Ответственность, полномочия и обмен информацией» - 2%;
• раздел 5.6 «Анализ со стороны руководства» - 2%;
• раздел 6.1 «Менеджмент ресурсов. Обеспечение ресурсами» - 3%;
• раздел 6.2 «Человеческие ресурсы» - 2%;
• раздел 6.3 «Инфраструктура» - 1%;
• раздел 6.4 «Производственная среда» - 3%;
• раздел 7.1 «Процессы жизненного цикла продукции. Планирование процессов жизненного цикла продукции» - 4%;
• раздел 7.2 «Процессы, связанные с потребителями» - 2%;
• раздел 7.3 «Проектирование и разработка» - 2%;
• раздел 7.4 «Закупки» - 3%;
• раздел 7.5 «Производство и обслуживание» - 17%;
• раздел 7.6 «Управление устройствами для мониторинга и измерений» - 8%.
• раздел 8.1 «Измерение, анализ и улучшение. Общие положения» - 5%;
• раздел 8.2 «Мониторинг и измерения» - 6%;
• раздел 8.3 «Управление несоответствующей продукцией» - 4%;
• раздел 8.4 «Анализ данных» - 5%;
• раздел 8.5 «Улучшение» - 6%.
Основные несоответствия по требованиям ГОСТ РВ 15.002-2003:• раздел 4.1

Слайд 17Диаграмма Парето по выявленным несоответствиям

Диаграмма Парето по выявленным несоответствиям

Слайд 18Диаграмма Парето по несоответствиям

Диаграмма Парето по несоответствиям

Слайд 19Несоответствия выявленные экспертами «Союзсерт» с учетом требований ГОСТ Р ИСО

9001-2008 и ГОСТ РВ 15.002-2003

Несоответствия выявленные экспертами «Союзсерт» с учетом требований ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и ГОСТ РВ 15.002-2003

Слайд 20Д и а г р а м м а П

а р е т о
по выявленным несоответствиям

Д и а г р а м м а П а р е т опо выявленным несоответствиям

Слайд 21Д и а г р а м м а П

а р е т о
по выявленным несоответствиям п. 4.2

Д и а г р а м м а П а р е т опо выявленным несоответствиям

Слайд 22Д и а г р а м м а П

а р е т о
по выявленным несоответствиям п. 8.2

Д и а г р а м м а П а р е т опо выявленным несоответствиям

Слайд 23Д и а г р а м м а П

а р е т о
по выявленным несоответствиям п. 7.6

Д и а г р а м м а П а р е т опо выявленным несоответствиям

Слайд 24Д и а г р а м м а П

а р е т о
по выявленным несоответствиям п. 7.5

Д и а г р а м м а П а р е т опо выявленным несоответствиям

Слайд 25
ПЕРЕЧЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ К СМК ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК ДЛЯ СООТВЕТСТВИЯ

ГОСТ Р ИСО

9001-2008 И ГОСТ РВ 15.002-2003
(Пример самооценки предприятия и/или оценки соответствия

внешней организацией)
Таблица 1
ПЕРЕЧЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ К СМК ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК ДЛЯ СООТВЕТСТВИЯГОСТ Р ИСО 9001-2008 И ГОСТ РВ 15.002-2003(Пример самооценки предприятия

Слайд 30З а к л ю ч е н и е

Выявленные

экспертами «Союзсерт» на предприятиях ОПК несоответствия отражают недостаточное отношение предприятий

к управлению документацией и записями. Переход на ГОСТ Р ИСО 9001-2008 сопровождается недостаточной актуализацией документации, в том числе форм сбора информации для проведения внутренних аудитов, не заполнением установленных форм документов: таблиц, свидетельств, актов, справок, программ, планов и т.д.
Проведение внутренних аудитов чаще всего носит формальный характер, проверки осуществляются не всех подразделений и служб, входящих в структуру предприятия, что чаще всего связано с недостаточностью подготовки внутренних аудиторов (количественный состав). Отсутствие у них специфических знаний проверки СМК предприятия, недостаточный опыт работы на предприятии, отсутствие мотивации внутренних аудиторов и сотрудников предприятий, активно участвующих в разработке документации СМК, формировании новых методов и критериев оценки процессов СМК, приемов функционирования СМК, направленных на постоянное улучшение, обеспечение результативности и эффективности СМК предприятий. Недостаточное внедрение на предприятиях принципов менеджмента, ориентированных на: «удовлетворенность потребителя», «лидерство руководителя», «вовлечение работников», «процессный подход», «системный подход к менеджменту», «постоянное улучшение», «принятие решений, основанное на фактах», «взаимовыгодные отношения с поставщиками». Непонимание или нежелание понимания ценности установления и выполнения измеримых целей в области качества. Непонимание выгоды «Анализа со стороны руководства» для принятия руководством предприятий целенаправленных решений, направленных на дальнейшее развитие СМК.
Несвоевременное выделение руководством предприятий необходимых ресурсов для обеспечения поверки и калибровки средств измерений, а также настройки, регулировки, и последующей аттестации контрольного и испытательного оборудования, особенно зарубежного производства.
Недостаточное управление процессами производства и обслуживания, связанными с отсутствием или предъявлением не в полном объеме объективных доказательств выполнения требований ГОСТ РВ 15.002.
Предприятия ОПК должны учитывать специфику требований стандарта ГОСТ РВ 15.002-2003 и понимать, что это не «тезисное изложение требований», как установлено ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (общие требования), а четко структурированные требования к обеспечению тех функций, которые необходимо выполнять, для обеспечения государственного оборонного заказа (конкретные требования), при этом необходимо учитывать и специфику ГОСТ РВ 0015-003-2008.
З а к л ю ч е н и еВыявленные экспертами «Союзсерт» на предприятиях ОПК несоответствия отражают

Слайд 31Спасибо
за
внимание

Спасибозавнимание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика