Разделы презентаций


ЛЕКЦИИ по дисциплине БУХГАЛТЕРСКИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ

В современной экономике проблемы трансфертного ценообразования актуальны не только для крупных транснациональных корпораций, но и для более скромных по своим размерам производств, разделенных структурно на центры ответственности.Трансфертное ценообразование характерно для организаций

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ЛЕКЦИИ по дисциплине «БУХГАЛТЕРСКИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ»
Тема 9. Трансфертное ценообразование

ЛЕКЦИИ по дисциплине «БУХГАЛТЕРСКИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ»Тема 9. Трансфертное ценообразование

Слайд 2В современной экономике проблемы трансфертного ценообразования актуальны не только для

крупных транснациональных корпораций, но и для более скромных по своим

размерам производств, разделенных структурно на центры ответственности.
Трансфертное ценообразование характерно для организаций с децентрализованной структурой управления, когда менеджерам отдельных сегментов (центров ответственности) делегирована определенная хозяйственная и финансовая самостоятельность.
Администрация организации решает, подразделениям какого уровня управления предоставить свободу внутреннего и внешнего ценообразования (т.е. дать возможность зарабатывать прибыль), а также право выбора поставщика и потребителя.
При этом менеджер такого центра прибыли отвечает лишь за контролируемые им расходы и доходы.
Трансфертная (внутренняя) цена применяется при коммерческих операциях между подразделениями одной и той же организации.
Наибольшую актуальность вопросы формирования трансфертных цен имеют при наличии права у подразделения организации самостоятельно выходить на внешних покупателей.
В современной экономике проблемы трансфертного ценообразования актуальны не только для крупных транснациональных корпораций, но и для более

Слайд 3В этом случае от правильного определения трансфертной цены будет зависеть

общее финансовое положение организации.
Если же продукция подразделения полностью потребляется в

самой организации, то трансфертная цена выступает лишь учетной категорией, необходимой для обеспечения хозяйственных связей между внутренними подразделениями организации, но при этом трансфертная цена не влияет на конечные результаты деятельности организации.
Трансфертная цена (ТЦ) – это цена, при которой одно структурное подразделение передает свою продукцию, работу или услугу другому подразделению.
Иначе говоря, трансфертное ценообразование – это процесс установления внутренних расчетных цен между сегментами одной организации.
Трансфертное ценообразование предполагает четкое фиксирование факта приемки – передачи между подразделениями изделия (услуги), что невозможно без организованной системы сегментарных учета и отчетности.
В этом случае от правильного определения трансфертной цены будет зависеть общее финансовое положение организации.Если же продукция подразделения

Слайд 4В основе трансфертного ценообразования лежит принцип, согласно которому оптимальными являются

трансфертные цены, которые обеспечивают организации максимально возможный маржинальный доход.
По трансфертным

ценам составляется сегментарная отчетность организации, поэтому установленная трансфертная цена будет справедливой в том случае, когда обеспечит возможность объективной оценки эффективности функционирования каждого сегмента бизнеса.
Эти задачи могут быть решены при соблюдении двух условий:
совпадении целей менеджеров разных уровней управления и организации в целом;
предоставлении менеджерам, возглавляющим структурные подразделения организации, необходимой финансовой и хозяйственной самостоятельности.
На практике применяются три метода расчета трансфертных цен:
на основе рыночных цен;
на основе себестоимости (переменной или полной), по принципу «себестоимость плюс»;
на основе договорных трансфертных цен, сформированных под воздействием рыночной конъюнктуры и затрат на производство продукции (оказание услуг).
В основе трансфертного ценообразования лежит принцип, согласно которому оптимальными являются трансфертные цены, которые обеспечивают организации максимально возможный

Слайд 5Наиболее распространен первый метод. Преимущество рыночных цен состоит в их

объективном характере, и трансфертные цены не будут зависеть от взаимоотношений

и квалификации менеджеров покупающих и продающих центров ответственности.
Этот метод применяется в условиях высокой степени децентрализации организации, когда центры ответственности (прибыли или инвестиций) свободны в выборе внутренних и внешних покупателей и продавцов; когда полуфабрикат наряду с его передачей в следующий передел может реализовываться на сторону.
Но применение этого метода имеет и ограничения: необходимо наличие развитого рынка продукции (работ, услуг), производимых подразделением. Кроме того, организация несет дополнительные расходы по сбору информации об уровне рыночных цен на них.
В трансфертном ценообразовании всегда участвуют две стороны: центр ответственности, передающий свою продукцию (работу, услугу), и центр ответственности, принимающий эту продукцию (работу, услугу) для ее последующей переработки и потребления.
При формировании трансфертных цен на основе рыночных цен обеим сторонам предоставлено право взаимодействия с внешними продавцами и покупателями, они должны соблюдать следующие условия:
Наиболее распространен первый метод. Преимущество рыночных цен состоит в их объективном характере, и трансфертные цены не будут

Слайд 61) подразделение, приобретающее продукцию (работу, услугу), покупает ее в рамках

организации до тех пор, пока продающее подразделение не начинает завышать

существующие рыночные цены и желает продавать свою продукцию в самой организации;
2) если продающее подразделение завышает существующие рыночные цены, то покупающий продукцию (работу, услугу) центр ответственности может приобрести ее на стороне.
В том случае, когда какое – либо из условий установления рыночных трансфертных цен невыполнимо, применяется второй метод – на основе себестоимости, и в этом случае существуют разные варианты.
В основу трансфертного ценообразования может быть положена:
а) полная фактическая себестоимость;
б) нормативная себестоимость;
в) переменная себестоимость.
В любом случае ТЦ рассчитываются по формуле «себестоимость плюс», т.е. в ТЦ на продукцию передающего подразделения закладывается выбранный показатель себестоимости и фиксированный в виде процента размер прибыли этого подразделения.
1) подразделение, приобретающее продукцию (работу, услугу), покупает ее в рамках организации до тех пор, пока продающее подразделение

Слайд 7Например, ТЦ может рассчитываться по формуле «110 % полной себестоимости»

или «150 % переменной себестоимости» единицы изделия передающего центра ответственности.
Преимущество

первого варианта расчета заключается в его объективности и ясности расчетов.
Выявленная этим методом цена приближается к рыночной, что способствует принятию грамотных управленческих решений.
Но есть и недостатки:
- во-первых, передающее подразделение не заинтересовано в снижении своих фактических затрат: оно заранее уверено, что ТЦ их не только покроют, но и превысят на сумму установленной наценки;
- во-вторых, по ТЦ, рассчитанной на базе полной себестоимости, нельзя судить о степени эффективности работы передающего центра ответственности, а следовательно, контролировать ее.
Например, ТЦ может рассчитываться по формуле «110 % полной себестоимости» или «150 % переменной себестоимости» единицы изделия

Слайд 8Пример 1. Трансфертная цена подразделения рассчитывается по формуле «110 %

полной себестоимости». В 1 квартале произведено 500 изделий. Постоянные расходы

центра ответственности – 10 000 руб., переменные –
40 000 руб. (т.е. одному изделию соответствует 80 руб. переменных затрат). Полная себестоимость единицы составляет:
(10 000 + 80 х 500) : 500 = 100 руб.).
Значит, ТЦ = 110 руб. (100 х 110 % : 100).
Допустим, в следующем квартале центру ответственности удалось снизить удельные переменные издержки с 80 до 75 руб. При этом было произведено 400 ед. продукции. Полная себестоимость единицы в таком случае составит:
(10 000 + 75 х 400) : 400 = 100 руб.
Передача изделия между центрами ответственности по-прежнему осуществляется по ТЦ в 110 руб. несмотря на то, что эффективность работы подразделения возросла;
в-третьих, известно, что система трансфертного ценообразования эффективна лишь в том случае, когда мотивация менеджеров разных уровней соответствует стратегии и тактике организации в целом.
Но с позиций организации приобретение изделий подразделением в рамках организации по трансфертной цене, рассчитанной на основе полной себестоимости, выгоднее, чем по рыночной цене.

Пример 1. Трансфертная цена подразделения рассчитывается по формуле «110 % полной себестоимости». В 1 квартале произведено 500

Слайд 9С точки зрения получающего подразделения использование рыночной цены в качестве

трансфертной дает большую прибыль, чем цены, определенной на базе полных

затрат.
Отмеченные недостатки устраняются расчетом ТЦ по второму варианту – на базе нормативных затрат.
По существу в этом случае рассчитывается нормативная трансфертная цена.
Превышение фактической ТЦ над нормативной свидетельствует об убыточности работы центра ответственности, обратное соотношение – об его эффективности.
Например, при высоком уровне инфляции этот процесс вообще оказывается бессмысленным. Чрезмерно затратным становится процесс нормирования в условиях индивидуального и мелкосерийного производства.
В этих случаях может быть использован третий вариант расчета ТЦ – на основе переменной себестоимости, информация о которой аккумулируется в системе «директ – костинг».
Постоянные затраты структурных подразделений будут покрываться при этом из выручки организации.
Этот вариант позволяет разрабатывать ценовую политику, оптимальную не только для организации в целом, но и для отдельных ее сегментов, а также находить благоприятное сочетание объемов производства и продажных цен и анализировать и контролировать деятельность центров ответственности.
С точки зрения получающего подразделения использование рыночной цены в качестве трансфертной дает большую прибыль, чем цены, определенной

Слайд 10Продолжим пример 1: в 1 квартале ТЦ, рассчитанная на базе

переменных затрат, определяется следующим образом: 80 х 1,1 = 88

руб., а во П квартале, когда эффективность работы подразделения возросла, ТЦ снизится до 82 руб. (75 х 1,1).
В этом случае, ТЦ не возмещает постоянных затрат и не позволяет рассчитать прибыль, зарабатываемую центром ответственности.
Следовательно, оценка уровня эффективности работы руководителя такого подразделения невозможна с использованием показателей прибыли и дохода, что, в свою очередь, означает, что у менеджера снижаются стимулы к сокращению затрат.
Третий метод трансфертного ценообразования предполагает расчет договорной ТЦ.
При этом используется следующая формула:

ТЦ = удельная переменная + удельный маржинальный доход,
себестоимость утраченный продающим подразделением
в результате отказа от внешних
продаж
Продолжим пример 1: в 1 квартале ТЦ, рассчитанная на базе переменных затрат, определяется следующим образом: 80 х

Слайд 11Эта формула универсальна и применима в условиях полной и неполной

загрузки производственных мощностей.
Современные организации умело сочетают все рассмотренные методы трансфертного

ценообразования.
Выбор того или иного метода определяется рядом факторов:
характером решаемых в результате трансфертного ценообразования задач (для принятия управленческого решения может быть использована одна ТЦ, для оценки работы центра ответственности – другая);
степенью децентрализации организационной структуры организации;
состоянием рынка продуктов, работ и услуг, на которые устанавливаются ТЦ.
Эта формула универсальна и применима в условиях полной и неполной загрузки производственных мощностей.Современные организации умело сочетают все

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика