Слайд 1
Лектор: доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ИГМУ, к.м.н. Макаров
Сергей Викторович
ЛЕКЦИЯ
Тема: Основы организации лечебно- профилактической помощи населению.
Амбулаторно-поликлиническая помощь, современные проблемы.
Слайд 2
Вопросы:
1. Основные принципы отечественного здравоохранения
2. Виды лечебно-профилактической помощи
населению
3. Первичная медико-санитарная помощь, ее задачи и составляющие
4. Амбулаторно-поликлиническая помощь,принципы
и методы, классификация учреждений
5. Задачи и структура поликлиники
6. Задачи и функции участкового врача-терапевта
7. Анализ деятельности поликлиники
8. Основные проблемы амбулаторно-поликлинического звена
9. Основные направления совершенствования взаимосвязи и преемственности между амбулаторно-поликлиническими и стационарными учреждениями
10. Проблемы ПМСП на современном этапе
11. Общая врачебная практика
12. Приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения
13. Дальнейшие задачи совершенствования системы здравоохранения
Слайд 3ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Право
граждан на охрану здоровья закреплено основными принципами отечественного здравоохранения (Федеральный
закон от 21.11.2011 г. N323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»)
К ним относятся:
1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами гос.гарантий;
2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
3) приоритет охраны здоровья детей;
4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
5) ответственность органов гос. власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
6) доступность и качество медицинской помощи;
7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
9) соблюдение врачебной тайны.
Слайд 4ВИДЫ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
Слайд 5ПМСП должна удовлетворять основные потребности населения в области здравоохранения:
укрепление
здоровья;
лечение;
реабилитация и поддержка;
содействие в само- и взаимопомощи.
Слайд 6ПМСП должна включать в себя следующие
составляющие (по определению ВОЗ):
санитарное
просвещение по актуальным проблемам охраны здоровья и способам их решения,
включая профилактику;
обеспечение достаточным количеством продуктов питания и содействие рациональному питанию;
снабжение достаточным количеством чистой питьевой воды;
проведение основных санитарно-гигиенических мероприятии;
охрана здоровья матери и ребенка, включая планирование семьи;
вакцинация против основных инфекционных болезней;
лечение распространенных заболеваний и травм;
обеспечение основными лекарственными средствами.
Слайд 7ПМСП (Россия) — это место первичного контакта пациента с системой
здравоохранения
Слайд 8 Концепция ПМСП в РФ ориентирована преимущественно на
оказание медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях.
Амбулаторно-поликлиническая помощь
— самый массовый вид медицинской помощи; в амбулаторно-поликлинических учреждениях осуществляется высококвалифицированное обслуживание около 80% всех больных; ежегодно в среднем каждый житель страны 9 раз посещает поликлинику или вызывает врача на дом.
Слайд 9Основными принципами амбулаторно-поликлинической помощи являются:
участковость;
доступность;
профилактическая направленность;
преемственность
и этапность лечения.
Слайд 10 Диспансерный метод работы подразумевает активное динамическое
наблюдение за состоянием здоровья отдельных контингентов населения. Диспансерный метод применяется
в работе с определенными группами здоровых людей (дети, беременные, военнослужащие, спортсмены и т. д.), а также с больными, подлежащими диспансерному наблюдению.
Слайд 11 В соответствии с приказом Минздрава
РФ от 6 августа 2013 года № 529н «Об утверждении
Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» амбулаторно-поликлинические учреждения включают следующие наименования:
1.3.1. Амбулатория.
1.3.2. Поликлиники, в том числе:
– городская, в т.ч. детская;
– центральная районная;
– стоматологическая, в том числе детская;
– консультативно-диагностическая, в т.ч. для детей;
– психотерапевтическая;
– физиотерапевтическая.
Классификация амбулаторно-поликлинических учреждений
Слайд 12Амбулаторно-поликлиническая помощь является первым этапом единой цепочки лечебно-профилактического процесса:
Между всеми звеньями амбулаторно-поликлинической помощи должна существовать преемственность,
позволяющая исключать дублирование обследований и ведения медицинской документации, обеспечивать комплексность лечения и диагностики, объединение усилий в профилактической работе.
