Разделы презентаций


Лекция 1. История психологии, ее предмет и задачи. Периодизация истории

Содержание

История психологии изучает формирование и развитие взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы и функций.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 1. История психологии, ее предмет и задачи. Периодизация истории

психологических знаний.

Лекция 1.  История психологии,  ее предмет и задачи. Периодизация истории психологических знаний.

Слайд 2История психологии изучает формирование и развитие взглядов на психику на

основе анализа различных подходов к пониманию ее природы и функций.

История психологии изучает формирование и развитие взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее

Слайд 3Задачей истории психологии является воссоздание исторической научной психологической мысли, анализ

возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике, который дает

полную и связную картину их развития и роста.
Задачей истории психологии является воссоздание исторической научной психологической мысли, анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о

Слайд 4Научное знание – это систематическое знание, внутренне связанное некоторыми принципами,

общими предпосылками, полученное научными методами. Научное знание вырабатывается в процессе научной

деятельности, оно имеет автора и дату своего установления.
Научное знание –  это систематическое знание, внутренне связанное некоторыми принципами, общими предпосылками, полученное научными методами. Научное

Слайд 5Основным методом истории психологии является теоретическая реконструкция, описание и критический

анализ научных систем прошлого, конкретных программ получения, обоснования и систематизации

психологического знания.
Основным методом истории психологии является теоретическая реконструкция, описание и критический анализ научных систем прошлого, конкретных программ получения,

Слайд 6Методы истории психологии
1. Метод изучение архивных материалов.
2. Метод интервью -

беседа по заранее составленному перечню вопросов для получения материалов в

соответствии с задачей исследования.
3. Биографический и автобиографический методы воссоздают атмосферу реальной жизни, являются источником знаний о духовном развитии ученого, этапах его научного труда.
4. Анализ научных ссылок, т. е. установление частоты цитирования научных трудов, производится с целью получения сведений о связях между научными направлениями, о переднем крае науки и тенденциях ее развития.

Методы истории психологии1. Метод изучение архивных материалов.2. Метод интервью - беседа по заранее составленному перечню вопросов для

Слайд 7Периодизация истории психологии
В истории психологии различаются два больших периода:
первый,

когда психологические знания развивались в рамках философии, а также других

наук, прежде всего естествознания;
второй – когда психология развивалась как самостоятельная наука.
Они несоизмеримы по времени: первый период (VI в. до н. э. – середина XIX в.) охватывает около 2,5 тысячи лет, второй – чуть больше столетия (середина XIX в. — настоящее время).
Периодизация истории психологииВ истории психологии различаются два больших периода: первый, когда психологические знания развивались в рамках философии,

Слайд 8Хронология этапов развития истории психологии
1-й этап.
Развитие психологии в рамках философии.
Время:

VI в. до н.э. – V в. н.э.
Предмет изучения: душа.


Важнейшие итоги: формирование двух направлений – материализма и идеализма. Первые эмпирические знания о психических процессах и явлениях: ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз); формирование учений о темпераменте и характере.

Хронология этапов развития истории психологии1-й этап.Развитие психологии в рамках философии.Время: VI в. до н.э. – V в.

Слайд 9Время: V – ХIII вв.
Предмет изучения: развитие учения о душе

в рамках философских учений и на базе медицинских знаний.
Важнейшие итоги:

формирование томистской психологии. Начало опытной методологии исследования души.

Время: V – ХIII вв.Предмет изучения: развитие учения о душе в рамках философских учений и на базе

Слайд 10Время: XIV — XVI вв.
Предмет изучения: дальнейшее развитие учения о

душе в контексте развития анатомо-физиологических знаний и великих открытий XIV

— XVI вв.
Важнейшие итоги: отказ от понимания души как объекта исследования и объяснительного принципа телесных и психических явлений; введение термина «психология».

Время: XIV — XVI вв.Предмет изучения: дальнейшее развитие учения о душе в контексте развития анатомо-физиологических знаний и

Слайд 11Время: XVII — середина XIX вв.
Предмет изучения: выделение сознания в

качестве предмета исследования; внутренний опыт как данные самонаблюдению явления сознания.
Важнейшие

итоги: формирование теоретических основ психологии, эмпирической интроспективной и ассоцианистской психологии; возникновение психофизической и психофизиологической проблем; понятие о бессознательной психике; идея рефлекса.

Время: XVII — середина XIX вв.Предмет изучения: выделение сознания в качестве предмета исследования; внутренний опыт как данные

Слайд 122-й этап. Развитие психологии как самостоятельной науки
Время: нач. XIX –

60-е гг. XIX в. (формирование естественнонаучных предпосылок психологии как самостоятельной

науки).
Предмет изучения: деятельность нервной системы и органов чувств; соотношение между физическим и психическим; измерение скорости протекания психических процессов; исследование рефлекторных механизмов поведения; гипнотические явления; локализация психических функций в мозгу; соотношение между мозгом и душевной жизнью; возникновение и развитие психики.
Важнейшие итоги: экспериментальные методы исследования деятельности нервной системы и органов чувств; формирование психофизики; формирование психометрии; теории ощущений и восприятия.

2-й этап. Развитие психологии как самостоятельной наукиВремя: нач. XIX – 60-е гг. XIX в. (формирование естественнонаучных предпосылок

Слайд 13Время: 60-е гг. XIX – конец XIX в. (возникновение и

первоначальное развитие психологии как самостоятельной науки).
Предмет изучения: непосредственное содержание опыта;

психические акты и психические функции; психика и сознание в связи с их адаптивной функцией в поведении.
Важнейшие итоги: проникновение экспериментальных методов в психологию; формирование теоретических программ психологии; возникновение прикладных исследований в психологии; возникновение новых областей психологии; раскол психологии на индивидуальную физиологическую, ориентированную на естествознание, и духовно-научную, ориентированную на историю и культуру.

Время: 60-е гг. XIX – конец XIX в. (возникновение и первоначальное развитие психологии как самостоятельной науки).Предмет изучения:

Слайд 14Время: 10-е – середина 30-х гг. XX в.
Предмет изучения:

поведение; целостные психические структуры; бессознательное; сознание в его общественно-исторической обусловленности;

смысловая структура душевной жизни в соотношении с исторически возникшими ценностями; установка; развитие высших психических функций; смысловое и системное строение сознания.
Важнейшие итоги: открытый кризис в психологии.
Возникновение школ в зарубежной психологии: бихевиоризма, психоанализа, гештальтпсихологии, французской социологической школы, понимающей психологии, индивидуальной психологии, аналитической психологии и др.
Возникновение советской психологии: теория установки, поведенческие направления, культурно-историческая теория, теория деятельности.

Время: 10-е – середина 30-х гг. XX в. Предмет изучения: поведение; целостные психические структуры; бессознательное; сознание в

Слайд 15Время: конец 30-х – 50-е гг. ХХ в.
Предмет изучения: эволюция

в рамках базисных подходов предшествующего периода.
Важнейшие итоги: эволюция научных школ

периода открытого кризиса; необихевиоризм, неофрейдизм; возникновение новых отраслей и направлений: генетическая психология, персоналистические концепции личности и др.

Время: конец 30-х – 50-е гг. ХХ в.Предмет изучения: эволюция в рамках базисных подходов предшествующего периода.Важнейшие итоги:

Слайд 16Время: 60-е гг. — настоящее время.
Предмет изучения: поиски новых теоретических

подходов в современной зарубежной и советской психологии; когнитивные структуры и

их роль в поведении; процесс ориентировки; личность.
Важнейшие итоги: возникновение новых направлений в зарубежной психологии: гуманистическая психология, логотерапия, когнитивная психология.
Время: 60-е гг. — настоящее время.Предмет изучения: поиски новых теоретических подходов в современной зарубежной и советской психологии;

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика