Слайд 1Курс «Актуальные проблемы современной философии и ее истории»
Модуль 2
Екатерина Игоревна Шашлова
Слайд 2Лекция 1. История философии и современность
Понятие современности
Методология истории философии
Основные вопросы
современной философии
Задание по курсу
Слайд 31. Понятие современности
Понятие современности. Хронология
Просвещение, модерн и постмодерн. Критика постмодерна
Тексты
для комментариев:
Кант, Фуко, Хоркхаймер, Адорно, Латур, Лиотар, Уэст
Специфика развития философии
в данный период
Слайд 4 «Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в
котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться
своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине - это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! - имей мужество пользоваться собственным умом! - таков, следовательно, девиз Просвещения».
Слайд 5Кант, 1784
«Я определил основной момент просвещения, состоявшего в выходе людей
из состояния несовершеннолетия по собственной вине, преимущественно в делах религиозных,
потому что в отношении искусств и наук наши правители не заинтересованы в том, чтобы играть роль опекунов над своими подданными. Кроме того, несовершеннолетие в делах религии не только наиболее вредное, но и наиболее позорное. Однако в своём образе мыслей глава государства, способствующий просвещению в делах религии, идёт ещё дальше; он понимает, что даже в отношении своего законодательства нет никакой опасности позволить подданным публично пользоваться своим разумом и открыто излагать свои мысли относительно лучшего составления законодательства и откровенно критиковать уже существующее законодательство; мы располагаем таким блистательным примером, и в этом отношении ни один монарх не превосходил того, кого мы почитаем в настоящее время».
Слайд 6Фуко, 1984
«Я не знаю, станем ли мы когда-нибудь совершеннолетними. Ибо
в нашем опыте многие вещи убеждают нас, что историческое событие
Просвещения совершеннолетними нас не сделало и что мы ими до сих пор не являемся. Тем не менее, мне кажется, что можно придать какой-то смысл тому критическому вопрошанию о настоящем и о нас самих, которое было сформулировано Кантом в его размышлениях относительно Просвещения. Мне кажется, что как раз здесь кроется некий способ философствовать, который в течение двух последних столетий был достаточно важным и действенным. И критическую онтологию нас самих, разумеется, надо рассматривать не как какую-то теорию, не как некое учение, ни даже как постоянную и важную часть накапливающегося знания, ее нужно понимать как установку, как этос, как философскую жизнь, в которой критика того, что мы есть, является сразу и историческим выявлением пределов, которые нам поставлены, и попыткой их возможного преодоления.
Слайд 7Фуко, 1984
Такая философская установка должна проявляться в проведении самых разнообразных
исследований. Эти исследования обладают собственным методологическим единством в археологическом и
генеалогическом изучении практик, рассматриваемых одновременно и как технологический тип рациональности, и как стратегические игры свобод. Они наделены своим теоретическим единством в определении исторически своеобразных форм, в которых были проблематизированы общие моменты нашего отношения к вещам, к другим людям и к нам самим. Они имеют свое практическое единство в старании подвергнуть историко-критическую рефлексию испытанию в конкретной практике. Я не знаю, стоит ли сегодня говорить, что критическая работа еще подразумевает веру в Просвещение и, я полагаю, всегда взывает к необходимости работы над нашими практиками, то есть терпеливого труда, оформляющего нетерпение свободы».
Слайд 8Хоркхаймер и Адорно, 1944
«С давних пор просвещение в самом широком смысле прогрессивного
мышления преследовало цель избавить людей от страха и сделать их господами. Но наконец-то просвещённая планета
воссияла под знаком триумфирующего зла. Программой Просвещения было расколдовывание мира. Оно стремилось разрушить мифы и свергнуть воображение посредством знания».
«Миф превращается в Просвещение, а природа — во всего лишь объективность. Усиление своей власти люди оплачивают ценой отчуждения от всего того, на что их власть распространяется. Просвещение относится к вещам точно так же, как диктатор к людям. Они известны ему в той степени, в какой он способен манипулировать ими. Человеку науки вещи известны в той степени, в какой он способен их производить. Тем самым их в-себе становится их для-него».
Слайд 9Хоркхаймер и Адорно, 1944
«Сегодня, когда бэконовская утопия «повелевать природой» в практике
осуществилась в теллурическом [земном] масштабе, становится очевидной сущность той принудительности, которую
он приписывал природе непокоренной. Она была сущностью самого господства. К его упразднению могло бы ныне приступить то знание, в котором без сомнения, по словам Бэкона, состоит «преимущество человека». Но перед лицом такой возможности, служа современности, Просвещение превращается в тотальный обман масс».
