Разделы презентаций


Лекция 1. Предмет и задачи курса Общее языкознание

Содержание

Требования к курсу100 баллов = 35+35+301-ая половина семестра35 (10 Пр+10КР+15А) +2-ая половина семестра 35 (10Пр+10Реф+15 А).Экзамен 30= 15+15

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 1. Предмет и задачи курса «Общее языкознание»

Лекция 1. Предмет и задачи курса «Общее языкознание»

Слайд 2Требования к курсу
100 баллов = 35+35+30
1-ая половина семестра
35 (10 Пр+10КР+15А)

+
2-ая половина семестра
35 (10Пр+10Реф+15 А).
Экзамен 30= 15+15

Требования к курсу100 баллов = 35+35+301-ая половина семестра35 (10 Пр+10КР+15А) +2-ая половина семестра 35 (10Пр+10Реф+15 А).Экзамен 30=

Слайд 3План лекции 1
1. Языкознание как гуманитарная наука.
2. Речевая деятельность как

предметная область филологии в системе гуманитарной науки.
3. Классификация лингвистических дисциплин.
4.

Место языкознания в системе наук. Задачи языкознания.
5. Структурные компоненты системы языка: фонетическая система, словарный состав, грамматический строй – и изучающие их разделы языкознания.

План лекции 11. Языкознание как гуманитарная наука.2. Речевая деятельность как предметная область филологии в системе гуманитарной науки.3.

Слайд 4Основная литература:
Глушак Т.С. Актуальные проблемные узлы современного языкознания //

Вопросы семантики и методики преподавания иностранных языков. Минск, 1982. С.

8-19.
Дуличенко А.Д. О перспективах лингвистики XXI века // Вестник МГУ. Сер. Филология. 1996. № 5. С. 124-131.
Звегинцев В.А. Мысли о лингвистике. М., 1996.
Рамишвили Г.В. Языкознание в кругу наук о человеке // Вопросы философии. 1981. № 6. С. 104-110.
Супрун А.Е. Лекции по лингвистике. М., 1980.
Основная литература: Глушак Т.С. Актуальные проблемные узлы современного языкознания // Вопросы семантики и методики преподавания иностранных языков.

Слайд 5Дополнительная литература:
Лосев А.Ф. В поисках построения общего языкознания как диалектической

системы // Теория и методология языкознания. М., 1989. С. 5-92.
Ньюкмейкер

Ф. Дж. Спор о формализме и функционализме в лингвистике и его разрешение // Вопросы языкознания. № 2. 1996. С. 43-55.
Ярцева В.Н. Соотношение общего и частного языкознания и проблема двуязычия // Известия АН СССР. Сер. Литературы и языка. Т. 48. № 5. С. 387-394.
Дополнительная литература:Лосев А.Ф. В поисках построения общего языкознания как диалектической системы // Теория и методология языкознания. М.,

Слайд 6ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ (ЯЗЫКОВЕДЕНИЕ, ЛИНГВИСТИКА)
наука о естественном человеческом
языке вообще

и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях

ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ (ЯЗЫКОВЕДЕНИЕ, ЛИНГВИСТИКА) наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как индивидуальных

Слайд 7Философские методы в языкознании
позитивизм в языкознании - экономность, непротиворечивость, простота

в описании языка;
диалектический материализм в языкознании – достижение истинного знания

о языке.

Философские методы в языкознаниипозитивизм в языкознании - экономность, непротиворечивость, простота в описании языка;диалектический материализм в языкознании –

Слайд 8Диалектический материализм

--- позитивизм
теория должна обязательно соответствовать изображаемому объекту
основное внимание устремлено

на постижение существенных сторон объекта

теория может быть пригодна частично
основное внимание устремлено на логические формы изложения

Диалектический  материализм          --- позитивизмтеория должна обязательно соответствовать

Слайд 9Предмет филологии – языковые тексты (словесность)
Задача филологии - отделение произведений

словесности, имеющих культурное значение, от произведений словесности, которые не имеют

культурного значения
Предмет филологии – языковые тексты (словесность)Задача филологии - отделение произведений словесности, имеющих культурное значение, от произведений словесности,

Слайд 10Акт речи
говорящий-речь-слушающий
говорящий-речь-слушающий
говорящий-речь-слушающий



Акт речиговорящий-речь-слушающийговорящий-речь-слушающийговорящий-речь-слушающий

Слайд 11Коммуникативная функция языка
есть такой способ рассмотрения акта речи, при

котором исследуются основные социальные условия осуществления речевого акта

Коммуникативная функция языка есть такой способ рассмотрения акта речи, при котором исследуются основные социальные условия осуществления речевого

Слайд 12в море бросился он, в бурное...
анаколỳф

в море бросился он, в бурное... анаколỳф

Слайд 13Предмет языкознания – язык как условие коммуникации
задача общего языкознания - систематизация

знаний, полученных разными науками о языке

Предмет языкознания – язык как условие коммуникации задача общего языкознания - систематизация знаний, полученных разными науками о

Слайд 14Классификация языкознания
ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ – раздел лингвистики, который изучает законы устройства,

функционирования и развития, общие для человеческого языка в целом

ЧАСТНОЕ

ЯЗЫКОЗНАНИЕ – раздел лингвистики, который изучает устройство, историю, функционирование конкретного языка или нескольких языков одновременно
-- изучение одного языка (русистика)
-- изучение группы родств. языков (славистика)
-- изучение языков одной области (балканистика)

ПРИКЛАДНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ занимается применением лингвистических знаний в практической деятельности

Классификация языкознанияОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ – раздел лингвистики, который изучает законы устройства, функционирования и развития, общие для человеческого языка

Слайд 15 ПРИКЛАДНАЯ ЛИНГВИСТИКА: изучение языка в междисциплинарном аспекте


Лингвистика текста / дискурсивная

лингвистика
Психолингвистика
Нейролингвистика (нейронные основы языка и влияния на язык)
Патолингвистика (языковые патологии

и нарушения языкового развития)
Клиническая лингвистика (диагностика и терапия языковых, речевых и глотательных нарушений)
Когнитивная лингвистика (связь языка с когнитивными структурами и процессами)
Социолингвистика
Этнолингвистика (култьурная специфика использования языка)
Судебная лингвистика (криминологический анализ языковых фактов)
Языковая статистика (статистические данные по разным аспектам языка)
Компьютерная лингвистика (использование естественного языка в компьютере)
Квантитативная лингвистика (выведение языковых закономерностей из статистических данных)
Онтолингвистика (исследование детской речи)
Юрислингвистика (исследование взаимосвязи юридических проблем и языка)
Политолингвистика (изучение политических процессов, связанных с языком)
Лингводидактика
Прикладная лексикография и пр.
ПРИКЛАДНАЯ ЛИНГВИСТИКА: изучение языка в междисциплинарном аспекте Лингвистика текста / дискурсивная лингвистикаПсихолингвистикаНейролингвистика (нейронные основы языка и

Слайд 16ЧАСТНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Синхронический – диахронический подход
Описательное изучение языков
Сравнительно-историческое изучение языков
Сопоставительное изучение

языков
Разделы частного языкознания / уровни структуры языка
Фонетика
Морфология
Синтаксис
Словообразование
Морфемика
Лексикология

A также

– этимология, лексикография





ЧАСТНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕСинхронический – диахронический подходОписательное изучение языковСравнительно-историческое изучение языковСопоставительное изучение языковРазделы частного языкознания / уровни структуры языкаФонетикаМорфологияСинтаксис

Слайд 17Разделы частного языкознания
Фонетика
Морфология
Синтаксис
Словообразование
Морфемика
Лексикология (фразеология, лексикография)
***
Этимология

Разделы частного языкознанияФонетикаМорфологияСинтаксис СловообразованиеМорфемикаЛексикология (фразеология, лексикография)***Этимология

Слайд 18ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Задачи общего языкознания
Проблемы общего языкознания
Метаязык
Научная парадигма

ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕЗадачи общего языкознанияПроблемы общего языкознанияМетаязыкНаучная парадигма

Слайд 19ВНУТРЕННЯЯ ЛИНГВИСТИКА:
фонетика
фонология
морфонология
грамматика (нормативная = морфология+синтаксис+теория частей речи)
дериватология
лексикология (семасиология, ономасиология, фразеология,

лексикография, этимология, лингвистическая палеонтология, паремиология, ономастика = топонимика + антропонимика)
стилистика
типология
контрастивная

лингвистика / сопоставительная лингвистика
лингвистическая транслатология
лингвистическая прагматика
лингвистика текста / дискурсивная лингвистика
анализ устной речи
корпусная лингвистика
логический анализ языка
лингвистическая когнитология
компаративистика / сравнительно-историческое языкознание
история языка
ВНУТРЕННЯЯ ЛИНГВИСТИКА:фонетикафонологияморфонологияграмматика (нормативная = морфология+синтаксис+теория частей речи)дериватологиялексикология (семасиология, ономасиология, фразеология, лексикография, этимология, лингвистическая палеонтология, паремиология, ономастика =

Слайд 20ВНЕШНЯЯ ЛИНГВИСТИКА
Психолингвистика
Социолингвистика (ареальная лингвистика, диалектология, изучение социолектов и жаргонов)
Гендерная лингвистика
Нейролингвистика
Философия

языка
Лингвистическая историография

ВНЕШНЯЯ ЛИНГВИСТИКАПсихолингвистикаСоциолингвистика (ареальная лингвистика, диалектология, изучение социолектов и жаргонов)Гендерная лингвистикаНейролингвистикаФилософия языкаЛингвистическая историография

Слайд 21СВЯЗЬ ЯЗЫКОЗНАНИЯ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
этнография изучение табу и эвфемизмов
социология социолингвистика
теория коммуникации коммуникативная лингвистика
семиотика лингвистическая

семиология
филология лингвистика текста
герменевтика лингвопоэтика
грамматология изучение феномена письма
кинесика паралингвистика
история история языка, история языкознания
психология психолингвистика
философия философия языка
дидактика лингводидактика
математика математич. лингвистика, приклад

лингвистика, компьютерная лингвистика
биология изучение языка и расы
физика прикладная лингвистика
медицина психолингвистика
юриспруденция язык права, авторское право, психосемантика
криминалистика дешифровка
теология миссионерская лингвистика
СВЯЗЬ ЯЗЫКОЗНАНИЯ С ДРУГИМИ НАУКАМИэтнография		изучение табу и эвфемизмовсоциология		социолингвистикатеория коммуникации	коммуникативная лингвистикасемиотика		лингвистическая семиологияфилология		лингвистика текстагерменевтика		лингвопоэтикаграмматология		изучение феномена письмакинесика		паралингвистикаистория		история языка, история языкознанияпсихология		психолингвистикафилософия		философия

Слайд 22Структурные компоненты системы языка
фонетическая система - фонетика
словарный состав

- лексикология
грамматический строй - грамматика

Структурные компоненты системы языкафонетическая система - фонетика словарный состав      - лексикология грамматический

Слайд 23ТЕМЫ ВЫСТУПЛЕНИЙ
Греко-Римское языкознание
1. Теория происхождения имен. Спор аномалистов и аналогистов.

Аристотель, Платон, Кратил, Гермоген, Демокрит.
2. Достижения античного языкознания в области

фонетики, грамматики, этимологии. Аристотель. Платон. Дионисий Фракиец, Аполлоний Дискол.
Языкознание Средневековья
3. Грамматики Средних веков. Присциан и др.
4. Спор реалистов и номиналистов. Ансельм Кентерберийский, Иоанн Росцелин, Пьер Абеляр.
Языкознание эпохи Просвещения
5. А. Арно, К. Лансло. Грамматика Пор-Рояль.
6. Конструирование искусственного «идеального» языка. Дж. Уилкинс, И. Ньютон и др.
Зарождение русской лингвистики
7. Становление русского языкознания. М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев и др.
Возникновение сравнительно-исторического языкознания
8. Первые попытки установления родства языков в 17-18 веках. Открытие санскрита. Ж. Скалигер, Ф. Рухиг, У. Джонс и др.
9. Становление компаративистики в 19 веке. Ф. Бопп, Р. Раск, Я. Гримм, А.Х. Востоков.

ТЕМЫ ВЫСТУПЛЕНИЙГреко-Римское языкознание1. Теория происхождения имен. Спор аномалистов и аналогистов. Аристотель, Платон, Кратил, Гермоген, Демокрит.2. Достижения античного

Слайд 24ЛИТЕРАТУРА
БЕРЕЗИН Ф.М. История лингвистических учений.
АЛПАТОВ В.М. История лингвистических учений.
АМИРОВА Т.А.,

ОЛЬХОВИКОВ Б.А., РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Ю.В. История языкознания
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. Под ред. B.B.

Васильева, A.A. Кротова, Д.В. Бугая
ЛИТЕРАТУРАБЕРЕЗИН Ф.М. История лингвистических учений.АЛПАТОВ В.М. История лингвистических учений.АМИРОВА Т.А., ОЛЬХОВИКОВ Б.А., РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Ю.В. История языкознанияИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ.

Слайд 25ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Студент выбирает один из данных вопросов и готовит

доклад и небольшую презентацию.
Продолжительность выступления 7-8 минут. НЕОБХОДИМО ДОМА

ОТРЕПЕТИРОВАТЬ С СЕКУДОМЕРОМ.
Объем презентации зависит от материала и оставляет от 3 до 10 кадров.
В презентацию обязательно включаются:
схемы (при наличии),
таблицы (при наличии),
основные положения и понятия,
имена и даты (при наличии).

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯСтудент выбирает один из данных вопросов и готовит доклад и небольшую презентацию. Продолжительность выступления 7-8

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика