Слайд 1Лекция 16.
Несовершенства рынка
1. Рыночная неопределенность: риск и ассиметрия информации.
2. Теория внешних эффектов.
3. Общественные блага и теория общественного
выбора.
.
Слайд 2«Несовершенства» рынка:
Невозможность к обеспечению равных условий для конкуренции фирм.
Неспособность к созданию коллективных благ.
Наличие социального неравенства в обществе.
Незаинтересованность
в разработке фундаментальных исследований.
Отсутствие гарантии занятости.
Неспособность осуществлять внешнеэкономическое регулирование.
Неспособность рынка устранять «внешние эффекты».
Асимметрия информации. Неравномерность распространения информации в экономической среде.
Слайд 31. Рыночная неопределенность: риск и ассиметрия информации
Рыночная неопределенность – условия
принятия экономических решений, изменения которых трудно предугадать и оценить.
Непосредственная причина
– неполная и несовершенная информация.
Поскольку неполнота информации существует всегда, то рыночная неопределенность в принципе неустранима.
Слайд 4Следствия рыночной непределенности:
Она препятствует принятию оптимальных решений
Порождает дополнительные трансакционные издержки
Экономические
субъекты оказываются в неравных условиях при принятии решений
Влияет на характер
поведения фирм: чем выше рыночная неопределенность, тем тем больше склонность фирм к кооперативным стратегиям поведения.
Слайд 5Риски
Принятие решений в условиях неполной информации
имеет свои последствия. Одно
из них заключается в том, что приходится рисковать.
Риск –
это опасность возникновения ущерба из-за принятия решений в условиях рыночной неопределенности.
Риск — это оцененная любым способом вероятность, а неопределенность — это то, что не поддается оценке.
Чистый риск имеет место в том случае, когда существует опасность возникновения ущерба без какой-либо вероятности выигрыша.
Спекулятивный риск - это риск, предполагающий вероятность как возникновения ущерба, так и получения выигрыша.
Моральный риск - опасность, связанная с возможностью изменения поведения индивида в сторону увеличения риска наступления страхового события, обусловленная убежденностью в том, что ущерб будет возмещен.
Слайд 6Риски
Нерасположенность к риску – это опасность возникновения ущерба из-за принятия
решений в условиях рыночной неопределенности.
Противником риска (risk aversion) считается
человек, который при данном ожидаемом доходе предпочтет определенный, гарантированный результат ряду неопределенных, рисковых результатов.
У противников риска низкая предельная полезность дохода
Слайд 7Риски
Безразличие к риску имеет место в том случае, когда
существует опасность возникновения ущерба без какой-либо вероятности выигрыша.
Нейтральным
к риску (risk neutrality) считается человек, который при данном ожидаемом доходе безразличен к выбору между гарантированным и рисковым результатами. Для человека, нейтрального к риску, важна средняя прибыль. Поскольку она будет равна нулю (отклонения взаимно погашаются), то такая игра не вызовет у него интереса.
Слайд 8Риски
Склонность к риску - это риск, предполагающий вероятность как
возникновения ущерба, так и получения выигрыша.
Склонным к риску
(risk preference) считается человек, который при данном ожидаемом доходе предпочтет связанный с риском результат гарантированному результату.
Любители риска получают удовольствие от азартной игры. К ним относятся люди, которые готовы отказаться от стабильного дохода ради удовольствия испытать судьбу. Обычно они переоценивают вероятность выигрыша.
Слайд 9Защита от риска
Существует четыре способа (метода) снижения риска:
диверсификация;
объединение
риска или страхование;
распределение риска;
поиск информации.
Диверсификация риска – способ
защиты от вероятных потерь, который заключается в снижении риска путем его рассредоточения.
Диверсификация (diversification) — это метод, направленный на снижение риска путем распределения его между несколькими рисковыми товарами таким образом, что повышение риска от покупки (или продажи) одного означает снижение риска от покупки (или продажи) другого.
Слайд 10Защита от риска:объединение риска
Объединение риска (risk pooling) —
это метод, направленный на снижение риска путем превращения случайных убытков
в относительно небольшие постоянные издержки.
Он лежит в основе страхования. Болезни, стихийные бедствия, кражи и тому подобные непредвиденные обстоятельства связаны со значительными
расходами. Смягчить последствия этих инцидентов помогает страхование - способ защиты от вероятных потерь, который заключается в снижении степени риска путем перенесения степени ответственности за риск на третьих лиц.
