Слайд 2Historia est magistra vita
История – учитель жизни
(Цицерон)
Слайд 3История это социальная память, без которой нет сознания
Взятие Бастилии 14
июля 1789 года
Слайд 4Бывает нечто, о чем говорят: “смотри, вот оно новое”, но
это было уже в веках, бывших прежде нас
(Экклезиаст)
Провозглашение Советской власти
в России
Слайд 5Пытаться на основе зоологических инстинктов решить сложнейшие проблемы бытия –
все равно, что организовать воздушное сообщения при помощи ковров-самолетов. Почему-то
начинают всегда с устранения тех, кто не верит в возможность таких полетов
(В.И.Вернадский)
Слайд 6Любая деятельность человека характеризуется следующими положениями:
имеет цель;
конечный
продукт;
методы и средства его получения;
направлена на определенные объекты,
выявляя свой предмет;
представляет собой деятельность субъектов, которые, решая свои задачи, вступают в определенные социальные отношения, образуют различные формы социальных институтов.
По всем этим положениям наука существенно отличается от других видов человеческой деятельности. Рассмотрим их несколько детальнее.
Слайд 8История науки – наиболее рациональная и в то же время
наиболее увлекательная из всех историй
(Дж. Агасси)
Слайд 9Так почему же у общества и тем более у научного
сообщества нет особого интереса к истории науки?
Слайд 10Занятие историей науки считается для ученого чем-то вроде почетной ссылки
(А.
Азмиов)
Слайд 12Основная задача истории науки
Поднять исследования в области истории науки с
эмпирического описательного уровня на более высокий теоретический уровень, стержнем которого
является обобщение исторического фактического материала и научное объяснение историко-научных событий
(Б.М. Кедров)
Слайд 13Только хорошо разобравшись с работами предшественников можно четко ставить задачу
нового научного исследования
Слайд 14Что такое наука и как она возникла?
Слайд 17Наука
(от латинского “scientia”,в переводе “знание”)
это вид специфической деятельности людей,
создающей систему знаний об окружающем мире
Слайд 19Цель науки – предвидение и польза
(Д.И.Менделеев)
Слайд 20Цель науки – отыскание истины
(А.Пуанкаре)
Слайд 21Получение знаний об окружающем мире
Главная цель науки
Слайд 25Ученый, выдвигая гипотезу, ищет не столько её подтверждения, сколько опровержения
(К.Поппер)
Слайд 26Новая теория должна в определенном смысле быть сумасшедшей
(Н.Бор)
Слайд 27Каких бы трудов ни стоило открытие новых истин при изучении
природы, еще большие затруднения стоят на пути их признания
(Ж.Б.Ламарк)
Слайд 30Древний Египет, Вавилон, Индия, Китай
Слайд 35Логика развития науки
Гипотеза накопление фактов обобщение выявление
закономерностей ТЕОРИЯ
Накопление фактов обобщение выявление закономерностей гипотеза
ТЕОРИЯ
Слайд 39Цель оправдывает средства
(И.Лойола)
Слайд 40Каждый шаг в изучении природы – это всегда только приближение
к истине, вернее, к тому, что мы считаем истиной. Все,
что мы узнаем – это какое-то приближение, ибо мы знаем, что не все еще законы знаем, Все изучается лишь для того, чтобы снова стать непонятным, или, в лучшем случае, потребовать исправления
(Р.Фейнман)
Слайд 41Исследователь истины, хоть раз в жизни все должен подвергнуть сомнению,
насколько это возможно
(Р.Декарт)
Слайд 42Истинная сущность вещей – глубочайшая иллюзия
(Ф.Ницше)
Слайд 43О необходимости изучения истории науки
Слайд 45
В.И. Вернадский – “Избранные труды по истории науки”
А.Пуанкаре – “О
науке”
В. Оствальд – “Путеводные нити в химии”
Дж. Бернал – “Наука
в истории общества”
П.И. Вальден – “Из истории химических открытий”
Слайд 47
Поднять исследования в области истории науки с описательного уровня на
более высокий теоретический уровень. Научное объяснение историко-научных событий (теория развития
науки)
Формирование собственного мировоззрения
Восстановление исторической справедливости
Углубление знаний в области конкретной науки и критический анализ накопленных данных
Показ преемственности научного творчества, связи современного знания с прошлым, раскрытие противоречий и неясностей в оценке путей развития науки, выявление новых проблем
Развитие методологии научных исследований.
Выявление связи с историей культуры и социальной историей
Слайд 48Прошлое науки не кладбище с могильными плитами над навеки похороненными
заблуждениями, а собрание недостроенных архитектурных ансамблей, многие из которых были
не закончены не из-за порочности замысла, а из-за несвоевременного рождения проекта или из-за самоуверенности строителей.
Если не хочешь, чтобы над тобой смеялись потомки, никогда не смейся над предками
(А.Любищев)
Слайд 49Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в
тебя из пушки
(Р.Гамзатов)