Разделы презентаций


Лекция 15. Исцеление слуги капернаумского сотника. Воскрешение сына наинской

Зигабен: «Многие, т.е. из язычников. Востоком и западом обозначил все страны вселенной. Придут ко Мне, т.е. чрез веру; возлягут, т.е. успокоятся. Привел Авраама, чтобы еще более упрекнуть иудеев усыновлением Ему язычников.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 15. Исцеление слуги капернаумского сотника. Воскрешение сына наинской вдовы.

Вечеря в доме Симона-фарисея и прощение грешницы.

Лекция 15. Исцеление слуги капернаумского сотника. Воскрешение сына наинской вдовы. Вечеря в доме Симона-фарисея и прощение грешницы.

Слайд 2Зигабен: «Многие, т.е. из язычников. Востоком и западом обозначил все

страны вселенной. Придут ко Мне, т.е. чрез веру; возлягут, т.е.

успокоятся. Привел Авраама, чтобы еще более упрекнуть иудеев усыновлением Ему язычников. Лоном Авраама назвал успокоение и наслаждение праведных, взаимное общение и жизнь, что и составляет Царствие Небесное».

Исцеление слуги капернаумского сотника

Сотник служил у Ирода Антипы, войска которого, по свидетельству Иосифа Флавия, состояли из наемников. Римские легионы разделялись на 10 когорт (Деян. 10:1), или полков, в каждой когорте было по три манипулы, а каждая манипула состояла из сотней; если число это убывало, сотня не переставала быть сотней. В каждом легионе было 60 сотен. Сотник был очевидно язычник.

Свт. Иоанн Златоуст: «по моему мнению, это означает великую веру сотника, и гораздо большую, нежели какую имели свесившие (расслабленного) сквозь кровлю. Так как он ясно знал, что довольно и одного повеления, чтобы восстал лежащий, то почел излишним приводить его».

Блж. Феофилакт: «Это тот же сотник, что и у евангелиста Луки. Хотя евангелист Лука говорит, что он других отправил послами к Иисусу, но это не противоречит Матфею, который говорит, что сотник сам пришел. Очевидно, что сначала сотник послал других, а потом, когда опасность увеличилась, пошел сам и сказал»

Блж. Иероним: «Он удивился, ибо видел, что сотник понял Его величие… в лице сотника, может быть, вера язычников ставится впереди [веры] Израиля»

Зигабен: «Удивился, что он, не будучи израильтянином и не зная Писаний иудеев о Нем, так легко уверовал. И не только удивился, но объявил о его вере, чтобы другие подражали ему».

Блж. Иероним: «Сынами царства Он называет иудеев, среди которых царствовал Бог»

Зигабен: «Почему Он, не будучи приглашен в дом, Сам говорит, что придет. Потому что заранее знал, что тот уже верует в Него, как Бога, и пожелал, чтобы великая его вера была открыта для последовавших».

Зигабен: «Многие, т.е. из язычников. Востоком и западом обозначил все страны вселенной. Придут ко Мне, т.е. чрез

Слайд 3Воскрешение сына наинской вдовы (Лк. 7, 11-17)
11. После сего Иисус

пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие

из учеников Его и множество народа.
12. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.
13. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.
14. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!
15. Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его.
16. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.
17. Такое мнение о Нем распространилось по всей Иудее и по всей окрестности.

Блж. Феофилакт: «Возвратив здоровье сотникову рабу даже заочно, Господь совершает еще новое чудо. Чтобы кто-нибудь не сказал: что же Он сделал нового над рабом; быть может, раб и не умер бы? - для этого Господь воскрешает мертвого, которого уже выносили».

Блж. Феофилакт: «Не словом только Господь совершает чудо, но и одра касается, - чтобы мы познали, что Тело Его есть Тело жизни. Поскольку Плоть Его была собственной Плотью Слова, животворящего все, поэтому и сама животворит и разрушает смерть и тление».

Блж. Феофилакт: «Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить», чтобы кто-нибудь не подумал, что он воскрешен призрачно. А то, что он сел и начал говорить, было признаком истинного воскресения. Ибо тело без души не может ни сидеть, ни говорить».

Блж. Феофилакт: «Под вдовой можешь разуметь и душу, лишившуюся своего мужа, то есть Слова Божия, всеявшего добрые семена. Сын ее - ум, умерший и выносимый вне города, вышнего Иерусалима, который есть страна живых. Потом Господь, умилосердившись, касается одра. Одр ума - тело. Ибо тело есть поистине одр, гроб. Господь, коснувшись тела, воскрешает ум, делая его юным и отважным. Юноша, то есть ум этот, садится и, воскрешенный из гроба греха, начинает говорить, то есть учить других, потому что, доколе он одержим бывает грехом, он не может учить и говорить. Ибо кто ему поверит?».

Наин – город, лежавший недалеко от Назарета, близ южной границы Галилеи, на северном склоне горы Малый Ермон, в бывшем колене Иссахаровом. Ныне это маленькая деревня. Свое имя «Наин», что значит «приятный», он получил, вероятно, от красивого местоположения в великолепной и богатой пастбищами долине Есдрелонской.

Лопухин: «Покойники у евреев клались не в гробах, а прямо в нишу, сделанную в утесе и скале, и носилки, очевидно, служили только для перенесения тела на место погребения. Господь «прикоснулся» к этому одру, для того чтобы заставить несших остановиться».

«Великий пророк восстал между нами». Все-таки наинские жители не верили еще во Христа как в Мессию, Он для них был только посланником Божиим, великим пророком, который должен помочь народу Божию. Появление Христа, по их мнению, есть только признак наступления мессианского времени.

Воскрешение сына наинской вдовы (Лк. 7, 11-17)11. После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с

Слайд 4Лопухин: «Точнее перевести так: «и вот женщина, которая в городе

была грешницей, т. е. блудницей, узнав». «Была» – прошедшее несовершенное

время, обозначающее не то, что женщина в это время продолжала свою грешную жизнь, а то, какой она представлялась во мнении ее сограждан, по-видимому, еще не знавших об ее обращении на истинный путь».

Блж. Феофилакт: «желая показать им, что всякого спасает вера его, не сказал: жена, Я тебя спасаю, - чтобы они не воскипели большей завистью, но: «вера твоя». Это сказал Он, как я уже заметил, частью для того, чтобы успокоить зависть их, а частью для того, чтобы ввести их в веру, дав им знать, что вера, именно она, спасает. «Иди с миром», то есть в праведности. Ибо праведность есть мир с Богом, подобно как грех - вражда на Бога. Смотри: отпустив ей грехи, Господь не оставил ее только с отпущением грехов, но придал и производительную силу добра».

Блж. Феофилакт: «Многих занимает вопрос: сколько было жен, помазавших Господа миром? Одни говорят, что их было две: одна - упоминаемая в Евангелии от Иоанна, сестра Лазаря (Ин. 12, 3), и другая - та, о которой упоминают евангелисты Матфей (26, 2; 6-7) и Марк (14, 1. 3), и в настоящем месте Лука. Но я верю тем, кои говорят, что их (жен, помазавших Господа миром) было три: одна - сестра Лазаря, упоминаемая у Иоанна, помазавшая Господа за шесть дней до Пасхи, другая, - упоминаемая у Матфея и Марка, помазавшая за два дня до Пасхи, и третья - сия, упоминаемая теперь Лукой, помазавшая Господа в средине евангельской проповеди. И ничего нет странного, что она сделала это еще прежде, чем настало время страдания, а те сделали то же самое близ времени страдания, из подражания ей или по другому побуждению».

Блж. Феофилакт: «О, безумие! Человек поистине фарисей. Но Господь, спрашивая его притчами и выводя на средину двоих должников, незаметным образом высказывает, что и он есть должник, хотя и считающий себя меньше должным, но все-таки должник. Итак, ни ты, должный меньшим, не можешь отдать долг (ибо, одержимый гордостью, ты не имеешь исповедания), ни жена не может. Поэтому обоим будет отпущено. И кто возлюбит более? Без сомнения, тот, кому много отпущено. Сказав это, Он заграждает уста гордеца».

Блж. Феофилакт: «Господь обнаруживает в Симоне гордеца и безумца: гордеца, потому что он, сам будучи человеком, осудил человека за грехи; - безумца, поскольку не уразумел, что жену, которая явила такие знаки веры и любви, нужно было принять, а не отвергнуть. Поэтому Господь и обличает его в том, что он напрасно осудил жену, которая сделала столько, сколько сам он не сделал, не сделал даже гораздо низшего в сравнении с ней… Итак, отпущаются грехи ее, потому что она много возлюбила, то есть обнаружила великую веру».

