Слайд 1Пуртова Г.А.
Лабораторный практикум по биологии
5 класс
Слайд 2Содержание практикума
Лабораторная работа № 1 «Изучение строения увеличительных приборов»
Лабораторная работа
№ 2 «Знакомство с клетками растений»
Лабораторная работа № 3 «Определение
состава семян»
Лабораторная работа № 4 «Знакомство с внешним строением растения»
Лабораторная работа № 5 «Наблюдение за передвижением животных»
Слайд 3Лабораторная работа № 1
Тема: «Изучение строения увеличительных приборов»
Цель: изучить устройство
и научиться работать с увеличительными приборами.
Оборудование: лупа ручная, микроскоп, ткани
плода арбуза, готовый микропрепарат листа камелии.
Слайд 4Ход работы
Задание 1
Рассмотрите ручную лупу. Найдите основные части. Узнайте их
назначение.
Рассмотрите невооружённым глазом мякоть арбуза.
Рассмотрите кусочки мякоти арбуза под лупой.
Каково строение мякоти?
Слайд 7Задание 2
Рассмотрите микроскоп. Найдите основные части. Узнайте их назначение. Познакомьтесь
с правилами работы с микроскопом (с. 18 учебника).
Рассмотрите под микроскопом
готовый микропрепарат листа камелии. Отработайте основные этапы работы с микроскопом.
Сделайте вывод о значении увеличительных приборов.
Слайд 9Лист камелии под микроскопом
Слайд 10Задание 3
Рассчитайте общее увеличение микроскопа. Для этого перемножьте числа, указывающие
на увеличение окуляра и объектива.
Выясните, во сколько раз может быть
увеличен рассматриваемый вами объект с помощью школьного микроскопа.
Слайд 11Лабораторная работа № 2
Тема: «Знакомство с клетками растений»
Цель: изучить строение
растительной клетки.
Оборудование: микроскоп, пипетка, предметное и покровное стёкла, пинцет, препаровальная
игла, часть луковицы, готовый микропрепарат листа камелии.
Слайд 12Ход работы
Задание 1
Приготовьте микропрепарат кожицы лука (инструкция на с. 23
учебника)
Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки. Рассмотрите клетки
при малом увеличении, а затем при большом.
Зарисуйте клетки кожицы лука
Сделайте вывод о строении растительной клетки. Какие части клетки вы смогли рассмотреть под микроскопом?
Слайд 13Приготовление микропрепарата кожицы лука
Слайд 15Рисунок кожицы лука под микроскопом
Клеточная стенка
Цитоплазма
Вакуоли
Ядро
Слайд 16Задание 2
Сравните клетки кожицы лука и клетки листа
камелии. Объясните, с чем связаны отличия в строении этих клеток.
Слайд 17Лабораторная работа № 3
Тема: «Определение состава семян»
Цель: изучить способы обнаружения
веществ в семенах растений, исследовать их химический состав.
Оборудование: стакан с
водой, пестик, раствор йода, марлевая и бумажная салфетки, кусочек теста, семена подсолнечника.
Слайд 18Ход работы
Задание 1
Кусочек теста поместите на марлю и сделайте мешочек
(А). Промойте тесто в стакане с водой (Б).
Раскройте мешочек с
промытым тестом. Попробуйте тесто на ощупь. Вещество, которое осталось на марле, – это клейковина или белок.
В образовавшуюся в стакане мутную жидкость добавьте 2-3 капли раствора йода (В). Жидкость синеет. Это доказывает наличие в ней крахмала.
Слайд 194. Положите на бумажную салфетку семена подсолнечника и раздавите их
с помощью пестика (Г). Что появилось на бумаге?
5. Сделайте вывод
о том, какие органические вещества входят в состав семян.
Слайд 20Обнаружение веществ в составе семян
Слайд 21Задание 2
Заполните таблицу «Значение органических веществ в
клетке», используя для этого текст «Роль органических веществ в клетке»
на с. 27 учебника.
Слайд 22Лабораторная работа № 4
Тема: «Знакомство с внешним строением растения»
Цель: изучить
внешнее строение цветкового растения.
Оборудование: лупа ручная, гербарий цветковых растений.
Слайд 23Ход работы
Задание 1
Рассмотрите гербарный экземпляр цветкового растения (василёк луговой). Найдите
части цветкового растения: корень, стебель, листья, цветки.
Зарисуйте схему строения цветкового
растения.
Сделайте вывод о строении цветкового растения. Какие части различают у цветкового растения?
Слайд 25Рисунок строения цветкового растения (василёк луговой)
Слайд 26Задание 2
Рассмотрите изображения хвоща и картофеля. Какие органы
есть у этих растений? Почему хвощ относят к споровым растениям,
а картофель – к семенным?
Слайд 27Лабораторная работа № 5
Тема: «Наблюдение за передвижением животных»
Цель: познакомиться со
способами движения животных.
Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стёкла, пипетка, вата,
стакан с водой; культура инфузорий.
Слайд 28Ход работы
Задание 1
Приготовьте микропрепарат с культурой инфузорий (с. 56 учебника).
Рассмотрите
микропрепарат под малым увеличением микроскопа. Найдите живые организмы. Пронаблюдайте за
их движением. Отметьте скорость и направление движения.
Слайд 30Задание 2
Добавьте в каплю воды с инфузориями несколько кристалликов поваренной
соли. Понаблюдайте за тем, как ведут себя инфузории. Объясните поведение
инфузорий.
Сделайте вывод о значении движения для животных