Слайд 1Учреждение образования
«Гомельский государственный медицинский университет»
Кафедра нормальной физиологии
Лекция для студентов 2 курса
Лектор доцент Штаненко Н.И.
ВВЕДЕНИЕ В КУРС
НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ
Слайд 2План лекции
Предмет и задачи нормальной физиологии
Связь нормальной физиологии с
другими дисциплинами и её роль в системе
медицинского образования
Разделы физиологии
Методы исследования, используемые в физиологии Особенности развития физиологии на современном этапе
Слайд 3
Зав. кафедрой
доцент, Штаненко Н.И.
Завуч кафедры
ст.препод. Мельник С.Н.
Доцент кафедры
Мельник В. А.
ст.препод.
Брель Ю.И,
ст.препод. Медведева Г.А.
Слайд 5Система рейтинговой оценки знаний студентов по курсу « Нормальной физиологии
человека»
Средний балл
АВТОМАТ
Слайд 8 Жан Фернель в 1552 году предложил термин физиология
Слово физиология происходит от двух греческих слов:
physis
– природа и logos – учение.
Физиология - наука о функциях и процессах, протекающих в организме или составлящих его системах, органах, тканях, клетках, и механизмах их регуляции, обеспечивающих жизнедеятельность и взаимодействие с окружающей средрой
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Слайд 10Цитата
« Предмет физиологии есть живое тело, а задача ее- объяснение
этого живого тела.»
« ФИЗИОЛОГИЯ… . Есть прямо часть практической
медицины и притом, исходная точка для всех практических действий врача….»
Она составляет истинный светильник, освещающий тайны внутренней жизни человека… она есть ключ отпирающий врачу двери в храмину тела человека. Без физиологии медицина становиться шарлотанством (Иван Тимофеевич Глебов(1846г.)
Слайд 11Физиология – фундаментальная наука о жизнедеятельности организма человека в его
взаимосвязи с внешней средой.
Слайд 12
Основой жизнедеятельности организма являются физиологические процессы – сложная
форма взаимодействия и единства биохимических и физиологических реакций.
Физиологические процессы лежат в основе физиологических функций.
Слайд 13Физиология изучает функции целого организма и всех его частей.
Функция –
специфическое проявление жизнедеятельности биологической системы, имеющее приспособительное значение.
это
деятельность, которая имеет определенный результат, например:
Функция скелетной мышцы – сокращение для передвижения скелета.
Функция желудка – депо для пищи.
Слайд 14 Основные физиологические понятия.
Физиологические
функции
Соматические
функции
ответные реакции
организма (преимущественно
двигательные) на действие
раздражителей
внешней и внутренней среды
Вегетативные
функции
обеспечивают рост,
размножение,
обмен веществ
НОРМАЛЬНАЯ
ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ
КЛИНИЧЕСКАЯ
ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
Слайд 16ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Нормальная физиология - наука о процессах жизнедеятельности целостного организма и
механизмах ее регуляции для оптимального приспособления к меняющимся условиям окружающей
среды
Физиология отвечает на вопрос: каким образом системные (нервная и эндокринная) и локальные регуляторные механизмы(саморегуляция) управляют функциями организма, координируют и интегрируют деятельность систем в слаженно функционирующий целостный организм.
Слайд 17В области медицины физиология подразделяется на нормальную и патологическую.
Нормальная физиология изучает :
жизнедеятельность здорового организма,
его взаимодействие со средой
механизмы устойчивости и адаптации функций к действию различных отклоняющих факторов
Патологическая физиология изучает – жизнедеятельность больгого организма и механизмы развития различных заболеваний.
Слайд 18проникновение в «логику жизни», «мудрость тела»,
(Международный конгресс физиологов австрийский
ученый Э. Вейбл) ;
« изучая организм», вы добавляете в ваш
мозг себя» (В.М.Бехтерев)
Цель физиологии -
Цитата
Слайд 19 ЦЕЛЬ курса нормальной физиологии в медицинском
вузе:
Овладеть современными теоретическими знаниями о физиологических функциях и методах
их исследования
Научиться отличать нормальные значения физиологических параметров от патологических (диагностика)
Уметь решать задачи, связанные с выяснением вопросов о причинах отклонений функций и нарушениях их регуляции
Слайд 20 Задачами нормальной физиологии
на современном
этапе развития общества
и медицинского образования являются:
1) обеспечение понимания механизмов функционирования всех органов человеческого организма, т.е. научение будущих врачей функциональному мышлению;
2) методическая подготовка будущих врачей.
Студент, изучая физиологию, приобретает не только первые навыки исследования живого организма, но и навыки оценки функции отдельных органов и целых систем, и это является основой функциональной диагностики человека;
3) преподавание будущим врачам знаний для понимания, оценки состояния здорового человека при его адаптации к трудовой деятельности и изменяющимся условиям внешней среды;
4) изучение и выявление закономерностей функционирования живого организма.
Слайд 21Цитата
«Физиология - это научный стержень, на котором держатся все науки.
В сущности в медицине имеется лишь одна наука: наука
о жизни или физиология»
Клод Бернар
Слайд 22Физиология – теоретическая основа практической медицины
(кормилица всех клинических дисциплин)
Связь
нормальной физиологии с другими дисциплинами
Слайд 23 НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ
ОБЩАЯ
ЧАСТНАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ
(прикладная)
КЛЕТКИ
ЭВОЛЮЦИОННАЯ
ВОЗРАСТНАЯ
ОРГАНОВ И СИСТЕМ
ПО РОДУ ЗАНЯТИЙ
Жизни человека
Цитата
«Понимаемые в глубоком смысле физиология и медицина
не отделимы. Если врач в действительности и тем более в идеале есть механик человеческого организма, то всякое новое физиологическое приобретение рано или поздно непременным образом увеличивает власть врача над его чрезвычайным механизмом, власть сохранить и чинить этот механизм». (Полн, собр. трудов И. П. Павлов. -1951.-т. III.-c.70).
Слайд 25Гарвей В.
(1578-1657)
1628г. официальная дата возникновения физиологии как науки –
год выхода в свет трактата В. Гарвея “Анатомическое исследование о
движении сердца и крови у животных”.
Слайд 26Этапы развития Физиологии
I этап отдельных открытий и накоплений с преобладанием
аналитического подхода (до нач. ХХ в.)
II этап (первая пол. ХХ
в.) с превалированием целостного подхода к изучению организма (роль Павлова в создании теоретических основ ВНД
III этап (со второй пол. ХХ в.) комплексное изучение организма, с использованием и аналитического, и целостного подхода
1836 год Филомафитский выпускает первый в России учебник физиологии
Слайд 27Особенности развития физиологии на современном этапе
Синтетические исследования на основе
системного подхода
Выраженная социальная направленность физиологии
Наряду с синтетическими углубляются
аналитические исследования,
Широкое использование компьютерной техники и математического моделирования
Выделение клинической физиологии
Слайд 28Клиническая физиология
Клиническая физиология призвана изучать:
роль и характер
изменения физиологических процессов как основу для возникновения предпатологических и патологических
состояний организма;
компенсаторные механизмы нарушенных физиологических функций;
взаимодействия между органами и функциональными системами при развитии предпатологических и патологических состояний в каком-либо одном
из них
особенности функционирования механизмов регуляции функций в организме больного.
Слайд 29Методы физиологических
исследований
Наблюдение
Острый эксперимент вивисекция (vivus, лат.
– живой, sectio, лат. – рассечение)
метод экстирпации,
катетеризации,
перфузии
изолированных органов
денервации,
Хронический эксперимент
Естественный эксперименты
О
П
Ы
Т
Ы
Слайд 32Влияние на дыхание перерезок мозга на разных уровнях
П
апнейзис
гаспинг
апноэ
Дыхание за
счет диафрагмы
эупноэ
Слайд 37Хронические эксперименты в лаборатории И.П.Павлова
И. П. Павлов опубликовал свой знаменитый труд – "Лекции о
работе главных пищеварительных желез", ставший настольным руководством физиологов всего мира. За этот труд в 1904 году ему была присуждена Нобелевская премия.