Блж. Феофилакт: «Этот фарисей, позвавший Господа, кажется, был неправых мыслей, но хитрый и полный лицемерия. Говорит: «если бы Он был пророк»; очевидно, он не веровал, когда так говорил. Господь хотя и знает его непрямоту, однако ж, идет к нему и обедает с ним, конечно, нас через это научая вести себя просто и прямо даже с теми, кои по отношению к нам коварны».

Вечеря в доме Симона-фарисея; прощение грешницы (Лк. 7, 36-50)

36. Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег.
37. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром
38. и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.

По-видимому, фарисей, ниже названный Симоном, получил от Господа какое-то благодеяние и в благодарность за него пригласил Христа к себе на обед.

Свт. Григорий Двоеслов: «Та, которую Лука именует женой грешницей, и которую Иоанн называет Марией, мы верим, что это была Мария, из которой были изгнаны семь бесов согласно Марку».

39. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница.
40. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель.

41. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят,
42. но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?
43. Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.

44. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла;
45. ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги;
46. ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги.
47. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.
48. Ей же сказал: прощаются тебе грехи.
49. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?
50. Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.

Лопухин: «Точнее перевести так: «и вот женщина, которая в городе была грешницей, т. е. блудницей, узнав». «Была»

Слайд 5Вопрос помазания Иисуса Христа миром
Часть исследователей предложила следующее решение проблемы:
Матфей

и Марк описывают одно и то же событие, причем Матфей

опирается на данные Марка;
Лука, вероятней всего, рассказывает о другом омовении, которое хронологически имело место намного раньше;
Иоанн комбинирует оба рассказа, добавляя к нему подробности из служения Марфы.

Ориген считал, что всего было 3 помазания и 3 помазавших, в хронологической последовательности:
безымянной блудницей в доме Симона фарисея, в Галилее, о котором говорится только в Евангелии от Луки;
Марией, сестрой Лазаря, в их доме в Вифании, после воскрешения Лазаря, но до входа в Иерусалим, то есть в субботу (Евангелие от Иоанна);
другой женщиной в доме Симона прокаженного в Вифании в Страстную среду (у Матфея и Марка).

Свт. Иероним отличал грешницу из 7-ой главы Евангелия от Луки от женщины, совершившей помазание в Вифании. Свт. Амвросий Медиоланский также различает помазания в Галилее и Вифании, но воздерживается от окончательного суждения по поводу того, кто их совершил, говоря что это могла быть и одна и та же, и разные женщины. Свт. Иоанн Златоуст допускал, что у Матфея, Марка и Луки речь может идти об одной и той же женщине, но отличал её от Марии, сестры Лазаря. А блж. Августин и свт. Григорий Двоеслов считали, что была одна помазавшая, но два помазания.

Вопрос помазания Иисуса Христа миромЧасть исследователей предложила следующее решение проблемы:Матфей и Марк описывают одно и то же

Слайд 6Свт. Иоанн Златоуст: «Последний (книжник), видя многие знамения, и то,

что многие ими были привлекаемы к Иисусу, надеялся обогатиться от

таковых чудес, почему и поспешил заявить о своем желании следовать за Ним».

Свт. Иоанн Златоуст: «один раб богатства и весьма надменный человек» «почитая недостойным считать себя между простым народом, но, показывая, что он гораздо выше черни, с такими мыслями приступает к Иисусу».

Зигабен: «Повелел это ученикам, чтобы не показаться ищущим славы и уврачевать зависть иудеев; кроме того, чтобы научить нас избегать удивления».

Блж. Августин: «если, по словам Матфея, это (т.е. просьба книжника) было тогда, когда Христос велел переправиться через озеро, а по словам Луки — когда они (т.е. Христос и ученики) шли по дороге, то здесь нет противоречия; потому что в том и другом случае они шли по дороге, чтобы подойти к озеру».

Ответы Христа желавшим следовать за Ним

Лопухин: «Глаголы, указывающие на “отправление,” в 18 и 19 ст. одинаковые, но в разных временах… Книжник, подошедший ко Христу, употребил тот же самый греческий глагол, и это значит, что он просил Христа взять его с Собою в лодку при отправлении на другую сторону».

Матфей сообщает о двух лицах, желавших сопровождать Спасителя, а Лука о трех.

Зигабен: «Этот книжник, будучи сребролюбивым, подозревал, что Иисус за Свои чудеса собирает много денег, и надеялся, что если он последует за Ним, как один из учеников, то соберет большие богатства. Но Христос, зная, чего он хочет, отвечает сообразно его цели».

Блж. Феофилакт: «Христос, идя навстречу его намерению, почти это сказал: «следуя за Мною, ты надеешься собрать богатства; но разве ты не видишь, что Я не имею даже дома? Таковым же должен быть и Мой последователь». Господь сказал это с той целью, чтобы убедить его последовать за Собою, изменить свое настроение: но книжник удаляется».

Блж. Иероним: «Почему ты хочешь следовать за Мной ради богатства и ради временных выгод, когда Я так беден, что не имею даже пристанища и не пользуюсь собственным кровом?»

Блж. Иероним: «так как Он видел [в Господе] одного из многих учителей и был последователем буквы, и не был слушателем духовным, то он и не имел места, где Иисус мог бы приклонить голову Свою».

Прп. Исидор Пелусиот: «отвечал как Сердцеведец, создавый на едине сердца человеческие… Господь удалил его от сопребывания с Собою, чтобы упорство его в злонравии не соделалось причиною соблазна для верующих, т.е. чтобы они, смотря на сего человека, не осудили бы Владычнюю силу в немощи, как не возмогшую обратить его к добродетели».

Блж. Феофилакт: «Христос не запретил следовать за Собою, но показал, что следующий за Ним не найдет той прибыли, какой ищет. Книжник, поняв, что он разгадан, и обманувшись в цели, замолчал. Некоторые говорят, что Христос, прежде зная его, как раба не только сребролюбия, но и других страстей, отвечал иносказательно, назвав лисицами и птицами демонов по причине их хитрости и коварных умыслов против семян и плодов добродетели. Он как бы так говорит: демоны имеют в тебе норы и гнезда, а Я не нахожу и самого краткого пребывания в душе твоей. Норы и гнезда демонов суть страсти, в которых они скрываются и находят покой. Называет Себя Сыном Человеческим, утверждая этим, что Он действительно воплотился, а не призрачно, как предполагали некоторые».

Свт. Иоанн: «Спаситель везде обращал внимание на намерение. Но почему, скажет кто-либо, не позволил? Потому что и без него было кому исполнить то дело, и умерший не остался бы без погребения… Конечно, Иисус запретил ему не потому, чтобы повелевал не воздавать почтения родителям, но с целью показать, что ничто не должно быть для нас необходимее небесного, и что с великим тщанием должно стараться о небесных благах и не забывать о них даже на самый краткий срок, хотя бы отвлекали от того самые нужные и неминуемые дела».

Блж. Феофилакт: «После того как кто-либо предал себя Богу, он не должен возвращаться снова к житейскому. Должен почитать и родителей, но Бога должно ставить выше них. Здесь же родитель был еще и неверный, что видно отсюда: «предоставь мертвым», то есть неверным, «погребать своих мертвецов».

Зигабен: «Полагаю, что умерший человек был неверующий; поэтому и сказал: остави мертвых, т.е. предоставь мертвым по вере погребсти принадлежащих им мертвецов. Этот мертвец – не твой, потому что какое соучастие у верного с неверным».

Блж. Феофилакт: «Он не позволил сего, то есть сходить в дом свой и отдать должное или, скажу проще, проститься. Ибо такой человек обнаруживает в себе привязанность к миру и отсутствие апостольского расположения; ибо апостолы, как услышали призвание от Господа, тотчас последовали за Ним, ничем иным уже не занимались, а оставили даже и прощание с родными. И часто случается, что в то время как человек прощается со своими родственниками, между ними оказываются такие, кои удерживают его от богоподобной жизни, Поэтому хорошо, имея расположение к добру, тотчас же и совершать оное, нимало не медля. Ибо никто, взявшийся за плуг духовный и снова оглядывающийся на мир, не способен к Царству Небесному».

Свт. Иоанн Златоуст: «Последний (книжник), видя многие знамения, и то, что многие ими были привлекаемы к Иисусу,

Слайд 7Домашнее задание
Прочитать следующие отрывки:
Исцеление бесноватого (слепого и немого) (Мф.

12, 22-32; Мк. 3, 20-30; Лк. 11, 14-23).
Изобличение хулы

на Духа Святого (Мф. 12, 24-37; Мк. 3:20-30; Лк. 11:15-26).
О требовании знамения (Мф. 12, 38-42; Лк. 11, 16, 29-32).
Изобличение внешней праведности (Лк. 11:37-54).
Домашнее заданиеПрочитать следующие отрывки: Исцеление бесноватого (слепого и немого) (Мф. 12, 22-32; Мк. 3, 20-30; Лк. 11,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика