Слайд 1
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«МАРКЕТИНГ»
Д.Э.Н., ПРОФЕССОР
ГАЛЕЕВА
ЕВГЕНИЯ ИСАЕВНА
Слайд 2
Тема 7. Маркетинговые исследования рынков
Вопросы:
Классификация рынков
Конъюнктура рынка
Сегментация рынков
Слайд 3 1. Классификация рынков
Рынок – это совокупность социально-экономических отношений
в сфере обмена. Это формирование спроса и предложения на товары,
посредством которых осуществляется их реализация.
Рынок является регулятором воспроизводственного цикла и сильно зависит от условий внешней среды.
Он служит критерием целесообразности затрат на производство тех или иных товаров.
Слайд 4 Торговля – это отрасль экономики, реализующая товары путём купли-продажи –
это сбыт. Она подразделяется на внутреннюю торговлю (оптовую и розничную)
и внешнюю (международную).
Рынки классифицируют по ряду признаков:
1. По типу товаров и услуг:
- рынок средств производства;
- рынок потребительских товаров;
- рынок интеллектуальных продуктов;
Слайд 5 - финансовый рынок (ценных бумаг и кредитов);
- рынок рабочей силы.
2.
По типу клиентов:
- рынок потребителей;
- рынок производителей;
- рынок промежуточных продавцов;
-
рынок государственных учреждений;
- международный рынок.
Слайд 6 Основными составляющими рынка являются: продавец, покупатель, товар или услуга.
Рынок имеет
следующие характеристики:
1. Насыщенность рынка – это степень предложения товаров и
спрос на них.
2. Рыночное равновесие, когда спрос равен предложению (идеальный вариант).
3. Рынок продавца, когда спрос превышает предложение
4. Рынок покупателя, когда предложение превышает спрос.
Слайд 7 5. Конъюнктура рынка – соотношение между спросом и предложением.
6. Ёмкость
рынка – возможный объем продаж того или иного товара, зависящий
от конъюнктуры рынка.
Анализ рынков
При анализе рынков организация должна учитывать такие его особенности, как:
- национальные или региональные рынки;
- рынки определённых товаров и услуг;
- рынки с нестабильной конъюнктурой;
Слайд 8 - рынки с повышенной долей финансового риска;
- рынки с возможностью
получения наибольшей прибыли.
Рыночные исследования осуществляются комплексно, всем персоналом фирмы, ещё
задолго до выхода товаров на рынок. При этом рынок рассматривается как большая система, которая может быть разбита на составляющие подсистемы, вплоть до элементарных составляющих.
Слайд 9 2. Конъюнктура рынка
Конъюнктура рынка – это конкретная рыночная ситуация, сложившаяся
на рынке в данный момент времени, а также совокупность условий,
которые эту ситуацию определяют:
1. Степень сбалансированности рынка (спрос и предложение);
2. Тип рынка (конкурентный, монопольный, олигопольный и пр.);
3. Тенденции развития рынка (скорость изменения параметров рынка: цен, объема продаж, запасов);
Слайд 10 4. Степень деловой активности на рынке (количество сделок, размеры заказов,
наполненность хозяйственных портфелей);
5. Устойчивость (колеблемость) главных параметров рынка: цен, объема продаж,
запасов;
6. Уровень риска (не продать товар, не получить прибыль, понести убытки, потерять рынок).
Пункт 3. Тенденции развития рынка можно проследить на трендовой модели.
Слайд 14 Трендовые модели можно использовать для краткосрочных прогнозов, когда есть вероятность
инерционного развития рынка и когда прошлые тенденции можно распространить (экстраполировать)
на прогнозируемый период.
Для долгосрочного прогноза этот метод мало подходит.
Пункт 4. Степень (индексы) деловой активности – это изменения объемов продаж, цен, товарных запасов и поставок, выраженные в долях единицы.
Слайд 15Если предложение опережает спрос
– это рынок покупателя:
I продаж < I запасов
Если предложение соответствует
спросу – это рыночное равновесие: I продаж = I запасов
Если спрос опережает предложение,
то это рынок продавца:
I продаж > I запасов
Слайд 17 Емкость рынка является важным показателем рыночной конъюнктуры – это количество
товаров, которое рынок способен поглотить (приобрести) за некоторый срок при
определенных условиях.
Е = (Si × Кi × Эx ) – (Н – Иф – Им) – А,
где Е – емкость потребительского рынка;
Si - численность потребителей в i-й социальной группе;
Кi - потребление товара на душу в i –й социальной группе;
Слайд 18 Эx - поправка на эластичность спроса (при изменении цен или
доходов населения);
Н – насыщенность рынка (наличие аналогичных товаров у потребителей);
Иф
и Им - износ товаров (физический и моральный);
А – альтернативные нерыночные формы потребления (например, продукция собственного производства).
Введение коэффициента эластичности обусловлено тем, что спрос на потребительские товары крайне эластичен.
Эx = ∆Y/∆X = ± ——————,
X1–X2 / X1+X2
где Эx - коэффициент эластичности;
∆ – знак прироста:
Y – спрос на товар или объем его продаж;
X – цена товара или уровень дохода населения.
При Эx > 1 проявляется признак инфраэластичности, спрос считается неэластичным и не поддается регулированию;
Слайд 20 При Эx = 1 спрос считается унитарным или слабо эластичным,
его регулирование не имеет смысла;
При Эx < 1 проявляется признак
ультраэластичности, спрос поддается регулированию путем изменения цен или доходов населения.
При выпуске продукции фирма часто сталкивается с соперничеством других фирм, выпускающих аналогичную продукцию. Каждая из фирм стремится занять лидирующее положение на рынке, захватить максимально возможную долю рынка.
Слайд 21 3. Сегментация рынков
Это процесс разделения всех покупателей
на определённые группы (сегменты), которые характеризуются общностью требований к товару
и мотивацией покупок данного товара.
Или это группировка предприятий сферы производства по их размеру, принадлежности к промышленным комплексам, сферам деятельности, видам производства, типам финансирования.
Слайд 23 Сегментация рынка по ряду факторов:
Социальные (демографические) факторы. (национальность, пол, возраст,
семейное положение, вероисповедание, образование, состояние здоровья, статус покупателя).
Экономические факторы (уровень
доходов, обеспеченность жильём, возможность получения кредита, уровень потребления товара, льготы для населения).
Географические факторы (часть света, страна, регион, субрегион, природно-климатические условия).
Слайд 24 Политические факторы (тип политической власти, политическая стабильность, активность политических сил,
ориентация политики).
Психографические факторы включают отношение к чему-либо (товару, новому, покупке,
рекламе, здоровью, престижу).
Потребительские мотивы – это цена, качество, марка товара, обслуживание, совместимость с ранее приобретёнными товарами, профессиональные мотивы, модульность товара.
Слайд 26 Хозяйственные цели включают:
- капитальное строительство (новые производства);
- техническое перевооружение (новое
оборудование);
- расширение производства (модернизация, дополнительные мощности).
Во всех этих случаях предусматривается
повышение эффективности производства и рыночной деятельности.
Тип финансирования – это классификация предприятий по формам собственности или источникам финансирования.
Слайд 27 Сегментация по сферам деятельности и комплексам:
- промышленный комплекс;
агропромышленный;
автотранспортный;
строительный;
культура;
образование;
медицина;
наука.
Слайд 28 Сегментация по видам производства:
- машиностроение;
- авиастроение;
- судостроение;
- растениеводство;
- животноводство;
- птицеводство;
- пчеловодство.
Сегментация по использованию продуктов:
Каучук:
- производство шин;
-
производство резинотехнических изделий.
Слайд 29 Выбор целевых сегментов
При этом решаются две задачи:
- сколько сегментов рынка
следует охватить?
- как определить самый выгодный сегмент?
Фирма может воспользоваться тремя
стратегиями охвата рынка:
1. Недифференцированный маркетинг;
2. Дифференцированный маркетинг;
3. Концентрированный маркетинг.
Слайд 31 1. При недифференцированном маркетинге пренебрегают различиями в сегментах и обращаются
ко всему рынку с одним и тем же предложением.
В
этом случае усилия концентрируются на общих нуждах потребителей. Товар должен быть привлекательным большому числу покупателей.
При этом используются методы массового производства и распределения товара, а также массовой рекламы.
Недостатком данной стратегии является обострение конкурентной борьбы.
Слайд 32 2. При дифференцированном маркетинге фирма выступает на нескольких сегментах одновременно
и для каждого разрабатывает отдельное предложение.
При этом компания надеется
получить рост продаж и более глубокое проникновение на каждый из сегментов. Это оптимальная стратегия охвата рынка, но она требует значительных ресурсов фирмы.
Слайд 33 3. При концентрированном маркетинге фирма концентрируется на небольшой доле большого
рынка. Эту стратегию использует компания при нехватке ресурсов.
Благодаря концентрации
компания обеспечивает себе прочную рыночную позицию в обслуживаемом сегменте и хорошую репутацию у покупателей.
Однако эта стратегия связана с повышенным риском для фирмы, так как на данном сегменте может сократиться спрос или внедриться сильный конкурент.
Слайд 34 Компания обычно выбирает тот сегмент рынка, где ожидает встретить менее
жёсткую конкуренцию или даже полное отсутствие конкурентов, а также лучшие
условия продажи товара.
Наиболее привлекательным считается тот сегмент, в котором сосредоточено примерно 20% потребителей, предъявляющих спрос на 80% товаров фирмы, то есть проявляется принцип Парето – 20/80.
Слайд 35 Согласно А. Хоскингу (англ. эконом.), известны три условия эффективной сегментации
рынка:
- измеримость сегмента;
- доступность каналов товародвижения;
- прибыльность.
К сегментации рынка обычно
прибегают крупные и средние фирмы. Малые фирмы довольствуются узкими участками рынка, называемыми рыночными «окнами» и рыночными «нишами».
Попав в них, любой вид коммерческой деятельности может стать быстрорастущим и прибыльным.
Слайд 36 Рыночное «окно» – это малый сегмент рынка, которым пренебрегают крупные
производители соответствующей продукции.
Или это группа потребителей, чьи потребности не
могут быть прямо удовлетворены имеющимися товарами или услугами, а удовлетворяются с помощью других товаров или услуг, специально для этого случая не предназначенных (временный приют для кошек и собак, обувь для людей с дефектом стопы и пр.).
Слайд 37 Рыночная «ниша» – это малый участок рынка, на котором небольшая
фирма, благодаря своему уникальному товару или форме обслуживания потребителей не
имеет сильных конкурентов и может рассчитывать на коммерческий успех (например, мясная лавка «Айгуль»).
Слайд 39Список литературы
1. Основная литература:
1. Крылова, Г. Д. Маркетинг : учебник /
Г. Д. Крылова, М. И. Соколова. – М. : Магистр,
2009. – 493 с.
2. Кузнецова, Л. В. Основы маркетинга : учеб. пособие / Л. В. Кузнецова, Ю. Ю. Черкасова. – М. : Вузовский учебник, 2008. – 139 с.
3. Маслова, Т. Д. Маркетинг : учебник / Т. Д. Маслова. – 3-е изд., доп.. – СПб. : Питер, 2008. – 384 с.
4. Соловьев, Б. А. Маркетинг : учебник / Б. А. Соловьев, А. А. Мешков, Б. В. Мусатов. – М. : ИНФРА-М, 2013. – 336 с.
5. Соловьев, Б. А. Маркетинг [Электронный ресурс] : учебник / Б. А. Соловьев, А. А. Мешков, Б. В. Мусатов. – М. : ИНФРА-М, 2013. – 336 с. – Режим доступа : http://znanium.com.
Слайд 40 2. Дополнительная литература:
1. Басовский, Л. Е. Маркетинг : курс лекций
/ Л. Е. Басовский. – М. : ИНФРА-М, 2013. –
219 с.
2. Басовский, Л. Е. Маркетинг [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. – 2-e изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2014. – 300 с. – Режим доступа : http://znanium.сom.
3. Беляев, В. И. Маркетинг: основы теории и практики [Электронный ресурс] – М. : Кнорус, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
4. Годин, А. М. Маркетинг : учебник / А. М. Годин. – 9-е изд., перераб. и доп. – М. : Дашков и К, 2012. – 656 с.
5. Данько, Т. П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость : учебник / Т. П. Данько, М. П. Голубев. – М. : ИНФРА-М, 2013. – 416 с.
Слайд 416. Завьялов, П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах :
учеб. пособие / П. С. Завьялов. – М. : ИНФРА-М,
2012. – 496 с.
7. Маркетинг [Электронный ресурс] : учеб. пособие / под ред. И. М. Синяевой. – М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2013. – 384 с. – Режим доступа : http://znanium.com.
8. Панкрухин, А. П. Маркетинг : учебник / А. П. Панкрухин. – 6-е изд., стер. – М. : Омега-Л, 2009. – 656 с.
9. Романов, А. А. Маркетинг : учеб. пособие / А. А. Романов, В. П. Басенко, Б. М. Жуков. – М. : Дашков и К, 2014. – 440 с.
10. Секерин, В. Д. Основы маркетинга : учеб. пособие / В. Д. Секерин. – М. : Кнорус, 2009. – 240 с.
Слайд 42
3. Рекомендуемые журналы и газеты
1. Актуальные проблемы экономики и права.
2. Вопросы экономики.
3. Комерсантъ.
4. Маркетинг в России и за
рубежом.
5. Нижнекамская правда.
6. Нижнекамское время.
7. Республика Татарстан.
8. Российская газета.
9. Российский экономический журнал.
10. Экономика и жизнь.
11. Экономист.
12. Экономический Вестник Республики Татарстан
Слайд 43
3. Рекомендуемые Интернет-сайты
1. http//www.marketing.spb.ru – Сайт по маркетингу
2. http//www.socreklama.ru –
Сайт «Социальная реклама»
3. http//www.allinform.ru – Желтые страницы Интернет
4. http//www.rima.ru –
Маркетинговое образование в России