Разделы презентаций


Курс лекций по теории игр

Содержание

Список литературыАбламская Л.В., Бабешко Л.О., Бывшев В.А., Дрогобыцкий И.Н. и др. Экономико-математическое моделирование, «Экзамен», М., 2004, 2006.Лабскер Л.Г., Ященко Н.А. Теория игр в экономике (практикум

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Курс лекций по теории игр

Курс лекций по теории игр

Слайд 2 Список литературы
Абламская Л.В., Бабешко

Л.О., Бывшев В.А., Дрогобыцкий И.Н. и др. Экономико-математическое моделирование, «Экзамен»,

М., 2004, 2006.
Лабскер Л.Г., Ященко Н.А. Теория игр в экономике (практикум с решениями задач), «Кнорус», М., 2012.
Интрилигатор М. Математические методы оптимизации и экономическая теория, «Айрис Пресс», М., 2002.

Список литературыАбламская Л.В., Бабешко Л.О., Бывшев В.А., Дрогобыцкий И.Н. и др.

Слайд 3

Содержание курса
Структура экономических задач.
Метод математического моделирования решения экономических задач.
Основные

понятия и аксиома теории игр.
Минимаксные стратегии игроков и решение игры с седловой точкой.
Пример игры без седловой точки, смешанные стратегии игроков и основная теорема теории игр.
Алгоритмы решения игры при отсутствии седловой точки.
Игры с природой (элементы теории статистических решений).

Содержание курсаСтруктура экономических задач.Метод математического моделирования

Слайд 4§1. Структура экономических задач
Исходные данные:



Искомые неизвестные:




3. Взаимосвязи величин (1) и (2).
§1. Структура экономических задачИсходные данные: Искомые неизвестные:

Слайд 5 Пример: задача об оптимальной посевной стратегии фермера

Фермер на своём участке земли может посеять

в текущем году одну из трёх культур: А1 - овёс, А2 - рожь, А3 – рис.
Урожайность каждой из этих культур зависит от погоды, которая может находится в одном из трёх состояний:
В1 - сухо, В2 - нормально, В3 – дождливо.
Уровни урожайности зерновых (yij) даны в следующей таблице вместе с их средними ценами.
Пример: задача об оптимальной посевной стратегии фермера     Фермер на своём участке земли

Слайд 6Урожайность зерновых (цт/га) и их цены (руб./цт)
Урожайность культур при состояниях

погоды

Урожайность зерновых (цт/га) и их цены (руб./цт)Урожайность культур при состояниях погоды

Слайд 7Завершение формулировки задачи об оптимальной посевной стратегии фермера
Требуется:

выбрать оптимальную посевную стратегию фермера, предполагая, что о возможном состоянии

погоды отсутствует дополнительная информация.
Замечание. Посевная стратегия фермера считается оптимальной, если она приносит фермеру максимальный в определённом смысле доход.
Завершение формулировки задачи об оптимальной посевной стратегии фермера  Требуется: выбрать оптимальную посевную стратегию фермера, предполагая, что

Слайд 8Исходные данные и искомые неизвестные в задаче об оптимальной посевной

стратегии фермера
Исходные данные: 1) значения урожайности зерновых при различных

состояниях погоды:











2) Цены зерновых:






Искомые неизвестные: посевная стратегия Ai* , приносящая фермеру максимальный гарантированный доход



Исходные данные и искомые неизвестные в задаче об оптимальной посевной стратегии фермера Исходные данные: 1) значения урожайности

Слайд 9Взаимосвязи исходный данных и искомых неизвестных - значения дохода с

гектара для каждой посевной стратегии при возможных состояниях погоды:

Взаимосвязи исходный данных и искомых неизвестных - значения дохода с гектара для каждой посевной стратегии при возможных

Слайд 10§2. Метод математического моделирования в экономике
Метод математического моделирования (МММ)

решения экономических задач состоит в предварительном построении упрощённой схемы изучаемого

объекта (задачи или процесса),
составленной математическим языком и именуемой математической моделью, а затем - в вычислении по этой модели значений искомых величин (2):

§2. Метод математического моделирования в экономике Метод математического моделирования (МММ) решения экономических задач состоит в предварительном построении

