Слайд 2К концу ХV века назревал сначала экономический, а потом и
социально-политический кризис итальянских городов. Как ранний симптом кризиса выступает заговор
Пацци (1478), организованный папой Сикстом IV против Медичи. Джулиано пал, поражённый кинжалом заговорщика, а Лоренцо спасся и беспощадно расправился с заговорщиками
Слайд 3В такой исторической обстановке развивалось позднее кватроченто. Культурный уровень художников
заметно повысился. Многие мастера сближаются с кругами гуманистов. Возрастающий авторитет
флорентийских банкирских домов находит выражение в постройках грандиозных палаццо, в устройстве общественных праздников.
Палаццо Питти. Флоренция
Слайд 4Первым идейным руководителем нового поколения флорентийских художников нужно считать Андреа
ди Чони по прозвищу Верроккьо.
Новое поколение художников видит главную задачу
в изображении движения. Для передачи динамики бронза подходит более, чем мрамор. Основные творения Вероккьо созданы в бронзе
Слайд 5«Давид»
Давид Верроккьо, в отличие от Давида Донателло, индивидуален, полон движения,
активности
Слайд 7«Путти с дельфином»
В статуе Путти поражает мотив полёта, неустойчивого равновесия.
Статуя получает винтообразное вращение, захватывая своим движением окружающее пространство
Слайд 8Портреты
В искусстве портретного бюста Верроккьо так же делает попытки нарушить
сложившиеся традиции. В глиняном бюсте Джулиано Медичи эти попытки проявляются
в нарушении фронтальности. Голова повёрнута в три четверти, в сочетании с надменной, насмешливой улыбкой, играющей на губах Джулиано, это придаёт бюсту большую динамику, мгновенность движения
Слайд 9Наиболее крайнего выражения эти искания Верроккьо достигают в женском портрете
флорентийского Национального музея. Это единственный в эпоху Ренессанса бюст с
руками. В нём скульптора прежде всего интересует своеобразие духовного выражения
Слайд 10«Христос и апостол Фома»
В 1483 году мастер завершил групповую скульптуру
«Христос и апостол Фома» для ниши церкви Ор Сан Микеле.
Несмотря на чисто живописное сопоставление фигур, в этой группе чувствуется явное приближение Высокого Ренессанса
Слайд 11Статуя кондотьера Коллеони
Последний шаг в направлении классического стиля Верроккьо делает
в конной статуе кондотьера Коллеони в Венеции, куда мастер был
приглашён как самый знаменитый скульптор Италии
Слайд 12Сравните:
В статуе Коллеони, как и в «Давиде», Верроккьо вступает в
идеальное соревнование с Донателло. Пассивность Гаттамелаты превратилась в статуе Верроккьо
в выражение неудержимой энергии, в самоутверждение героической воли
Слайд 13Живопись
Верроккьо был и выдающимся живописцем, но его живописное творчество находится
на другой стадии развития, чем его пластика
Слайд 14Джордже Вазари, рассказывая о многогранности дарования Верроккьо, называет его ювелиром,
перспективистом, скульптором, резчиком по дереву, художником и музыкантом. Верроккьо был
также незаурядным педагогом, обладавшим редким свойством развиваться вместе со своими учениками, среди которых был и великий Леонардо да Винчи
Слайд 15Алесса́ндро ди Мариа́но ди Ва́нни Филипе́пи по прозвищу Боттичелли –
последний мастер итальянского Кватроченто. Он не принадлежит к когорте Титанов
Возрождения. Он всегда оставался верным самому себе, ни на кого не похожим
Слайд 16Лучшие творения Боттичелли связаны с так называемым «золотым веком» флорентийского
искусства во времена правления Лоренцо Великолепного и творчества сплотившейся вокруг
Медичи группы гуманистов, поэтов, художников, скульпторов и архитекторов
Слайд 17В творчестве и в жизни Боттичелли есть два ясно обозначенных
периода. Время Джулиано и Симонетты, сонетов Лоренцо Великолепного и стансов
Полициано, время турниров и карнавальных шествий было временем расцвета Боттичелли.
Любовь царствует тогда в мире. Любовь Джулиано и Симонетты становится важным событием века, и Боттичелли доводит до нас её священную память
Этой романтической любви посвящены три самых известных картины художника
Слайд 21Любви Джулиано Медичи и Симонетты Веспуччи сочувствовала вся Флоренция. Они
были самыми близкими людьми для Боттичелли. Но, в 1476 году
умерла от чахотки Симонетта, а в 1478 был заколот заговорщиками Джулиано
Слайд 22Фрески Сикстинской капеллы
С 1481 года Боттичелли с группой художников работает
в Риме над росписями стен Сикстинской капеллы
Детство Моисея
Слайд 25Мадонны
К концу восьмидесятых – началу девяностых годов относится целый ряд
картин Боттичелли с изображением Мадонны. Большинство их исполнено в излюбленном
эпохой формате тондо. В образе Мадонны, чаще всего, глубокая нежность и скорбь. Все эти образы пронизаны мелодией нежнейших эмоций
Мадонна Магнификат
Мадонна с гранатом
Слайд 26Один из жизнеописателей Боттичелли говорит, что его Мадонны и Венеры
«производят впечатление утраты, вызывая в нас этим чувство неизгладимой печали
… Одни из них утратили небо, другие – землю»
Слайд 27«Божественная комедия»
В девяностые годы Боттичелли получил от племянника Лоренцо Великолепного,
тонкого эстета Лоренцо ди Пьер Франческо де Медичи, которому принадлежали
«Весна» и «Рождение Венеры», заказ на иллюстрации к рукописному экземпляру «Божественной комедии Данте». Боттичелли создал около ста рисунков серебряным карандашом
Слайд 28Возникает странное противоречие между мощными, величаво-трагическими, потрясающими образами Данте и
тонкой, чувствительной, трепещуще-хрупкой, абстрактно-символической паутиной графики Боттичелли
Слайд 29Мистическое Рождество
Второй период в жизни Боттичелли – время Савонаролы и
иноземных нашествий, апокалиптических бедствий, обрушившихся на Италию. Мадонны и античные
сюжеты исчезли с его картин
Савонарола
Слайд 30Художник становится приверженцем секты «плакс» Джироламо Савонаролы, отвергавшего всю культуру
Ренессанса. Страшная казнь Савонаролы вызвала у Боттичелли депрессию. Последние его
работы проникнуты пессимизмом и безнадёжностью
Оплакивание Христа
Слайд 31«Покинутая»
Эта работа Боттичелли полна глубокого символического смысла. Это – символ
конца флорентийского Кватроченто. В ней сквозит настроение трагического одиночества, безысходности.
Так должна была чувствовать себя флорентийская интеллигенция конца ХV века, пережившая блеск Медичи и падение Савонаролы, предчувствовавшая неизбежность конца политической и культурной роли Флоренции
Слайд 33Советую почитать
Арган Дж.К. История итальянского искусства. – М.: ОАО
Издательство «Радуга», 2000
Беккет В. История живописи. – М.: ООО
«Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003
Великие художники. Том 6. Боттичелли. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2009
Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс 13 – 16 века. – М.: Искусство, 1977
Волкова, Паола Дмитриевна. Мост через бездну. – М.: Зебра Е, 2013
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. От древнейших времён по 16 век. Очерки. – М.: Искусство, 1988
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.– М.: Издательский центр «Академия», 1988
Зарницкий С.В. Боттичелли. – М.: Молодая гвардия, 2007
Муратов П.П. Образы Италии. – М.: Издательство «Республика», 1994
Самин Д.К. Сто великих художников. – М.: Вече, 2004
Слайд 341 слайд Рождение Венеры. Фрагмент
2 слайд Заговор Пацци
3
слайд Палаццо Питти.Флоренция
4 слайд Портрет Верроккьо
5 слайд
Давид
6 слайд Давид Донателло(вид сзади) Вид спереди Давид Верроккьо Вид сзади
7 слайд Путти с дельфином Ракурс Во дворике
8 слайд Бюст Джулиано Медичи
9 слайд Женский бюст
10 слайд Христос и апостол Фома
11 слайд Кондотьер Коллеоне
12 слайд Кондотьер Коллеони Кондотьер Гаттамеллата
13 слайд Мадонна с младенцем Последователь Крещение Христа Мадонна с младенцем и двумя ангелами
14 слайд Ангел Леонардо
15 слайд Автопортрет Боттичелли
Ссылки на изображения
Слайд 3516 слайд Коллаж
17 слайд Портрет Джулиано Симонетта Веспуччи
18
слайд Венера и Марс
19 слайд Примавера
20 слайд
Рождение Венеры
21 слайд Весна. Фрагмент
22 слайд Жизнь Моисея
23 слайд Искушение Христа
24 слайд Наказание Корея
25 слайд Мадонна Магнификат Мадонна с гранатом
26 слайд Мадонны и Венеры
27 слайд Ад Портрет Данте
28 слайд Иллюстрации к Данте Данте и Беатриче
29 слайд Мистическое Рождество
30 слайд Оплакивание Христа Оплакивание Христа
31 слайд Покинутая
32 слайд Флоренция
Ссылки на изображения