Слайд 41Регистрация моторики желудка у собаки
Слайд 42ПРИНЦИП ПОЛИКАРДИОГРАФИИ – одновременная регистрация нескольких показателей работы сердца
и их анализ
Слайд 44Выработка условного рефлекса
по И.П.Павлову
Фистула для сбора слюны
Звонок
(условный раздражитель)
Пища
(безусловный
раздражитель)
Слайд 45Механизмы образования классического условного рефлекса
Слайд 46БЕРРЕС ФРЕДЕРИК СКИННЕР
1904-1990
Оперантные рефлексы
Слайд 47Хронический эксперимент Инструментальный условный рефлекс
Слайд 49Виды памяти, определяемые в экспериментах с радиальными лабиринтами, созданных для
изучения пространственной памяти, а также во многих других задачах (в
том числе и на людях):
Слайд 53Стеклянный внутриклеточный электрод
стеклянная трубочка, заполненная ЗМ КСl с диаметром
кончика 0,5 мкм
Микроэлектродная техника
Слайд 54Эксперимент на переживающем срезе гиппокампа
вольфрамовыми электродами
(диаметром 1-2мкм)
Слайд 55Электроды для энцефалографии на голове испытуемого
Слайд 56Портативный 8-канальный энцефалограф 80-х гг.
Слайд 58Обработка энцефалограммы( потенциалы часто представляют в виде карт, показывающих цветом
значение потенциала)
Слайд 59Методы математического анализа ЭЭГ:
1.Корреляционный анализ:
автокорреляционный анализ
кросскорреляционный анализ
2.Спектрально-когерентный анализ
Слайд 60
Магнитоэнцефалография
мозг генерирует не только электрические, но и слабые магнитные волны
напряженность
этого поля > чем в 10000000 раз слабее, чем у
магнитного поля Земли
зарегистрировать его можно, только применяя высокочувствительные датчики, заполненные жидким гелием (SQUID=superconducting interference devices, т.е сверхпроводящие квантовые интерференционные устройства)
преимущество перед ЭЭГ заключается в более высоком пространственном разрешении
в настоящее время используют только в исследовательских лабораториях
Слайд 61Магнитоэнцефалограф
На фото - магнитоэнцефалограф Elekta Neuromag, запущенный в 2010 г.
в Центре нейрокогнитивных исследований (306 каналов МЭГ, 64 канала ЭЭГ)
Слайд 69Поведение - совокупность действий, осуществляемых живым организмом в процессе взаимодействия
со средой.
На сегодняшний день наиболее совершенная модель структуры поведения изложена
в концепции функциональной системы П.К. Анохина.
Пётр Кузьмич Анохин (1898 – 1974)
- академик, советский физиолог.
Слайд 70 Константин Викторович
Судаков
К.В. Судаков крупнейший отечественный физиолог с мировым именем, председатель и сопредседатель многих международных организаций – ИБРО, Американского психологического общества, Научного общества Северной Америки, Нью-Йоркской Академии наук, Международного общества профилактики стресса, Международного общества по изучению высшей нервной деятельности и др. Область научных интересов – физиология функциональных систем; физиология эмоционального стресса; физиология мотиваций. К.В. Судаков автор более 600 научных работ, в том числе 8 монографий, 17 книг в соавторстве.
Слайд 71ФИЗИОЛОГИЯ В БЕЛАРУСИИ
1775 г. Гродненская медицинская академия
1921 г.
БГУ
1926 г. Республиканская Академия наук
1930 г.
Медицинский институт - БГМУ
1936 г. Белоруское общество физиологов
1990 г. 1 ноября - ГГМУ
Известные физиологи РБ: Булыгин,Ветохин,Гурин
Слайд 72Основные понятия
СИСТЕМА
РЕГУЛЯЦИЯ
ВОЗБУДИМОСТЬ
Слайд 73Понятие об организме как едином целом. Общие свойства живого.
Организм (от
лат. organiso – устраиваю, придаю стройный вид) – это сложная
открытая биологическая система отдельного живого существа:
сложная, т.к. состоит из большого числа элементов (органов, клеток, тканей);
открытая, т.к. не может существовать без обмена веществами, энергией и информацией с окружающей средой;
биологическая, т.е. живая;
система, т.к. составляющие ее элементы взаимосвязаны между собой.
