Разделы презентаций


Культурные универсалии, наука и вненаучное знание

Содержание

Каждая форма духовной культуры имеет свой предмет, способ отражения мира, свои социальные функции.Каждая форма духовной культуры имеет свои основания либо в когнитивной, либо в ценностной составляющей деятельности сознания.Значение формы в духовной

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Культурные универсалии, наука и вненаучное знание

Культурные универсалии, наука и вненаучное знание

Слайд 3Каждая форма духовной культуры имеет свой предмет, способ отражения мира,

свои социальные функции.
Каждая форма духовной культуры имеет свои основания либо

в когнитивной, либо в ценностной составляющей деятельности сознания.
Значение формы в духовной культуре определяется историческим типом сознания: ценностно-доминирующим или когнитивно-доминирующим.

Закономерности системы форм духовной культуры

Каждая форма духовной культуры имеет свой предмет, способ отражения мира, свои социальные функции.Каждая форма духовной культуры имеет

Слайд 4Система форм духовной культуры

Система форм духовной культуры

Слайд 5Закономерности интегративных процессов в системе духовной культуры
Размываются границы между когнитивными

и ценностными функционалами сознания.
Усложняются связи в системе оснований форм

культуры: связи между мотивами и целями деятельности становятся все более опосредованными, все чаще направляются случайными обстоятельствами.
Синтезирующие процессы осуществляются в двух направлениях: по магистральным (закономерно и необходимо вырастают из оснований культуры) и девиантным (рождаются под действием случайных факторов) линиям развития в системе культуры.
Глубинные синтезы в системе культуры закономерно опосредованы обыденным сознанием и сопутствующим ему фольклорным творчеством.
Каждый новый шаг культурного творчества осуществляется при условии синтеза истории культуры и ее современности; архаичные формы сознания сохраняются в современной культуре в «снятом» виде.
Закономерности интегративных процессов в системе духовной культурыРазмываются границы между когнитивными и ценностными функционалами сознания. Усложняются связи в

Слайд 6Закономерности системы форм духовной культуры

Закономерности системы форм духовной культуры

Слайд 7Наука


Наука – это специфическая форма деятельности человека,

обеспечивающая получение нового знания, вырабатывающая средства воспроизводства и развития познавательного

процесса, осуществляющая проверку, систематизацию и распространение его результатов.
Наука  	Наука – это специфическая форма деятельности человека, обеспечивающая получение нового знания, вырабатывающая средства воспроизводства и

Слайд 8Научное познание
предполагается познаваемость мира
предполагается причинность и закономерность явлений и процессов

природы
объективность и достоверность познания
получение нового объективного знания
системность, доказательность и обоснованность

научного знания
высший авторитет - только объективная истина
применяются специальные средства познания
применяются теоретические и экспериментальные методы познания
Научное познаниепредполагается познаваемость мирапредполагается причинность и закономерность явлений и процессов природыобъективность и достоверность познанияполучение нового объективного знаниясистемность,

Слайд 9Научное познание

Научное познание

Слайд 10Методологические установки науки
Это система представлений об общих свойствах объекта познания,

процесса исследования этого объекта и о том, каким (по форме)

должен быть результат исследования.

Методологические установки лежат на границе познавательного и ценностного аспектов познания, интегрируют их.

Часть содержания методологических установок познания, связанная с характеристикой объекта познания, является одним из непосредственных источников научной картины мира.