Слайд 10Латур, 1991
- Nous n'avons jamais été modernes: Essai d'anthropologie symétrique
Нового
времени не было: Эссе по симметричной антропологии
Новое просвещение: освободить знание
от науки, вещи от человека
Слайд 14Лиотар, 1979
«Когда этот метадискурс прибегает эксплицитным образом к тому или
иному великому рассказу, как, например, диалектика Духа, герменевтика смысла, эмансипация
разумного субъекта или трудящегося, рост богатства и т. п., – то науку, которая соотносится с ним, в целях самолегитимации решают назвать "модерном". … Упрощая до крайности, мы считаем "постмодерном" недоверие в отношении метанарративов. … Существует много различных языковых игр – в силу разнородности их элементов. Они дают возможность своего учреждения только через места сбора и распределения информации – это локальная детерминация. … Наша рабочая гипотеза состоит в том, что по мере вхождения общества в эпоху, называемую постиндустриальной, а культуры – в эпоху постмодерна , изменяется статус знания. … В форме информационного товара, необходимого для усиления производительной мощи, знание уже является и будет важнейшей, а может быть, самой значительной ставкой в мировом соперничестве за власть. … вопрос о двойной легитимации [научного знания] не только не снимается, но напротив, становится все более актуальным. Обращение к великим нарративам исключено; и мы не можем прибегать ни к диалектике Духа, ни к эмансипации человечества как оправданию постмодернистского научного дискурса».
Слайд 16География философии и национальные традиции:
континентальная и аналитическая философия как
теории-конструкты, отвечающие на вопрос, что такое Просвещение.
Слайд 17Специфика развития философии в данный период
Философия в университете
Философия как наука
и как мировоззрение (Гуссерль, Дильтей, Хайдеггер – дискуссия)
Критика метафизики: Витгенштейн,
Венский кружок и др. направления
Отделение эмпирических наук от философии (психология, социология) – логицизм/психологизм, социологизм, историзм, философия языка и пр.
Слайд 18Критика постмодерна
Нанси
Лаку-Лабарт
Бадью
Жижек
Слайд 192. Методология истории философии
«Диалектика»
Герменевтика
Феноменология
Структурные методы анализа
Дискурс-анализ
Аналитические методы
И др.
Слайд 20Методы исследования:
История идей Артура Лавждоя, анализ истории идей Роже Шартье
Жанры
историографии философии Ричарда Рорти
Институциональный анализ У. Шнайдера
Социология философии и гуманитарной
науки (Рендал Коллинз, П. Бурдье, Л. Пенто, Ж.-Л. Фабиани)
Археология и генеалогия, проблематизация М.Фуко
«Цифровые» исследования и работа с базами данных (контент-анализ)
АСТ Б. Латура, Дж. Ло.
Слайд 21Французская историография первой половины ХХ века. Школа «Анналов»
Журнал «Анналы» («Летопись»)
издается с 1929 года http://annales.ehess.fr/
Слайд 22Французская историография первой половины ХХ века. Школа «Анналов»
École des Annales, La
Nouvelle Histoire основана Люсьеном Февром (1878-1956) и Марком Блоком (1886-1944).
- Ремесло
историка, критика позитивистской традиции
Слайд 23Методология Мишеля Фуко
Археология (знания)
Генеалогия (власти)
Проблематизация
Слайд 243. Основные вопросы современной философии
Континентальная философия:
Смерть философии,
историзм,
конец
истории,
смерть метафизики,
границы философии
Аналитическая философия:
Разработка научного инструментария к
анализу сознания, языка, этики, общества и пр.
Слайд 25Задание №1 к зачету
(обязательное, 20 баллов):
Зачет по части курса
у М.А. Богдановой
Задание №2 к зачету
(обязательное, 20-60 баллов):
Работа на
семинарских занятиях
Слайд 26Задание №3 к зачету
(обязательное, 20 баллов):
Описать методологию исследования истории
какого-либо актуального философского вопроса.
Например, философский вопрос: природа философского знания.
Выбранная
методология: социология знания и социология философии
Результат: описан социологический подход к исследованию специфики философии, ее сущности.
Работы проверяются магистрантами и пишутся критические рецензии на них, в которых анализируется аргументация автора. Темы совпадают у автора и рецензента, методы могут быть различными. Дискуссию между автором и рецензентом нужно презентовать на занятии в декабре.
Слайд 27Задание на 2 октября
А. Бадью, «Манифест философии» (2003), включая полемику
и комментирующие статьи