Слайд 74Понятие об организме как едином целом. Общие свойства живого.
В организме человека различают следующие уровни организации:
субклеточные уровни
(уровень мембран, уровень органоидов и уровень молекул или биохимический уровень),
клеточный,
тканевый,
органный,
системный
организменный.
Субординационные взаимоотношения уровней организации организма представляют иллюстрацию существующей в науке концепции целостности.
Слайд 75 Тело человека –
это сложная многокомпонентная система.
Поэтому для понимания природы жизненных процессов, происходящих в целом организме
неизбежно требуется изучение функций всех уровней тела: субклеточных образова-ний, мембран, клеток, тканей, органов, их систем. Это необходимо для выяснения механизмов передачи регуляторных сигналов между всеми элементами тела, их взаимодействия в конструкциях целостно-го организма.
Вспомним организацию тела человека…
Слайд 76
Зигота
Ткани
Эпителиальная,Соединительная,Костная,Мышечная,Нервная
Органы
Кожа, Сердце, Сосуды, Почки, Желудок, Мозг, Мышцы
Клетки
Дифференцировка
60,000,000,000,000 клеток
200 типов
клеток
Системы органов
Организм
Структурной и функциональной единицей является клетка.
Слайд 78Целостность организма
В одноклеточном организме все процессы жизнедеятельности протекают в одной
клетке
В процессе эволюции многоклеточных организмов их клетки приобрели
способность выполнять специальные функции.
Клетки различных тканей образуют органы, которые выполняют несколько функций.
Слайд 79 Понятие об органах, системах органов и аппаратах.
Орган –
это часть тела, имеющая определенную форму, отличающаяся особой для этого
органа конструкцией, занимающая определенное место в организме и выполняющая характерную функцию.
В образовании каждого органа участвуют все ткани, но одна является ведущей.
Для мозга это нервная ткань, для мышц – мышечная, для желез – эпителиальная. Другие ткани а органе выполняют вспомогательную функцию.
Слайд 80Система органов — это группа органов, которые имеют общий план
строения, общее происхождение и выполняют общую функцию.
Система органов —
это объединение органов по анатомическому (строение) и функциональному принципам.
Слайд 83Oрганы могут объединяться в аппараты.
Аппарат — это совокупность органов,
объединённых только по функциональному признаку, то есть, это
- органы, имеющие различное строение и происхождение, но выполняющие одну общую функцию. Например, опорно-двигательный,
эндокринный аппараты.
Слайд 84Функциональная система
Системы органов работают не изолированно, а объединяются для достижения
полезного организму результата.
Такое временное объединение органов
называют функциональной системой.
Теорию функциональных систем разработал академик П.К. Анохин.
Слайд 88Понятие об организме как едином целом. Общие свойства живого.
Живой
организм отличается от неживой природы совокупностью следующих свойств: высокоупорядоченное строение,
на поддержание которого требуется энергия.
Слайд 89Понятие об организме как едином целом. Общие свойства живого.
способность к
обмену веществами и энергией –
совокупность физических
и химических превращений, протекающих в организме и обеспечивающих его жизнедеятельность во взаимосвязи с окружающей средой
Слайд 90 Организм человека- открытая термодинамическая система
Обмен веществ и
энергии
Это
поступление в организм из внешней среды различных веществ, их изменение и усвоение последующее с последующим выделение образующихся продуктов распада.
Метаболизм – совокупность процессов протекающих в живых организмах химических превращений , обеспечивающих их рост, жизнедеятельность, воспроизведение постоянный кон-такт и обмен с окружающей средой
Ассимиляция – процессы усвоения веществ, поступающих в организм из внешней среды, образование сложных химических соединений из простых, а также происходящий в организме синтез живой протоплазмы
Диссимиляция – это разрушение, распад, расщепление вхо-дящих в состав протоплазмы веществ, в частности, белковых соединений
Слайд 91 Организм человека имеет внутреннюю среду
Слайд 92Внутренняя среда отделена от внешней и имеет динамичное постоянство своих
функциональных показателей.
Жесткие константы: рН, осмолярность, ионный состав плазмы, концентрация глюкозы.
Мягкие
константы: частота дыхания, пульса, температура тела.
Слайд 93Постоянство внутренней среды организма
Гомеостазис –(греч. homoios – подобный
тот же самый +stasis- состояние, неподвижность) относительное динамическое постоянство внутренней
среды и устойчивость основных физиологических функций
Клод Бернар (1878 г.) –
французский физиолог
в 19 веке предложил понятие
«внутренняя среда»
Уолтер Кеннон –амер.
физиологог в 1929 году
предложил термин « гомеостаз»
«Постоянство внутренней среды является условием свободной и независимой жизни.»
Слайд 94Физиология дает понятие нормы
Норма – это адекватные для возраста и
пола показатели жизнедеятельности функциональных систем тела человека в покое и
при нагрузках.
Индивидуальная.
Средняя, возрастная, половая.
Слайд 95Физиологическая норма - биологический оптимум процессов жизнедеятельности
Нормальный организм – это
оптимально функционирующая система
Оптимально функционирующая система – это система находящаяся в
состоянии наиболее эффективного сочетания всех ее процессов, соответствующее определенным условиям деятельности этой системы
Средние: видовая, групповая, возрастная, половая
Индивидуальная норма
В медицине широкое распространение получило отождествление нормы с
стандартным,
и среднестатистическим
Слайд 96Понятие об организме как едином целом. Общие свойства живого
способность к росту и развитию
под ростом понимают
количественные изменения, происходящие в живом организме: увеличение количества клеток, увеличение размеров клеток, что сопровождается изменением размеров органов и организма в целом
под развитием понимают качественные изменения, происходящие в организме: процессы дифференцировки, которые приводят к изменению структурных и функциональных характеристик организма
Слайд 97Понятие об организме как едином целом. Общие свойства живого
Развитие
Физическое
Психическое
Биологическое
созревание
Слайд 98Понятие об организме как едином целом. Общие свойства живого
Развитие
Прогрессивное
улучшение,
увеличение,
совершенствование
Регрессивное
деградация,
ухудшение,
уменьшение
Слайд 99Понятие об организме как едином целом. Общие свойства живого
свойство памяти,
т.е. способность воспринимать, хранить и воспроизводить информацию.
В
живом организме различают генетическую, иммунную память, а также память как свойство мозга, как психическую функцию.
Слайд 100Понятие об организме как едином целом. Общие свойства живого
раздражимость –
способность реагировать на действие раздражителей изменением уровня физиологической активности
возбудимость –
способность отвечать на действие раздражителя реакцией возбуждения
Слайд 101Понятие об организме как едином целом. Общие свойства живого
способность к
саморегуляции, в которой принимают участие нервная и эндокринная система
способность к
адаптации, т.е. возможность приспособления к изменяющимся условиям существования
способность к размножению
движение
Слайд 102
Биологическая характеристика
живого организма
Клетка - единица живого организма
Постоянство
внутренней среды организма
Обмен веществ и энергии
Раздражимость и
возбудимость
Научение и память
Размножение
Слайд 103Первый базисный принцип в физиологии
Тело человека – единая целостная система,
хотя и состоит из атомов, молекул… органов. Организм объединяет клетки,
органы и системы в единое целое тело.
Интеграцию осуществляют нервная система (нейроны, нервные волокна) путем передачи электрических сигналов (ПД) и эндокринная система (гормоны, молекулы химических веществ) с передачей сигналов через жидкости внутренней среды. Иммунная система формирует локальные и системные ответы на антигенную агрессию.
Слайд 104Второй базисный принцип в физиологии
Тело человека обладает выраженными механизмами саморегуляции.
Саморегуляция – это уникальный живой врач внутри каждого из нас.
Помните!
Любое лечение направлено на восстановление саморегуляции, утраченной в результате заболевания.
Слайд 105Третий базисный принцип в физиологии
Тело человека представляет собой постоянное совершенное
взаимодействие структуры и функции.
Взаимосвязь структуры и функции имеет место
только в живом организме и составляет основу физиологических процессов.
У мертвых структура сохраняется, но эти структуры не могут осуществлять функции.