Слайд 1«Культурно-просветительская практика»
Подготовил студент 1 курса Специальность
050100 «Педагогическое образование»
Профиль подготовки:
«Технология
и дополнительное образование»
Квалификация: бакалавр
Форма обучения: очная
Ростов-на-Дону 2016
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное
государственное автономное
образовательное учреждение высшего образования
«Южный федеральный университет»
Академия психологии и педагогики
Кафедра Технологии и профессионально-педагогического образования
Слайд 2Цель практики.
Целями практики в области культурно-просветительской деятельности являются: Закрепление
на практике имеющихся знаний в области путей и форм осуществления
культурно-просветительской деятельности в общеобразовательном учебном заведении; формирование практических умений и навыков в области осуществления культурно- просветительской деятельности в общеобразовательном учебном заведении как важного элемента педагогической деятельности; формирование готовности оказывать услуги культурно-просветительского характера в дальнейшей профессионально-педагогической деятельности.
Слайд 32. Задачи практики.
Задачами практики в области культурно-просветительской деятельности являются:
изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;
организация культурно-образовательного пространства; формирование навыков популяризации знаний в области отечественной культуры среди учащихся и различных групп населения; разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных и возрастных групп; практическое освоение различных технологий и методик культурно-просветительской деятельности бакалавров в ходе решения профессиональных задач в контексте реального образовательного процесса; формирование личностного, эмоционально-ценностного отношения студентов к культурно-просветительской деятельности педагога.
Слайд 4Ростовский музей
краеведения
Слайд 7История
Впервые вопрос об открытии музея в г. Ростове-на-Дону был поставлен
в 1862г. городским головой А.М. Байковым с тем, чтобы он
явился «хранилищем образцов народных богатств края, памятников его славного прошлого и свидетелей его современного культурного роста».
Но свою историю Ростовский областной музей краеведения ведет с 1 мая 1910г., когда стараниями основателей Ростовского Общества истории, древностей и природы М.Б. Краснянского, А.М.Ильина, «табачного короля» и благотворителя В.И. Асмолова в специально построенном здании в Думском проезде, 5 музей принял первых посетителей, перед которыми предстали среди прочего личные вещи известного писателя Д.Л. Мордовцева, серебряные кубки военного полководца А.В.Суворова, треуголка и шпага А.М. Байкова.
Слайд 8Пережив беды революции и гражданской войны, с 1920г. музей возобновил
свою деятельность как Донской областной советский музей искусств и древностей,
в связи, с чем были выделены средства для приобретения картин, скульптур, предметов антиквариата. Но особое внимание было уделено сбору материалов о революционных событиях 1917 г. на Дону.
В связи с образованием в 1926 г. Северо-Кавказского края было решено реорганизовать Донской музей и создать Северо-Кавказский музей горских народов. 700экспонатов были переданы во вновь созданный музей.
Когда в 1934г. был образован Азово-Черноморский край, Музей горских народов потерял свою актуальность, его коллекции и, частично, Донского музея были вывезены в Ставрополь. На базе оставшихся решено было создать музей г. Ростова-на-Дону.
Слайд 9Когда началась Великая Отечественная война, в музее разместили станцию переливания
крови, экспонаты перенесли в подвалы. В течение 2-х оккупаций города
здание было разрушено, коллекции – разграблены. В список утраченного вошли тысячи памятников истории и культуры Дона.
Тем величественнее подвиг коллег, которые сразу после освобождения города в феврале 1943 г. стали разыскивать остатки коллекций и собирать новые по «горячим следам» недавних событий, выезжали в экспедиции с привлечением ученых–археологов, биологов, этнографов. Активную деятельность сдерживало отсутствие собственного помещения (в1946-51гг. музей размещался в Таганроге).
Слайд 10В 1951 г. музею, наконец, было выделено здание в г.
Ростове по ул. Энгельса, 87 (Б.Садовая, 79), где после капитального
ремонта и реконструкции 7 ноября1957 г. была торжественно открыта новая экспозиция. Во дворике музея, как и до войны, «поселились» уцелевшие половецкие каменные бабы и якорь с корабля петровской флотилии. Вот уже более 50 лет в этом здании музей принимает добрых друзей, ежегодно увеличивает свои фонды за счет знаковых памятников донской истории, радует интересными выставками, участвует в международных проектах, представляет коллекции во Франции, Шотландии, Японии, Германии.
Слайд 11Известен музей своими социально-значимыми проектами «Музей и власть», «Забытый полк»,
«Дон–наш общий дом», «Мир народам Кавказа через культуру», «Русь святая,
храни веру православную», в рамках которых формирует историческое мировоззрение электората, борется с фальсификацией военной истории, знакомит с культурой народов Дона, пропагандирует христианские ценности.
С 2001 г. музей – член Союза музеев России, участник фестиваля «Интермузей».
Сотрудники музея – коллектив профессионалов, преданных своему делу, 16 из которых удостоены отраслевых наград.
Слайд 13Монолит погребения эпохи поздней бронзы
Ростов – на –Дону, северный
жилой массив 1981 Г.
Слайд 14Котёл бронзовый 1 в. н. э. Курган №13 х. Верхне
– Янченков.
Кресло в русском стиле. Начало 20 в.
Слайд 18Предметы для празднования шаббата в суботу
Слайд 29Дон в годы Великой
Отечественной войны
Слайд 38ГУК РО «Ростовской
Областной музей
изобразительных
искусств
Слайд 39 ГУК РО "Ростовский областной музей изобразительных
искусств".
Слайд 40Ростовский областной музей изобразительных искусств был открыт в 1938 году,
но создание его коллекции тесно связано с художественной жизнью Дона
конца XIX – начала XX века. В годы войны большая часть коллекции подверглась разграблению. В течение послевоенных-летия некоторые из похищенных картин постепенно возвращались музею, но всю довоенную коллекцию так и не удалось восстановить. Вторично музей открылся в июне 1946 года. С тех пор фонды музея значительно выросли. В его коллекции хранится около шести тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. В музее имеются отделы древнерусского, русского искусства XVIII – начала ХХ века, зарубежного и современного российского искусства, а так же отдел детского творчества – ДХГ. Самый молодой отдел древнерусского искусства был создан в 1970 годы, но уже сегодня сформировалась интересная коллекция древнерусской живописи и прикладного искусства, основную ее часть составляют иконы XVII – начала ХIХ веков. Отдел русского искусства занимает в собрании ведущее место, насчитывает около тысячи произведений и дает общее представление об отечественном искусстве XVIII – начала ХХ века.
Слайд 41Раздел живописи включает интересные полотна, обогащающие наше представление о творчестве
знаменитых художников: А. П. Антропова, К. П. Брюллова, И. Н.
Крамского, И. Е. Репина, И. К. Айвазовского, И. И. Левитана, К. А. Коровина и других. Коллекция графики этого периода дает не менее значительный ряд имен крупнейших художников. Работы графиков серебряного века отмечены блеском и тонким мастерством. Коллекция русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства, утраченная во время войны, заново была воссоздана в послевоенный период. Почти утраченная в годы Великой отечественной войны коллекция зарубежного искусства сложилась в период 1960-х – 1980-х гг. Собрание представляет европейское искусство XVII – первой половины XIXвв. С характерными образцами основных художественных школ. Частью зарубежного собрания являются произведения искусства народов Востока. Среди них наиболее ярки фарфор, резная кость, табакерки Китая XVIII века, несколько редких лубков и японские нэцкэ. Украшением восточной коллекции служат две каменные скульптуры близнецов-небожителей, датируемые XII столетием. Отдел российского искусства ХХ века представлен произведениями известных живописцев, скульпторов, графиков, прикладников Ю. И. Пименова, Г. Г. Нисского, А. А. Осьмеркина, А. П. и С. П. Ткачевых, А. И, Лактионова, И. И. Машкова и других. Большое место в фондах музея занимают работы донских художников. Полотна Т. П. Семенова, А. М. Черных, С. С. Скопцова, А. Р. Ханамирова, Б. П. Спорыхина, К. Е. Балановой, Е. Т. Чарской, А. С. Кулагина, В. Ф. Коробова, Е. Я. Покидченко.
Слайд 42Архипов Абрам Ефимович (1862- 1930) “после дождя ‘’
Слайд 43Абрам Ефимович Архипов родился 15 (27) августа 1862 года, умер
25 сентября 1930 года — русский живописец, передвижник.
В периоды с
1877 по 1883 и с 1886 по 1888 г. обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества под руководством В. Г. Перова, В. Д. Поленова, И. М. Прянишникова, А. К. Саврасова и В. Е. Маковского. Кроме того, с 1884 по 1886 г. учился в петербургской Академии художеств (мастерская Б. П. Виллевальде).
В 1887 г. за картину «Посещение больной» Архипов получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) большую серебряную медаль и звание классного художника.
В 1891 г. Архипов стал членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Слайд 44Многие работы этого периода, такие как «Посещение больной», «По реке
Оке», «Келейник», были приобретены лично П.М. Третьяковым для своей коллекции.
В
1896 и 1912 годах художник посещал Францию, Германию и Италию.
С 1894 года Архипов возглавлял натурный класс МУЖВЗ (по 1918).
В 1898 года он получил звание академика (действительный член Академии художеств).
В 1904 году он стал одним из основателей «Союза русских художников».
С 1912 часто выезжал на русский Север.
После Октябрьской революции принял участие в реорганизации училища, в 1918—1920 г. преподавал в ГСХМ, а в 1922—1924 г. — во Вхутемасе.
1924 — член Ассоциации художников революционной России.
1927 — народный художник РСФСР.
Архипов умер в Москве 25 сентября 1930. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Он не был женат и не имел детей, однако, художественные традиции семьи продолжила его внучатая племянница Алла Бедина.
Работы А.Е. Архипова пользуются популярностью в аукционных домах Кристис и Сотбис.
Слайд 48Открытие музея истории техники прошло в мае 2013 года. В
музее представлена выставка оргтехники, фотоаппаратуры, радиоприемников, телевизорав, компьютеров разных времен.
Музей можно посетить за символическую плату в 100 рублей. Эуспозиция представлена на площади в 35 квадратных метров.
В настоящее время Ростовский музей истории техники может закрыться.
Закрытие запланировано «до лучших времен».
Музей закрывает его владелец.
Эта новость меня огорчила. Был в этом музее в октябре 2013-го. Решил посетить его еще раз. Выставка, пока еще, работает. Появились и новые экспонаты. С удовольствием осмотрел экспонаты, ставшие антиквариатом, хотя, еще не так давно пользовался этой техникой.
Слайд 68Музей трудовой и боевой
славы МБОУ СОШ№17
Слайд 77Молока́не — разновидность духовного христианства, а также особая этнографическая группа русских. В Российской империи были
отнесены к «особенно вредным ересям» и преследовались вплоть до указов Александра
I, относящихся к 1803 году, которые дали молоканам и духоборам некоторую свободу. У молокан утвердилась уверенность о существовании царского указа «О свободе вероисповедания молокан и духоборцев» от 22 июля 1805 года. Основанием этой уверенности послужила хранящаяся у одного из молокан записка о походе к царю поверенных от молокан Журавцова, Мотылёва и Лосева, государственном совете, который Александр I созвал для рассмотрения их прошения, и последующем царском указе. Эта записка послужила поводом для проведения молоканами юбилейного съезда в июле 1905 года в селе Воронцовка Тифлисской губернии.
Молокане представляют собой не единую церковь, а скорее религиозное движение с единым корнем, но с большими различиями во взглядах, песнопениях, учении, соблюдаемых праздниках. Среди таких направлений в молоканстве заметно выделяются «мокрые молокане» (практикующие водное крещение), молокане-прыгуны, молокане-субботники (соблюдающие субботу), дух-и-жизники (полагающие книгу «Дух и жизнь» в престоле, считая её третьей частью Библии) и другие.
Слайд 78В 1830-х годах, по декрету Николая I, для заселения молоканами и духоборами открываются закавказские
провинции. Одновременно с этим среди молокан происходит всплеск религиозного энтузиазма,
связанный с распространившимися между ними пророчествами о начале тысячелетнего царства Христа в районе горы Арарат в 1836 году.
Также большое количество молоканских семей были отосланы в украинские степи, а именно по большей части в нынешнюю Запорожскую область, где молокане проживают по сей день.
В конце XIX века число молокан в России превышало 500 тысяч человек. Большинство из них жили в Закавказье (в том числе в Карсской области, впоследствии отошедшей к Турции), и на Северном Кавказе.
Обширный район в южной части Владикавказа до сих пор в народе называют Молока́нкой по названию Молоканской слободы, многие строения которой сохранились до наших дней. В этом районе продолжает функционировать молоканский дом собраний, на собраниях бывают около 150 человек. Один из центральных городских садов Баку носил ранее наименование «Молоканский садик» (до Революции — Мариинский сквер, ныне официально — Сад им. Хагани); это название популярно среди бакинцев по сей день. В Тбилиси, Грузия, по сей день в обиходе пользуются названием городского района «Молоканский базар».
Слайд 79Тысячи молокан Закавказья были вынуждены искать себе новое место жительства
в результате войн начала XX века и после передачи Турции
территории Карсской области. Советское правительство выделило переселенцам целинные земли в Сальской степи на юге России, ныне входящие в состав Целинского района Ростовской области. Там и в настоящее время есть активные молоканские организации[7].
Остававшиеся в Турции молокане были репатриированы в СССР (в разные районы Ставропольского края) в 1961 году
Слайд 80Традиционные молоканские костюмы
Слайд 82Бубличная библиотека
Города Ростова –на -дону
Слайд 84Библиотека основана 7 января 1886 года.
В течение своей истории прошла много трансформаций. В
самом начале она называлась Ростовской публичной библиотекой, далее — Ростовская государственная публичная
библиотека им. К. Маркса, книгохранилище им. К. Маркса, Донская публичная библиотека им. К. Маркса, Северо-Кавказская государственная библиотека им. К. Маркса,Азово-Черноморская краевая библиотека, Ростовская государственная научная библиотека им. К. Маркса, Ростовская областная научная библиотека им. К. Маркса и с 1992 года — Донская государственная публичная библиотека.
Новое здание библиотеки на улице Пушкинской, построенное по проекту архитектора Я. С. Заниса, открыто 25 мая 1994 года. До этого библиотека размещалась в особняке Великановой на улице Серафимовича.
8—9 мая 2010 года в ДГПБ была проведена четвёртая российская Вики-конференция.
Слайд 85Заключение
Культурно-просветительская практика дает тот методологический инструментарий, который позволяет
осмыслить все виды музейной деятельности в педагогическом аспекте и тем
самым повысить уровень общения музея с аудиторией, его социальный статус.