Слайд 1Лекция 1.
История психологии,
ее предмет и задачи. Периодизация истории
психологических знаний.
Слайд 2История психологии изучает формирование и развитие взглядов на психику на
основе анализа различных подходов к пониманию ее природы и функций.
Слайд 3Задачей истории психологии является воссоздание исторической научной психологической мысли, анализ
возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике, который дает
полную и связную картину их развития и роста.
Слайд 4Научное знание –
это систематическое знание, внутренне связанное некоторыми принципами,
общими предпосылками, полученное научными методами.
Научное знание вырабатывается в процессе научной
деятельности, оно имеет автора и дату своего установления.
Слайд 5Основным методом истории психологии является теоретическая реконструкция, описание и критический
анализ научных систем прошлого, конкретных программ получения, обоснования и систематизации
психологического знания.
Слайд 6Методы истории психологии
1. Метод изучение архивных материалов.
2. Метод интервью -
беседа по заранее составленному перечню вопросов для получения материалов в
соответствии с задачей исследования.
3. Биографический и автобиографический методы воссоздают атмосферу реальной жизни, являются источником знаний о духовном развитии ученого, этапах его научного труда.
4. Анализ научных ссылок, т. е. установление частоты цитирования научных трудов, производится с целью получения сведений о связях между научными направлениями, о переднем крае науки и тенденциях ее развития.
Слайд 7Периодизация истории психологии
В истории психологии различаются два больших периода:
первый,
когда психологические знания развивались в рамках философии, а также других
наук, прежде всего естествознания;
второй – когда психология развивалась как самостоятельная наука.
Они несоизмеримы по времени: первый период (VI в. до н. э. – середина XIX в.) охватывает около 2,5 тысячи лет, второй – чуть больше столетия (середина XIX в. — настоящее время).
Слайд 8Хронология этапов развития истории психологии
1-й этап.
Развитие психологии в рамках философии.
Время:
VI в. до н.э. – V в. н.э.
Предмет изучения: душа.
Важнейшие итоги: формирование двух направлений – материализма и идеализма. Первые эмпирические знания о психических процессах и явлениях: ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз); формирование учений о темпераменте и характере.
Слайд 9Время: V – ХIII вв.
Предмет изучения: развитие учения о душе
в рамках философских учений и на базе медицинских знаний.
Важнейшие итоги:
формирование томистской психологии. Начало опытной методологии исследования души.
Слайд 10Время: XIV — XVI вв.
Предмет изучения: дальнейшее развитие учения о
душе в контексте развития анатомо-физиологических знаний и великих открытий XIV
— XVI вв.
Важнейшие итоги: отказ от понимания души как объекта исследования и объяснительного принципа телесных и психических явлений; введение термина «психология».
Слайд 11Время: XVII — середина XIX вв.
Предмет изучения: выделение сознания в
качестве предмета исследования; внутренний опыт как данные самонаблюдению явления сознания.
Важнейшие
итоги: формирование теоретических основ психологии, эмпирической интроспективной и ассоцианистской психологии; возникновение психофизической и психофизиологической проблем; понятие о бессознательной психике; идея рефлекса.
Слайд 122-й этап. Развитие психологии как самостоятельной науки
Время: нач. XIX –
60-е гг. XIX в. (формирование естественнонаучных предпосылок психологии как самостоятельной
науки).
Предмет изучения: деятельность нервной системы и органов чувств; соотношение между физическим и психическим; измерение скорости протекания психических процессов; исследование рефлекторных механизмов поведения; гипнотические явления; локализация психических функций в мозгу; соотношение между мозгом и душевной жизнью; возникновение и развитие психики.
Важнейшие итоги: экспериментальные методы исследования деятельности нервной системы и органов чувств; формирование психофизики; формирование психометрии; теории ощущений и восприятия.
Слайд 13Время: 60-е гг. XIX – конец XIX в. (возникновение и
первоначальное развитие психологии как самостоятельной науки).
Предмет изучения: непосредственное содержание опыта;
психические акты и психические функции; психика и сознание в связи с их адаптивной функцией в поведении.
Важнейшие итоги: проникновение экспериментальных методов в психологию; формирование теоретических программ психологии; возникновение прикладных исследований в психологии; возникновение новых областей психологии; раскол психологии на индивидуальную физиологическую, ориентированную на естествознание, и духовно-научную, ориентированную на историю и культуру.
Слайд 14Время: 10-е – середина 30-х гг. XX в.
Предмет изучения:
поведение; целостные психические структуры; бессознательное; сознание в его общественно-исторической обусловленности;
смысловая структура душевной жизни в соотношении с исторически возникшими ценностями; установка; развитие высших психических функций; смысловое и системное строение сознания.
Важнейшие итоги: открытый кризис в психологии.
Возникновение школ в зарубежной психологии: бихевиоризма, психоанализа, гештальтпсихологии, французской социологической школы, понимающей психологии, индивидуальной психологии, аналитической психологии и др.
Возникновение советской психологии: теория установки, поведенческие направления, культурно-историческая теория, теория деятельности.
Слайд 15Время: конец 30-х – 50-е гг. ХХ в.
Предмет изучения: эволюция
в рамках базисных подходов предшествующего периода.
Важнейшие итоги: эволюция научных школ
периода открытого кризиса; необихевиоризм, неофрейдизм; возникновение новых отраслей и направлений: генетическая психология, персоналистические концепции личности и др.
Слайд 16Время: 60-е гг. — настоящее время.
Предмет изучения: поиски новых теоретических
подходов в современной зарубежной и советской психологии; когнитивные структуры и
их роль в поведении; процесс ориентировки; личность.
Важнейшие итоги: возникновение новых направлений в зарубежной психологии: гуманистическая психология, логотерапия, когнитивная психология.