Слайд 1Лекция 1.
Суть комикса.
Определение, история, место в искусстве, форматы и художественные
особенности комикса.
Слайд 21. Определение комикса
До эпохи научного анализа комиксов их определяли просто
как «истории в картинках» или «рисованные истории».
Последовательное искусство (Уилл Айснер,
«Comics and Sequential Art»).
Комикс - иллюстрированные и другие изображения, сопоставленные рядом в продуманной последовательности для передачи информации и/или получения эстетического отклика у зрителя (Скотт МакКлауд, «Understanding Comics»).
Уилл
Айснер
Скотт
МакКлауд
Слайд 32. Место комиксов в искусстве.
2.1. живопись.
Что такое комикс в сравнении
с иными формами искусства, каково его место?
Рассмотрим виды искусства, элементы
которых вбирает в себя комикс:
Рисунок, живопись:
Рисунок возникает раньше письменности письменности.
Живопись развивается как форма творчества из попыток людей зафиксировать реальность в визуальных образах. Сходство с реальностью остается целью живописи вплоть до эпохи модерна.
Особенности:
Статична во времени и не разворачивается в пространстве.
Главенствующую роль играет работа с изображением: композиция, свет, цвет, передаваемые образы.
Слайд 42.2. литература.
Литература:
Исходит из феномена письменности – передачи информации с помощью
связи идей и знаков. Письменность рождается из рисунка.
Особенности:
Развернута во времени
и пространстве.
Передача информации почти непрерывна, чтобы читатель все понял, автор должен быть точен и описать все детали и действия в хронологической последовательности.
Абсолютная абстрактность слов. Смысл слов никак не связан с тем, как они пишутся. «Контакт» полностью зависит от общей системы понимания символов, интерпретации. Отсюда возможность «игры слова».
Непрерывность и подчинение нормам языка ограничивают возможность эксперимента со структурой.
Эволюция письменности
Слайд 52.3. Сценическое искусство.
Театр, балет, опера и т.п.:
Истоки также уходят в
древность, театр известен у ранних цивилизаций.
Особенности:
На базе литературы (драматургия) и
изобразительного искусства (образы, декорация).
Не опосредованы изображением, символом. Сцена физически реальна, актеры предстают перед зрителем и полностью меняют свою личность на время действия.
Развернуты во времени и пространстве, как в реальности.
Ограниченные возможности декорации заставляют делать упор на глубину и психологизм сюжетов и на мастерство артиста: игра, пластика, жесты, позы, голос.
Слайд 62.4. Фотография.
Фотография:
Рождается благодаря изобретению фиксации отражения объекта на светочувствительной поверхности.
Особенности:
Использует
приемы и принципы живописи: композиция, свет, цвет, образ.
Больше приспособлена под
отражение реальности (репортаж) либо придания выдуманному образу большей убедительности (постановочная фотография).
Реализм уменьшает ассоциацию зрителем себя с героем и увеличивает ощущение объективности, независимости объекта на фото.
Технически сложна: необходимо физически контролировать освещенность и цвет сцены и объектов, расставлять их в пространстве. Само оборудование дорого и сложно устроено.
Слайд 72.5. Кино и мультипликация.
Кино и мультипликация:
Зародились в начале 20-го века,
когда стало технически возможно воспроизводить отдельные изображения друг за другом
в быстро темпе.
Особенности:
Основаны на литературе (драматургия), сценическом искусстве (актерское мастерство), изобразительном искусстве (декорация, образы, композиция, свет, цвет) и фотографии (фиксация реальности, композиция, свет, цвет).
Динамика. Изображения воспроизводятся в темпе, обеспечивающем непрерывность, сопоставимую с восприятием реальной жизни (подобно театру).
Сопровождаются звуками, голосом, музыкой.
Развернуты во времени, но не в пространстве. Действие всегда развивается в рамках кадра.
Опосредованность изображением и звуком, в отличии от театра, дает широкие возможности декорации и образа, следовательно, высший уровень убедительности внешности и окружения.
Набор уникальных принципов монтажа, работы с последовательностью кадров, выведен, чтобы минимизировать дискомфорт от высокой динамики во времени и смены сцен, происходящей внутри одного экрана.
Слайд 82.6. комикс.
Комикс:
То, что можно по сути назвать комиксами, появляется сразу
после живописи, литературы и театра как первичный синтез отдельных черт
этих искусств. А в сфере последовательной смены изображений комикс – предок кино и мультипликации. Сейчас комиксы вбирают в себя их методологические наработки. Но комикс – уникальная форма со своей сущностью.
Особенности:
Комикс – единственная форма искусства, в которой время и пространство в высшей степени взаимосвязаны. Время в комиксах выражается пространственным расположением элементов и их содержанием.
Поток информации в комиксе постоянно прерывается (разрыв между кадрами). Единство восприятия обеспечивается самим читателем через домысливание.
Параллельное повествование через визуальную и текстовую информацию. Вместе с домысливанием оно дает огромный простор для усложнения структуры.
Баланс между картинкой (живопись), тексом (литература) с добавлением динамики (кино) позволяет домысливать разные виды чувств (звуки, запахи, эмоции) через одно только зрение.
Возможности литературы, живописи, сценического искусства, фотографии и кино внутри комикса почти не ограничены и в своем синтезе способны изумлять.
Слайд 93. Краткая История комиксов.
Широкое определение МакКлауда дает нам увидеть древние
истоки комиксов.
До нашей эры: египетские повествующие картины (не иероглифы).
1000-е: Ковер
из Байё - французский гобелен о захвате нормандцами Англии.
Слайд 101500-е: доколумбов рисованный кодекс, обнаруженный Кортесом. Повествует о правителе Ия
Накуаа - «Восьмом Олене, Когте Оцелота».
Слайд 11Достижение печати в Европе: к примеру, "Мучения Святого Эразма" (1460)
Последовательные
гравюры Уильяма Хогарта ("Карьера продажной женщины", "Карьера Мота") (1732-1734).
Картера Мота
У.
Хогарт
Слайд 12Родоначальник современных комиксов - Родольф Тёпфер (1777-1846).
Гравюры Франса Мазереля ("25
образов страстей человеческих") (1918)
Карикатура-комикс Р. Тёпфера
Из «25 страстей человеческих» Ф.
Мизереля
Слайд 13Ксилографические романы Линда Уорда ("Божий человек") (1929)
Роман-коллаж Макса Эрнста ("Неделя
благих деяний") (1934)
Из «Недели благих деяний» Макса Эрнста
Из «Божьего человека»
Линда Уорда
Слайд 14Японские комиксы – Манга - также имеют древнюю историю. Работы,
заложившие основы манги, начали появляться уже с 12-го века н.э.
До
20-го века манга в основном развивалась в карикатурном стиле и не считалась особым культурным явлением. Форме уделялось меньше внимания, чем рассказываемым сюжетам.
В начале 20-го век в Японию стали проникать западные комиксы, и художники манги стали перенимать европейские и американские приемы рисунка и рассказа истории.
Бурное развитие манги началось после Второй Мировой Войны, когда Япония окончательно подпала под западное экономическое и культурное влияние. Основы современного художественного стиля Манги заложил Осама Тедзука, вдохновившись мультипликацией Уолта Диснея.
Слайд 15В Америку комиксы пришли в начале 20-го века и до
30-х годов оставались в основном юмористическими, комичными (отсюда и слово
«комикс»). В дальнейшем американские комиксы пережили несколько эпох:
«Золотой век» - с 1938 по 1955: появляется Супермен и другие супергерои, сюжеты начинают усложняться, осваиваются новые методы коммуникации. Во время Второй Мировой супергерои вовлекались в борьбу с Гитлером, а после – с коммунистами.
«Серебряный век» - с 1956 по 1972: стиль комиксов переосмысляется Джеком Кирби, вместе со Стеном Ли они создают целый пласт популярнейших супергероев. Прославляется компания Marvel.
«Бронзовый век» – с 1973 по 1985: комиксы стали поднимать самые серьезные темы, распространяются графические романы, в индустрию приходит волна британских авторов.
Современный период – с 1986 по сегодняшний день: комиксы стали еще серьезнее, реалистичнее и мрачнее, идет активный синтез с азиатской традицией Манги.
Слайд 164. Культура комиксов.
Американская: тяга к реализму, пафос, масштабность. Доминирование супергероев.
Сдержанная работа с формой.
Японская: особый, уникальный визуальный стиль и приемы.
Отношение к комиксам как к культурному достоянию. Метажанры и жанры для всех групп, возрастов. Выпуск комиксов огромными тиражами, тома по 200 страниц. Сильная связь с мультипликацией (аниме).
Европейская: особая роль франко-бельгийской школы, доминирование независимых комиксов, распространенность карикатуры, развлекательные либо социальные сюжеты.
При этом культуры постоянно дают отростки и рождаются новые синтетические направленности в разных странах. Например, японская манга породила свои ответвления в Корее и Китае со сходными названиями. А на западе японские художественные приемы часто начинают применяться художниками, и таким образом происходит синтез.
Слайд 175. Форматы комиксов.
Стрип - одностраничный комикс из нескольких панелей.
Классический комикс
- многостраничное, чаще короткое издание. Комикс на один выпуск называется
"Уаншот"
Серия комиксов - комиксы, выпускающиеся серией номеров, бывают мини-серии (не более 6 выпусков) и макси-серии (более 12). Ограниченные серии еще называют "лимиткой".
Графический роман (новелла) - слово, введенное для обозначения крупных монолитных изданий свыше 60 страниц. Первым графическим романом был "Контракт с Богом" Уилла Айснера. Затем, помимо новых оригинальных работ, в форме графических романов начали перепечатывать старые ограниченные серии. По сути этот формат приравнял комиксы к большой литературе.
Веб-комиксы – комиксы, создаваемые цифровым путем и выпускаемые в Интернете.