Разделы презентаций


Лазарева Ольга Николаевна

Содержание

Конце́пция (от лат. conceptio «система понимания»): комплекс взглядов на что-либо, связанных между собой и образующих взаимосвязанную систему; определённый способ понимания, трактовки каких-либо явлений; основная точка зрения, руководящая идея для

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лазарева Ольга Николаевна

Современные концепции естественно-научного образования в начальной школе
Лекция 1

Лазарева Ольга НиколаевнаСовременные концепции естественно-научного образования в начальной школеЛекция 1

Слайд 2
Конце́пция (от лат. conceptio «система понимания»):
комплекс взглядов на

что-либо, связанных между собой и образующих взаимосвязанную систему;
определённый

способ понимания, трактовки каких-либо явлений; основная точка зрения, руководящая идея для их освещения;
система взглядов на явления — в мире, природе, обществе.

Концепция определяет стратегию действий.

Сущность понятия «концепция»

Конце́пция (от лат. conceptio «система понимания»):  комплекс взглядов на что-либо, связанных между собой и образующих взаимосвязанную

Слайд 3Литература
Основная
Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. Методика преподава-ния естествознания : учеб.

пособие для студентов вузов. - Москва : Академия, 2008. -

495 с.
Литература Основная Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. Методика преподава-ния естествознания : учеб. пособие для студентов вузов. - Москва

Слайд 4Литература
Основная
Григорьева Е.В. Методика преподавания естествозна-ния : Учеб. пособие для

студ. вузов. — Москва : ВЛАДОС, 2008. — 253 с. 

Литература Основная Григорьева Е.В. Методика преподавания естествозна-ния : Учеб. пособие для студ. вузов. — Москва : ВЛАДОС,

Слайд 5
Цель – освоение обучающимися концептуальных основ современного начального естественно-научного образования.
Планируемые

результаты обучения – формирование компетенций:
– способен проектировать образовательную среду в

соответствии с запросами участников образовательных отношений (ПК-4);
– способен к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения; анализу результатов их применения в практике (ПК-8).

Дисциплина «Современные концепции естественно-научного образования в начальной школе»

Цель – освоение обучающимися концептуальных основ современного начального естественно-научного образования.Планируемые результаты обучения – формирование компетенций:– способен проектировать

Слайд 6Уметь:
– анализировать УМК для начальной школы с учетом разных

подходов к начальному ЕНО;
– анализировать и реферировать научно-педагогическую литературу с

учетом тенденций развития начального ЕНО;
– проектировать образовательную среду в соответствии с содержанием начального ЕНО;
– разрабатывать и реализовывать методические модели, методики, технологии и приемы обучения естествознанию в начальной школе; анализировать результаты их применения в образовательной практике.

Планируемые результаты обучения

Уметь: – анализировать УМК для начальной школы с учетом разных подходов к начальному ЕНО;– анализировать и реферировать

Слайд 7
Владеть:
– способами анализа и критической оценки различных концепций, подходов к

построению системы начального ЕНО;
– навыками проектирования образовательной среды в соответствии

с содержанием начального ЕНО;
– навыками разработки и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения естествознанию в начальной школе; анализа результатов их применения в образовательной практике.

Планируемые результаты обучения

Владеть:– способами анализа и критической оценки различных концепций, подходов к построению системы начального ЕНО;– навыками проектирования образовательной

Слайд 8 1. Актуальность и проблемы естественно-научного образования в начальной школе. 2. Специфика

и структура естественно-научного образования в начальной школе. 3. Концептуальные основы естественно-научного

образования в начальной школе.

План

1. Актуальность и проблемы естественно-научного образования в начальной школе. 2. Специфика и структура естественно-научного образования в

Слайд 9Актуальность естественно-научного образования
Естественные науки выделены в числе приоритетных направлений научно-образовательной

и инновационной деятельности в РФ.
Подготовка кадров в области естественных наук

и близких прикладных направлений, обеспечивающих конкурентоспособность Российских предприятий на глобальных рынках.
Актуальность естественно-научного образованияЕстественные науки выделены в числе приоритетных направлений научно-образовательной и инновационной деятельности в РФ.Подготовка кадров в

Слайд 10Актуальность естественно-научного образования
обусловленность социально-экономи-ческого развития внедрением инноваций;
недостаток энергетических и

других ресурсов, ухудшение окружающей среды;
требования к обеспечению безопасности жизнедеятельности;
конкуренция на

международных рынках образования, исследований и инноваций.
Актуальность  естественно-научного образования обусловленность социально-экономи-ческого развития внедрением инноваций; недостаток энергетических и других ресурсов, ухудшение окружающей среды;требования

Слайд 11Проблемы школьного естественно-научного образования
Снижение интереса к естествознанию;
недостаточный уровень подготовки выпускников начальных

школ;
утрата классических традиций (экскурсии, наблюдения, экспериментальные исследо-вания) и системности

подготовки;
требуют совершенствования образователь-ные программы и учебники;
материально-техническая база устарела и не обеспечивает привлекательности.
Проблемы школьного естественно-научного образования Снижение интереса к естествознанию;недостаточный уровень подготовки выпускников начальных школ; утрата классических традиций (экскурсии,