Слайд 11Защита от риска: страхование
По своему содержанию страхование это одна из
форм объединения риска (ответственность за риск несут не подвергающиеся риску
лица, а третьи лица (страховщики), берущие на себя возмещение вероятных потерь).
Главное условие эффективности объединения риска при страховании заключается в том, чтобы риски застрахованных лиц были независимыми друг от друга (или, как в случае диверсификации, имели разнонаправленную, отрицательную корреляцию)
Слайд 12Защита от риска: распределение риска
Распределение риска (risk spreading) —
это метод, при котором риск вероятного ущерба делится между участниками
таким образом, что возможные потери каждого относительно невелики.
Именно благодаря использованию данного метода финансово-промышленные группы не боятся идти на риск финансирования крупных проектов или новых направлений НИОКР.
Слайд 13Защита от риска: поиск информации
Поиск информации также способствует снижению
риска. Мы отмечали, что большинство ошибочных решений связано с недостатком
информации. Получение ее может значительно снизить величину риска.
Информация — редкое благо, за которое приходится платить. Поэтому, чтобы определить количество необходимой информации, следует сравнить ожидаемые от нее предельные выгоды с ожидаемыми предельными издержками, связанными с ее получением.
Слайд 14Ассиметрия информации и эффективность рынка
Рыночный механизм оказывается несостоятельным
в силу неполноты
(асимметрии) информации. Асимметрия информации (information asymmetry) — положение, при котором
одна часть участников рыночной сделки располагает важной информацией, а другая часть нет.
Ассиметрия информации – неравномерное распределение между участниками рынка информации об условиях осуществления рыночной сделки и намерениях друг друга.
Существуют два типа ассиметрии информации:
Скрытые характеристики (имеют место в том случае, когда одна из сторон рыночной сделки располагает более полной информацией, чем другая).
Скрытые действия (имеют место в том случае, когда располагающий более полной информацией участник рыночной сделки может предпринимать действия, которые не могут наблюдаться менее информированным участником).
Слайд 15Рыночные сигналы
Важной мерой борьбы с асимметрией информации и моральным риском
являются рыночные сигналы. Сильным сигналом служат гарантии и поручительства Немаловажным
обстоятельством является репутация фирмы: марка учреждения, фирменные знаки и. т. д Одним из сигналов о качестве нанимаемого работника может быть, в частности, его образовательный уровень.
Слайд 16Рыночные сигналы: аукцион
Существует два основных типа аукционов:
1. Английский аукцион (English
auction) — это аукцион, в котором ставки растут снизу вверх
до тех пор, пока товар не
будет продан по максимальной из предложенных цен (продают произведения искусства и предметы роскоши, раритеты и домашний скот).
2. Голландский аукцион (Dutch auction) — это аукцион, в котором ставки снижаются сверху вниз до тех пор, пока товар не будет полностью продан за минимально доступную цену.
Главным фактором здесь является время (продается
обычно скоропортящийся товар: живые цветы, ранние овощи и фрукты, свежая рыба…).
Особой разновидностью аукциона является закрытый аукцион, или аукцион втемную (Sealed-bid auction), — это аукцион, в котором ставки выставляются всеми участниками независимо друг от друга одновременно и товар достается тому, кто предложил наивысшую цену.
Слайд 17Устранима ли информационная ассиметрия?
Защита прав потребителя должна опираться на полную
информацию о качестве продаваемых товаров и услуг. Однако можно ли
получить такую информацию и кто должен это сделать? Важную роль здесь играют общества потребителей, средства массовой информации (газеты, радио, телевидение), законодательные и исполнительные органы власти и, конечно, сами фирмы, активно рекламирующие свою продукцию. Информация не бесплатна. Поэтому сразу возникает вопрос: кто в ней заинтересован и почему?
Большая часть информации получается через рекламу, которая предоставляет противоречивую информацию.
С ростом качества товара растет и его цена, но именно она
может сделать товар недоступным для широкого потребления. Поэтому важным критерием становится не достижение полной информированности, абсолютного знания, а оптимальное соотношение качества и цены. Получение полной информации оказывается скорее заманчивым идеалом (к которому, конечно, надо стремиться), чем реальной практикой современного хозяйства, для рынков которого по-прежнему типична большая или меньшая информационная асимметрия.
Слайд 19Внешние эффекты (экстерналии), условия их возникновения. Частные и общественные издержки
и выгоды
Внешний эффект (экстерналия) - воздействие рыночной трансакции на третьих
лиц, не опосредованное рынком.
Этот термин был введён в 1920 г. Артуром Пигу в книге «Теория благосостояния».
Внешние эффекты – виды дополнительной экономии или дополнительных издержек, которые не зависят от деятельности конкретного субъекта, но влияют на его результаты.
Внешние эффекты связаны с экологическими затратами, т. е. воздействием производства и потребления на леса, воздух, водоемы, здоровье общества и его самочувствие.
При наличии внешних эффектов рыночное равновесие перестаёт быть эффективным: появляется «мертвый груз», нарушается эффективность по Парето, то есть возникает фиаско рынка.
Предельные издержки и выгоды общества являются внешними и, как правило, не учитываются рынком. При отсутствии внешних эффектов предельные издержки/выигрыш общества эквивалентны предельным частным издержкам/выигрышам, соответственно. Ранее эту проблему рассматривал экономист Артур Пигу в книге «Экономическая теория благосостояния». На основе того, что экстерналии, по мнению Пигу, приводят к перепроизводству благ с отрицательными экстерналиями и недопроизводству благ с положительными экстерналиями, он рекомендовал в таких случаях вмешательство государства в экономику для нейтрализации этих эффектов, которые Пигу назвал «фиаско рынка».
Коуз опроверг мысль, что экстерналии обязательно ведут к «фиаско рынка». По его мнению, для нейтрализации проблемы экстерналий необходимо четкое распределение прав собственности на ресурсы и минимизация трансакционных издержек.
Слайд 20Частные и общественные издержки и выгоды
При наличии внешних эффектов рыночное
равновесие перестаёт быть эффективным: появляется «мертвый груз», нарушается эффективность по
Парето, то есть возникает фиаско рынка.
Предельные издержки и выгоды общества являются внешними и, как правило, не учитываются рынком.
При отсутствии внешних эффектов предельные издержки/выигрыш общества эквивалентны предельным частным издержкам/выигрышам, соответственно.
Слайд 21Позитивные и негативные экстерналии
Различают два вида экстерналий:
положительные, при
которых полезность для агентов или их прибыль, не участвующие в
трансакции, возрастают,
отрицательные, ведущие к снижению полезности или прибыли третьих лиц.
Экстерналии рассматриваются как со стороны производителя, так и со стороны потребителя.
Положительные внешние эффекты возникают, если деятельность одного экономического субъекта приносит выгоды другим.
Классическим примером положительной экстерналии со стороны производителя является взаимодействие расположенных рядом пасеки и яблоневого сада: пчёлы способствуют повышению урожая яблок, а яблони — увеличению сбора мёда, при этом их хозяева не вступают между собой ни в какие рыночные отношения.
Слайд 22Позитивные экстерналии
Для анализа положительных внешних эффектов введем понятия.
Предельная общественная полезность
(MSB) – дополнительная полезность, извлекаемая при производстве еще одной единицы
продукции.
Предельная индивидуальная полезность (МРВ) товара – предельная полезность, получаемая лицом, купившим дополнительную единицу товара.
Предельная внешняя полезность (МЕВ) товара – это предельный выигрыш, извлекаемый третьими лицами, не являющимися ни продавцами, ни покупателями данного товара.
Проиллюстрируем действие положительного внешнего эффекта на графике.
Слайд 23Действие положительного эффекта на графике.
Эффективное для общества равновесие достигается в
точке B. При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается
и покупается в меньшем объеме по сравнению с экономически эффективным. То есть имеет место недопроизводство товаров.
Слайд 24Корректирующая субсидия
Для того, чтобы предприятие увеличило объем выпуска до общественно
эффективного уровня необходимо вводить корректирующую субсидию в размере предельной внешней
полезности (MEB):
S = MEB
Эта субсидия позволяет уравнять предельную общественную полезность и предельную индивидуальную полезность (MPB).
Таким образом, предельные частные издержки, равные, кстати, предельным издержкам общества, снижаются, что, для достижения рыночной эффективности, вызывало бы снижение цены и увеличение выпуска продукта под воздействием положительного внешнего эффекта.
