Слайд 1Лекция 1. Предмет и задачи курса «Общее языкознание»
Слайд 2Требования к курсу
100 баллов = 35+35+30
1-ая половина семестра
35 (10 Пр+10КР+15А)
+
2-ая половина семестра
35 (10Пр+10Реф+15 А).
Экзамен 30= 15+15
Слайд 3План лекции 1
1. Языкознание как гуманитарная наука.
2. Речевая деятельность как
предметная область филологии в системе гуманитарной науки.
3. Классификация лингвистических дисциплин.
4.
Место языкознания в системе наук. Задачи языкознания.
5. Структурные компоненты системы языка: фонетическая система, словарный состав, грамматический строй – и изучающие их разделы языкознания.
Слайд 4Основная литература:
Глушак Т.С. Актуальные проблемные узлы современного языкознания //
Вопросы семантики и методики преподавания иностранных языков. Минск, 1982. С.
8-19.
Дуличенко А.Д. О перспективах лингвистики XXI века // Вестник МГУ. Сер. Филология. 1996. № 5. С. 124-131.
Звегинцев В.А. Мысли о лингвистике. М., 1996.
Рамишвили Г.В. Языкознание в кругу наук о человеке // Вопросы философии. 1981. № 6. С. 104-110.
Супрун А.Е. Лекции по лингвистике. М., 1980.
Слайд 5Дополнительная литература:
Лосев А.Ф. В поисках построения общего языкознания как диалектической
системы // Теория и методология языкознания. М., 1989. С. 5-92.
Ньюкмейкер
Ф. Дж. Спор о формализме и функционализме в лингвистике и его разрешение // Вопросы языкознания. № 2. 1996. С. 43-55.
Ярцева В.Н. Соотношение общего и частного языкознания и проблема двуязычия // Известия АН СССР. Сер. Литературы и языка. Т. 48. № 5. С. 387-394.
Слайд 6ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ (ЯЗЫКОВЕДЕНИЕ, ЛИНГВИСТИКА)
наука о естественном человеческом
языке вообще
и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях
Слайд 7Философские методы в языкознании
позитивизм в языкознании - экономность, непротиворечивость, простота
в описании языка;
диалектический материализм в языкознании – достижение истинного знания
о языке.
Слайд 8Диалектический
материализм
--- позитивизм
теория должна обязательно соответствовать изображаемому объекту
основное внимание устремлено
на постижение существенных сторон объекта
теория может быть пригодна частично
основное внимание устремлено на логические формы изложения
Слайд 9Предмет филологии – языковые тексты (словесность)
Задача филологии - отделение произведений
словесности, имеющих культурное значение, от произведений словесности, которые не имеют
культурного значения
Слайд 10Акт речи
говорящий-речь-слушающий
говорящий-речь-слушающий
говорящий-речь-слушающий
Слайд 11Коммуникативная функция языка
есть такой способ рассмотрения акта речи, при
котором исследуются основные социальные условия осуществления речевого акта
Слайд 12в море бросился он, в бурное...
анаколỳф
Слайд 13Предмет языкознания –
язык как условие коммуникации
задача общего языкознания - систематизация
знаний, полученных разными науками о языке
Слайд 14Классификация языкознания
ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ – раздел лингвистики, который изучает законы устройства,
функционирования и развития, общие для человеческого языка в целом
ЧАСТНОЕ
ЯЗЫКОЗНАНИЕ – раздел лингвистики, который изучает устройство, историю, функционирование конкретного языка или нескольких языков одновременно
-- изучение одного языка (русистика)
-- изучение группы родств. языков (славистика)
-- изучение языков одной области (балканистика)
ПРИКЛАДНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ занимается применением лингвистических знаний в практической деятельности
Слайд 15
ПРИКЛАДНАЯ ЛИНГВИСТИКА: изучение языка в междисциплинарном аспекте
Лингвистика текста / дискурсивная
лингвистика
Психолингвистика
Нейролингвистика (нейронные основы языка и влияния на язык)
Патолингвистика (языковые патологии
и нарушения языкового развития)
Клиническая лингвистика (диагностика и терапия языковых, речевых и глотательных нарушений)
Когнитивная лингвистика (связь языка с когнитивными структурами и процессами)
Социолингвистика
Этнолингвистика (култьурная специфика использования языка)
Судебная лингвистика (криминологический анализ языковых фактов)
Языковая статистика (статистические данные по разным аспектам языка)
Компьютерная лингвистика (использование естественного языка в компьютере)
Квантитативная лингвистика (выведение языковых закономерностей из статистических данных)
Онтолингвистика (исследование детской речи)
Юрислингвистика (исследование взаимосвязи юридических проблем и языка)
Политолингвистика (изучение политических процессов, связанных с языком)
Лингводидактика
Прикладная лексикография и пр.
Слайд 16ЧАСТНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Синхронический – диахронический подход
Описательное изучение языков
Сравнительно-историческое изучение языков
Сопоставительное изучение
языков
Разделы частного языкознания / уровни структуры языка
Фонетика
Морфология
Синтаксис
Словообразование
Морфемика
Лексикология
A также
– этимология, лексикография
Слайд 17Разделы частного языкознания
Фонетика
Морфология
Синтаксис
Словообразование
Морфемика
Лексикология (фразеология, лексикография)
***
Этимология
Слайд 18ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Задачи общего языкознания
Проблемы общего языкознания
Метаязык
Научная парадигма
Слайд 19ВНУТРЕННЯЯ ЛИНГВИСТИКА:
фонетика
фонология
морфонология
грамматика (нормативная = морфология+синтаксис+теория частей речи)
дериватология
лексикология (семасиология, ономасиология, фразеология,
лексикография, этимология, лингвистическая палеонтология, паремиология, ономастика = топонимика + антропонимика)
стилистика
типология
контрастивная
лингвистика / сопоставительная лингвистика
лингвистическая транслатология
лингвистическая прагматика
лингвистика текста / дискурсивная лингвистика
анализ устной речи
корпусная лингвистика
логический анализ языка
лингвистическая когнитология
компаративистика / сравнительно-историческое языкознание
история языка
Слайд 20ВНЕШНЯЯ ЛИНГВИСТИКА
Психолингвистика
Социолингвистика (ареальная лингвистика, диалектология, изучение социолектов и жаргонов)
Гендерная лингвистика
Нейролингвистика
Философия
языка
Лингвистическая историография
Слайд 21СВЯЗЬ ЯЗЫКОЗНАНИЯ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
этнография изучение табу и эвфемизмов
социология социолингвистика
теория коммуникации коммуникативная лингвистика
семиотика лингвистическая
семиология
филология лингвистика текста
герменевтика лингвопоэтика
грамматология изучение феномена письма
кинесика паралингвистика
история история языка, история языкознания
психология психолингвистика
философия философия языка
дидактика лингводидактика
математика математич. лингвистика, приклад
лингвистика, компьютерная лингвистика
биология изучение языка и расы
физика прикладная лингвистика
медицина психолингвистика
юриспруденция язык права, авторское право, психосемантика
криминалистика дешифровка
теология миссионерская лингвистика
Слайд 22Структурные компоненты системы языка
фонетическая система - фонетика
словарный состав
- лексикология
грамматический строй - грамматика
Слайд 23ТЕМЫ ВЫСТУПЛЕНИЙ
Греко-Римское языкознание
1. Теория происхождения имен. Спор аномалистов и аналогистов.
Аристотель, Платон, Кратил, Гермоген, Демокрит.
2. Достижения античного языкознания в области
фонетики, грамматики, этимологии. Аристотель. Платон. Дионисий Фракиец, Аполлоний Дискол.
Языкознание Средневековья
3. Грамматики Средних веков. Присциан и др.
4. Спор реалистов и номиналистов. Ансельм Кентерберийский, Иоанн Росцелин, Пьер Абеляр.
Языкознание эпохи Просвещения
5. А. Арно, К. Лансло. Грамматика Пор-Рояль.
6. Конструирование искусственного «идеального» языка. Дж. Уилкинс, И. Ньютон и др.
Зарождение русской лингвистики
7. Становление русского языкознания. М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев и др.
Возникновение сравнительно-исторического языкознания
8. Первые попытки установления родства языков в 17-18 веках. Открытие санскрита. Ж. Скалигер, Ф. Рухиг, У. Джонс и др.
9. Становление компаративистики в 19 веке. Ф. Бопп, Р. Раск, Я. Гримм, А.Х. Востоков.
Слайд 24ЛИТЕРАТУРА
БЕРЕЗИН Ф.М. История лингвистических учений.
АЛПАТОВ В.М. История лингвистических учений.
АМИРОВА Т.А.,
ОЛЬХОВИКОВ Б.А., РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Ю.В. История языкознания
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. Под ред. B.B.
Васильева, A.A. Кротова, Д.В. Бугая
Слайд 25ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Студент выбирает один из данных вопросов и готовит
доклад и небольшую презентацию.
Продолжительность выступления 7-8 минут. НЕОБХОДИМО ДОМА
ОТРЕПЕТИРОВАТЬ С СЕКУДОМЕРОМ.
Объем презентации зависит от материала и оставляет от 3 до 10 кадров.
В презентацию обязательно включаются:
схемы (при наличии),
таблицы (при наличии),
основные положения и понятия,
имена и даты (при наличии).