Слайд 2
Культурология (от лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание; от др.-греч. λόγος — мысль как причина
КУЛЬТУРОЛО́ГИЯ -и; ж. Научная дисциплина, изучающаявнутренние закономерности развития культуры, тенденции взаимодействия культуры и общества.
Слайд 3
Культу́ра (от лат. cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие,
имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура
является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии,этнологии, психологии, экономики, педагогики и др
Слайд 4
Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в
специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения
в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии,религии, искусства и права.
Слайд 5
Фундаментальная культурология изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого
феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом
уровне можно выделить философию культуры.
Прикладная культурология, опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные её подсистемы — экономическую, политическую, религиозную, художественную — с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов
Слайд 6
Различают такие виды культуры как материальную и духовную.
Материальная культура ориентирована на
преобразование окружающего мира, удовлетворение материальных потребностей людей, создание материальных ценностей.
Сюда относятся материально-технические средства труда, коммуникации (средства связи), культурно-бытовые сооружения, материальные средства индивидуального пользования (мебель, сантехника, бытовая техника и т.д.), производственный опыт, умения, навыки, знания людей, осуществляющих процесс производства.
Слайд 7
Духовная культура ориентирована на трансформацию самого
человека, его внутреннего мира, удовлетворение
духовных потребностей, создание духовных ценностей. Это мораль, религия, искусство, философия
и другие социально-гуманитарные науки.
Слайд 8
Важнейшие функции культуры:
1. Адаптивная функция. Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде.
С биологической точки зрения человек является несовершенным животным, плохо приспособленным
к миру. Чтобы выжить, человек вынужден создавать вокруг себя искусственную среду – культуру. В разных природных условиях появляются и разные «защитные слои» человека – формы культуры, обладающие этническим своеобразием. В ходе истории человек как биологический вид Homo Sapiens не изменяется, остаётся одним и тем же, а адаптация к окружающему миру происходит посредством постоянного развития культуры.
Слайд 9
2. Информационная функция. Культура является хранилищем социально значимой информации. Информация кодируется в
знаках, в роли которых могут выступать действия человека, естественный язык,
искусственные языки (язык науки, язык искусства и др.), артефакты. В отличие от биологической информации, передающейся генетически, социальная информация, выраженная в знаковых системах, не исчезает со смертью добывшего ее индивида. Информация накапливается в культуре, происходит ее умножение и, благодаря этому, общество непрерывно изменяется, развивается, причём, всё более быстрыми темпами.
Слайд 10
3. Социализаторская (очеловечивающая) функция. Человек становится человеком и полноправным членом социума только в результате
усвоения знаний, ценностей и норм, принятых в обществе и программирующих
его на выполнение определенных социальных и половозрастных ролей.