Через методологические установки познания каждая наука подключается к системе культуры в целом.
Методологические установки наукиЭто система представлений об общих свойствах объекта познания, процесса исследования этого объекта и о том,

Слайд 11признание объективного существования физического мира;
«абстрактный образ свободных объектов», предметоцентрическое видение

мира в отрыве от системных связей;
атомистическая концепция;
лапласовский детерминизм;
признание исчерпывающей познаваемости

мира;
основа и критерий познания – эксперимент;
независимость объекта от условий познания;
все свойства объекта могут экспериментально определяться одновременно;
критерий объективности – отсутствие ссылок на субъект познания, однозначное применение понятий, наглядное моделирование

Методологические установки классической науки

признание объективного существования физического мира;«абстрактный образ свободных объектов», предметоцентрическое видение мира в отрыве от системных связей;атомистическая концепция;лапласовский

Слайд 12признание зависимости описания поведения физических объектов от условий познания;
изменение гносеологической

позиции субъекта и объекта – появилась необходимость указания на ту

систему отсчета, с позиций которой описывается исследуемая физическая область

Методологические установки неклассической науки

признание зависимости описания поведения физических объектов от условий познания;изменение гносеологической позиции субъекта и объекта – появилась необходимость

Слайд 13введение нового класса принципиально статистических закономерностей;
невозможность провести резкую границу между

объектом и прибором;
введение принципа дополнительности;
невозможность одновременного определения всех свойств микрообъекта

(принцип неопределенности);
ненаглядный характер теоретических моделей;
неоднозначность употребления понятий;
необходимость указывать на условия познания

Методологические установки постнеклассической науки

введение нового класса принципиально статистических закономерностей;невозможность провести резкую границу между объектом и прибором;введение принципа дополнительности;невозможность одновременного определения

Слайд 14Вненаучное знание
Вненаучное знание – знание, не вписывающееся в жесткие каноны

научной рациональности, а так же представляющее собой способ освоения действительности,

отличный от науки (например: обыденно- житейское познание, оккультно- мистическая практика, мрагинальный пласт знания внутри самой науки и др.)
Вненаучное знаниеВненаучное знание – знание, не вписывающееся в жесткие каноны научной рациональности, а так же представляющее собой

Слайд 15Вненаучное знание
обыденное знание возникает в процессе практической деятельности людей, выражается

естественным языком, гармонично встроено в природную среду
мистическое знание, носит эзотерический

характер, находит свое выражение в магии, теософии,алхимии, астрологии и др.
Вненаучное знаниеобыденное знание возникает в процессе практической деятельности людей, выражается естественным языком, гармонично встроено в природную средумистическое

Слайд 16Квазинаука
Квазинаука – это своеобразная форма духовной деятельности, которая, с одной

стороны, претендует на статус науки, познавательной деятельности, широко используя при

этом научную и рационалистическую терминологию, а с другой – сознательно или бессознательно отвергает нормы, стандарты, критерии и ценности научной деятельности, пытается отрицать проверенные практикой законы природы.
КвазинаукаКвазинаука – это своеобразная форма духовной деятельности, которая, с одной стороны, претендует на статус науки, познавательной деятельности,

Слайд 17Философские вопросы квазинауки
В чем следует усматривать признаки квазинаучного творчества и

критерии демаркации его от других форм культуры?
Каковы культуротворческие основания квазинаучного

творчества?
Каковы те социокультурные и духовные предпосылки, которые порождают и воспроизводят квазинаучные структуры?
Как вообще соотносятся между собой магистральные и девиантные линии развития культуры?
Каковы закономерности исторической трансляции древнейших мифологических структур сознания и их подключения в «тело» современной культуры, ее образно-понятийные пласты?
Философские вопросы квазинаукиВ чем следует усматривать признаки квазинаучного творчества и критерии демаркации его от других форм культуры?Каковы

Слайд 18Истоки квазинауки
Потеря «звена» в сложнейшей цепи взаимодействий эмпирического и теоретического

уровней в процессе создания и функционирования научной теории;
Расцвет квазинаучных формообразований

в периоды научных революций;
Появление «духовных кентавров» вследствие неконтролируемых интеграционных процессов в культуре кризисных периодов;
Превалирование здравого смысла и обыденного сознания над научным мировоззрением; ценностного над когнитивным, личностного начала над безличностным в науке;
Содержание во всех исторических типах сознания неискоренимой в полной мере первобытной основы (принцип историзма) в развитии духовной культуры);
Отрицание единственно возможной и объективной научной рациональности в массовом сознании эпохи постмодерна;
Идеологическое давление на развитие науки