Слайд 12Естественно-научное образование
Включает направления и области естественно-научного знания физики, химии, биологии,

которые изучают структурные, функциональные, количественные и причинно-следственные связи материальных объектов

в поле времени-пространства среды.
Естественно-научное образованиеВключает направления и области естественно-научного знания физики, химии, биологии, которые изучают структурные, функциональные, количественные и причинно-следственные

Слайд 13Специфика и структура естественно-научного образования в начальной школе

Изучение природы во

всех ее проявлениях, и формирование естественно-научной картины мира.
Традиционные составляющие, включенные

в стандарты, - элементы биологии, экологии, землеведения (физической географии), физики, химии, астрономии.
Базируется на результатах наблюдений и экспериментальных исследований.
Специфика и структура естественно-научного образования в начальной школе Изучение природы во всех ее проявлениях, и формирование естественно-научной

Слайд 14История школьного естественно-научного образования в России
80-е гг. XVIII в.
Вторая

половина XIХ в.
1970-е гг.
1980-е гг.

История школьного естественно-научного образования в России80-е гг. XVIII в. Вторая половина XIХ в. 1970-е гг.1980-е гг.

Слайд 15Концепция (от лат. conceptio «система понимания»)

комплекс взглядов на что-либо, связанных

между собой и образующих целостную систему;
способ трактовки каких-либо явлений; основная

точка зрения.
Концепция определяет стратегию действий.
Концепция  (от лат. conceptio «система понимания») комплекс взглядов на что-либо, связанных между собой и образующих целостную

Слайд 16Концепция естественно-научного образования

Системное описание, способствующее его пониманию, трактовке, выявлению руководящих

идей его построения и функционирования.
Структура системы естественнонаучного образования младших школьников:

целевой, содержательный, процессуальный, управленческий, оценочно-результативный компоненты.

Концепция  естественно-научного образованияСистемное описание, способствующее его пониманию, трактовке, выявлению руководящих идей его построения и функционирования.Структура системы

Слайд 17естественно-научный (природоведческий) компонент учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе

естественно-научный (природоведческий) компонент учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе

Слайд 18Имеет ярко выраженный интегративный характер;
соединяет землеведческие, биологические, экологические, географические

и др. знания;
дает обучающемуся возможность ознакомления с естественными науками;
обеспечивает

целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях.

Специфика естествознания в начальной школе

Имеет ярко выраженный интегративный характер; соединяет землеведческие, биологические, экологические, географические и др. знания;дает обучающемуся возможность ознакомления с

Слайд 19Цель изучения курса -
Формирование целостной научной картины мира и

осознание места в нем человека;
развитие у младшего школьника опыта

общения с природой.

Примерная программа
«Окружающий мир»
(естественно-научный компонент)

Цель изучения курса - Формирование целостной научной картины мира и осознание места в нем человека; развитие у

Слайд 20Предметные результаты:
• усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов

и явлений природы;
• владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания

младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных дисциплин;
• умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов.

Результаты изучения курса
«Окружающий мир»

Предметные	результаты:• усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природы;• владение базовым понятийным аппаратом

Слайд 21– изучение основ наук, составляющих фундамент естествознания;
– овладение методологией научного

познания, составляющей основу целостного миропонимания и научного мировоззрения обучающихся;
– формирование

естественно-научной картины мира;
– формирование представлений о научном методе исследований и его месте в системе общечеловеческих культурных ценностей;
– подготовка к выполнению ориентировочной и конструктивной деятельности в окружающем мире;
– осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить отношения с природой на основе уважения ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
– формирование научного стиля мышления.

Цели естественно-научного образования

– изучение основ наук, составляющих фундамент естествознания;– овладение методологией научного познания, составляющей основу целостного миропонимания и научного

Слайд 22К основным дидактическим положениям, регламентирующим естественно-научное образование можно отнести следующие

принципы:
­ целостность,
­ интегративность,
­ научность,
­ доступность,
­ непрерывность,
­ вариативность,
­ гуманизация,
­ гуманитаризация,
­ стандартизация.
Принципы естественно-научного образования

К основным дидактическим положениям, регламентирующим естественно-научное образование можно отнести следующие принципы: ­	целостность,­	интегративность,­	научность, ­	доступность, ­	непрерывность, ­	вариативность, ­	гуманизация, ­	гуманитаризация,

Слайд 23Содержательные линии
Человек и природа

Содержательные линииЧеловек и природа

Слайд 24Тенденции реорганизации содержания естественно-научного образования в начальной школе:
Интегративность содержания.


Усиление аксиологической функции содержания.
Экологизация содержания.
Открытость через незавершенность, нелинейность, проблематизацию

знаний.
Перевод содержания на личностно значимый уровень.
Перевод содержания с эмпирической основы на теоретическую.

Тенденции реорганизации  содержания естественно-научного образования в начальной школе: Интегративность содержания. Усиление аксиологической функции содержания.Экологизация содержания. Открытость

Слайд 25Содержание ЕН образования компоненты содержания (И.Я. Лернер, М.Н Скаткин)

знания о природе, обществе,

человеке
умения (практические, интеллектуальные, коммуникативные и др.)
личностные ориентации, отношение к окружающей

действительности

умения принимать решения в проблемных ситуациях

Опыт познания

Опыт деятельности

Опыт эмоционально-ценностных отношений

Опыт творческой деятельности

Содержание ЕН образования компоненты содержания (И.Я. Лернер, М.Н Скаткин)знания о природе, обществе, человекеумения (практические, интеллектуальные, коммуникативные и др.)личностные ориентации,

Слайд 26Технологический компонент естественно-научного образования в начальной школе
включает формы, методы, приемы,

технологии обучения.
Современные технологии обучения естествознанию:
STEAM-технологии. ТРИЗ-технологии.
Кейс-технологии. ИКТ-технологии.


Цифровые технологии. Проектные технологии.
Интерактивные технологии.
Исследовательские технологии.
Технологии веб-квест.
Технологии визуализации учебной информации.



Технологический компонент естественно-научного образования  в начальной школевключает формы, методы, приемы, технологии обучения. Современные технологии обучения естествознанию:

Слайд 27Технологический компонент ЕНО: современные тенденции модернизации
1. Переход от информационно-объяснительных способов обучения

к деятельностно-коммуникативным.
2. Перевод способов обучения с репродуктивной основы на исследовательскую.


3. Интеграция разных способов ввода информации в соответствии с ее многообразием и индивидуальными особенностями восприятия детьми: по перцеп-тивному, практическому, когнитивному каналам.
4. Формы организации обучения стали более гибкими и динамичными, используются нестандартные уроки,
5. Технологизация обучения.
Технологический компонент ЕНО: современные тенденции модернизации1.	Переход от информационно-объяснительных способов обучения к деятельностно-коммуникативным. 2.	Перевод способов обучения с репродуктивной

Слайд 28Дидактические условия обучения:
Организационные: временные рамки и режим обучения, организационная структура

учебного процесса, его пространственная организация – расположение участников.
Материальные: техническая оснащенность

учебного процесса, наличие наглядных средств, УМК, пособий и разработок для организации самостоятельной работы.
Психологические: коммуникативное обеспечение учебного процесса, определяются способностью педагога управлять общением, а также организовать коммуникативное взаимодействие и отношения в группе, обеспечивающие благоприятный психологический климат в процессе обучения.

Необходимо создать гибкую образовательную среду, чтобы помочь каждому ребенку наилучшим образом реализовать свои возможности, индивидуально выбрать посильный путь обучения.

Дидактические условия обучения:Организационные: временные рамки и режим обучения, организационная структура учебного процесса, его пространственная организация – расположение

Слайд 29Контрольно-управленческий компонент естественно-научного образования в начальной школе
Его значение определяется необходимостью

обратной связи как важнейшего элемента управления любой системой.
Контроль результатов

обучения позволяет определять эффективность учебного процесса и осуществлять коррекцию - вносить изменения во все его другие компоненты.

Контрольно-управленческий компонент естественно-научного образования  в начальной школеЕго значение определяется необходимостью обратной связи как важнейшего элемента управления

Слайд 30Оценочно-результативный компонент естественно-научного образования

Завершенность и результативность процесса обучения связана

с реализацией целей обучения и достижением соответствующих им результатов.
Цикл

обучения завершается анализом его результатов и этим же начинается новый этап посредством постановки целей и задач на основе анализа предыдущего этапа обучения.
Включает:
а) анализ и оценку результатов деятельности учащихся;
б) анализ и оценку деятельности учителя;
в) анализ и ценку образовательной среды.


Оценочно-результативный компонент естественно-научного образования  Завершенность и результативность процесса обучения связана с реализацией целей обучения и достижением

Слайд 31Оценочно-результативный компонент: современные тенденции
Диагностический подход предполагает анализ и оценку уровня

усвоения программного материала, но и отслеживание промежуточных результатов
Создание индивидуальных образовательных

маршрутов – программ индивидуального развития учащихся с учетом интересов, задатков.
Для контроля и оценки важен не столько конечный результат в виде знаний и предметных умений, сколько метапредметных УУД.
4. Формирование регулятивных УУД – действий самоконтроля и самооценки ребенком собственных достижений, рефлексия своих потенциальных возможностей, развитие умения контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Оценочно-результативный компонент: современные тенденции Диагностический подход предполагает анализ и оценку уровня усвоения программного материала, но и отслеживание

Слайд 32Вывод

перечисленные компоненты являются необходимыми структурными элементами любой дидактической системы и

определяют логику процесса обучения, его основные этапы.
Они определяют не

только построение учебного процесса в целом, но и его отдельных единиц, которые выступают как его подсистемы.
Изменение процесса обучения как целостной системы предполагает изменение всех его компонентов, приведение их в соответствие друг с другом.  

Вывод перечисленные компоненты являются необходимыми структурными элементами любой дидактической системы и определяют логику процесса обучения, его основные

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика