Слайд 1Лазарева Ольга Николаевна
Современные концепции естественно-научного образования в начальной школе
Лекция 1
Слайд 2
Конце́пция (от лат. conceptio «система понимания»):
комплекс взглядов на
что-либо, связанных между собой и образующих взаимосвязанную систему;
определённый
способ понимания, трактовки каких-либо явлений; основная точка зрения, руководящая идея для их освещения;
система взглядов на явления — в мире, природе, обществе.
Концепция определяет стратегию действий.
Сущность понятия «концепция»
Слайд 3Литература
Основная
Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. Методика преподава-ния естествознания : учеб.
пособие для студентов вузов. - Москва : Академия, 2008. -
495 с.
Слайд 4Литература
Основная
Григорьева Е.В. Методика преподавания естествозна-ния : Учеб. пособие для
студ. вузов. — Москва : ВЛАДОС, 2008. — 253 с.
Слайд 5
Цель – освоение обучающимися концептуальных основ современного начального естественно-научного образования.
Планируемые
результаты обучения – формирование компетенций:
– способен проектировать образовательную среду в
соответствии с запросами участников образовательных отношений (ПК-4);
– способен к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения; анализу результатов их применения в практике (ПК-8).
Дисциплина «Современные концепции естественно-научного образования в начальной школе»
Слайд 6Уметь:
– анализировать УМК для начальной школы с учетом разных
подходов к начальному ЕНО;
– анализировать и реферировать научно-педагогическую литературу с
учетом тенденций развития начального ЕНО;
– проектировать образовательную среду в соответствии с содержанием начального ЕНО;
– разрабатывать и реализовывать методические модели, методики, технологии и приемы обучения естествознанию в начальной школе; анализировать результаты их применения в образовательной практике.
Планируемые результаты обучения
Слайд 7
Владеть:
– способами анализа и критической оценки различных концепций, подходов к
построению системы начального ЕНО;
– навыками проектирования образовательной среды в соответствии
с содержанием начального ЕНО;
– навыками разработки и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения естествознанию в начальной школе; анализа результатов их применения в образовательной практике.
Планируемые результаты обучения
Слайд 8
1. Актуальность и проблемы естественно-научного образования в начальной школе.
2. Специфика
и структура естественно-научного образования в начальной школе.
3. Концептуальные основы естественно-научного
образования в начальной школе.
План
Слайд 9Актуальность естественно-научного образования
Естественные науки выделены в числе приоритетных направлений научно-образовательной
и инновационной деятельности в РФ.
Подготовка кадров в области естественных наук
и близких прикладных направлений, обеспечивающих конкурентоспособность Российских предприятий на глобальных рынках.
Слайд 10Актуальность
естественно-научного образования
обусловленность социально-экономи-ческого развития внедрением инноваций;
недостаток энергетических и
других ресурсов, ухудшение окружающей среды;
требования к обеспечению безопасности жизнедеятельности;
конкуренция на
международных рынках образования, исследований и инноваций.
Слайд 11Проблемы школьного
естественно-научного образования
Снижение интереса к естествознанию;
недостаточный уровень подготовки выпускников начальных
школ;
утрата классических традиций (экскурсии, наблюдения, экспериментальные исследо-вания) и системности
подготовки;
требуют совершенствования образователь-ные программы и учебники;
материально-техническая база устарела и не обеспечивает привлекательности.
Слайд 12Естественно-научное образование
Включает направления и области естественно-научного знания физики, химии, биологии,
которые изучают структурные, функциональные, количественные и причинно-следственные связи материальных объектов
в поле времени-пространства среды.
Слайд 13Специфика и структура естественно-научного образования в начальной школе
Изучение природы во
всех ее проявлениях, и формирование естественно-научной картины мира.
Традиционные составляющие, включенные
в стандарты, - элементы биологии, экологии, землеведения (физической географии), физики, химии, астрономии.
Базируется на результатах наблюдений и экспериментальных исследований.
Слайд 14История школьного естественно-научного образования в России
80-е гг. XVIII в.
Вторая
половина XIХ в.
1970-е гг.
1980-е гг.
Слайд 15Концепция
(от лат. conceptio «система понимания»)
комплекс взглядов на что-либо, связанных
между собой и образующих целостную систему;
способ трактовки каких-либо явлений; основная
точка зрения.
Концепция определяет стратегию действий.
Слайд 16Концепция
естественно-научного образования
Системное описание, способствующее его пониманию, трактовке, выявлению руководящих
идей его построения и функционирования.
Структура системы естественнонаучного образования младших школьников:
целевой, содержательный, процессуальный, управленческий, оценочно-результативный компоненты.
Слайд 17естественно-научный (природоведческий) компонент учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе
Слайд 18Имеет ярко выраженный интегративный характер;
соединяет землеведческие, биологические, экологические, географические
и др. знания;
дает обучающемуся возможность ознакомления с естественными науками;
обеспечивает
целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях.
Специфика естествознания в начальной школе
Слайд 19Цель изучения курса -
Формирование целостной научной картины мира и
осознание места в нем человека;
развитие у младшего школьника опыта
общения с природой.
Примерная программа
«Окружающий мир»
(естественно-научный компонент)
Слайд 20Предметные результаты:
• усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов
и явлений природы;
• владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания
младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных дисциплин;
• умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов.
Результаты изучения курса
«Окружающий мир»
Слайд 21– изучение основ наук, составляющих фундамент естествознания;
– овладение методологией научного
познания, составляющей основу целостного миропонимания и научного мировоззрения обучающихся;
– формирование
естественно-научной картины мира;
– формирование представлений о научном методе исследований и его месте в системе общечеловеческих культурных ценностей;
– подготовка к выполнению ориентировочной и конструктивной деятельности в окружающем мире;
– осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить отношения с природой на основе уважения ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
– формирование научного стиля мышления.
Цели естественно-научного образования
Слайд 22К основным дидактическим положениям, регламентирующим естественно-научное образование можно отнести следующие
принципы:
целостность,
интегративность,
научность,
доступность,
непрерывность,
вариативность,
гуманизация,
гуманитаризация,
стандартизация.
Принципы естественно-научного образования
Слайд 23Содержательные линии
Человек и природа
Слайд 24Тенденции реорганизации
содержания естественно-научного образования в начальной школе:
Интегративность содержания.
Усиление аксиологической функции содержания.
Экологизация содержания.
Открытость через незавершенность, нелинейность, проблематизацию
знаний.
Перевод содержания на личностно значимый уровень.
Перевод содержания с эмпирической основы на теоретическую.
Слайд 25Содержание ЕН образования компоненты содержания (И.Я. Лернер, М.Н Скаткин)
знания о природе, обществе,
человеке
умения (практические, интеллектуальные, коммуникативные и др.)
личностные ориентации, отношение к окружающей
действительности
умения принимать решения в проблемных ситуациях
Опыт познания
Опыт деятельности
Опыт эмоционально-ценностных отношений
Опыт творческой деятельности
Слайд 26Технологический компонент естественно-научного образования
в начальной школе
включает формы, методы, приемы,
технологии обучения.
Современные технологии обучения естествознанию:
STEAM-технологии. ТРИЗ-технологии.
Кейс-технологии. ИКТ-технологии.
Цифровые технологии. Проектные технологии.
Интерактивные технологии.
Исследовательские технологии.
Технологии веб-квест.
Технологии визуализации учебной информации.
Слайд 27Технологический компонент ЕНО: современные тенденции модернизации
1. Переход от информационно-объяснительных способов обучения
к деятельностно-коммуникативным.
2. Перевод способов обучения с репродуктивной основы на исследовательскую.
3. Интеграция разных способов ввода информации в соответствии с ее многообразием и индивидуальными особенностями восприятия детьми: по перцеп-тивному, практическому, когнитивному каналам.
4. Формы организации обучения стали более гибкими и динамичными, используются нестандартные уроки,
5. Технологизация обучения.
Слайд 28Дидактические условия обучения:
Организационные: временные рамки и режим обучения, организационная структура
учебного процесса, его пространственная организация – расположение участников.
Материальные: техническая оснащенность
учебного процесса, наличие наглядных средств, УМК, пособий и разработок для организации самостоятельной работы.
Психологические: коммуникативное обеспечение учебного процесса, определяются способностью педагога управлять общением, а также организовать коммуникативное взаимодействие и отношения в группе, обеспечивающие благоприятный психологический климат в процессе обучения.
Необходимо создать гибкую образовательную среду, чтобы помочь каждому ребенку наилучшим образом реализовать свои возможности, индивидуально выбрать посильный путь обучения.
Слайд 29Контрольно-управленческий компонент естественно-научного образования
в начальной школе
Его значение определяется необходимостью
обратной связи как важнейшего элемента управления любой системой.
Контроль результатов
обучения позволяет определять эффективность учебного процесса и осуществлять коррекцию - вносить изменения во все его другие компоненты.
Слайд 30Оценочно-результативный компонент естественно-научного образования
Завершенность и результативность процесса обучения связана
с реализацией целей обучения и достижением соответствующих им результатов.
Цикл
обучения завершается анализом его результатов и этим же начинается новый этап посредством постановки целей и задач на основе анализа предыдущего этапа обучения.
Включает:
а) анализ и оценку результатов деятельности учащихся;
б) анализ и оценку деятельности учителя;
в) анализ и ценку образовательной среды.
Слайд 31Оценочно-результативный компонент: современные тенденции
Диагностический подход предполагает анализ и оценку уровня
усвоения программного материала, но и отслеживание промежуточных результатов
Создание индивидуальных образовательных
маршрутов – программ индивидуального развития учащихся с учетом интересов, задатков.
Для контроля и оценки важен не столько конечный результат в виде знаний и предметных умений, сколько метапредметных УУД.
4. Формирование регулятивных УУД – действий самоконтроля и самооценки ребенком собственных достижений, рефлексия своих потенциальных возможностей, развитие умения контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Слайд 32Вывод
перечисленные компоненты являются необходимыми структурными элементами любой дидактической системы и
определяют логику процесса обучения, его основные этапы.
Они определяют не
только построение учебного процесса в целом, но и его отдельных единиц, которые выступают как его подсистемы.
Изменение процесса обучения как целостной системы предполагает изменение всех его компонентов, приведение их в соответствие друг с другом.