Слайд 11Математическая модель объекта
Определение. Экономико-математическая модель (ЭММ) объекта – это некоторое

математическое выражение (график или таблица, уравнение или система уравнений, дополненная,

возможно, неравенствами, условие экстремума), связывающая воедино известные характеристики объекта (1) и его искомые характеристики (2).
Терминология. Исходные данные(1)- это экзогенные переменные модели, искомые величины (2) – это эндогенные переменные модели.
Назначение математической модели:


Экзогенные переменные

Эндогенные переменные

Модель

Математическая модель объектаОпределение. Экономико-математическая модель (ЭММ) объекта – это некоторое математическое выражение (график или таблица, уравнение или

Слайд 12Два класса ЭММ: дескриптивные модели и оптимизационные модели







Схема построения моделей обсуждается в книге: Бывшев В.А. Эконометрика,
2008.

Два класса ЭММ: дескриптивные модели и оптимизационные модели

Слайд 13Две формы ЭММ
Структурная форма:
дескриптивной модели –

(6),
оптимизационной модели – (7).


Приведённая форма (расчётная

схема) – (5).
Две формы ЭММСтруктурная форма:    дескриптивной модели – (6),   оптимизационной модели – (7).

Слайд 14§3. Основные понятия и аксиома теории игр
Участники конфликта (игроки) и

их стратегии


Ситуация игры и её исход


§3. Основные понятия и аксиома теории игрУчастники конфликта (игроки) и их стратегииСитуация игры и её исход

Слайд 15Пример конфликта (игры): ГНИ (игрок А) – Физическое лицо (игрок

В)
Y – налогооблагаемый доход игрока В за принятый отрезок времени.
Стратегии

игрока А:
А1 – проверять источники дохода В,
А2 - не проверять источники дохода В.
Стратегии игрока В:
В1 – утаивать доход Y,
В2 - не утаивать доход Y (платить налог Т).
Пример конфликта (игры): ГНИ (игрок А) – Физическое лицо (игрок В)Y – налогооблагаемый доход игрока В за

Слайд 16Продолжение примера игры «ГНИ – Физическое лицо»
Возможные ситуации игры:

(А1,В1), (А1,В2), (А2,В1), (А2,В2). (12)
Возможные

исходы игры:
R(А1,В1) = (T+F, - (T+F)),
R(А1,В2) = (T, - T), (13)
R (А2,В1) = (-(T+F), (T+F)),
R(А2,В2) = (T, - T).
Продолжение примера игры  «ГНИ – Физическое лицо»Возможные ситуации игры:   (А1,В1), (А1,В2), (А2,В1), (А2,В2).

Слайд 17Игра с нулевой суммой (антагонистическая игра)
Свойство игры с нулевой суммой:

Задание

исхода игры с нулевой суммой:

Платёжная матрица игры:


Игра с нулевой суммой (антагонистическая игра)Свойство игры с нулевой суммой:Задание исхода игры с нулевой суммой:Платёжная матрица игры:

Слайд 18Пример. Платёжная матрица игры «ГНИ – Физическое лицо»

Пример. Платёжная матрица игры «ГНИ – Физическое лицо»

Слайд 19 Нормальная форма игры

Нормальная форма игры

Слайд 20Игра «ГНИ – Физическое лицо» в нормальной форме

Игра «ГНИ – Физическое лицо» в нормальной форме

Слайд 21Аксиома (модель) поведения игроков
Ответ игрока А на выбранную игроком В

стратегию Bj:



Ответ игрока В на выбранную игроком А стратегию

Ai:

Аксиома (модель) поведения игроковОтвет игрока А на выбранную игроком В  стратегию Bj:Ответ игрока В на выбранную

Слайд 22§4. Минимаксные стратегии игроков и решение игры с седловой точкой.

Порядок выбора оптимальной стратегии игрока А

Для каждой своей стратегии определить

гарантированный выигрыш αi:




Из величин (19) выбрать наибольшую (максимин),





и отметить соответствующую ей стратегию Аi(α).


§4. Минимаксные стратегии игроков и решение игры с седловой точкой.  Порядок выбора оптимальной стратегии игрока АДля

Слайд 23Порядок выбора игроком B своей оптимальной стратегии
Для каждой своей стратегии

Вj определить
максимально возможный выигрыш βj игрока А:




Из

величин (21) выбрать наименьшую (минимакс):



и отметить соответствующую ей стратегию Вj(β).


Порядок выбора игроком B своей оптимальной стратегииДля каждой своей стратегии Вj определить   максимально возможный выигрыш

Слайд 24Оптимальные стратегии игроков в игре с седловой точкой
Теорема. Если

α = β, то игра имеет седловую точку и минимаксные

стратегии (Аi(α), Вj(β) ) являются оптимальными для игроков в следующем смысле:

Пример. Игра «ГНИ – Физическое лицо»:
Оптимальные стратегии игроков в игре с седловой точкой Теорема. Если α = β, то игра имеет седловую

Слайд 25Геометрическая интерпретация платёжной матрицы с седловой точкой
j
a11
ai*j*
1
2
j*
m
1
2
i*
n
i

Геометрическая интерпретация платёжной матрицы с седловой точкойja11ai*j*12j*m12i*ni

Слайд 26 Терминология
Если игра

имеет седловую точку, то
величина v = α = β

именуется ценой игры,
набор называется решением игры,
стратегии Ai , Bj игроков именуются их чистыми стратегиями.
Замечание. В теоретико-игровой задаче исходными данными считается таблица с нормальной формой игры, а искомыми неизвестными – решение игры.

Терминология  Если игра имеет седловую точку, то величина v =

Слайд 27§5. Пример игры без седловой точки, смешанные стратегии игроков и

основная теорема теории игр
Пример (игра «загадай число»). Игроки

A и B ставят на кон по некоторому количеству денег M, затем записывают на своих листах выбранные ими по желанию натуральные числа (соответственно nA и nB) и, наконец, по команде открывают свои листы. Если сумма S = (nA + nB) оказывается чётным числом, то кон забирает игрок A, если же S нечётное число, то кон забирает игрок B.
Требуется определить оптимальные стратегии игроков в данной игре.
§5. Пример игры без седловой точки, смешанные стратегии игроков и основная теорема теории игр  Пример (игра

Слайд 28Стратегии игроков в игре «загадай число»
Стратегии игрока А:

А1 – выбрать чётное число nA,

А2 – выбрать нечётное число nA.
Стратегии игрока В:
В1 – выбрать чётное число nB,
В2 – выбрать нечётное число nB.

Стратегии игроков в игре «загадай число» Стратегии игрока А:     А1 – выбрать чётное

Слайд 29Запись игры «загадай число» в нормальной форме

Запись игры «загадай число» в нормальной форме

Слайд 30Верхняя и нижняя цена игры «загадай число» в чистых стратегиях

и минимаксные стратегии игроков
Верхняя и нижняя цена игры:

α = -M; β = M.

Минимаксные стратегии игрока A: А1 и А2.

Минимаксные стратегии игрока B: B1 и B2.


Как в данной игре игроки должны выбирать свои стратегии?



Верхняя и нижняя цена игры «загадай число» в чистых стратегиях и минимаксные стратегии игроковВерхняя и нижняя цена

Слайд 31Смешанные стратегии игроков
Определение. Смешанной стратегией игрока называется стратегия,

случайно выбираемая из множества его чистых стратегий, в соответствии с

заданными вероятностями такого выбора.
Смешанная стратегия игрока A:



Смешанная стратегия игрока B:


Смешанные стратегии игроков  Определение. Смешанной стратегией игрока называется стратегия, случайно выбираемая из множества его чистых стратегий,

Слайд 32Средний выигрыш игрока A, верхняя и нижняя цена игры в

смешанных стратегиях
Средний выигрыш игрока A в смешанных стратегиях (выигрыш-функция игрока

А):





Нижняя цена игры в смешенных стратегиях (максимальный гарантированный средний выигрыш игрока А):


p q

Верхняя цена игры в смешанных стратегиях (минимальный гарантированный средний проигрыш игрока В):



q p


Средний выигрыш игрока A, верхняя и нижняя цена игры в смешанных стратегияхСредний выигрыш игрока A в смешанных

Слайд 33Пример: средний выигрыш игрока A в игре «загадай число» при

использовании игроками их смешанных стратегий
Платёжная матрица игры и смешанные

стратегии игроков:


Средний выигрыш игрока А в смешанных стратегиях:


