Слайд 1Лекция 12.
ЭКЛЕКТИКА
Конец Х1Х- начало ХХ вв.
Эклектика как реакция
на противоречия классицизма.
Версии и направления эклектики.
Новые принципы
формообразования
в творчестве ведущих архитекторов эпохи.
Слайд 2Эклектизм предлагал выход из обострявшегося конфликта между архитектурой и жизнью,
но выход компромиссный:
вместо ориентации на нормы классицизма оказалась возможной
свобода обращения к любым формальным системам, созданным зодчеством в его истории;
сохранялась и убежденность в том, что форма может и должна развиваться по собственным законам.
Слайд 3Сама свобода выбора
способа организации формы делала пространственную структуру сооружений
и их конструкцию уже не столь однозначно зависящими
от стереотипов стиля.
Слайд 4ФОРМА-ФУНКЦИЯ
Устанавливалась связь между
назначением и формой
здания.
Связь эта имела поначалу чисто знаковый, ассоциативно-символический характер.
Слайд 5Так, для протестантских церквей Англии и США стало обычным обращение
к прообразам поздней готики
1.
Слайд 6Византийские и древнерусские истоки казались естественными для форм православных храмов.
1.
Новочеркасский
войсковой собор.
Архитектор Ященко
Слайд 11Пышность необарокко казалась особенно уместной для сферы отдыха и развлечений.
Здание
«Гранд Опера» в Париже.
Архитектор
2.
Слайд 12Разрыв особенно очевиден там, где стремились соединить романтичную живописность с
формальной дисциплиной ордера — примером такого рода стало здание Большой
оперы (1861—1875) в Париже Ш. Гарнье, предмет бесчисленных подражаний в конце века.
Слайд 17Здания банков имитировали формы раннего итальянского Возрождения, напоминая об историческом
истоке банковского дела
Здание банка в Ростове-на-Дону. 1905 г.
Архитектор Перетяткович М.М.
3.
Слайд 18Реминисценции античного Рима избирались для официальных учреждений
Здание Гауптвахты в Новочеркасске.
Архитектор
4.
Слайд 19Характерными для времени, когда отмирал классицизм и утверждались методы эклектики,
стали ордерные композиции, основанные на многократном, равномерном повторении ордерной ячейки.
Такие композиции не имели ни выявленного центра, ни завершающих акцентов на флангах; между ярусами архитектурных ордеров не было качественного различия.
Такая классическая тема (однородной ритмической ткани стены) использовалась для зданий министерств и других казенных присутственных мест .
Отбрасывались основные принципы классицистической композиции:
внутренняя завершенность (принцип «ни убавить, ни прибавить»),
подчиненность центру,
членение на основание, тело и венчание.
5.
Слайд 20Для ранней эклектики в Америке также характерны композиции, основанные на
многократном повторении ордерной ячейки и не имеющие выделенного центра.
Нью Йорк.
Универсальный магахин Хауорта.
Арх. Р. Гейнор. 1857г.
5.
Слайд 21В Петербурге такой характер имеют здания, построенные в 1844—1853 гг.
на Исаакиевской площади для Министерства государственных имуществ. Здесь предвосхищены характерные
черты «офиса», образованного из равноценных конторских ячеек.
5.
Слайд 22Обращение к «мавританскому стилю».
Грязелечебница в Таганроге
6.
Слайд 24«Китайщина» и некие конгломераты знаков восточной экзотики на фоне расцвета
классицизма, отмечали выход из сферы ритуализовапной жизни в некое «Зазеркалье»
праздника, карнавала.
Слайд 26Обращение к «русскому стилю».
Арх. Васильев. Школа домоводства. Ростов-на-Дону.
7.
Слайд 30Расширение круга источников подражания
в пределах традиционного историзма шло следом
за умножением визуальной информации, вовлекавшейся в культурный обиход людей XIX
в.
Слайд 31Признание ценности различных культур, вошедшее в программу европейского романтизма,
снимало
ореол исключительности с традиций художественной культуры, шедших от античности и
итальянского Ренессанса.
В архитектуре середины и второй половины XIX в. использовались прообразы, восходяшие к византийскому, древнерусскому, романскому и готическому зодчеству, проторенессансу Тосканы, французскому и северному Возрождению, барокко и рококо, Все эти версии и направления и тенденции развивалось параллельно.
Слайд 32Критерии, на которые опирался классицизм утратили обязательность.
Даже если
архитекторы обращались к воспроизведению античных и ренессансных форм, они следовали
классическим канонам только в рисунке фрагментов, которые связывались в целое чисто практическим подходам к структуре объекта.
Слайд 33ФОРМА-конструкция
Использование металлических конструкций
не могло не
повлиять на форму здания.
Слайд 34
Противоречия взаимосвязи
формы и конструкции получили разрешение.
Новые металлические конструкции
получили семантическую связь
с новыми типами сооружений и их назначением.
Слайд 35В 1851 г. архит. В. Бальтар создал проект металлостеклянных павильонов
оптового рынка — «чрева Парижа» — вместо ранее задуманных массивных
построек.
Металло-стеклянные своды стали применять для дебаркадеров железнодорожных вокзалов — этот стереотип утвердился в 1850-е годы, а в 1863—1865 гг. получил логичное и смелое воплощение в конструкциях лондонского вокзала Сен-Панкрас, основой которых были пологие трехшарнирные арки стрельчатого очертания с пролетом в 73 м, тогда самым большим в мире (инж. У. Барлоу).
Слайд 41Когда выяснилось, что традиционными средствами невозможно соорудить гигантское здание для
первой Всемирной выставки в Лондоне (1851), было принято предложение садовника
и инженера Дж. Пэкстона -- построить не монумент, а прозрачное вместилище экспонатов и толп зрителей из металла и стекла, подобие оранжерей для тропических растений.
Похожую оранжерею с арочным металлическим каркасом Пэкстон построил в 1836—1840 гг. в Четуорсе, поместье герцога Девонширского. Используя этот опыт, он соорудил «Хрустальный дворец» — пятинефную «оранжерею для машин» со стеклянным сводом на чугунных арках над широким средним нефом. М
Металлические конструкции монтировались из стандартных элементов, изготовленных на заводах. Современников поражала эфемерность гигантского объема, где прозрачное стекло заменило массивы стен. Принципиально новой была и композиция, основанная на суммировании стандартизированных ячеек.
Тенденция, наметившаяся в архитектуре 1840-х годов, получала логическое завершение. Отзывы о «Хрустальном дворце» были разноречивы. Однако новизна назначения позволила включить «оранжерею» в число стереотипов, приемлемых для массового сознания. Большие павильоны Всемирных выставок, проводившихся во второй половине XIX в. (местом их стал в 1855—1900-х годах Париж), выполнялись в металлостеклянных конструкциях и стали опытным полигоном для новаторских инженерных решений.
Слайд 42Суровую утилитарность таких конструкций отделяли от городских площадей, на которые
выходили вокзалы: она казалась уместной только в соприкосновении со специфическим
миром железнодорожных путей и дымящих локомотивов. Дебаркадер вокзала Сен-Панкрас скрыла от города «маска» шестиэтажного неоготическогс отеля, над темными кирпичными стенами которого вздымались башни, щипцы и пинакли (Дж. Скотт, 1874). Русско-итальянскую декорацию получили вокзалы, которые построил на конечных станциях дороги Москва — Петербург К. Тон (1851).
Попытки соотнести с новыми конструкциями визуальную форму традиционно монументальных сооружений не встречали понимания.
Примеры такого рода для второй половины XIX в. почти уникальны. Среди них сооруженные инженером А. Лабрустом.:
-- библиотека св. Женевьевы (1843—1850);
-- новый читальный зал Национальной библиотеки (1862— 1868) в Париже,
Слайд 44Архитектор соединяет в здании библиотеки св. Женевьевы массивную каменную аркаду,
замыкающую объем, с открытым металлическим каркасом, формирующим внутреннее пространство. Своды
большого читального зала несут ажурные арки, опирающиеся на стены и ряд тонких чугунных колонн посередине. Такая конструкция обеспечила хорошую освещенность и свободу использования площадей
Слайд 48Эклектика –как поток формообразования, определяемый поисками способов и приемов решения
противоречий, возникших (вызревших) в предыдущей системе формообразования
Слайд 49 Формирование целостного контекста в исторической среде города Таганрога
Слайд 51Консерватизм вкусов буржуазного заказчика, требовавший оправдания любой формы в исторических
реминисценциях, парадоксально сочетался с отрицанием профессиональных канонов, препятствовавших практическому решению
архитектурных задач.
Компромиссы, возникавшие на этом фоне, вели к размыванию критериев ценности и профессионального мастерства.
Хорошее стало трудно аргументированно отделить от плохого и тем труднее противостоять давлению господствующих вкусов на профессиональное сознание.
Становление новой системы критериев побуждалось антибуржуазной оппозицией. Эта оппозиция не была однородной. Антибуржуазность объединяла критиков, связанных с уходящей аристократической традицией, и либерально настроенную интеллигенцию.
В сфере художественного их атаки сосредоточились на:
бутафорности эклектизма в прикладном искусстве и архитектуре,
на бессмысленном изобилии декорации, разраставшемся в угоду буржуазному потребителю.
Слайд 52Эклектическую бутафорию стали критиковать как проявление лжи и безнравственности буржуазной
цивилизации. Вновь выступили на первый план отношения формы и функции,
которые использовались как главный аргумент критикой классицизма, открывшей путь эклектике.
Однако теперь они рассматривались шире:
как проблема знакового выражения функции через визуальную форму,
широкого осмысления целесообразной зависимости формы от конструктивной структуры, материала и назначения объектов.
Слайд 53Принцип «правдивости» форм предметно-пространственной среды во второй половине XIX в.
по-своему разрабатывался в Америке. В соответствии со специфическим культурным климатом
страны, где быстрое развитие промышленности рождало острый интерес к технике и естественным наукам, этот принцип получил прагматические акценты.
В круг эстетических переживаний включались и достижения технического прогресса, отношение к которым окрашивалось той же романтической восторженностью, как и преклонение перед величием природы.
Прошлому, к которому тяготела Европа, была противопоставлена «идея прогресса», вера в развитие по неуклонно восходящей линии и в ценности живого сегодняшнего. Идеал, а с ним истину, искали не в эстетических предпочтениях, уводящих в прошлое, а в целесообразности функциональных связей живого организма или разумно сконструированной машины. В этом интеллектуальном климате складывалась идея «прекрасно-целесообразного», получившая не только эстетическое, но и этическое значение; ее поддерживало и характерное подчеркивание пуританского императива «правдивости».
Слайд 54Конкретную форму эти идеи стали находить поначалу вне зоны профессионального
мышления архитекторов; первые четкие формулировки исходили от ученых, инженеров, поэтов
и художников. Для ученых была характерна прагматическая окраска идеи, заставлявшая переносить акценты с правды образной метафоры на правдивость визуального выражения структуры вещи и ее соответствие утилитарному назначению
В 1854 г. на собрании Американской ассоциации науки физик Джозеф Генри заявил: «Дурной вкус — делать подсвечник в виде статуи Аполлона или использовать красивую картину как экран перед камином. Здание должно планироваться изнутри».
Слайд 55Завершением этой линии мысли были эстетические концепции скульптора Горацио Гриноу
и архитектора Луиса Салливена. Они систематизировали интерпретации механических и биологических
функций в понятиях эстетики, дополнив их прямыми связями с формированием предметно-пространственной среды. Гриноу превратил мечту о прекрасно-целесообразной архитектуре в стройную концепцию.
Красоту он определял как обещание функции, а действие — как осуществление функции. Вне связи с функцией возможно лишь украшение. Гриноу пришел и к мысли о соответствии формы и функции — эта последняя идея получила позднее широкую разработку у Салливена.
Слайд 56В статье «Высотные административные здания, рассматриваемые с художественной точки зрения»
(1893), Салливен впервые сформулировал основу своего творческого кредо — закон,
которому он придавал универсальное и абсолютное значение: «Будь то орел в стремительном полете, яблоня в цвету, ломовая лошадь, везущая груз, журчащий ручей, плывущие в небе облака и над всем этим вечное движение солнца — всюду и всегда форма следует за функцией»
У Салливена «закон» стал основой плодотворной творческой концепции. Исходное понятие, «функция» для него — синтетическое понятие, охватывающее не только утилитарное назначение объекта, но и эмоции, которые он должен вызвать.
Соотнося форму и функцию, Салливен имел в виду прежде всего:
метафорическое выражение в форме всего разнообразия проявлений жизни;
прагматические ноты в его концепции отступают па второй план;
в утилитарном он видит лишь часть задачи, притом не ту, которая доминирует в метафоре образа.
Рационалистический идеал «прекрасно-целесообразного» у него прочно соединен с этическими мотивировками.
Слайд 57В 20-е годы, Германский Баухауз, (возникновение которого связано с направлением
экспрессионизма) , начинал с утопической идеи установления всеобщей гармонии через
деятельность художника.
Путь ликвидации противоречий видели в том, что обществу будет предъявлена модель гармоничного порядка — «интегральное произведение искусства». Казалось, если предметная среда — вещественное воплощение социального, то совершенная структура среды должна стать генетическим кодом новой, лучшей организации общества, несущим черты социального и нравственного идеала. Проповеднические идеи воплощались в лаконичные формы-символы, энергия которых казалась противопоставленной пассивности, вторичности изобразительных аллегорий, без которых не могло обойтись морализующее искусство второй половины XIX в.
Слайд 58Поначалу средства осуществления идеала виделись в возвращении ремесленничества, однако его
место скоро заняла машинная техника. Стандарт и серийность стали ключевыми
понятиями новых концепций. Обеспечивающие эффективность массового производства, они выступали как условия справедливого решения социальных задач и тем самым связывались с этическими ценностями. Этические предпосылки побуждали к унификации, иногда и не обусловленной требованиями технологии, комплексов среды, в которых виделись фрагментарные воплощения утопического идеала (жилые поселки, строившиеся в Германии в конце 20-х годов).
Европе 20-х годов, сепарировали короткий афоризм: «форма следует функции».
Заметим, что и Салливен, и его идейный предшественник Гриноу, используя это словосочетание, отнюдь не вкладывали в глагол «следует» представление о жестко детерминированной зависимости, да и функцию не отождествляли с одной только утилитарной «технологией», которой осуществляется назначение объекта.
Салливен имел в виду необходимость знакового выражения функции во всей ее внутренней сложности, а не точное соответствие пространственных параметров функционального процесса его оболочке. Формой он называл «внешнюю особенность [вещи], указывающую нам, чем именно она является, в чем ее отличие от нас и от других вещей», т. е. материальные знаки, складывающиеся в метафору, которая раскрывает не только прямое назначение объекта, но и характеристики времени и человеческих отношений, определившие функцию.
Слайд 59В конечном счете западноевропейский архитектурный рационализм 20-х годов (позже, уже
в 30-е годы, его стали называть функционализмом) под давлением технократического
мышления стал превращаться в новый тип профессиональной рутины.
Любая задача сводилась к утилитарной, при решении которой в форме сознательно воплощался лишь минимум практической информации
По-прежнему говорили о правде и правдивости архитектурной формы, но за этими понятиями теперь хотели видеть лишь соответствие визуально воспринимаемой и функционально-конструктивной структуры.
Слайд 60Параллели между эклектикой рубежа 19 и 20 веков и эклектикой
рубежа 20-21 веков.
Слайд 61 взаимосвязь новой формы с городским историческим контекстом
Слайд 62Неомодерн
в Ростове-на-Дону. Конец 20 - начало 21 веков.
Слайд 70Разъединение красоты и «прочности» стало само собой разумеющимся в эклектике.
Закономерность связи между декорацией фасадов и системой внутренних пространств здания
перестала быть правилом.
Вокруг проблемы выбора складывался стержень концепций эклектической архитектуры.
Слайд 73Противоречия взаимосвязи формы (оболочки) и структуры внутренних пространств (обусловленной функциональным
процессом).
Закономерность связи
между
декорацией фасадов
и системой внутренних пространств здания
перестала быть правилом.