Слайд 1Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 15
ЛЕКЦИЯ 15
КОММУНИКАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ
15.1.
Сущность коммуникации
15.2. Невербальная коммуникация
15.3. Коммуникационные сети
15.4. Искусство ведения деловых бесед
Слайд 2Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 15
15.1. СУЩНОСТЬ КОММУНИКАЦИИ
Коммуникации – это процесс обмена информацией между
двумя или более людьми.
В то же время коммуникации - это
способ получения информации, на основе которой руководитель принимает решения и
организует их выполнение.
Эффективное функционирование организации зависит от качества коммуникаций.
Слайд 3Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 15
Основными элементами процесса
коммуникаций являются:
1) отправитель –
человек
генерирующий идеи
и передающий их;
2) сообщение –
текстовая или
закодированная
информация;
4) пользователь –
человек,
используемый
информацию.
3) канал –
средство передачи
информации;
Слайд 4Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 15
Технологически коммуникации представляют
собой совокупность взаимосвязанных процедур
или этапов
движения информации:
1) зарождение
идеи;
2) кодирование
и выбор
канала связи;
3) передача
сообщения;
4) декодирование
информации.
Слайд 5Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 15
1. Зарождение идеи заключается в обдумыва-нии, формировании идеи, концепции,
которые будут предметом обмена.
Источниками идей
является информация (планы, отчеты, нормативы, приказы и т.д.)
2. Для отправления сообщения его необходимо закодировать, а также выбрать канал, совместимый с типом символов.
передача
речи;
электронные
средства связи.
письменных
материалов;
К общеизвестным каналам относятся:
Слайд 6Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 15
3. Передача – физическое использование выбранного канала для доставки
сообщения.
4. Декодирование – перевод символов отправителя в мысли получателя.
При коммуникации очень важной является обратная связь в виде реакции на то, что услышано, прочитано или увидено.
Хорошо спроектированная система обратной связи способствует совершенствованию межличностного обмена.
Слайд 7Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 15
Коммуникации подразделяются на:
1) внутренние
(внутри организации);
2) внешние
(с внешней средой);
В
зависимости от направления циркуляции
информации различают:
а) нисходящие
коммуникации
(сверху – вниз);
в)
горизонтальные коммуникации.
б) восходящие
коммуникации
(снизу – вверх);
Слайд 8Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 15
Коммуникации можно подразделить на организационные и личностные.
Организационные коммуникации,
которые определяются уставом или официальными правилами называются официальной или формальной
организационной коммуникацией.
В организации также присутствуют и неформальные коммуникации в силу стремлений работников знать ту информацию, которую они не получают
по формальным каналам.
Слайд 9Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 15
Информация, передаваемая по каналам
распространения слухов
(неформальная коммуникация):
1) предстоящее
сокращение;
2)
новые меры по
наказаниям за
опоздания;
3) изменение в
структуре
организации;
5) мотивы
конфликтных
ситуаций;
6)
личные
контакты
работников.
4) грядущие
перемещения
кадров;
Слайд 10Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 15
15.2. НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Вербальные символы (слова) это основное сред-ство для
кодирования информации и решений, предназначенных к передаче. Однако в коммуни-кациях
используются и другие символы.
Невербальная (несловесная) коммуникация – это коммуникация осуществляемая на основе жестов, интонаций и т.п.
Эффект большинства посланий создается невер-бальной интонацией: 37% - тональностью голоса и 55% - выражением лица.
Слайд 11Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 15
Основные типы
невербальной коммуникации:
1. Движение тела – (жесты, выражение
лица,
движение глаз, прикосновения, позы и т.п.).
3. Использование среды (манеры помещения
себя в среде, чувство своей и чужой территории,
близость в общении и т.п.).
2. Речь ( качество голоса, засоренность речи,
смех, зевание и т.п.).
Слайд 12Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 15
4. Физическая среда (дизайн помещения, мебели,
чистота и опрятность, освещенность).
6.
Личные физические качества ( строение тела,
вес, рост, цвет волос и
кожи, мускулатура).
5. Время ( опоздания, ранний приход, склонность
заставлять себя ждать, соотношение времени
и статуса).
Слайд 13Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 15
Невербальные коммуникации часто носят бессознательную основу и
свидетельствуют об эмоциях участника коммуникационного процесса.
Жесты, позы, выражения лица и
т.п. являются образцами культуры, в которой «рос» человек. Определенные жесты отражают также этику поведения.
Слайд 14Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 15
15.3. КОММУНИКАЦИОННЫЕ СЕТИ
Линии коммуникации между двумя индивидами или организациями
называется коммуникационным каналом.
Коммуникационная сеть формируется тогда, когда несколько объектов связываются
вместе несколькими каналами.
Коммуникационная сеть – это соединение определенным образом участвующих в данном процессе индивидов с помощью информационных потоков.
Слайд 15Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 15
Создаваемая руководителем сеть
состоит из:
а)
вертикальных;
в)
диагональных
связей.
б)
горизонтальных;
Слайд 16Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 15
Вертикальные связи - это связи от начальника к подчиненным.
Горизонтальные
связи осуществля-ются между равными по уровню индивидами или частями организа-ции
(между начальниками отделов, цехов и т.п.)
Диагональные связи – это связи с другими начальниками и другими подчиненными.
Слайд 17Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 15
Наиболее часто
встречающиеся недостатки:
1. Сеть неадекватна структуре, целям и
функциям,
выполняемым отдельными специалистами (кто-то
может оказаться не включенным в сеть
и т.п.).
2. Перегружены
каналы связи.
3. Коммуникационная
сеть не экономична.
4. Медленная передача
сообщений по сети.
Слайд 18Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 15
Для успеха коммуникации необходимо осознание коммуникационных барьеров.
Факторы, препятствующие успешной
коммуникации, называются коммуникационными барьерами.
Слайд 19Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 15
К числу преград в организационных и
личностных коммуникациях можно
отнести следующие:
1. Искажение сообщений. Искажение может
быть обусловлено рядом причин:
б)
сознательно
в своих интересах.
а) непреднаме-
ренно;
2. Информационные перегрузки. Информации
в сообщении больше, чем необходимо.
(Заключительное слово директора
– 1,5 – 2 часа и т.п.)
Слайд 20Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 15
3. Неудовлетворительная структура
организации (высокая или несовершенная
структура управления).
4.
Несовершенные коммуникационные сети.
Передача сообщений по сети может быт
слишком
медленной, из-за её несовершенства
или перегрузки. Прогресс технологий в
обработке и передаче информации также
является фактором, препятствующим
успешной Коммуникации.
Слайд 21Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 15
5. Барьеры, обусловленные разным
восприятием. Различие социальных
установок на
одну и ту же информацию
7. Плохая обратная связь.
6. Семантические барьеры,
многозначность
слов, неумение слушать и т.п.
Слайд 22Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 15
Способы преодоления барьеров:
2. Разработка устойчивых
к искажению сообщений.
1. Дублирование информации.
3.
Совершенствование
структуры организации.
4. Совершенствование
коммуникационных
сетей.
5. Переподготовка
кадров и т.п.
Слайд 23Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 15
15.4 ИСКУССТВО ВЕДЕНИЯ
ДЕЛОВЫХ БЕСЕД
Принципы ведения деловых бесед:
1.
Первый принцип –
привлечь внимание
собеседника. Если он
нас не слушает, то
воз-
никает вопрос: зачем
вообще говорить.
2. Второй принцип –
пробудить в собеседнике
заинтересованность.
Если наше высказывание
будет ему полезным он
нас будет с удовольст-
вием слушать.
Слайд 24Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 15
3. Третий принцип –
принцип детального
обоснования (аргумента-
ции) своих сообщений.
То есть необходимо убе-
дить собеседника в том,
что он поступит
разумно,
согласившись с нашими
идеями и предложениями.