Пример: средний выигрыш игрока A в игре «загадай число» при использовании игроками их смешанных стратегий Платёжная матрица

Слайд 34Пример: расчёт нижней цены игры «Загадай число» в смешанных стратегиях
Расчёт

среднего гарантированного выигрыша игрока А:

q
Расчёт нижней цены игры в смешанных стратегиях (максимального гарантированного среднего выигрыша игрока А):

p p q
Пример: расчёт нижней цены игры «Загадай число» в смешанных стратегияхРасчёт среднего гарантированного выигрыша игрока А:

Слайд 35Пример: расчёт верхней цены игры «Загадай число» в смешанных стратегиях
Расчёт

максимального среднего проигрыша игрока В:

p
Расчёт верхней цены игры в смешанных стратегиях (минимального гарантированного среднего проигрыша игрока В):

q q p
Пример: расчёт верхней цены игры «Загадай число» в смешанных стратегияхРасчёт максимального среднего проигрыша игрока В:

Слайд 36Оптимальные стратегии игроков и цена игры без седловой точки
Теорема (основная

теорема теории игр (Дж. фон Нейман, 1928 г.). Для произвольной

игры с нулевой суммой, не имеющей седловой точки, существуют смешанные стратегии игроков , отклоняться от которых игрокам невыгодно в следующем смысле:



при этом


Оптимальные стратегии игроков и цена игры без седловой точкиТеорема (основная теорема теории игр (Дж. фон Нейман, 1928

Слайд 37 Терминология и замечание
Если в

игре без седловой точки имеет место равенство α’ = β’,

то
величина v’ = α’ = β’ именуется ценой игры в смешанных стратегиях ,
набор называется решением игры в смешанных стратегиях,
стратегии игроков именуются их оптимальными смешанными стратегиями.
Замечание. Использование игроками смешанных стратегий предполагает многократное повторение игры.

Терминология и замечание  Если в игре без седловой точки имеет место равенство

Слайд 38§6. Алгоритмы решения игры при отсутствии седловой точки
Аналитическое решения игры

2 x 2

§6. Алгоритмы решения игры при отсутствии седловой точкиАналитическое решения игры 2 x 2

Слайд 39 Вычисление решения игры при помощи задачи линейного программирования
Если в

платёжной матрице С есть нулевые или отрицательные элементы, то ко

всем элементам ai,j платёжной матрицы прибавить величину

Решить задачу линейного программирования


Вычисление решения игры при помощи задачи линейного программированияЕсли в платёжной матрице С есть нулевые или отрицательные

Слайд 40 Продолжение алгоритма
Вычислить


Продолжение алгоритмаВычислить

Слайд 41 Продолжение алгоритма
Решить задачу линейного программирования






Продолжение алгоритмаРешить задачу линейного программирования

Слайд 42 Завершение алгоритма
Вычислить

Завершение алгоритмаВычислить

Слайд 43§ 7. Игры с природой (элементы теории статистических решений)
Определение. Игра

именуется «Игрой с природой», если один из игроков (игрок В)

на любую стратегию другого игрока (игрока А) отвечает некоторой фиксированной смешанной стратегией B’q, выбор которой не подчинён аксиоме оптимальности поведения игрока В в игре.
Замечание. В игре с природой игрок В именуется «природой». Стратегии игрока В именуются состояниями природы.
§ 7. Игры с природой (элементы теории статистических решений)Определение. Игра именуется «Игрой с природой», если один из

Слайд 44 Пример игры с природой (задача об оптимальной посевной стратегии

фермера)
Фермер (игрок А) на своём участке земли

может посеять в текущем году одну из трёх культур: А1 - овёс, А2 - рожь, А3 – рис.
Урожайность каждой из этих культур зависит от погоды (игрок В – природа), которая может находится в одном из трёх состояний:
В1 - сухо, В2 - нормально, В3 – дождливо.
Средние цены зерновых и их уровни урожайности (yij) при каждом состоянии погоды известны и даны в следующей таблице.

Пример игры с природой (задача об оптимальной посевной стратегии фермера)  Фермер (игрок А) на своём

Слайд 45Урожайность зерновых и их цены
Урожайность культур (цт/га) при состояниях

погоды

Урожайность зерновых и их цены Урожайность культур (цт/га) при состояниях погоды

Слайд 46Платёжная матрица (доходы фермера с гектара

)

Платёжная матрица (доходы фермера с гектара        )

Слайд 47Завершение формулировки задачи об оптимальной посевной стратегии фермера
Требуется:

выбрать оптимальную посевную стратегию фермера, предполагая, что

1) о возможных состояниях погоды отсутствует дополнительная информация,
2) известна дополнительная информация о состояниях погоды в виде их статистических вероятностей (q1, q2, q3).
Замечание. Посевная стратегия фермера считается оптимальной, если она приносит фермеру наибольший в определённом смысле доход.
Завершение формулировки задачи об оптимальной посевной стратегии фермера  Требуется: выбрать оптимальную посевную стратегию фермера, предполагая, что

Слайд 48Выбор стратегии в игре с природой по критерию Вальда
Максиминныйный критерий

Вальда. Игрок А должен выбирать свою максиминную стратегию Ai(α), приносящую

ему максимальный гарантированный выигрыш:


i j
Пример (задача о посевной стратегии фермера):



i j

Выбор стратегии в игре с природой по критерию ВальдаМаксиминныйный критерий Вальда. Игрок А должен выбирать свою максиминную

Слайд 49Уровни риска стратегий игрока в игре с природой
Определение. Уровнем

риска стратегии Аi игрока А в ситуации (Ai,Bj) игры с

природой называется величина

Определение. Риском игрока А при выборе им стратегии Ai называется величина

j

Уровни риска стратегий игрока в игре с природой Определение. Уровнем риска стратегии Аi игрока А в ситуации

Слайд 50Выбор стратегии в игре с природой по критерию Сэвиджа
Критерий минимального

риска Сэвиджа. Игрок А должен выбирать свою стратегию Ai(r), приносящую

ему минимальный уровень риска:

i j
Алгоритм выбора стратегии по критерию Сэвиджа
1) Определить при каждом состоянии природы максимальные выигрыши игрока А: β1, β2,…,βm.

Выбор стратегии в игре с природой по критерию СэвиджаКритерий минимального риска Сэвиджа. Игрок А должен выбирать свою

Слайд 51Продолжение алгоритма выбора стратегии по критерию Сэвиджа
Составить согласно (36) матрицу

рисков R=(rij) и вычислить по правилу (37) уровни рисков всех

стратегий игрока.
Выбрать наименее рискованную стратегию Ai(r).
Пример. Выбор посевной стратегии фермера по критерию Сэвиджа.
Определяем при каждом состоянии природы максимальные доходы фермера: β1=20000, β2=10000,β3=12000.


Продолжение алгоритма выбора стратегии по критерию СэвиджаСоставить согласно (36) матрицу рисков R=(rij) и вычислить по правилу (37)

Слайд 52Пример выбора стратегии по критерию Сэвиджа
Вычисляем матрицу рисков:



Вычисляем риски посевных

стратегий фермера:
r1= 8500, r2 = 16000,

r3=14000.
Выбираем наименее рискованную стратегию:


Пример выбора стратегии по критерию СэвиджаВычисляем матрицу рисков:Вычисляем риски посевных стратегий фермера:    r1= 8500,

Слайд 53Выбор стратегии в игре с природой при известных вероятностях её

состояний
По известной платёжной матрице игры и известном смешанном состоянии природы

рассчитать для всех чистых стратегий Ai игрока А средние выигрыши:


Выбрать стратегию, обеспечивающую игроку А максимальный средний (ожидаемый) выигрыш:

Выбор стратегии в игре с природой при известных вероятностях её состоянийПо известной платёжной матрице игры и известном

Слайд 54 Обсуждённые вопросы
Структура экономических задач.
Метод

математического моделирования решения экономических задач.
Основные понятия теории игр и модель

поведения игроков.
Минимаксные стратегии игроков и решение игры с седловой точкой.
Пример игры без седловой точки, смешанные стратегии игроков и основная теорема теории игр.
Алгоритмы решения игры при отсутствии седловой точки.
Игры с природой (элементы теории статистических решений).

Обсуждённые вопросыСтруктура экономических задач.Метод математического моделирования решения экономических задач.Основные понятия теории

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика