Слайд 1Лекция 1.
Управленческое консультирование: понятие, сущность, принципы
доц. Широкова О.В.
Слайд 2Подходы к определению УК
1. Функциональный: “Любая форма оказания помощи
в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач,
при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответствен за это.”
2. Профессиональный: «Консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют, при необходимости, выполнению решений».
Слайд 4История УК
Древний этап: Древний Египет (Птаххотеп), Древняя Греция(Сократ, Платон), Рим
(Катон Старший)
Средние века: Маккиавелли
Промышленная революция ( Ф.Тейлор, А.Файоль, Г. Форд,
Г. Гантт)
XX век (Э. Мейо, О.МакКинси, Лайкет, А. Маслоу)
Настоящее время
Слайд 5Принципы консалтинговой деятельности:
Компетентность
Репутация
Этические нормы
Интересы клиента
Широкие общественные интересы
Изменение системы
Вовлечение персонала
Научность
Гибкость
Креативность
Конкретность
и объективность
Эффективность
Взаимоотношения
Слайд 6Методологические основы УК
Под методом консультирования понимается общая схема (план действий),
сфор-мированная на основе обобщенного опыта результативных консультаций данного вида, позволяющая
выработать соответствующую программу действий.
Методика УК представляет собой совокупность корректных в методическом отноше-нии директив, указывающих способ действий и методы достижения поставленных целей.
Методический инструментарий (методическая база) консультирования представляет собой совокупность методик, которыми располагает консультационная фирма (консультант).
Методология консультирования воплощается в двух частях:
1. Методы взаимодействия с сотрудниками компании-клиента с целью внедрения знаний и разработок в клиентную организацию.
2. Методы интеллектуальной деятельности, необходимые для анализа проблем и разработки решений.
Слайд 7Методы УК
Группа 1. Методы решения содержательной части проблем.
1.1. Методы диагностики.
1.1.1. Методы сбора информации: опросы, интервью, анкетирование, экспертные
оценки, анализ документов, социопсихометрические наблюдения групповой работы, деловых игр.
1.1.2. Методы обработки информации: классификация данных, анализ проблем, сравнение, анализ взаимовлияния, экспресс-анализ групповойработы, деловых игр.
Слайд 8Методы УК
Группа 1. Методы решения содержательной части проблем.
1.2. Методы решения
проблем.
1.2.1. Методы определения проблем: дерево целей с
использованием экспертных оценок, методы оценки приоритетов проблем (экспертный и логический анализ), методы построения графа проблем.
1.2.2. Методы разработки и оценки решений; методы выработки альтернативных решений, методы выбора альтернативных решений, методы анализа качества принимаемых решений, методы анализа потенциальных проблем; методы деловых игр; методы групповой работы.
Слайд 9Методы УК
Группа 1. Методы решения содержательной части проблем.
1.3. Методы реализации.
1.3.1. Методы экспериментальной проверки: групповая работа, деловые иг-ры.
1.3.2. Методы переноса результата в реальные условия: методы формирова-
ния рабочих групп, методы проведения проблемных совещаний.
Слайд 10Методы УК
Группа 2. Методы работы с клиентом.
2.1. Методы выбора ролей
консультанта и клиента.
2.2. Методы сотрудничества и помощи клиенту в осуществлении
изменений.
2.2.1. Методы обучения и тренировки персонала клиентной организации.
2.2.2. Методы развития творческого потенциала руководителей клиентной организации.
2.2.3. Методы повышения мотивированности персонала и руководителей к изменениям: методы убеждения, методы использования чувства напряжения и тревоги, методы поощрения и наказания, методы участия и доверия и т.д.
Слайд 11Пути получения консультантом данных :
1. Поиск информации по существующим каналам,
характеризующим деятельность организации.
2. Специальные записи (в случае ненадежности существующих записей).
3.
Наблюдение (проводится обычно за группами, а не отдельными лицами).
4. Специальные отчеты (изложение мыслей по определенным аспектам проблемы организации, предложения).
5. Вопросники.
6. Беседа (наиболее распространенный метод при консультировании по вопросам управления).
7. Проведение диагностических интервью.
8. Встречи с сотрудниками организации для сбора данных.
9. Обзоры отношений служащих (с помощью наблюдения, опроса, беседы; методы социометрических исследований; методы изучения мотивации).
10. Оценки (в случае отсутствия доказанных фактов или невозможности их получения по какой-либо причине).
Слайд 12Лабораторный метод (метод Т-группы)
1. Предварительная диагностика. Группа экспертных и процессных
консультантовосуществляет обследование предприятий путем интервьюирования руководителей и изучения документации.
2. Консалтинг-семинар
(«лаборатория»). Проводятся выездные семинары (3 – 5 дней) для управленческого персонала клиентной организации с применением всех методов экспертного, процессного и обучающего консультирования.
3. Разработка рекомендаций. По итогам семинара систематизируются, вырабатываются и предлагаются решения для внедрения в клиентной организации.
Слайд 13Формы консультационный деятельности:
1. Аналитическая деятельность (анализ и оценка внутрихозяйственной и
финансовой деятельности предприятия-клиента, анализ инвестиционных проектов, исследование деятельности конкурентов, рынков
сбыта, движения цен и т.д.).
2. Прогнозирование (на основе проведенного анализа и используемых консультантом методик – составление прогнозов по указанным выше направлениям).
3. Консультации по самому широкому кругу вопросов, касающихся как деятельности компании-клиента, так и рынка в целом.
4. Проверка состояния деятельности предприятия-клиента.
5. Участие в деятельности предприятия-клиента (стратегическое планирование ,решение совокупности проблем, связанных с организацией управления в различных сферах деятельности предприятия
Слайд 14Принципы взаимодействия с консультанта клиентом
1-ый принцип. Доброжелательное отношение к клиенту.
2-ой принцип. Ориентация на ценности и нормы клиента.
3-ий принцип.
Запрет давать советы со стопроцентной гарантией благоприятного исхода.
4-ый принцип. Анонимность.
5-ый принцип. Разграничение личных и профессиональных отношений.
6-ой принцип. Включенность клиента в процесс консультирования.
Слайд 15Внешние консультанты
1. Крупные многофункциональные консультационные фирмы, в штате которых числятся
500—1000 консультантов.
2. Службы консультации руководства крупных фирм.
3. Мелкие
и средние консультантские фирмы, штат которых составляет 50—100 консультантов.
4. Организации, оказывающие специальные технические услуги.
5. Консультативные подразделения в управленческих учреждениях.
6. Одиночные консультанты.
7. Консультирующие профессора.
8. Нетрадиционные источники услуг по консультированию.
Слайд 16Внутренние консультанты:
«+» и «-»
Слайд 20Экспертное консультирование
Устные консультации в режиме «вопрос-ответ».
Устные консультации в форме дискуссии,
обсуждения проблем, причин их возникновения, возможных мер по устранению.
Письменные ответы
на поставленные вопросы.
Письменные аналитические обзоры литературы, нормативных документов, практики.
Экспресс-анализ ситуации, определение направлений вмешательства (наблюдения,
собеседования, письменные опросы и анкетирование, изучение документов, дискуссия по проблематике и др.).
Углубленный анализ ситуации, выявление истинных, глубинных причин трудностей предприятия
Структурирование задач, поиск решений, анализ альтернатив, разработка рекомендаций, экспертные оценки и заключения).
Слайд 21Процессное консультирование
(консультирование по процессу)
Организационная диагностика
Организационные интервенции
Слайд 22Процессное консультирование: мероприятия
Организация процесса поиска решений и анализа альтернатив специалистами
компании без суждений, оценок и комментариев консультанта по сути рассматриваемой
проблемы.
Организация и проведение деловых и инновационных игр по проблематике, иных форм групповой и индивидуальной работы.
Участие в процессе принятия решений (участие в рабочих совещаниях, дискуссиях с правом совещательного голоса).
Надзор за внедрением рекомендаций (проведение контрольных замеров, выявление отклонений от нормативов, планов, графиков).
Участие во внедрении (корректировка и разработка новых рекомендаций по инициативе консультантов).
Прямое вмешательство в управление (принятие управленческих решений, направленных на внедрение рекомендаций).
Слайд 23Обучающее консультирование: мероприятия
Стандартная программа
Специально адаптированная программа
Специально сформированная группа
Подготовка участников к групповой работе
Обучение методикам и инструментарию решения задач
Полное погружение участников в проблематику
Слайд 24Типология управленческого консультирования
Слайд 25Типология управленческого консультирования
Слайд 26Типология управленческого консультирования
Слайд 27Типология управленческого консультирования
Слайд 28Специфика консультационной деятельности в России
Клиент
Сложность решаемых проблем
Неквалифицированный спрос на консультационные
услуги как следствие отсутствия рынка консультационных услуг.
Отсутствие института внутренних консультантов.
Отсутствие
у клиентов осознанной потребности в консультационных услугах.
Отсутствие у клиента информации о возможностях консультирования.
Отсутствие необходимых финансовых средств, неплатежеспособность многих клиентов.
Отсутствие у клиентов большого опыта работы в условиях конкуренции.
Слайд 29Специфика консультационной деятельности в России
Консультант
1. Непрофессионализм консультантов.
2. Отсутствие устоявшегося профессионального
сообщества консультантов.
3. Отсутствие единых ценностей среди консультантов, нежелание вырабатывать, формировать
единые ценности, нежелание и невозможность принять единый Кодекс консультантов.
4. Консультанты в России исследуют трудности, а не возможности, как на Западе.
5. Использование специфических методологических и методологических средств.
6. Неразвитость системы профессионального обучения.
Слайд 30Специфика консультационной деятельности в России
Консультант-клиентные отношения
1. Разница в ожиданиях от
консультационного процесса у клиента и консультанта.
2. Разница в ценностях консультантов
и клиентов.
Внешние условия
1. Политическая обстановка и экономическая нестабильность.
2. Большие территории и низкая управленческая культура в провинции.
3. Отсутствие поддержки государства.
4. Неразвитость информационной инфраструктуры.
5. Дискредитация консультационной деятельности разными службами (психологической, социологической) клиент — не верит в возможность улучшений.
6. Специфичность российского менталитета. Клиент часто рассуждает в категориях: «Я сам все знаю, и так сойдет».
Слайд 31Специфика консультационной деятельности в России: основные проблемы
Блок 1. Проблемы управления
•
Проблемы управляемости предприятия и реализуемости программ развития, связанные с конфликтами
интересов различных статусных и профессиональных кланов, групп и группировок, которыми населена система управления предприятия.
• Проблемы квалификации, мотивации и текучести кадров.
• Проблемы взаимодействия с государственными учреждениями и партнерами.
• Проблемы стратегического управления.
Слайд 32Специфика консультационной деятельности в России: основные проблемы
Блок 2. Проблемы рынка
•
Падающие рынки сбыта.
• Неплатежи за поставленную продукцию.
• Изношенное и недостаточно
технологически гибкое оборудование, не позволяющее модернизировать продукцию и улучшать ее товарный вид.
• Неразвитая региональная сеть продаж.
• Тарифы и налоги, существенно удорожающие продукцию.
Слайд 33Специфика консультационной деятельности в России: основные проблемы
Блок 3. Финансы
отсутствие
оборотных средств;
крупные просроченные задолженности;
проблемы с обслуживанием обязательств перед финансовыми учреждениями;
отсутствие
финансовых источников и механизмов для обеспечения технического перевооружения, запуска новой продукции, стратегического развития;
отсутствие системы профессионального управления активами предприятия, ведущее к обесценению активов и проблемам с экономической безопасностью
нестабильность финансовых механизмов компенсации сезонных колебаний в производстве.
Слайд 34Причины обращения к консультантам в России
Обладание специфическими теоретическими и прикладными
знаниями, которыми не владеют сотрудники обычных компаний; уникальным опытом, полученным
в процессе работы с другими клиентами.
Интенсивная профессиональная помощь на временной основе.
Беспристрастный взгляд со стороны.
Обоснование решений, принятых руководством.
Обучение посредством консультирования.
Доходы должны превышать расходы.
Слайд 35Рынок консалтинговых услуг в России (по данным РА Эксперт»2012)
Слайд 36Рынок консалтинговых услуг в России (по данным РА Эксперт»2012)
График 1.
Темпы роста выручки участников рэнкингов «Российский консалтинг» за последние четыре
года (%)
Слайд 37Список крупнейших консалтинговых групп России по итогам 2011 года(по данным
РА Эксперт»)
Слайд 38Классификация консультационных услуг
Слайд 39Консультирование по общему управлению: причины обращения
Во время исследований управленческой деятельности.
Во время исследований конкретных функциональных направлений менеджмента, когда выясняется, что
необходимы определенные изменения в общей структуре управления.
Во время решения задач, связанных с одним или несколькими вопросами общего менеджмента.
Слайд 40Консультанты по административному управлению
распределение функций между отделами и подразделениями;
оптимизация количества
уровней управления;
налаживание трудовой дисциплины;
соответствие степени важности функций, выполняемых тем или
иным отделом
для организации в целом, и его роли в принятии решений;
ведение делопроизводства;
планирование офисов и их оборудования.
Слайд 41Консультанты по финансовому управлению
поиск источников финансовых ресурсов;
оценка
и повышение текущей финансовой эффективности деятельности организации;
укрепление финансового положения
организации на перспективу.
Слайд 42
Консультанты по управлению кадрами
принцип подбора кадров
планирование найма и повышения квалификации
персонала
мотивация
оценка результатов деятельности работника предприятия с точки зрения групповых и
индивидуальных целей
Слайд 43Консультанты по маркетингу
Управление службой сбыта.
Реклама.
Каналы сбыта.
Упаковка
товаров.
Оборот товарных запасов.
Слайд 44Консультанты по организации производства
Сам продукт:
из каких частей состоит товар;
можно ли
усовершенствовать или стандартизировать его части;
можно ли заменить некоторые компоненты на
более дешевые
Методы и организация производства:
влияют ли на качество организации рабочего места
установленные машины и оборудование;
нет ли элементов перегруженности некоторых площадей, в то время как другие кажутся недозагруженными;
соответствующим ли образом используются производственные площади.
Кадры:
Физические условия труда;
Мотивация и удовлетворение, получаемое от работы.
Слайд 45Консультанты по информационным технологиям
привести в соответствие существующую систему обеспечения информацией
на нужном уровне и в нужной форме;
определить степень совместимости всех
систем;
подготовить рекомендации по усовершенствованию (с точки зрения достоверности, формы подачи, содержания и т.п.) существующих систем;
выбрать оборудование (аппаратное обеспечение);
разработать системы управления базами данных, средствами связи и формами обработки данных (программное обеспечение);
подобрать персонал и запланировать необходимую профессиональную переподготовку кадров.
Слайд 46Специализированные консультационные услуги
консультирование по предмету: обучающее/процессное консультирование
консультирование по объекту: по
управлению электроэнергетикой, по телекоммуникациям, по экологии, по материально-техническому снабжению,
консультирование по
сфере: в государственном секторе, консультирование для малого бизнеса),
консультирование по характеру внедряемых знаний (инженерное консультирование, юридическое консультирование).
Слайд 47Консультанты по КСО
Разработка стратегии КСО
Оценка политики конкретной деятельности в
области КСО
Развитие системы управления и кадров
Управление отношениями с партнерами
и колиентами
Управление взаимодействием с местными сообществами
PR и СМИ
Проверка эффективности
Анализ и составление отчетов
Анализ стандартов КСО
Слайд 48РОЛЕВАЯ ПРИРОДА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Роль консультанта — АГИТАТОР
Роль консультанта — ПОСРЕДНИК
Роль консультанта
— ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Роль консультанта — ПОМОЩНИК
Роль консультанта — СПЕЦИАЛИСТ
Роль консультанта —
СТРАТЕГ
Слайд 49ВЫБОР КОНСУЛЬТАНТА: подходы в России
Руководитель интуитивно чувствует потребность в помощи
при решении своих проблем и обращается к любым консультантам.
Руководитель знакомится
с консультантами на каком-либо мероприятии, узнает об их деятельности из средств массовой информации или от своих коллег по отрасли или региону и, заинтересовавшись их работой, пробует проверить ее пользу на себе.
Слайд 50ВЫБОР КОНСУЛЬТАНТА: стереотипы
«Консультанты заинтересованы лишь в продаже своих услуг, а
не в решении наших проблем».
«Консультанты не делают ничего, чтобы мы
чувствовали свою важность для них. Они не интересуются нами и тем, как идут у нас дела. Мы видим их только тогда, когда они хотят нам что-то продать».
«Качество услуг консультантов обычно невысокое, и у нас не хватает времени на поиск качественного консультанта».
«Немного признаков того, что консультанты действительно прислушиваются к нам. Они предлагают нам решения, общие для всех. Мы же хотим обсуждать наши специфические проблемы».
и т.д.
Слайд 51ВЫБОР КОНСУЛЬТАНТА:
факторы
Время
Трудовые ресурсы
Деньги
Знания
Объективность
Слайд 52Когда не следует приглашать консультанта
Принятие решений
Игра с законом
Участие в конфликтах
Формальные
результаты
Слайд 53Когда следует приглашать консультанта
Наличие проблемы.
Недостаток временных или человеческих ресурсов для
решения проблемы.
Недостаток специальных знаний для решения проблемы.
Высокая цена вопроса.
Слайд 54Процедура отбора консультанта
Предварительный отбор (лонг-листинг — long listing)
Составление окончательного списка
кандидатов(шот-листинг — short-listing)
Окончательный выбор
Слайд 55
Процедура отбора консультанта (long listing)
Независимый консультант
Слайд 56Процедура отбора консультанта (long listing)
Российское консультационное агентство
Слайд 57Процедура отбора консультанта (long listing)
Иностранное консультационное агентство
Слайд 58ПРОЦЕСС КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Предварительная стадия
Предпроектная стадия
Проектная стадия: (диагностика+внедрение)
Послепроектная стадия