Слайд 1Лекция 10
Структурализм
«Все человеческие знания получены из опыта; другого источника знания
не существует».
Э.Б.Титченер
Слайд 2Эдвард Брэдфорд Титченер (1867-1927)
Слайд 3Ученик и соперник В.Вундта – Эдвард Брэдфорд Титченер
Выходец из английской
дворянской семьи.
Учился в Оксфорде, увлекся философией и физиологией, но, поскольку
в Англии интерес к физиологии не поощрялся, уехал учиться в Германию к В.Вундту.
Получил степень доктора и собирался быть первопроходцем в области экспериментальной физиологии в Англии.
Поскольку его коллеги скептически относились к психологии, выехал в США .
Когда он покинул Англию, ему было 25 лет. Всю оставшуюся жизнь он провел в Корнелльском университете.
Слайд 4«Живая легенда» Корнелля
За 35 лет работы Титченера под его руководством
было защищено свыше 50 докторских диссертаций.
Им было написано более 60
научных трудов, переведены на английский язык работы Вундта.
В итоге ему удалось создать собственною систему, получившую название структурализма, по его словам «единственную систему в психологии, достойную упоминания».
Слайд 5Структурализм
Предмет психологии – изучение сознательного опыта, т.к. именно такой опыт
зависит от испытуемого субъекта.
Все другие науки, кроме психологии, независимы от
испытуемого субъекта.
Титченер определял сознание как сумму переживаний, существующих в данный момент времени, а разум – как сумму переживаний, накопленных в течение жизни.
Сознание – это комплекс текущих психических процессов, а разум – итог этих процессов.
Слайд 6Чем отличались подходы к изучению сознания Вундта и Титченера
Подход Вундта
1)
Главное внимание уделял объективным, количественным показателям, исследуя синтез элементов сознания
посредством апперции.
2) Делал упор на изучении целого (т.е. целостного сознания).
Подход Титченера
1) Считал, что такой метод не позволяет выделить элементарные ощущения и образы, возникающие в сознании, а значит, необходимо разложить сложный осознанный опыт на составляющие.
2) Стремился к открытию атомов человеческой психики.
Слайд 7Что такое сознательный опыт
Физически единицы веса, пространства, времени, температуры являются
неизменными.
Психологически они могут восприниматься по-разному в зависимости от испытывающего их
субъекта.
В первом случае речь идет о фактах и законах физики, во втором – о фактах и законах психологии.
Какая из линий длиннее
Слайд 8Какова структура сознательного опыта
Сознательный опыт состоит из
ощущений, которые являются
основным элементом восприятия и даются нам в виде звуков, зрительных
образов, запахов и.т.д.
образов, которые являются элементами идей и отражают переживания, не связанные с текущим моментом
эмоциональных состояний, которые проявляются в чувствах ненависти, любви, печали и т. д.
Слайд 9Как можно изучать сознательный опыт
Сознательный опыт изучается с помощью наблюдения.
«Чтобы
отличить его от наблюдения внешнего, применяемого в естественных науках, наблюдение
в психологии, направленное на внутренние психические процессы наблюдателя,»получило название интроспекции».
Как только человек начинает наблюдать за своим внутренним состоянием (гневом, разочарованием), оно исчезает, т.к. сознание препятствует хладнокровному рассмотрению эмоций или других психических явлений.
Таким образом, методом структурализма является внутреннее наблюдение или интроспекция.
Слайд 10Как осуществлять интроспективное наблюдение
Существует три условия:
1) Внимание к явлению,
которое должно быть на максимально возможном уровне концентрации.
2) Регистрация явления
(или самоотчет), которая должна быть фотографически точной.
3) Субъект должен быть беспристрастным и принимать факты такими, какие они есть на самом деле.
Слайд 11В чем заключаются основные задачи структурализма
1) Психолог отвечает на вопрос
«что», разбивая психическое переживание на составляющие элементы.
2) Он отвечает на
вопрос «как», формулируя законы о связях этих элементов.
3) Он отвечает на вопрос «почему», объясняя психические процессы в терминах соответствующих параллельных процессов в нервной системе.
Таким образом, цель структурной психологии состоит в открытии элементарных составляющих сознания, т.е. в разложении сознания на части и определении его структуры.
Слайд 12Критика структурализма
Структурализм критиковали за метод, т.е. за интроспекцию.
Возникает вопрос: «Вундт
тоже применял метод интроспекции. Почему его критиковали гораздо реже»
Интроспекция Вундта
была более объективной, т.к. он исследовал определенные количественные реакции на внешние стимулы.
Слайд 13Критика структурализма
Второе направление критики было связано с вопросом о том,
что же, собственно говоря, учились делать люди, занимавшиеся структурной интроспекцией
В
процессе изучения структуры сознания происходила ошибка стимула – смешение психических процессов восприятия объекта и влияния самого объекта.
Основной задачей структуралистов было избегание ошибки стимула, что, по сути, невозможно при изучении сознания.
Слайд 14Критика структурализма
Третье направление критики было направлено на стерильность и искусственность
структурализма.
Если что-то не подходило по своим методам и задачам структуралистам,
они исключали его из своего рассмотрения.
Так, например, не подходили детская психология и зоопсихология, и Титченер не рассматривал их как отрасли психологии.
Слайд 15Вклад структурализма в развитие психологии
Интроспекция в исследованиях структуралистов, основанная на
наблюдении, эксперименте и измерении, до сих пор остается самым значимым
методом изучения сознания.
Разновидность интроспекции – самоотчет, был разработан в структурализме.
Структурализм сыграл роль мишени для критики, что позволило психологии продвинуться за границы, определенные ей системой Титченера.