5. Пятый принцип - преобразовать интересы
собеседника в окончательное решение.
Эти принципы ведения деловых бесед называют
также фазами ведения бесед.
4. Четвертый принцип –
выявить интересы и
устранить сомнения
нашего собеседника.
Нейтрализовать или
опровергнуть наши
замечания.
Слайд 25Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 15
Существует много различных стилей, используемых людьми в межличностных коммуникациях.
Коммуникационный
стиль – это способ,
с помощью которого индивид предпочитает строить
отношения по данному поводу с другими.
Рассмотрим классификацию стилей на основе двух переменных – открытости
в коммуникациях и адекватности
обратной связи
Слайд 26Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 15
Высокая
Открытие
себя
Реализация
себя
Открытость
в коммуникации
Уйти
в себя
Защита
себя
Низкая
Торговаться
за себя
Высокая
Адекватность
обратной связи
Низкая
Типы коммуникационных стилей
Слайд 27Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 15
Стиль «открытие себя» характеризуется высокой степенью открытости себя другим
при низком уровне обратной связи.
Стиль «реализация себя» отличается максимальной открытостью,
сопровождающейся максимальной обратной связью.
Стиль «защита себя» отличает низкий уровень открытости, но высокий уровень обратной связи.
Слайд 28Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 15
Для стиля «уйти в себя» или «замыкание в себе»
свойственен одновременно низкий уровень открытости и низкий уровень обратной связи.
Стилю
«торговаться за себя» присущи умеренная открытость и обратная связь, обмениваемые друг на друга в процессе межличностной коммуникации.
Слайд 29Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 15
1. Обдумайте тактические приемы ведения беседы.
2. Внимательно выслушайте собеседника
до конца.
Часто бывает, что собеседники не
выслушали друг друга внимательно.
3. Никогда не пренебрегайте значением предубеждений собеседника.
4. Избегайте недоразумений и неверных толкований.
Изложение предложений должно быть ясным, наглядным, систематизированным, простым и понятным.
Практические рекомендации
по ведению беседы:
Слайд 30Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 15
5. Уважайте своего собеседника.
Техника ведения
бесед - это искусство общения с людьми. Будьте внимательны к
собеседнику и цените его аргументы, если они даже слабы.
6. Будьте вежливы, дружески настроены, дипломатичны и тактичны.
Вежливость не снижает определенности просьбы
или приказа, но во многом препятствует появлению у собеседника внутреннего сопротивления.
7. Если нужно будьте непреклонны, но сохраняйте хладнокровие, когда температура беседы поднимается.
8. Не принуждайте собеседник сдаться. Помогите ему сохранить «свое лицо».
9. Попытайтесь в ходе беседы достичь своей цели или , по меньшей мере, найдите какой – либо компромисс.
Слайд 31Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 15
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ
1. Коммуникация - это обмен информацией между людьми
с помощью символов в процессе совместной работы.
2. Организационные коммуникации подразделяются
на внешние (с внешней средой) и внутренние (между элементами самой организации), которые
в свою очередь делятся на горизонтальные и вертикальные.
3. Основными элементами процесса коммуникаций являются: отправитель, сообщение, канал связи и получатель. Построение коммуникационных сетей позволяет организовать коммуникации наиболее эффективным образом.
Слайд 32Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 15
4. Этапы коммуникационного процесса:
разработка идеи и отбор информации,
кодирование информации, выбор канала, передача и расшифровка.
5. Существуют различные коммуникационные
системы, использование которых зависит от сложившейся ситуации.
6. Коммуникационные барьеры – это то, что искажает смысл вследствие языковых различий, различий в восприятии, перегрузки каналов связи и т.п. Плохая обратная связь и неумение слушать мешают эффективному обмену информацией.
Слайд 33Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 15
ЛИТЕРАТУРА
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. –
3-е изд. – М.: Гардарики, 2000.
– 528 с.
2. Цыпкин
Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. Менеджмент: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. Проф. Ю.А.Цыпкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 439 с.