Слайд 1Л-7 Умственное воспитание дошкольников
Слайд 2План:
Понятие умственное развитие и воспитание в дошкольном детстве. Сенсорное
воспитание
Задачи и функции умственного воспитания
Развитие мыслительной деятельности
Любознательность и
познавательный интерес
Характеристика детских вопросов
Средства умственного воспитания
Ключевые понятия: мышление, умственное воспитание, сенсорное воспитание, умственное развитие, мыслительная деятельность.
Слайд 3Проблема умственного воспитания
Во многих странах мира во всех звеньях
системы просвещения – от дошкольных учреждений до университетов – отмечаются,
с одной стороны, рост информированности, с другой стороны – снижение в целом качества знаний, умственного развития детей.
Слайд 4Дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и
воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания, – Ф.
Фребель, М. Монтессори. Но в исследованиях А.П.Усовой, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, Н.Н.Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее.
Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф. Фребеля, М. Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.
Слайд 5Понятие умственное развитие
Умственное развитие - это совокупность качественных и количественных
изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и
под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка.
Слайд 6На умственном развитии ребенка сказываются и биологические факторы: строение мозга,
состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд
задатков.
По данным ученых (генетиков, психологов), предпосылки умственных способностей заложены в природе ребенка на 50-60% (в зарубежной научной литературе указывается более высокий уровень – до 80%).
Слайд 7Понятие умственного воспитания
Умственное воспитание – планомерное целенаправленное воздействие взрослых на
умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего
развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности.
Слайд 8
Мозг ребенка развивается удивительно быстро: к 3 годам он уже
достигает 80% веса мозга взрослого человека. Возникает опасность недогрузить мозг,
не дать ему «пищу», необходимую для полноценного развития. Как свидетельствуют данные физиологии, большинство современных детей раннего возраста страдает не от избытка информации, а от ее недостатка.
Слайд 9Понятие сенсорное воспитание
Сенсорное воспитание- система педагогических влияний, направленных на
формирование способов чувственного познания Сенсорное развитие – развитие чувств, восприятия,
формирование представлений о внешнем виде предметов, их форме, размере, расположении в пространстве. Составляет фундамент умственного развития
Сенсорная культура- результат освоения ребенком сенсорной культуры человечества (общепринятые представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов)
Слайд 10Понятие сенсорных эталонов
Сенсорные эталоны- это обобщенные сенсорные знания, сенсорный
опыт, накопленный человечеством за всю историю развития . Каждый сенсорный
эталон имеет свое словесное обозначение: меры длины, меры веса, цветовой спектр, плоскостные и объемные геометрические фигуры и т.д.
Слайд 11Задачи сенсорного воспитания
На первом году жизни:
-развитие слуха, зрения, формирование
предметности восприятия- освоение предметной деятельности;
в дошкольном возрасте:
- освоение игровой,
трудовой, изобразительной, конструктивной деятельности
- словесное обозначение признаков и свойств предметов, расширение словаря ребенка названиями различных признаков (кислый, сладкий, горький, соленый и т.д), что помогает развивать способность к сравнению –важнейшей мыслительной опер
Слайд 12
Периоды освоения сенсорных эталонов в дошкольном возрасте:
от рождения до 3-х
лет - предэталонный период (ребенок отображает отдельные особенности предметов, главным
образом существенные для непосредственного использования- сенсомоторные эталоны;
до 5-ти лет - период предметных эталонов (образы предметов сравниваются с определенными предметами- торанжевый цвет- как морковка, апельсин, квадрат- кармашек- платочек);
от 5-ти и далее - качества предметов приобретает эталонное значение- период соотнесения с эталонами (ребенок соотносит их с общепринятыми эталонами предметов)- солнце как шар, лимон, огурец - овал; крышка стола прямоугольная, яблоко- круглое, лампочка стеклянная и т.д )
Слайд 13
2.Задачи и функции умственного воспитания
1-я
группа задач
приобретение знаний об окружающем
2-группа
задач
формирование навыков и умений умственной деятельности
4-я группа задач
формирование познавательных интересов и любознательности
3-я группа задач
развитие умственных способностей
Слайд 14Функции умственного воспитания
Функция умственного воспитания – формирование познавательной деятельности.
Познавательная деятельность
осуществляется в формах восприятия и мышления
Восприятие ↔ мышление (В формируется в первые
годы жизни, М около 2 лет (Л.С.Выготский).
В основе мышления лежит восприятие, которое даёт пищу для анализа, сравнения, обобщения. Мышление усиливает целенаправленность восприятия.
В результате восприятия и мышления формируется система знаний
Слайд 15Познание строится на:
ОЩУЩЕНИЯХ (первый источник знаний о мире,
познание отдельных свойств предметов) → ВОСПРИЯТИИ (более сложный познавательный процесс)→
МЫШЛЕНИЕ
Ощущения и восприятие – особые действия анализаторов, направленные на обследование предметов. Развивать анализаторы – значит обучать действиям обследования, которые называются ПЕРЦЕПТИВНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ или обследовательскими
Слайд 16Основа умственного воспитания
Сенсорное воспитание (развитие) –специально организованный процесс ознакомления ребенка
с сенсорной культурой человечества с целью развития ощущений, восприятия и
представлений о внешних свойствах предметов
Слайд 193. Развитие мыслительной деятельности
Мышление – процесс обобщенного и опосредованного отражения существенных
свойств, связей и отношений между объектами.
Стадии развития мышления в дошкольном
возрасте
наглядно-действенное мышление( основано на действиях с предметами);
наглядно- образное (в основе мышления образы предметов) ;
словесно-логическое (понятийное мышление)
Слайд 20
Мыслительные операции
Анализ- мысленное разложение целого на части или, выделение из
целого части( предметов, действий, отношений);
Синтез-мысленное объединение частей ( сторон.
действий, отношений) в целое;
Сравнение- установление сходства или различия между предметами или явлениями;
Обобщение- мысленное объединение предметов или явлений по каким-либо существенным свойствам;
Абстракция- мысленное выявление каких-либо сторон предмета или объекта при отвлечении от остальных
Слайд 21
Виды мышления
Наглядно-действенное мышление – это мышление, непосредственно включенное в деятельность.
Образное мышление –
это мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек
воспринимал раньше.
Индукция – это способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу.
Дедукция – это способ мышления, осуществляющегося в обратном порядке индукции (от общего к частному) .
Слайд 22Педагогические условия активизации мыслительной деятельности
Знания детям не должны даваться
в «готовом» виде(ориентация на «добывание знаний»). Целесообразно учить детей анализировать,
сопоставлять, сравнивать, обобщать и т.д.
Следует побуждать детей к высказыванию своих собственных предположений и аргументированному их отстаиванию.
Перед детьми необходимо ставить задачи проблемного характера, стимулирующие их познавательную активность и требующие размышления и сравнительного анализа.
С помощью специальных игр, упражнений, заучивания стихотворения и т.п. необходимо развивать память детей.
Важно научить дошкольников не только экспериментировать, но и развернуто объяснять процесс и итоги данной деятельности
Слайд 234.Любознательность и познавательный интерес
Любознательность - особое качество, характеризуется как особая
форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов,
явлений, на овладение деятельностью (С.Л.Рубинштейн, Д.П.Годовикова).
Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения (Т.А. Куликова)
Слайд 245. Характеристика детских вопросов
Детские вопросы свидетельствуют о наличие
познавательного интереса
В течение детского возраста они меняются по форме:
простые
вопросы(2-3 года) «Что это?», « Кто это?»
сложные ( установление связей и зависимостей)
« Где?», «Когда», «Куда?», «Откуда», « Почему?» «Зачем?» и «Как?»
Слайд 256.Средства умственного воспитания
ознакомление с окружающей действительностью, природой, предметами и явлениями
материальной и духовной культуры;
Обучение (сенсорные, познавательные занятия и т.д.) ;
Игры
(подвижные, дидактические, развивающие, творческие игры);
общение со сверстниками и взрослыми;
продуктивные виды деятельности (трудовая, конструктивная, изобразительная)
Слайд 26 выводы:
Умственное воспитание – важный фактор……
Я узнала, что…….