Истоки квазинаукиПотеря «звена» в сложнейшей цепи взаимодействий эмпирического и теоретического уровней в процессе создания и функционирования научной

Слайд 19Типология квазинаучного творчества
Научные фальсификации – трюкачество, мошенничество и шарлатанство в

науке, сознательное искажение и подделка данных.
Паранаука – претендует на то,

чтоб быть научной деятельностью, широко использует научную терминологию, но при этом не соответствует нормам, стандартам и критериям научной деятельности, сознательно или бессознательно отступает от них, использует данные неоднозначных, единичных экспериментов.
Научные мифологии – основаны на размывании границ между объектом и субъектом познания, между предметом и его образом.
Типология квазинаучного творчестваНаучные фальсификации – трюкачество, мошенничество и шарлатанство в науке, сознательное искажение и подделка данных.Паранаука –

Слайд 20Мошенничество в науке
1903 г. – фальсификация «открытия» N-лучей Рене Блондло.

Разоблачен Р. Вудом, Блондло был вынужден вернуть золотую медаль Парижской

академии и закончил жизнь в психиатрической клинике.
1912 г. – «пильтдаунский человек», находка антрополога Чарльза Даусона, кардинально изменяющая сложившиеся представления об эволюции человека. В 1953 г. «пильтдаунская находка» оказалась специально внешне состаренной комбинацией костей черепа современного человека и челюсти орангутана.
1970-е гг.– дело Галлиса (биология). Научное сообщество объявило Галлису бойкот, фальсификатор был вынужден прекратить занятия наукой.
Конец 1960-х гг.– экстрасенс Нинель Кулагина, демонстрировала чтение текстов в заклеенных конвертах, воздействие взгляда на стрелку компаса и т. д. В конце концов исследователи пришли к выводу о фальсификации.
2005 г.– дело Хван У Сока, фальсификация исследований в области стволовых клеток человека человека.

Научные фальсификации

Мошенничество в науке1903 г. – фальсификация «открытия» N-лучей Рене Блондло. Разоблачен Р. Вудом, Блондло был вынужден вернуть

Слайд 21Мошенничество в науке
30-е – 60-е гг. XX в. – «лысенковщина».
1980-е

гг. – теория «торсионных полей» - носителей пятого фундаментального взаимодействия,

являющихся неисчерпаемым источником колоссальной энергии.
Конец 1990-х гг.– «биоэнергетическая информатика», позволявшая знаменитому телеколдуну А. В. Чумаку заряжать своим «биополем» воду на столах телезрителей.

Паранаука

Мошенничество в науке30-е – 60-е гг. XX в. – «лысенковщина».1980-е гг. – теория «торсионных полей» - носителей

Слайд 22Мошенничество в науке
В настоящее время в России зарегистрировано:
свыше 150

«академий» оккультных наук;
около 5000 практикующих колдунов, знахарей и т.

д.;
общее число колдунов, хиромантов, гадалок и т. п. приближается к 300 000, в то время как число ученых в стране за последние 20 лет снизилось до 400 000
Денежный оборот оккультной сферы услуг превышает 50 млрд. руб.
Мошенничество в наукеВ настоящее время в России зарегистрировано: свыше 150 «академий» оккультных наук; около 5000 практикующих колдунов,

Слайд 23Мошенничество в науке
В 90-е гг. при культурном центре Вооруженных Сил

РФ успешно существовал «Центр научной астрологии»
До сих пор существует засекреченная

в/ч 100003, в которой процветает оккультное знание
На деньги налогоплательщиков в Министерстве по чрезвычайным ситуациям до самого последнего времени содержался целый отряд ясновидцев
В Государственную Думу РФ поступают проекты законов, призванных обеспечить юридические нормы взаимоотношений людей с мифологическими объектами – гуманоидами, барабашками и т. п.
Мошенничество в наукеВ 90-е гг. при культурном центре Вооруженных Сил РФ успешно существовал «Центр научной астрологии»До сих

Слайд 24Мошенничество в науке
1970-1990-е гг. – исследования в области социологии науки

приводили к выводу, что наличных институтов контроля вполне достаточно для

соблюдения принципов этики в среде ученых.
Конец 90-х гг. – статистический опрос среди ученых-медиков в Норвегии: 22 % ученых были осведомлены о случаях мошенничества, 9% вносили свой вклад в исследования, ведущиеся с нарушениями, 3 % ученых сознательно шли на подобное.
Начало 2000-х гг.– анонимное социологическое исследование амер. ученых, получающих гранты по программам Национальных институтов здравоохранения: 1,5%ученых использовали плагиат или фальсифицировали данные; 15,5% - подгоняли структуру, методологию или результаты исследований, чтобы соответствовать требованиям грантодателя; 12, 5% были в курсе некорректного использования данных другими исследователями
Мошенничество в науке1970-1990-е гг. – исследования в области социологии науки приводили к выводу, что наличных институтов контроля

Слайд 25Мошенничество в науке
За 1990 г. в специально созданную при Национальном

научном фонде (NSF) Службу генерального инспектора (OIG) поступило 41 заявление

о фактах мошенничества, в течение года было закрыто 21 дело.
В 2004 г. в Министерство здравоохранения и социального обеспечения США поступили 274 иска о мошенничестве в научных исследованиях.
Мошенничество в наукеЗа 1990 г. в специально созданную при Национальном научном фонде (NSF) Службу генерального инспектора (OIG)

Слайд 26«Научная полиция»
В 1989 г. при Министерстве здравоохранения и социального обеспечения

США создана Служба чистоты исследований (Office of Research Integrity -

ORI)
Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований — научно-координационная организация при Президиуме Российской Академии Наук. Образована в 1998 г. по инициативе академика РАН Виталия Гинзбурга.
В 2002 г. в исследовательских учреждениях Германии был введен институт омбудсменов, «ученых-полицейских», избираемых один раз в 3 года из числа авторитетных работников учреждения и следящих за соблюдением кодекса научной этики.
«Научная полиция»В 1989 г. при Министерстве здравоохранения и социального обеспечения США создана Служба чистоты исследований (Office of

Слайд 27ФФП-стандарт
Принят в 2000 г. Службой чистоты исследований при Министерстве здравоохранения

и социального обеспечения США.
«Мошенничеством в науке считается фабрикация, фальсификация

или плагиат при представлении, проведении или обзоре исследования или при отчете о его результатах.
Фабрикацией является подделка данных или результатов с их записью или отчетом по ним.
Фальсификацией является манипулирование материалами исследований, оборудованием или технологиями или изменение или опускание данных , выполненное в итоге таким образом, что исследование не является соответствующим образом представленным в отчете.
Плагиат есть присвоение чужих идей, технологий, результатов или слов без соответствующего разрешения;
Научным мошенничеством не считаются преднамеренные ошибки и различие мнений.
ФФП-стандартПринят в 2000 г. Службой чистоты исследований при Министерстве здравоохранения и социального обеспечения США. «Мошенничеством в науке

Слайд 28Астрология как древнейшая форма квазинаучной мифологии
Хотя астрология по своим задачам

и способам их решения напоминает прикладную науку, она существенно отличается

от настоящей прикладной дисциплины:
ее теоретические основания являются спекулятивно метафизическими;
они не могут быть прояснены никакой из существующих фундаментальных научных дисциплин;
решение астрологических задач опирается на эту спекулятивную метафизику, поскольку использует правила символической интерпретации астрономических явлений;
успешность или неуспешность решения этих задач не может быть оценена с помощью каких-либо объективных критериев;
не существует процедуры, которая позволяла бы получать одинаковые результаты независимо от субъективного опыта астрологических интерпретаций и предсказаний.
Астрология как древнейшая форма квазинаучной мифологииХотя астрология по своим задачам и способам их решения напоминает прикладную науку,

Слайд 29Уфология – квазиастрономия нашего времени
Квазинаучные черты уфологии:
отсутствие определенного предмета исследования;
отсутствие

теоретической базы;
эмпирическая база – единичные недостоверные свидетельства случайных очевидцев;
невозможность проведения

эксперимента, создания специальных условий, неповторимость исследуемых явлений.
По способам решения своих задач уфология ближе к расследованию преступлений, чем к естественно-научным исследованиям.
Уфология – квазиастрономия нашего времениКвазинаучные черты уфологии:отсутствие определенного предмета исследования;отсутствие теоретической базы;эмпирическая база – единичные недостоверные свидетельства

Слайд 30Квазибиология: девиантные направления в теории антропосоциогенеза
В религиозном сознании – концепция

Творения (креационизм)
В научном сознании – концепция эволюции
В современном обыденном сознании:


теория пришествия, согласно которой люди прибыли на Землю из иных космических миров;
теория «великого проекта», по которому создавался наш мир сверхъестественными силами (Бог, инопланетяне, вселенский разум, великий дух и т. д.); этими исследованиями занимается движение ID – Intelligent Design (Интеллектуальный проект), возникшее в 1999 г. в Сиэтле на базе Центра науки и культуры;
«запрещенная археология», согласно которой человек был всегда (М. Кремо и Р. Томпсон);
«человек зари» Г. Осборна, который жил одновременно с другими гоминидами, но в отличие от них обладал духовным началом.
Квазибиология: девиантные направления  в теории антропосоциогенезаВ религиозном сознании – концепция Творения (креационизм)В научном сознании – концепция

Слайд 31Парамедицина
«Медальон похудения» – информационный способ похудеть, содержит кристаллы носителя информации

питательных веществ, действует на центр насыщения мозга, давая ощущение сытости
«Магнит

для денег» - информация с магнита перетекает на человека, и он начинает притягивать к себе деньги, также обладающие информационной составляющей
«Медальон бессмертия» Н. Н. Исаева – эффективный растительный препарат, позволяющий в 2 и более раз замедлять рост клеток в организме, поддерживая его в постоянном состоянии; принцип действия – биоэнергоинформационный перенос свойств препарата внутри медальона на человека

По материалам «Комсомольской правды», 2007

Парамедицина«Медальон похудения» – информационный способ похудеть, содержит кристаллы носителя информации питательных веществ, действует на центр насыщения мозга,

Слайд 32Парамедицина
Конец 1990-х гг. – «открытие века», препараты катракс из морского

животного катрана, «витурид» избавляющие от опухоли мозга. Применялись в клиниках

без разрешения Фармакологического комитета РФ.
1999 г. – «научная разработка» Т. Я. Свищевой в области онкологии: раковые клетки – просто паразиты-трихомонады, а вовсе не злокачественные образования. Она пропагандировала новые средства для лечения онкологических заболеваний, авторами которых являются «врач-хирург А. Качурин и доцент-микробиолог А. Троицкая» (как выяснилось, Качурин – не хирург, а Троицкая – ветеринар в лаборатории Калуги).
2002-2005 гг. – «метод Жерлыгина», лечение сахарного диабета при помощи интеенсивных физических нагрузок без соблюдения диеты и использования инсулина.
Наше время – циркониевые браслеты, достижения квантовой медицины

Лечение рака и диабета

ПарамедицинаКонец 1990-х гг. – «открытие века», препараты катракс из морского животного катрана, «витурид» избавляющие от опухоли мозга.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика