Слайд 1Культура
Западноевропейского
средневековья
Лекция № 4.1
Лектор: ассистент кафедры социальных и гуманитарных наук ФТМИ
Ольга Сергеевна Сорокина
2017
Слайд 2Средние века (medium aevum)
V-XVI века
Периодизация Средневековья:
Раннее (V-X века)
Классическое (XI-XIII века)
Позднее
(XIV-XVI века)
Термин «средние века» появился в XV веке в среде
итальянских гуманистов, оценивавших это время как «темные века».
XIX век – время реабилитации средневековой культуры. Увлечение романтиков средневековым искусством и сюжетами.
Слайд 3476 год – падение Римской империи под натиском варварских племен
Церковь
в это время играла, кроме религиозной, еще и хозяйственную, социальную
и иногда военную роль
Продолжение процесса профессионального и социального размежевания
Постепенное оформление основных сословий
Выполнение обязанностей, предусмотренных положением человека в социальной и духовной иерархии, - смысл его жизни
Слайд 4Общая ситуация в Европе в V-VIII веках
Экономический упадок
Неурожаи, голод, засуха
Эпидемии
(с 543 года – чума)
Разрушение памятников культуры
Разрушение дорог и хозяйственных
построек
Стремительное сокращение народонаселения
Маленькая продолжительность жизни: 35 лет – женщины; 40-45 лет - мужчины
Слайд 5Коренные изменения с конца VIII века
Каролингское возрождение (Карл Великий)
Восстановление культурного
единства западного мира (Италия, частично Испания и Германия)
Европа раздроблена на
множество герцогств, графств, епископств и аббатств
Формирование отдельных крупных государств с сильными армиями
Освоение новых территорий
Реконкиста (отвоевание территорий Испании у арабов) и крестовые походы
Проникновение достижений арабской культуры в Европу
Слайд 6В Европе складывается классический феодализм
Лен – земельное хозяйство, которое давалось
вассалу за службу сеньору
Вассал был верен сеньору, участвовал в проводимых
собраниях, вершил суд от его имени, нес военную службу
Сеньор поддерживал и защищал вассалов, оказывал экономическую и иную помощь
«Вассал моего вассала – не мой вассал»
Слайд 7Феодальная лестница в средневековой европе
Слайд 8Основные особенности культуры средневековья
Религиозность культуры. Христианство стало важнейшей духовной силой,
определяющей духовные ориентиры и художественные вкусы
Формирование христианской картины миры. Мир
как иерархическая система
Дуализм мировосприятия. Бог и Сатана. Строгое деление на хорошее и плохое
Противопоставление тела и души
Символичность
Сословность
Слайд 9Представления о дуализме и всеединстве мира
Мир делился на мир видимый,
осязаемый, земной, полный страданий и мир потусторонний, идеальный, небесный, близкий
Богу. Высший мир был главным, а земное существование рассматривалось как череда лишений и испытаний воли и плоти.
Универсализм – представление средневекового человека о мире в целом как о законченном всеединстве, сотворенном Богом.
Слайд 10Символизм и аллегоризм
Это представления о мире, где всякая вещь занимает
изначально определенное ей место. Она ценна не сама по себе,
а как символ религиозных или моральных ценностей.
Луна - символ Церкви, ветер – Святого Духа и т.д.
Использование в средневековом искусстве аллегорий, намеков, иносказаний.
Слайд 11«Добрейший Адсон, - отвечал учитель. Всю поездку я учу тебя
различать следы, по которым читаем в мире, как в огромной
книге. Сказал же Алан Лилльский:
Всей вселенной нам творенье, -
Будто бы изображенье,
Книга или зеркало, -
и судил о неисчерпаемом обилии символов, коими Господь чрез посредство творений своих глаголет к нам о вечной жизни».
Разговор Адсона и Вильгельма Баскервильского из романа Умберто Эко «Имя розы»
Слайд 12Новый тип духовности, утвердившийся в средние века
Главное внимание – внутреннему
миру человека, его нравственным установкам
Красота человека – в торжестве духа
над телом
Высшая добродетель – усмирение плоти
Идеал человека – аскет, добровольно принимающий физические страдания.
Слайд 13Монастырская культура
Первые монастыри – IV век.
Августин Блаженный – основоположник монашества.
