Слайд 1ЛЕКЦИЯ 14
ТЕМА 10
ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ОЛИГОПОЛИИ
Слайд 2Монополистическая конкуренция: основные характеристики, аргументы «за» и «против»
Поведение фирмы в
условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах
Слайд 33. Поведение фирмы в условиях олигополии:
а) модели сговора и тайного
сговора
б) модель ломаной кривой спроса
в) модель Курно
г ) теория игр
Слайд 4Монополистическая конкуренция: основные характеристики, аргументы «за» и «против»
Слайд 5Монополистическая конкуренция – это рыночная структура, которой присущи черты как
совершенной конкуренции, так и чистой монополии.
Слайд 6Характеризуется:
- большим количеством продавцов и покупателей;
- сравнительно свободным
входом на рынок и выходом;
- информированностью участников о характеристиках
рынка;
- дифференциацией продукта в том случае, когда покупатели рассматривают продукты конкурирующих производителей как близкие, но не взаимозаменяемые («Кока-кола», «Пепси», «Фанта»).
Слайд 7Выделяют четыре главных вида дифференциации продукта:
Местоположение предприятия или магазина.
Физические различия
в качестве товара (вкусовые качества печенья, быстрота действия лекарства и
т.д.).
Качество обслуживания.
Субъективность имиджа товаров (известность торговой марки).
Слайд 9Только произвести товар недостаточно, его надо ещё и показать покупателю
так, чтобы он его купил.
Слайд 10Эдисон:
«Великое искусство написания рекламного объявления заключается в отыскании правильного подхода,
дабы захватить внимание читателя, без чего добрая весть может остаться
незамеченной или затеряться среди извещений о банкротствах».
Слайд 11В. В. Маяковский:
«Ни одно, даже самое верное дело не
двигается без рекламы…
Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь –
хорошая вещь и так пойдёт. Это самое неверное мнение.
Реклама – это имя вещи…
Реклама должна напоминать
бесконечно
о каждой, даже чудесной вещи…
Думайте о рекламе!».
Слайд 12Римляне расписывали стены объявлениями о гладиаторских боях, а финикийцы разрисовывали
скалы по маршрутам разного рода шествий, всячески превознося в этих
росписях свои товары.
Всё это предшественники современной наружной рекламы.
Слайд 13Другую раннюю разновидность рекламы олицетворял собой городской глашатай. «Золотой век»
Древней Греции видел глашатаев, которые ходили по улицам Афин, возглашая
о продажах рабов, скота и прочих товаров.
Слайд 14Поворотным пунктом в истории рекламы стал 1450г.,
год изобретения Гуттенбергом
печатного станка.
Первое печатное объявление
на английском языке появилось в 1478г.
В
1622г. реклама получила мощный стимул в виде начавшей выходить первой газете на английском языке, которая называлась «Уиклиньюс».
Слайд 15Введение в1813г. обязательного начального
образования повысило уровень грамотности
и способствовало росту
газет и журналов.
Изобретение радио, а позднее телевидения
означало появление двух
замечательных
средств распространения рекламы.
Слайд 16Зачем нужна реклама?
чтобы сбыть товар
чтобы процветала фирма
чтобы найти надёжного
партнёра
чтобы хорошо зарабатывать
Слайд 17Цели рекламы
1. Формирование у потребителя определённого уровня знаний о данном
товаре, услуге
2. Формирование у потребителя определённого образа фирмы
3. Формирование потребности
в данном товаре, услуге
4. Формирование благожелательного отношения к фирме
5. Побуждение потребителя обратиться к данной фирме
6. Побуждение к приобретению именно данного товара у данной фирмы
7. Стимулирование сбыта товара или эксплуатации услуг
8. Ускорение товарооборота
9. Формирование у других фирм образа надёжного партнёра
10. Помощь потребителю в выборе товаров и услуг
Слайд 18Направленности рекламы
Функциональная заключается в том, чтобы доходчиво донести покупателю образ
товара и преимущества именно этого товара, вызвать интерес и подвести
к его приобретению.
Информационная – создание доступных описаний, помощь в поиске необходимых товаров и услуг.
Социальная – реклама отражает уровень развития общества, экономических отношений, степень заботы государства о своих гражданах.
Слайд 19 ИМИДЖ – РЕКЛАМА
В основном, это реклама по созданию
благоприятного образа (имиджа) фирмы и товара. Её основная роль –
ознакомить потенциальных покупателей или пользователей с продукцией (услугой), с назначением продукции, её характеристиками, а также с направлениями деятельности, с теми преимуществами, которые получает покупатель, обращаясь к данной фирме.
Вторая роль имидж-рекламы – создать благоприятное впечатление именно о данном товаре или фирме. В целом, основное назначение ИМИДЖ-РЕКЛАМЫ – закрепить в сознании широкого круга людей положительный образ товара или фирмы.
Слайд 20СТИМУЛИРУЮЩАЯ РЕКЛАМА
Это самый распространённый вид
рекламы. Направлена она, в основном,
на стимулирование потребностей
покупателей. Задача стимулирующей
рекламы – стимулировать
потребность
в приобретении товара
или эксплуатации услуги
определённой фирмы.
Её направленность ограничена, она должна быть адресована пользователям или покупателям определённой фирмы. В большинстве случаев довольно трудно строго очертить круг
потенциальных покупателей или выявить
читаемые только ими издания.
Слайд 21РЕКЛАМА
СТАБИЛЬНОСТИ
Даже при налаженном сбыте товаров и услуг, и при
полном «портфеле заказов» необходимо время от времени закреплять рекламой достигнутые
результаты.
Это может быть: скрытая реклама в виде статей о деятельности фирмы и её товарах; участие в выставках; прямая почтовая рассылка постоянным партнёрам проспекта (отчёта) о годовой деятельности фирмы.
Слайд 22дифференциация продукта помогает наиболее полно удовлетворять потребности людей во всем
их многообразии;
постоянное совершенствование продукта ведет к повышению уровня жизни;
дифференциация продукта
развивается в направлении улучшения его качества и повышения эффективности производства;
реклама снабжает потребителя ценной информацией о качестве продукта, его цене, способе использования и т.д.
дифференциация и реклама стимулируют конкуренцию и придают импульс развитию всей рыночной системы.
Аргументы «за» дифференциацию и рекламу
Слайд 23общество бесполезно тратит ограниченные редкие ресурсы на создание бессмысленной разницы
в продуктах одного типа;
дифференцирование и реклама стремятся воздействовать на вкусы
и предпочтения потребителей, изменить их, вызвать новые потребности;
информация, содержащаяся в рекламе, по меньшей мере минимальна и недостаточна, а часто бывает и намеренно обманчивой;
реклама своего продукта становится обязательной для фирмы, не желающей проиграть в конкурентной борьбе;
расходы на рекламу столь велики, что способны стать барьером на пути вхождения в отрасль и тем самым уменьшить остроту конкуренции;
реклама превращается в вид налога на общество.
Аргументы «против» дифференциации и рекламы
Слайд 24Последствия рекламы
Расширяет спрос на продукт (кривая спроса – вправо)
Снижается эластичность
спроса
Повышается рыночная власть продавца
Повышаются отраслевые барьеры (лояльность к торговой марке)
Сокращение
избыточных мощностей
Источник долгосрочной инфляции
Слайд 252. Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и
долгосрочном периодах
Q1 Q2
Q
P
PE
M
MC
AC
K
L
E
MR
D
а) – максимизация прибыли
Рис. 1. Равновесие монополистической конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
Точка равновесия фирмы определяется пересечением кривых MC и MR
Условие MC=MR есть условие максимизации прибыли
Q1
Q
P
K
AVC
AC
MC
L
M
N
E
MR
D
S
PE
б) – минимизация убытков
Рис. 1. Равновесие монополистической конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
QE Q
P
E
MR
D
MC
LRAC
PE
Рис. 2. Равновесие монополистически конкурентной фирмы в долгосрочном периоде
Точка равновесия не соответствует min LRAC, т.к. кривая D не горизонтальна
P≠min LRAC, производственная эффективность не достигается
Слайд 293. Поведение фирмы в условиях олигополии.
Слайд 30Олигополия
(oligopoly, от греч. oligos — малочисленный
и poleo — продаю) —
рынок, на котором действует небольшое число фирм, продающих похожие или
идентичные товары и действующих стратегически.
Слайд 32Олигополия представляет собой одну из форм несовершенной конкуренции, когда в
отрасли доминируют несколько очень крупных фирм.
Две ключевые характеристики олигополии:
-
наличие барьеров для вхождения в отрасль;
- взаимозависимость фирм, действующих в отрасли.
Слайд 33Пример олигополии на рынке сотовой связи
Слайд 34Динамика количества абонентов и уровня проникновения сотовой связи в РФ
в 2003-2010 гг.
Слайд 35Распределение долей операторов сотовой связи по количеству абонентов в РФ
на 31 декабря 2010 года.
Слайд 36Динамика российского рынка сотовой связи в 2003-2010 гг., млрд. руб.
с НДС.
Слайд 37Динамика ARPU сотовых операторов в 2006-2010 гг., руб.
ARPU (Average revenue
per user ) - средняя выручка на одного пользователя
Слайд 38Методы ценообразования олигополии
Слайд 39Группа фирм, осуществляющих раздел отраслевого рынка и совместно принимающих решения
о ценах и объеме производства называется картелем.
Условия картельного соглашения:
спрос на
продукцию картеля должен быть неэластичным по цене;
у продукта не должно быть близких заменителей;
все участники должны соблюдать установленные правила игры.
а) модели сговора и тайного сговора
Слайд 40D1
D2
б) модель ломаной кривой спроса
Q
MR2 Q
б)
Рис. 3. Кривая зависимости спроса от цены олигополистов
D1
D
B
A
Q
MR Q
в)
Рис. 3. Кривая зависимости спроса от цены олигополистов
MC1
D
B
A
Слайд 44Ценовая политика
Ценовая политика компании-олигополиста играет огромную роль в ее жизни.
Как правило, фирме не выгодно повышать цены на свои товары
и услуги, поскольку велика вероятность того, что другие фирмы не последуют за первой, и потребители «перейдут» к компании-сопернику. Если же фирма понижает цены на свою продукцию, то, чтобы не потерять клиентов, конкуренты обычно следуют за понизившей цены компанией, также снижая цены на предлагаемые ими товары: происходит «гонка за лидером»
Слайд 45Ценовая политика
Таким образом, между олигополистами нередко случаются так называемые ценовые
войны.
Слайд 47Основывается на следующих предпосылках:
в отрасли существуют лишь 2 фирмы (дуополия);
каждая
фирма воспринимает объем производства конкурента как данность;
обе фирмы максимизируют прибыль.
в)
модель Курно
Слайд 49Сотрудничество с другими фирмами
Некоторые олигополисты действуют согласно принципу «не имей
ста рублей, а имей сто друзей». Таким образом, фирмы вступают
в сотрудничества с конкурентами, такие как альянсы, слияния, тайные сговоры, картели. Например, олигополист по авиаперевозкам, «Аэрофлот» в 2006 году вступил в альянс «SkyTeam» с другими мировыми авиакомпаниями, страны — нефтедобывающие державы объединились в ОПЕК, часто признаваемую как картель. Примером слияния двух компаний можно назвать объединение авиакомпаний «Air France» и «KLM». Объединившись, фирмы становятся мощнее на рынке, что позволяет им увеличить выпуск продукции, свободнее изменять цены на свои товары и максимизировать свою прибыль.
Слайд 51Мировое сотрудничество в сфере автомобилестроения
Слайд 53Организационно-экономические формы концентрации
Картель — форма объединения, гласное или негласное соглашение группы
близких по профилю предприятий об объемах продажи, ценах и рынках
сбыта;
Синдикат — форма объединения предприятий, выпускающих однородную продукцию, организует коллективный сбыт через единую торговую сеть;
Трест — форма объединения, в которой участники теряют свою производственную и финансовую самостоятельность.
Консорциум — временное объединение предприятий на основе общего соглашения для осуществления какого-либо проекта;
Слайд 55Организационно-экономические формы концентрации
Конгломерат — объединение разнопрофильных фирм. Обычно сохраняется высокая степень
самостоятельности и децентрализация управления;
Холдинг — головная компания, контролирующая деятельность других компаний,
может не заниматься производственной деятельностью;
Концерн — объединение предприятий, связанное общностью интересов.
В подавляющем большинстве стран мира процессы объединения предприятий контролируются антитрастовым законодательством.
Слайд 57Использование теории игр при анализе поведения олигополии
Слайд 58Теория игр в олигополии
Теория игр была разработана Дж. фон Нейманном
и О. Моргенштерном в 1944 г., ее дальнейшую разработку продолжил
Дж. Нэш.
Эта теория рассматривает поведение фирм на рынке как игру, причем имеются определенные правила игры, по результатам которой начисляются «призы» и «штрафы». Участники игры определенно не знают стратегию конкурента, поэтому их поведение основано лишь на прогнозах.
В модели олигополии фирма осуществляет оптимальную политику, ориентируясь на действия своих конкурентов, и предполагает, что конкуренты в отрасли будут поступать аналогичным образом. Данная концепция была сформулирована Нобелевским лауреатом Дж. Нэшем в 1951 г. и получила название «равновесие Нэша». Фирмы «играют», т. е. они принимают решение понизить или повысить цену, рекламировать свою продукцию или нет и т. д. Условием равновесия является то, что если дана стратегия первого игрока, второму остается только повторить его стратегию.
Слайд 59теория игр
Различают стратегии поведения:
Maximin – характеризует пессимистический подход
Maximax – характеризует
оптимистический подход