Слайд 13При размещении поликлиник в городах следует
основываться на принципе ступенчатости
с учетом медико-санитарного зонирования.
Рекомендуются следующие основные уровни:
1. Общегородской
2. Уровень медико-санитарных
зон
3. Районный:
• зона деятельности базовой поликлиники;
• зона деятельности типовой поликлиники.
Слайд 14Городская поликлиника является амбулаторным
учреждением, оказывающим лечебно-профилактическую помощь населению в
возрасте 18 лет и старше и призванным осуществлять в районе
своей деятельности следующие задачи:
оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи населению непосредственно в поликлинике и на дому;
организация и проведение среди населения обслуживаемого района и работников прикрепленных промышленных предприятий комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, инвалидности и смертности;
осуществление диспансеризации населения и, прежде всего лиц с повышенным риском заболеваний сердечнососудистой системы, онкологических и других болезней;
организация и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни.
Слайд 16Структура городской поликлиники может зависеть от:
численности и особенностей состава
населения (по полу, возрасту, профессиям);
состояния здоровья обслуживаемого контингента (заболеваемости);
экономических возможностей территории субъекта РФ (финансирование, кадры, материально-технические ресурсы);
сложившихся на территории особенностей организации и управления лечебно-профилактической помощью.
Слайд 17Терапевтическое отделение
Основным структурным подразделением поликлиники является
терапевтическое отделение, а ведущей фигурой – участковый терапевт (врач общей
практики).
В состав терапевтического отделения могут входить от шести до десяти участков; возглавляет отделение заведующий.
Слайд 18 Основными задачами участкового врача-терапевта являются:
–
оказание населению участка квалифицированной терапевтической помощи на приеме в поликлинике
и на дому;
– организация и проведение профилактических мероприятий;
– проведение мероприятий по снижению заболеваемости и смертности населения.
Слайд 19Участковый терапевт обязан обеспечивать (функции):
своевременную квалифицированную терапевтическую помощь
населению своего участка в поликлинике и на дому;
экстренную медицинскую помощь
больным;
своевременную госпитализацию больных с обязательным предварительным обследованием при плановой госпитализации;
консультирование больных заведующим терапевтическим отделением, врачами других специальностей;
использование в своей работе современных методов профилактики, диагностики и лечения;
экспертизу временной нетрудоспособности больных в соответствии с действующим положением;
Слайд 20организацию и проведение комплекса мероприятий по диспансеризации населения участка, анализ
эффективности и качества диспансеризации;
выдачу заключений жителям своего участка, проходящим на
медицинские осмотры;
раннее выявление, диагностику и лечение инфекционных заболеваний;
систематическое повышение своей квалификации и уровня медицинских знаний участковой медсестры;
активное и систематическое проведение санитарно-просветительной работы среди населения участка.
Слайд 21Анализ деятельности поликлиники
Основным отчетным документом
медицинского учреждения является годовой отчет «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении за
год» (ф. 30).
Показатели работы поликлиники:
I группа показателей – показатели обеспеченности населения амбулаторно-поликлинической помощью:
– обеспеченность населения поликлинической помощью;
– обеспеченность населения врачебными кадрами (по каждой врачебной специальности на 10 000 жителей).
II группа показателей – показатели, характеризующие нагрузку врачей:
– средняя численность населения на одном терапевтическом участке
– нагрузка врача на 1 час амбулаторного приема
– нагрузка врача на дому (в расчете на 1 час работы)
Слайд 22III группа показателей – показатели, характеризующие организацию работы участковых врачей-терапевтов:
– соблюдение участковости на амбулаторном приеме (в %)
– активность
посещений на дому (в %)
– повторность амбулаторных посещений
IV группа показателей – показатели первичной, общей заболеваемости и инвалидности населения
– первичная заболеваемость населения
– общая заболеваемость (распространенность)
V группа показателей – показатели профилактической деятельности поликлиники:
– удельный вес профилактических посещений от общего числа посещений (в %)
– полнота охвата профилактическими осмотрами (в %)
VI группа показателей – показатели качества диагностики в поликлинике:
– процент позднего выявления злокачественных новообразований
– процент позднего выявления туберкулеза легких
– процент расхождения диагнозов поликлиники и стационара
Слайд 23Основные проблемы
амбулаторно-поликлинического звена
отток кадров (в коммерческие структуры, стационары и
т.д.);
отставание нормативной базы АПУ, нормирования труда, объемов финансирования
низкая эффективность
деятельности и неудовлетворительное КМП;
несовершенство форм межсекторального подхода к взаимодействию амбулаторно-поликлинической службы с другими звеньями оказания медицинской помощи;
незначительная роль первичного звена в организации и планировании самой специализированной помощи, в частности, в управлении объемами госпитализации прикрепленного населения;
Слайд 24ограниченное совмещение деятельности или ротация специалистов поликлиники и стационаров;
недостаточно оснащенная
материально-техническая база (недостаток компьютеров, транспорта и пр.);
диссонанс между конечными результатами
работы медиков и размерами ее оплаты;
сокращение объема профилактической (прежде всего, диспансерной) работы, «невыгодность» ее проведения в условиях ОМС;
забвение санитарного просвещения, участия населения в укреплении своего здоровья;
разрушение участковой терапевтической службы по причине развития и широкого внедрения специализированной медицинской помощи в АПУ;
падение престижа труда и низкий статус участкового врача-терапевта.
Слайд 25Недостатки в работе ряда
современных поликлиник
отсутствие преемственности в обследовании и
лечении пациентов, что нередко приводит к назначению взаимоисключающих методов;
разобщенность
сведений об обследуемом пациенте;
очереди на прием к специалистам;
отсутствие систематического наблюдения за прикрепленным контингентом;
снижение уровня знаний у участковых терапевтов и педиатров, ухудшение качества их работы (превращение их даже не в "диспетчеров", а в "бюллетенщиков");
перегруженность врачей-специалистов за счет большого числа необоснованно направленных пациентов;
снижение авторитета и престижа врачей амбулаторно-поликлинической службы;
недообследованность и недолеченность больных, что нередко является причиной хронизации у них патологии.
Слайд 26Диспропорции потоков пациентов и условий финан-сирования основных видов медицинской помощи
Распределение пациентов, начинающих и
заканчивающих лечение
Распределение финансирования
Слайд 27Возрастной состав врачей амбулаторно-поликлинического звена г. Иркутска
Слайд 28 Среди обращающихся в амбулаторно-поликлинические учреждения 26,4%
составляют лица возрастной группы 60 лет и старше. Основной причиной
их обращения является получение льготного рецепта и направления на госпитализацию.
Лица возрастной группы 30 – 49 лет (основная часть трудоспособного населения) составляют 39,7% посетивших поликлинику.
Основной целью их обращения является оформление больничного листа.
Слайд 29Причины редкого обращения населения в амбулаторно-поликлинические учреждения
(по данным социологического
опроса)
Слайд 30Структура видов посещений врачей
амбулаторно-поликлинических учреждений
Слайд 31Причины неполноценного
обследования амбулаторных больных (в %)
Слайд 32Своевременность посещения врача
амбулаторно-поликлинического звена больными, пролеченными в стационаре
Слайд 33 1. Внедрение в АПУ стандартов лабораторно-диагностических исследований при
различных нозологических формах.
2. Более строгое следование врачей
АПУ разработанным стандартам.
3. Изменение организации приема в лабораторно-диагностических отделениях и направления на проведение необходимых исследований и консультаций в другие ЛПУ с целью создания приоритетных условий диагностического обследования плановых госпитализируемых больных в кратчайший срок.
4. Проведение заведующими отделениями в АПУ регулярного текущего анализа ошибок догоспитального обследования больных, выявление и устранение причин их возникновения.
Основные направления совершенствования взаимосвязи и преемственности между амбулаторно-поликлиническими и стационарными учреждениями:
Слайд 345. Модификация сопроводительной медицинской документации на до- и постгоспитальном этапах.
6.
Более четкая организация консультативно-диагностической помощи внутри стационара.
7. Использование системы
чередования «поликлиника-стационар» с целью повышения квалификации и улучшения взаимосвязи лечащих врачей амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений.
8. Проведение периодического социологического опроса среди медицинского персонала и руководителей АПУ для получения информации о наиболее актуальных проблемах организации и КМП населению.
Слайд 35Проблемы в организации ПМСП на современном этапе
крайне низкий удельный вес
врачей, оказывающих первичную медицинскую помощь;
необоснованно высок удельный вес пациентов, направляемых
участковыми врачами к врачам "узких" специальностей;
нерациональное использование труда врачей-специалистов;
непомерно высока доля стационарной помощи в структуре всей лечебно-профилактической помощи населению;
оплата труда врачей не соответствует уровню образования и затраченной работе.
Слайд 36МЗ РФ в 1992 г. издало приказ № 237 "О
поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача
общей практики (семейного врача)"
Врач общей практики – это специалист с высшим медицинским образованием, имеющий юридическое право оказывать первичную многопрофильную медико-социальную помощь населению.
Врач общей практики, оказывающий первичную многопрофильную медико-социальную помощь семье, независимо от возраста и пола пациентов, является семейным врачом.
В международной практике врач общей практики и семейный врач обычно рассматриваются как идентичные понятия.
Врач общей практики (семейный врач) осуществляет амбулаторный прием и посещения на дому, оказание неотложной помощи, проведение комплекса профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, содействие в решении медико-социальных проблем семьи.
Слайд 37В обязанности врача общей практики входит:
проведение санитарно-просветительной работы по воспитанию
населения, пропаганде здорового образа жизни, предупреждению развития заболеваний;
осуществление профилактической работы,
направленной на выявление ранних и скрытых форм заболеваний и факторов риска;
осуществление динамического наблюдения за состоянием здоровья пациентов с проведением необходимого обследования и оздоровления;
оказание срочной помощи при неотложных и острых состояниях;
своевременная консультация и госпитализация больных в случае необходимости;
Слайд 38проведение лечебных и реабилитационных мероприятий в объеме, соответствующем требованиям квалификационной
характеристики;
проведение экспертизы временной нетрудоспособ-ности;
организация медико-социальной и бытовой помощи совместно с
органами социальной защиты и службами милосердия одиноким, престарелым, инвалидам, хронически больным;
оказание консультативной помощи семье по вопросам иммунопрофилактики; вскармливания, воспитания детей, подготовки их к детским дошкольным учреждениям, школе, профориентации; планирования семьи, этики, психологии, гигиены, социальных и медико-сексуальных аспектов семейной жизни;
ведение утвержденных форм учетной и отчетной документации.
Слайд 39Модели деятельности врачей общей практики
Модель 1
Врач общей практики (семейный врач)
работает индивидуально. Обслуживает население всех возрастов. Выполняет функции и терапевта,
и педиатра, и акушера-гинеколога, а также ряд функций врачей узких специальностей. Такой врач обычно обслуживает от 1000 до 3000 человек, работает ежедневно (за исключением выходных) с 8.00 до 20.00, принимает в среднем в неделю 100 – 140 человек и осуществляет 1 – 5 визитов в день. Обычно он имеет свой офис, хорошо оснащенный современным оборудованием, и живет, как правило, в районе обслуживания, что позволяет ему осуществлять визиты на дом в нерабочее время.
Слайд 40Модель 2
Обслуживание пациентов осуществляется группой врачей (групповая врачебная практика). Врачи
работают во врачебной амбулатории, которая обслуживает до 10 000 жителей.
При этой модели врачи общей практики (семейные врачи) в основном ведут прием пациентов, а остальную работу выполняют средние медицинские работники.
Слайд 41Модель 3
Несколько групповых врачебных практик объединяются в центры здоровья, которые
обслуживают 30 000 – 40 000 человек. По сравнению с
врачебной амбулаторией функции центров расширяются и включают в себя:
охрану здоровья матери и ребенка;
охрану здоровья работающего населения;
заботу о здоровье учащихся;
охрану здоровья престарелых;
оказание стоматологической помощи;
оказание первичной медицинской и лечебной помощи (амбулаторной и стационарной);
пропаганду здорового образа жизни;
транспортировку больных.
При центрах организуются специальные стационары по уходу за больными, инвалидами и престарелыми.
Слайд 42 В большинстве экономически развитых стран
присутствует групповая практика (либо вторая, либо третья модель).
Большинство специалистов склоняются к внедрению одной из форм групповой практики.
В ряде регионов России уже стали внедрять групповую общеврачебную практику. Так, вначале в Иваново, а затем в Санкт-Петербурге разработали и внедрили такую форму общеврачебной практики, как акушерско-педиатрическо-терапевтический комплекс (АПТК). При этой модели ПМСП строится в два этапа:
I этап: АПТК
II этап: консультативно-диагностические подразделения (центры, создаваемые на базе стационара).
Слайд 43Организации АПТК должна предшествовать большая
подготовительная работа:
1. С целью снижения
нагрузки в поликлиниках на территории обслуживания целесообразно организовать комнаты здоровья
по месту жительства.
2. Снижение нагрузки в поликлинике позволяет укрупнять терапевтические участки до 2300 человек.
3. В детских поликлиниках ликвидируются школьно-дошкольные отделения, а обслуживание детских образовательных учреждений передается участковой службе, что позволяет разукрупнить педиатрические участки за счет высвободившихся штатных единиц. В АПТК педиатр может обслуживать 380 – 400 детей плюс 100 – 130 детей детских образовательных учреждений.
4. Самостоятельность и ответственность работников АПТК позволяет сократить число должностных лиц, выполняющих в основном контролирующие функции (заведующий отделением, старшая медицинская сестра и др.).
5. Акушерско-гинекологические участки при организации АПТК могут оставаться без изменения.
Слайд 44Развитие первичной медицинской помощи
Развитие профилактического направления медицинской помощи
Обеспечение населения высокотехнологичной
медицинской помощью
Приоритетный национальный
проект в сфере здравоохранения
Слайд 45Дополнительная диспансеризация
Дополнительная диспансеризация работников бюджетной сферы
Дополнительные медицинские осмотры работников, занятых
на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами
I группа
- практически здоровые;
II группа - риск развития заболеваний;
III группа - нуждаются в дополнительном обследовании, лечении в
амбулаторно-поликлинических условиях;
IV группа - нуждаются в дополнительном обследовании, лечении в
стационарах;
V группа - нуждаются в высокотехнологичной медицинской помощи
Распределение по группам здоровья
33%
59%
Слайд 46Мероприятия Приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, направленные на повышение
качества медицинской помощи:
введен полицевой учет врачебных кадров первичного звена
здравоохранения;
установлен поименный перечень лечебных учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь;
приведены в соответствие с нормативами численности обслуживания населения врачебные участки;
осуществляются поставки медицинского оборудования в учреждения здравоохранения для приведения их оснащенности в соответствие с табелем (стандартом) оснащения;
разработаны единые стандарты оказания медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях, федеральных специализированных медицинских учреждениях.
Слайд 47Дальнейшие задачи совершенствования системы здравоохранения
Продолжение создания персонифицированного учета медицинской
помощи населению Российской Федерации, включая в этот процесс стационарное звено;
Перевод учреждений здравоохранения, оказывающих амбулаторно – поликлиническую и стационарную помощь, на оказание медицинской помощи по конечному результату с учетом критериев качества и повышение уровня оплаты труда;
Внедрение стандартов оказания медицинской помощи и унифицированных методов финансирования медицинской помощи;
Создание преимущественно одноканальной системы финансирования здравоохранения;
Приведение существующей материально – техническую базы медицинских учреждений в соответствие с табелем оснащения;
Выведение части объемов стационарной медицинской помощи и медицинских кадров в амбулаторно-поликлинические учреждения;
Внедрение элементов частичного фондодержания на амбулаторно – поликлиническом этапе оказания медицинской помощи.