Слайд 1Лекция 1
Информатизация общества. Информатика – предмет и задачи
Доцент кафедры информатики
и информационных таможенных технологий Ю.И. Сомов
Слайд 2Представление об информационном обществе. Роль и значение информационных революций. Как
понимают ученые информационное общество.
Роль информатизации в развитии общества. Что
такое процесс информатизации общества.
Об информационной культуре.
Информационные ресурсы. Информационные продукты и услуги. Рынок информационных продуктов и услуг.
Правовое регулирование на информационном рынке.
Появление и развитие информатики. Структура науки «Информатика».
Учебные вопросы
Слайд 3Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому
качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения
к поколениям.
Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.
Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.
Роль и значение информационных революций
Слайд 4Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии
и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются
компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации).
Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:
переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;
миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;
создание программно-управляемых устройств и процессов.
Слайд 5ЭВМ 1-е поколение (начало 50-х гг.). Элементная база – электронные
лампы. ЭВМ отличались большими габаритами, большим потреблением энергии, малым быстродействием,
низкой надежностью, программированием в кодах
Слайд 62-е поколение (с конца 50-х гг.). Элементная база – полупроводниковые
элементы. Улучшились по сравнению с ЭВМ предыдущего поколения все технические
характеристики. Для программирования используются алгоритмические языки
Слайд 73-е поколение (начало 60-х гг.). Элементная база – интегральные схемы,
многослойный печатный монтаж. Резкое снижение габаритов ЭВМ, повышение их надежности,
увеличение производительности. Доступ с удаленных терминалов
Слайд 84-е поколение (с середины 70-х гг.). Элементная база – микропроцессоры,
большие интегральные схемы. Улучшились технические характеристики. Массовый выпуск персональных компьютеров.
Направления развития: мощные многопроцессорные вычислительные системы с высокой производительностью, создание дешевых микроЭВМ
Слайд 95-е поколение (с середины 80-х гг.). Началась разработка интеллектуальных компьютеров,
пока не увенчавшаяся успехом. Внедрение во все сферы компьютерных сетей
и их объединение, использование распределенной обработки данных, повсеместное применение компьютерных информационных технологий.
Слайд 11Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль -
информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для
производства новых знаний.
Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Информационная технология (ИТ) - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.
Телекоммуникации - дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных технических средств связи.
Слайд 12Ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям
доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы,
обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах.
Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.
В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.
Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.
Как понимают ученые информационное общество
Слайд 13Основные идеи японского проекта информатизации. В настоящее время Япония находится
на второй стадии информатизации.
Цель японского проекта – связать те услуги,
которые раньше предлагались отдельно. Для этого все виды информации от телефонных посланий и телепрограмм до собственно компьютерной продукции должны передаваться по одному общему кабелю. В перспективе каждый абонент кабельной сети сможет получить несколько услуг одновременно. Большое внимание в проекте также уделяется созданию терминалов для неопытных пользователей с интеллектуальным интерфейсом, где ввод информации осуществляется голосом.
Слайд 14Образование больших потоков информации обусловливается
Роль информатизации в развитии общества
Слайд 15появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке
информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации. Так,
например, общая сумма знаний менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10лет, к 1970 г. –уже каждые 5 лет, с 1990 г. – ежегодно;
существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;
возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут воспользоваться работники разных ведомств.
Информационный кризис (взрыв)
Слайд 16Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из
создавшегося положения.
Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации
в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития.
Слайд 17Информатизация общества – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных
условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов
государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов
Слайд 18Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Этот
термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавнего времени термин
"компьютеризация общества" При внешней похожести этих понятий они имеют существенное различие.
При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление
При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания вовсех видах человеческой деятельности.
Слайд 19отказ от стремления в первую очередь обеспечить экономический рост страны;
необходимость замены экономической структуры, основанной на тяжелой промышленности, структурой, базирующейся
на наукоемких отраслях;
признание приоритетного характера информационного сектора.
Для успешной реализации программы информатизации желательно следовать общим для всего мирового сообщества принципам:
Слайд 20Информационная культура – умение
целенаправленно работать с
информацией и использовать
для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные
технические средства и методы.
Об информационной культуре
Слайд 21"Информационная культура в узком смысле – это уровень достигнутого в
развитии информационного общения людей, а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности
людей, в которой мы можем отметить степень достигнутого, количество и качество созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего".
Об информационной культуре
Слайд 22в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до
персонального компьютера и компьютерных сетей);
в способности использовать в своей
деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
во владении основами аналитической переработки информации;
в умении работать с различной информацией;
в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
Аспекты информационной культуры
Слайд 23Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые
способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика,
информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин).
Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации
рутинных операций, так и в
неординарных ситуациях,
требующих нетрадиционного
творческого подхода.
Слайд 24В процессе привития информационной культуры студенту в вузе наряду с
изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени необходимо уделить компьютерным
информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы деятельности. Причем качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении типовых задач сферы деятельности.
Слайд 25Ресурс – запасы, источники чего–нибудь.
Информационные ресурсы – отдельные документы
и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных
системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Информационные ресурсы – это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Слайд 26Информационный продукт – совокупность данных, сформированная производителем для распространения в
вещественной или невещественной форме.
Информационный продукт может распространяться такими же способами,
как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ
Слайд 27Услуга – результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на
удовлетворение потребности человека или организации в использовании различных продуктов.
Информационная
услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ
Слайд 28Основные виды информационных услуг
Слайд 29Рынок информационных продуктов и услуг (информационные рынок) – система экономических,
правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на
коммерческой основе.
В качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу–хау, инженерно–технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.
РЫНОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ
Слайд 30Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются
базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных
услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.
Слайд 31Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:
Слайд 32Инфраструктура информационного рынка
Слайд 33«Об информации, информатизации и защите информации»;
«О правовой охране программ для
ЭВМ и баз данных»;
«О правовой охране топологий интегральных схем»;
«О государственной
тайне»;
«О коммерческой тайне» и др.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА ИНФОРМАЦИОННОМ РЫНКЕ
Слайд 34Закон закладывает юридические основы гарантий прав граждан на информацию. Он
направлен на урегулирование важнейшего вопроса экономической реформы – формы, права
и механизма реализации собственности на накопленные информационные ресурсы и технологические достижения. Обеспечена защита собственности в сфере информационных систем и технологий, что способствует формированию цивилизованного рынка информационных ресурсов, услуг, систем, технологий, средств их обеспечения.
Закон "Об информации, информатизации и защите информации"
Слайд 35Французский термин informatigue (информатика) образован путем слияния слов information (информация)
и automatigue (автоматика) и означает "информационная автоматика или автоматизированная переработка
информации". В англоязычных странах этому термину соответствует синоним computer science (наука о компьютерной технике).
ПОЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАТИКИ
Слайд 36Информатика нацелена на разработку общих методологических принципов построения информационных моделей.
Поэтому методы информатики применимы всюду, где существует возможность описания объекта,
явления, процесса и т.п. с помощью информационных моделей.
Слайд 37Информатика – это область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования
информации с помощью компьютеров и их взаимодействием со средой применения
Кибернетика
– это наука об общих принципах управления в различных системах: технических, биологических, социальных и др.
Слайд 38разнообразных отраслей науки, техники и производства, связанных с переработкой информации
главным образом с помощью компьютеров и телекоммуникационных средств связи во
всех сферах человеческой деятельности.
Информатику в узком смысле можно представить как состоящую из трех взаимосвязанных частей – технических средств (hardware), программных средств (software), алгоритмических средств (brainware).
СТРУКТУРА ИНФОРМАТИКИ
Слайд 40Информатика как отрасль народного хозяйства состоит из однородной совокупности предприятий
разных форм хозяйствования, где занимаются производством компьютерной техники, программных продуктов
и разработкой современной технологии переработки информации.
Информатика как фундаментальная наука занимается разработкой методологии создания информационного обеспечения процессов управления любыми объектами на базе компьютерных информационных систем.
Слайд 41Цель фундаментальных исследований в информатике – получение обобщенных знаний о
любых информационных системах, выявление общих закономерностей их построения и функционирования.
Информатики
как прикладная дисциплина занимается:
изучением закономерностей в информационных процессах (накопление, переработка, распространение);
созданием информационных моделей коммуникаций в различных областях человеческой деятельности;
разработкой информационных систем и технологий в конкретных областях и выработкой рекомендаций относительно их жизненного цикла: для этапов проектирования и разработки систем, их производства, функционирования и т.д.
Слайд 42Главная функция информатики заключается в разработке методов и средств преобразования
информации и их использовании в организации технологического процесса переработки информации.
Задачи
информатики состоят в следующем:
исследование информационных процессов любой природы;
разработка информационной техники и создание новейшей технологии переработки информации на базе полученных результатов исследования информационных процессов;
решение научных и инженерных проблем создания, внедрения и обеспечения эффективного использования компьютерной техники и технологии во всех сферах общественной жизни.
Слайд 43Комплекс индустрии информатики станет ведущим в информационном обществе. Тенденция ко
все большей информированности в обществе в существенной степени зависит от
прогресса информатики как единство науки, техники и производства.