Монашество – особый образ жизни и высокое призвание человека.
VI век.
Бенедикт Нурсийский. Первые бенедиктинские монастыри.
Доступ в монастырь был открыт людям всех званий.
Цель деятельности монастырей – соединение хозяйственной деятельности с интеллектуально-художественной активностью и духовной аскезой.
Ora et labora – «Молись и трудись» - девиз бенедиктинцев.
Слайд 14Аббатство Монте-Кассино, италия. Современный вид
Слайд 15Роман Умберто Эко «Имя розы»
План бенедиктинского аббатства
Слайд 16Бенедиктинское аббатство мон-сен-мишель, Франция
Слайд 17Бенедиктинское аббатство мон-сен-мишель, Франция
Слайд 18Иные монашеские и духовно-рыцарские ордена
Францисканский орден. Основан в XIII веке.
Нищенствующий орден. Бедность, проповедь, телесный и душевный уход за больными,
строгое послушание папе. Преподавание.
Доминиканский орден. Основан в XIII веке. Основные сферы деятельности доминиканцев — проповедь Евангелия, изучение наук, образование, борьба с ересями, миссионерская деятельность.
Тамплиеры, госпитальеры (иоанниты) – духовно-рыцарские ордена. Армия римских первосвященников.
Слайд 19Рыцарская культура
Сословие светских феодалов
Кодекс рыцарской чести
Этика воинственности, силы и мужества
переплеталась с нравственными идеалами христианства и средневековым идеалом красоты.
Соблюдение правил
куртуазности – безупречного воспитания и поведения при дворе
Рыцарская литература – роман и поэзия
Слайд 20Рыцарская литература
XII век – французский поэт Кретьен де Труа
Наиболее известный
роман – «Повесть о Тристане и Изольде»
Куртуазная поэзия и культ
служения Прекрасной Даме
Лирическая поэзия трубадуров (Прованс), миннезингеров (Германия), менестрелей (Англия). Любовь к женщине – источник совершенства и добра
Гармония внешней и внутренней красоты Дамы
Сирвенты – политические памфлеты
Известные поэты – барон Бертран де Борн, герцог Аквитанский Гильом IX
Бертран де Борн
Слайд 21Городская культура. XII-XIII века
Антифеодальная, антицерковная, свободолюбивая культура
Дух практицизма
Особенно ценились трудолюбие,
смекалка, лукавство и хитроумие
Реалистические бытовые сюжеты
Фаблио (шванк) – жанр городской
литературы
Ваганты – бродячие поэты-студенты.
Их поэзия обличала церковь, воспевала веселье и свободу
Занятия в средневековом университете
Слайд 22Творчество вагантов
В своем творчестве ваганты касались серьезнейших нравственных, религиозных и
политических проблем, подвергая дерзким нападкам государство и церковь, догматизм и
косность. Протест против существующего миропорядка, сопротивление авторитету церкви предполагали отказ от обескровленной книжности и радостное приятие жизни, озаренной светом знания. Культ чувства неотделим у них от культа мысли, подвергавшей все явления умственному контролю, строгой проверке опытом.
Слайд 23Я — кочующий школяр...
На меня судьбина
свой обрушила удар,
что твоя дубина.
Не
для суетной тщеты,
не для развлеченья —
из-за горькой нищеты
бросил я ученье.
На
осеннем холоду,
лихорадкой мучим,
в драном плащике бреду
под дождем колючим ...
К милосердию аббат
паству призывает,
а его бездомный брат
зябнет, изнывает.
Подари, святой отец,
мне свою сутану,
и тогда я наконец
мерзнуть перестану …
«Нищий студент», из лирики вагантов
Слайд 24Романский стиль. X-XII века
Архитектура – основной вид искусства романского стиля
Использование
строительных приемов римлян (отсюда название «романский» стиль – римский, введенное
в XIX веке)
Архитектурные сооружения формировали чувство надежности, защищенности
Феодальный замок, монастырский ансамбль, храм – основные типы зданий
Массивные гладкие каменные стены, узкие окна, скульптурный орнамент
План храмов – латинский крест
Слайд 26Замок Пьерфон, франция
Самая высокая башня замка – сторожевая башня или
донжон. На башне находились набатные колокола. Под донжоном располагались кладовые,
помещения для слуг и т.д. Замок был окружен рвом, имел подъемный мост и воспринимался как воплощение несокрушимой силы и надежности. Замок стал символом власти сеньора над окрестными землями.
Слайд 27Романский стиль
Франция, Руан, башня Жанны Д’Арк
Бельгия, замок Графенкастейл
Слайд 30Сан-дзено маджоре, верона, италия
Слайд 32Баптистерий святого иоанна. Пиза, Италия
Слайд 33Монументальные рельфы романских соборов
Фигуры приземисты и статичны, изображения в фас
Произвольность
пропорций, схематичность
Восхваление мощи и божественной силы
Королевский портал собора в
Шартре
Слайд 34Собор сен-лазар в отене, франция, «страшный суд»
Слайд 35Собор сен-лазар в отене, франция, «Искушение евы»
Слайд 36Живопись романских соборов. Фрески
Фреска (fresco (ит.) – свежий) – живопись
по сырой штукатурке, противоположность «а секко» – росписи по сухому
Главная трудность фресковой живописи в том, что художник должен начать и закончить работу в тот же день, пока сырая известь не высохла.
Образцы фресок
Слайд 37Художники, писавшие фрески для романских храмов, часто использовали экспрессивный и
динамичный рисунок, чтобы передать драматизм библейских сцен, так как считалось,
что страдание – это очищающий душу огонь
Фигура Христа значительно превосходила по размерам остальные
В изобразительном искусстве Германии с XI века становится популярной тема распятия, смерти и воскресения Христа
Слайд 38Готический стиль. XIII-XIV века
Готический стиль появился во Франции в XII
веке, затем распространился в Англии, Германии и по всей Европе
Развитие
готики связано с возрастанием роли рационалистических элементов и усилением реалистических тенденций, а также с рядом технологических новшеств
Усиление символического значения красоты
Готика стремилась объединить религиозную абстрактную идею и реальную жизнь
Слайд 39Готический стиль. XIII-XIV века
Эпоха становления централизованных государств. Начало процесса обмирщения
искусства
Собор – ведущий архитектурный тип
Стрельчатая арка и свод, покоящийся на
столбах
Принцип вертикали
Распор свода передается вынесенным наружу столбам (контрфорсам)
Декоративные остроконечные башенки
Стрельчатые окна, сложный орнамент
Витражи
Слайд 42Сент-Шапель, Париж, франция
Сент-Шапель, общий вид
Нижняя
капелла Сент-Шапель
Слайд 47Готические храмы
Готические храмы были художественной моделью мироздания, объединяли Божественное и
человеческое
Конструкция готических храмов выражает стремление ввысь, к Богу
Храмы напоминали о
том, что мир есть система противодействующих сил и конечный результат борьбы – Вознесение
Витражи служили иллюстрациями Священного Писания
Фиолетовый – цвет молитвы и мистического устремления души, был самым популярным цветом изображений
Слайд 48Собор святого Вита, Прага, Чехия
Кёльнский собор, Кёльн, Германия
«Пламенеющая готика»
Слайд 49Английская готика. кентерберийский собор
Слайд 50Английская готика. вестминстерское аббатство
Слайд 51Наука и образование в средние века
Схоластика – средневековая университетская наука.
Основные черты схоластики:
Стремление опереться на церковные авторитеты
Недооценка роли опыта как
метода познания
Соединение теолого-догматических посылок с рационалистическими принципами
Интерес к формально-логическим проблемам
Слайд 52Наука и образование в средние века
Основные направления средневековой науки:
Физико-космологическое (физика,
математика, астрономия)
Науки о душе
Астрология и медицинские знания (а также
учение о минералах и алхимия)
Слайд 53Наука и образование в средние века
XI-XIII века – время появления
первых университетов. Болонья, Париж, Монпелье, Кембридж, Оксфорд
Три основных факультета: права,
медицинский и богословский
«Семь свободных искусств»
Лекции и диспуты на латинском языке
Административная автономия
1436 год – Иоганн Гуттенберг изобрел первый печатный станок
Слайд 54В XII-XIV веках в Европе появились симптомы экономического кризиса
Кризис сельского
хозяйства, голод
Кризис феодальной власти
Столетняя война
Всё более активные процессы централизации государств
и формирования абсолютных монархий
Начало расцвета бюргерства
Предпосылки перехода к эпохе Возрождения