Слайд 1Лекции по психодиагностике
2. Профессионально-этические нормы психодиагноста
Составитель: Н.Н.Тарасенко
Слайд 2Профессионально-этические нормы психодиагноста
Понятие этики в психодиагностике.
Основные этические принципы.
Личностные
качества психодиагноста.
Квалификационные требования.
Морально-этические нормы в психодиагностике.
Этические нормы в
ситуации клиента и в ситуации экспертизы.
Слайд 3Профессионально-этические нормы работы в сфере психодиагностики сформулированы в ряде принципов.
Они раскрываются и взаимодополняются в работах современных психологов А.А. Бодалева
и В.В.Столина, а также А.Г Шмелева
Слайд 4Этические принципы диагноста
1. Принцип ответственности: предполагает ответственность психолога-диагноста за сохранение
психического и физического здоровья, эмоционально-соматического комфорта, социального благополучия обследуемого в
процессе диагностики.
2. Принцип компетентности: предполагает, что психодиагностическое обследование выполняется всегда квалифицированными психологами, имеющими базовое высшие психологическое образование. Психодиагност берется за решение тех задач и вопросов, по которым он профессионально осведомлен.
Слайд 53. Принцип конфиденциальности. Данной принцип предполагает неразглашение результатов без персонального
согласия на это того лица, по отношению к которому проводилась
психодиагностика. Исключение составляют случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых.
4. Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, чтобы она, как минимум была валидной и надежной, то есть давала такие результаты, которым можно вполне доверять.
Слайд 65. Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в
коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается
обследованию. Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбора или при приеме человека на работу, то данный принцип применяется вместе с принципом открытости результатов для обследуемого который требует информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты его обследования, а также о том, кем и каким образом они будут использованы для решения его судьбы.
Слайд 76. Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они
были научно обоснованными, то есть вытекали из результатов тестирования, проведенного
при помощи валидных и надежных методик, и не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами. При подборе методик в программу обследования психолог не руководствуется субъективными предпочтениями в оценке методик, а исходит из требований максимальной эффективности диагностики – максимум надежности при минимуме затрат. Психолог обязательно рассматривает наряду с наиболее вероятной и альтернативную психодиагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный «принципу презумпции невиновности» в судопроизводстве.
Слайд 87. Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации обязательно
должны быть полезными для того человека, которому даются.
8. Принцип комплексной
диагностики – принцип сочетания различный методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетаний методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения валидности диагностического заключения. Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя стандартизированные и нестандартизированные методики, а также метод независимых экспертных оценок.
9. принцип гуманистического отношения к испытуемым на всех стадиях работы
Слайд 9Нормы Международных профессионально-этических стандартов
Принцип ответственности,когда исследователь отвечает за достоверность и
конфиденциальность полученной информации.
Принцип компетентности,то есть знание основных практических процедур психодиагностики
и правильное их использование.
Принцип профессиональной тайны,то есть ограничение распространения психодиагностических методик.
Принцип обеспечения суверенных прав личности,то есть каждый человек имеет право на тайну, ипринцип информирования клиента о целях обследования, который состоит в том, что испытуемый должен представлять общие задачи исследования;
Принцип этической и юридической правомочности, который заключается в использовании полученной информации в рамках действующего законодательства.
Принцип объективности, то есть беспристрастность проведения, оценки и интерпретации психодиагностической информации.
Слайд 10Нормы Международных профессионально-этических стандартов
7. Принцип конфиденциальности, то есть неразглашение сведений
об испытуемом, составляющих содержание интимных, личностных сторон его жизнедеятельности.
8. Принцип
благополучия испытуемого, который заключается в том, что испытуемый по результатам тестирования не должен ухудшать своего психологического и соматического состояния, а также материального положения. Ему не должен быть нанесен вред.
9. Принцип морально-позитивного эффекта обследования, заключающийся в том, чтобы добиваться в результате обследования и консультации повышения настроения и снижения у испытуемых вероятности проявления негативных особенностей их поведения.
10. Принцип гражданственности и патриотизма, заключающийся в умелом сочетании принципа благополучия испытуемого с обеспечением эффективности функционирования профессиональной или социальной общности, где данный человек живет и работает.
11. Принцип профессиональной кооперации, представляющий собой возможность обмена психологической информацией между психологами в целях повышения качества психодиагностики.
12. Принцип квалифицированной пропаганды психологии, состоящий в такой организации работы, когда у испытуемого в результате исследований создается благоприятное впечатление от психологической диагностики.
Слайд 11Требования к разработчикам тестов
Психологом-психометристом (разработчиком психологических методик) может являться специалист
в области дифференциальной психометрии, имеющий психологическое образование. Он должен знать
и применять на практике методы математической статистики, обеспечивать вновь созданной (адаптированной) методике необходимые психометрические характеристики репрезентативности, надежности, валидности, установленные в специальных психометрических экспериментах.
Слайд 12Требования к психологу-пользователю
Психологом-пользователем является лицо, имеющее психологическое образование, работающее по
этой специальности в исследовательских и практических учреждениях и использующее в
своей работе психодиагностические методики.
Квалификация пользователя должна быть не ниже той, которая указана в руководстве к тесту.
Слайд 13Требования к специалистам-непсихологам
В качестве пользователей психодиагностических методик могут выступать специалисты
в смежных с психологией областях: учителя, врачи, социологи, инженеры, экономисты
и пр.
Специалисты-непсихологи имеют право использовать только некоторые, хорошо теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации результатов (например, тесты учебных достижений или профессиональной умелости). Методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могут использоваться специалистами-непсихологами.
Слайд 14Личностные качества психодиагноста
критичность и гибкость мышления,
общительность, эмпатия,
доброжелательность к
обследуемому,
терпимость к чужому мнению,
умение выслушать, понять и успокоить
клиента,
тактичность,
свободное владение речью,
высокая общая культура, выражающаяся не только в профессиональной эрудиции, но и в наличии широкого круга интересов
Слайд 15квалификационные требования
хорошая теоретическая подготовка,
доскональное знание психодиагностических методик и правил
их применения,
наличие достаточного опыта практического использования соответствующих методик
Слайд 16Психодиагност, должен знать и применять на практике
общие теоретико-методологические принципы психодиагностики,
владеть основами дифференциальной психометрики,
следить за текущей методической литературой по
психодиагностике,
самостоятельно вести картотеку и личную библиотеку методик, применяемых в заданной области
Слайд 17Морально-этические нормы в психодиагностике
а) человека нельзя подвергать психологическому обследованию против
его воли или обманным путем (за исключением случаев судебной, медицинской
практики, оговоренных законом)
б) перед проведением психологического обследования человека необходимо предупреждать о том, что в процессе тестирования он невольно может выдать информацию о себе, своих мыслях и чувствах, которую сам не осознает;
Слайд 18Морально-этические нормы в психодиагностике
в) любой человек, если это не оговорено
законом, имеет право знать результаты своего тестирования, а также то,
где, кем и как они могут быть использованы;
г) результаты психологического обследования предоставляются испытуемому тем, кто проводил обследование, в доступной для правильного понимания форме;
д) при тестировании несовершеннолетних детей их родители или заменяющие их лица имеют право знать результаты тестирования ребенка;
Слайд 19Морально-этические нормы в психодиагностике
е) если тестирование производится с целью определения
уровня психологического развития человека, в конкурсном отборе или при оформлении
на работу, то человек также имеет право знать не только цели тестирования, но и то, кем и на какой основе о нем будут делаться выводы по итогам тестирования;
ж) основная ответственность за надлежащее применение на практике психологических тестов лежит на психологах, лицах и организациях, которые ими пользуются.