Слайд 1МКОУ СОШ №3 г.Уржума
ПАКЕТ МАТЕРИАЛОВ И РЕКОМЕНДАЦИЙ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
обучающихся
НА ПЕРИОД: 20 апреля – 25 апреля
КЛАСС (ПАРАЛЛЕЛЬ): 7 класс
ПРЕДМЕТ:
МУЗЫКА
Учитель: Жуйкова Ирина Андреевна
Слайд 2ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРЕДМЕТУ
В течении недели с 20 по 25
апреля учащиеся знакомятся с материалами урока.
По видеофайлам возможна
самостоятельная работа – просмотр, анализ, если потребуется, повторный просмотр.
По ссылкам на видеофайлы можно послушать и посмотреть исполнение фрагментов произведений
Обязательно выполнить домашнее задание и отправить учителю в форме фотоотчёта (фотографии) на электронную почту учителя zhuykova_irina@list.ru или в VK
Слайд 3Задание:
Записать в тетрадь название темы (слайд 4), переписать в тетрадь
информацию со слайдов 5,6,16,19,21,27.
Открой и изучить материал в ссылках, в
них дан видео и аудио материал.
Слайд 6Год создания – 1822. Ф. Шуберт создавал симфонию сначала в
виде наброска («дирекциона»). Сохранились наброски - дирекционы трёх частей, в
партитуре написаны лишь две первые части. Восьмая симфония была посвящена музыкальному обществу в городе Граце, которому Франц Шуберт представил две части в 1824 году.
После 1822 года Ф. Шуберт к симфонии не возвращался, причины прекращения работы над ней неизвестны. Рукопись была сохранена другом Ф. Шуберта Ансельмом Хюттенбрюннером, у которого её обнаружил венский дирижёр Иоганн Хербек, впервые исполнивший симфонию в 1865 году
Слайд 8В эпоху романтизма под влиянием программности наблюдалась тенденция либо к
сжатию цикла (у Ф. Листа «Фауст - симфония» в трёх
частях, симфония «Данте» в двух частях, одночастные поэмы), либо к расширению (у Г. Берлиоза «Фантастическая симфония» в пяти частях, симфония «Ромео и Джульетта» в семи частях).
Слайд 9Состав оркестра:2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2
валторны, 2 трубы, 3 тромбона, литавры, струнные.
Слайд 10I часть. Вступление. Откуда-то из глубины в унисоне виолончелей и
контрабасов возникает настороженная вступительная тема, играющая роль своеобразного лейтмотива симфонии.
Она застывает, словно неразрешенный вопрос. Тема звучит лирико-философским раздумьем.
Слайд 11Теме вступления контрастируют две темы экспозиции: задумчиво-элегическая главная партия.
Мелодия простая
и выразительная, словно молящая о чем-то, интонируется гобоем и кларнетом.
Взволнованный, трепетный фон и внешне спокойная, но наполненная внутренней напряженностью кантилена создают ярчайший по выразительности, типично романтический образ.
Слайд 12Без связующей, обязательной у венских классиков, отделенная только лаконичным переходом
(тянущийся звук валторн) от главной, начинается побочная партия. Мягкую вальсовую
мелодию непринужденно запевают виолончели. Возникает островок безмятежного покоя, светлая идиллия. Мерно покачивается, словно убаюкивает, аккомпанемент. Еще более светлый характер приобретает эта тема, когда ее подхватывают и переводят в более высокий регистр скрипки. Тональность соль мажор вносит радостное оживление.
Слайд 13Разработка развертывается исключительно на материале вступления. Вступительное построение к ней
звучит таинственно и настороженно. Унисонная тема, медленно и неуклонно сползая
вниз, переходит в глухой рокот тремоло басов. Исключение составляет синкопированная ритмическая фигура, отчлененная от побочной партии (аккомпанемент темы), но в драматической атмосфере разработки она теряет свою танцевальную игривость. Больше того, в контексте разработки ее синкопы лишь нагнетают состояние тревоги. Перерождаясь затем во второй фазе разработки в стучащий пунктирный ритм, они звучат уже с откровенной угрозой:
Слайд 14Реприза не вносит существенно нового, способного направить развитие в какую-либо
иную сторону. В коде вновь скорбно звучит тема вступления, за
которой как бы остается последнее слово:
«Музыка Шуберта, - писал Б. Асафьев, - может сказать гораздо больше, чем любые мемуары и записки, потому что она сама звучит, как неистощимо содержательный, эмоционально объективный дневник».
Слайд 15Материал для изучения темы
https://soundtimes.ru/simfonicheskaya-muzyka/udivitelnye-simfonicheskie-proizvedeniya/frants-shubert-neokonchennaya-simfoniya
Записать в тетрадь прослушанные фрагменты под
нотой.
Слайд 1712 июня 1888 года Чайковский пишет Мадам фон Мекк: «Буду
теперь усиленно работать: мне ужасно хочется доказать не только другим,
но и самому себе, что я еще не выдохся. Частенько находит на меня сомнение в себе и является вопрос: не пора ли остановиться, не слишком ли напрягал я всегда свою фантазию, не иссяк ли источник? …….. не пришло уже время слагать оружие? Не знаю, писал ли я Вам, что решился симфонию писать? Сначала шло довольно туго; теперь вдохновение как будто снизошло».
Слайд 18В имении Фроловском, в семи верстах от городка Клина, в
мае 1888 года и была начата работа над Пятой симфонией.
Слайд 19Пятая симфония принадлежит к циклу симфоний, который можно назвать «циклом
судьбы». Их темой является борьба человека со своей судьбой .
Пятая симфония содержит четыре эпизода, описывающих духовное бессилие человека, - в то время Чайковский только открыл для себя Шопенгауэра и был захвачен его трудами.
Слайд 21Первое исполнение Пятой симфонии состоялось в Петербурге 5 ноября того
же – 1888 – года. Дирижировал сам композитор. Отзыва критиков
были не однозначные.
Слайд 22Выдающимся интерпретатором Пятой симфонии был С. Рахманинов
Слайд 23Первая часть начинается мрачными, разочарованными аккордами. Тема судьбы показана как
подтверждение вселенского скептицизма. Затем вступает второй мотив, неуверенная мелодия вальса,
полная усталости. Два мотива тесно взаимодействуют друг с другом, и несколько драматических нарастаний внезапно находят свой конец в бесцветной балладе, напоминающей тему трех карт из «Пиковой дамы».
Роковые вопросы остались без ответов, и композитор ищет утешения в уединении.
Слайд 24Вторую часть можно назвать, наверное, самым прекрасным анданте, написанным Чайковским.
Бежать из вечного круга вопрошаний, не лучший ли это выход?
Не судорожная жизнь с ее ложными страстями, ведущими к краху, но созерцательная жизнь в башне из слоновой кости, из которой ты видишь лишь простые красоты жизни.
Внезапно медные инструменты грянули тему судьбы, чьи повторения связывают воедино все четыре части симфонии. Утешение не удалось, и прекрасный мотив анданте слышен в последний раз перед тем, как угаснуть.
Слайд 25Но есть еще и другой способ бегства, более удобный, и
он выражен в музыке меланхолического, прекрасного вальса.
Но, увы, музыка
слишком обобщенна и оторвана от жизненных реалий, чтобы служить действенным решением проблем.
И снова тема судьбы полагает конец вальсу.
Слайд 26Четвертая часть: остается последнее утешение, дать бой слепой судьбе.
Скорее
всего, именно в этом идея четвертой части, являющейся почти что
«коронацией» судьбы, чья тема победно возвращается в образе торжественного марша.
Такое завершение симфонии дает интерпретатору право прямо противоположных трактовок — композитор задал загадку: подчиняется ли тема рока общей радости, то есть оказывается ли побежденной,
или это его, рока, победа и торжество?
Слайд 27П.И. Чайковский
«Жизнь имеет только тогда прелесть, когда состоит из чередования
радостей и горя, из борьбы добра со злом, из света
и тени, словом — из разнообразия в единстве».
Слайд 28Материал для изучения темы
https://soundtimes.ru/simfonicheskaya-muzyka/udivitelnye-simfonicheskie-proizvedeniya/p-i-chajkovskij-simfoniya-5
Записать в тетрадь прослушанные фрагменты под
нотой.
Слайд 29Домашнее задание
Нарисовать афишу, к любому из изученных на данной презентации,
произведению.