Слайд 25Эффект положительной экстерналии со стороны потребителя
Эффектом положительной экстерналии со
стороны потребителя является рост предельного частного выигрыша потребителя, также эквивалентного
предельному выигрышу общества.
При этом, оптимально было бы увеличить количество данного товара, но сделать его платным для потребителей. Такого рода экстерналия часто ассоциируется с «эффектом безбилетника», то есть когда потребитель не платит за пользование товаром или услугой при условии, что производитель инвестировал в их производство.
Создателем положительного внешнего эффекта можно назвать, к примеру, жителя дома, установившего освещение в своем подъезде в личных интересах, что, при этом, принесло пользу соседям по дому.
Слайд 26Отрицательный внешний эффект со стороны производителя и потребителя
Отрицательный внешний эффект
со стороны производителя повышает величину предельных издержек общества.
К примеру
такой экстерналии относится загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями, когда увеличение прибыли предприятия в результате наращивания производства оборачивается ущербом окружающей среде, от чего страдают некоторые фирмы и общество в целом.
Отрицательная экстерналия со стороны потребителя снижает значение предельного частного выигрыша (также и предельного выигрыша общества).
Пример: пробки на дорогах. При этом, автомобилисты сами создают отрицательную экстерналию и платят за это своим временем.
Слайд 27Виды отрицательных внешних издержек
Совокупные внешние издержки (ТЕС) – это совокупный
ущерб, наносимый третьим лицам. Они изменяются в зависимости от объема
выпуска в отрасли. С увеличением производства совокупные внешние издержки увеличиваются.
Предельные внешние издержки (МЕС) – это дополнительные издержки, связанные с производством каждой дополнительной единицы продукции, которые не оплачиваются производителями, а перекладываются на третьих лиц.
Предельные индивидуальные издержки (МРС) – это стоимость тех ресурсов, которые закупает предприятие.
Предельные общественные издержки (MSC) – это сумма предельных внешних издержек и предельных индивидуальных издержек: MSC = MEC + MPC
Предельная общественная полезность (MSB) — дополнительная полезность, извлекаемая при производстве еще одной единицы продукции.
Слайд 28действие отрицательного внешнего эффекта
Слайд 29Эффективный объем выпуска и внешние эффекты
Эффективный объем выпуска и цена
достигаются в точке, в которой предельные общественные издержки (MSC) равны
предельной общественной полезности (MSB).
В условиях свободной конкуренции происходит занижение цены по сравнению с эффективной и завышение объема.
При существовании отрицательного внешнего эффекта общее условие достижения эффективности может быть выражено следующим образом:
МРС + МЕС = MSC = MSB
Слайд 30Защита общества от внешних эффектов (экстерналий)
Государство осуществляет минимизацию отрицательных внешних
эффектов с помощью прямых мер воздействия: бюджетное финансирование, разработка допустимых
норм загрязнений, средства контроля, налогообложение, штрафные санкции.
Для того, чтобы заставить хозяйствующий субъект оплачивать внешние издержки возможно введение корректирующего налога.
Корректирующий налог - это налог на выпуск товара, позволяющий уравнять предельные частные и предельные общественные затраты. Этот налог заставляет фирму воспринимать внешние затраты, как свои собственные. Корректирующий налог вводится в размере предельных внешних издержек: t = MEC.
Слайд 31Внешние эффекты, государство и рынок.
Негативные внешние эффекты часто устраняются путем
вмешательства государства в экономику.
Государство может установить различные виды налогов,
пошлины для «вредителей». При увеличении налогов фирмы сокращают предложение своего товара, при этом, повышая на него цену.
В случае с пробками правительство может сделать данную трассу платной. Общественные потери от траты времени заменятся на издержки по налоговым выплатам за использование трассы, но при этом общественный выигрыш возрастет на величину выигрыша государства от налоговых сборов, к тому же дорога наверняка станет значительно более разгруженной.
Слайд 32Внешние эффекты, государство и рынок.
Ранее эту проблему рассматривал экономист Артур
Пигу в книге «Экономическая теория благосостояния».
На основе того, что
экстерналии, по мнению Пигу, приводят к перепроизводству благ с отрицательными экстерналиями и недопроизводству благ с положительными экстерналиями, он рекомендовал в таких случаях вмешательство государства в экономику для нейтрализации этих эффектов, которые Пигу назвал «фиаско рынка».
Коуз опроверг мысль, что экстерналии обязательно ведут к «фиаско рынка». По его мнению, для нейтрализации проблемы экстерналий необходимо четкое распределение прав собственности на ресурсы и минимизация трансакционных издержек.
Слайд 333. Общественные блага и теория общественного выбора.
Слайд 34Производство общественных благ
Общественные блага – это товары и услуги, предоставляемые
государством его гражданам на равных началах (оборона, строительство дорог, образование,
здравоохранение, освещение улиц, парки, музеи).
Особенность – неделимость; необходимость для всех; производство которых не в состоянии осуществлять рыночная экономика.
Слайд 35Общественные блага.
Роль государства в рыночной экономике
Чисто общественное благо (pure public
good) —
это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо
от того, платят люди за него или нет.
Чисто общественное благо характеризуется двумя свойствами: неизбирательностью и неисключаемостью в потреблении.
Такими свойствами обладает, например, национальная оборона.
Слайд 36Общественные блага.
Роль государства в рыночной экономике
Свойство неизбирательности в потреблении означает,
что потребление чисто общественного блага одним человеком не уменьшает его
доступности для других. Такие блага неконкурентны, так как предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю.
Свойство неисключаемости в потреблении означает, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить. Чисто общественное благо обладает своеобразным положительным внешним эффектом: как только кто-нибудь начинает его потреблять, оно становится доступным для всех.
Слайд 37Общественные блага.
Роль государства в рыночной экономике
Чисто частное благо (рие private
good) — это такое благо, каждая единица которого может быть
продана за отдельную nлamy.
В отличие от чисто частного блага чисто общественное благо не может быть разделено на единицы потребления (его нельзя выпускать "мелкими" партиями) и быть продано по частям.
Проблема безбилетника
Потребление чисто общественных благ происходит
коллективно, однако индивидуальная польза от этого потребления различна. Поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром Такая ситуация получила название проблемы безбилетника,
"зайца" (free-rider problem).
Слайд 38Функции государства.
Разработка правовой базы.
Защита конкуренции.
Производство общественных благ.
Перераспределение дохода и богатства.
Защита
общества от «внешних эффектов» (экстерналий).
Устранение интерналий (асимметричной информации).
Стимулирование структурного обновления
экономики.
Стабилизация экономики (сглаживание цикличности).
Слайд 39Разработка правовой базы включает:
Создание законов и правовых норм.
Определение прав собственности.
Регулирование
предпринимательской деятельности.
Слайд 40Перераспределение дохода и богатства:
Налогообложение.
Осуществление трансфертных платежей.
Устранение «внешних эффектов» (загрязнение окружающей
среды, наносящей вред и ущерб здоровью).
Слайд 41Защита конкуренции предусматривает:
Создание условий для развития конкуренции.
Демонополизацию экономики.
Стимулирование конкуренции путем
ввода ограничений и разрешений.
Слайд 42В разные исторические периоды индивидуально и общественное начала по-разному взаимодействовали
друг с другом
XVIII – XIX вв. доминирующее место занимало
индивидуальное начало.
Первая треть XX в. – усиление гос. регулирования экономической деятельности.
70-годы XX в. бюрократизация и нарастание социального иждивенчества потребовали возрождения неолиберальных принципов экономической политики. Однако, государство сохранило активность в социальной сфере, научно-технической областях.
В XX в. наблюдалось сочетание государства и рынка. Государство и рынок призваны взаимодополнять друг друга. Государство призвано корректировать «несовершенства» рынка.
Слайд 43Причины усиления присутствия государства в XX веке:
Нарушение хода экономического развития
вследствие перепроизводства.
Усиление позиций монополий в экономике.
Усиление влияния демократических сил
в обществе.
Необходимость антициклического регулирования экономики.
Разработка антитрестовских программ.
Необходимость социальной политики.
Слайд 44Изменение роли государства
Меркантилизм
Классическая школа
Кейнсианство
Неоконсерватизм
Активная позиция.
Пассивная позиция.
Активная позиция.
Пассивная позиция.
Слайд 45 Каково оптимальное соотношение
государства и рынка?
Роль государства как организующего
начала усиливается в
периоды нарастания неустойчивости системы и ослабевает в относительно стабильные периоды развития, когда запущены и действуют механизмы рыночной самоорганизации.
Лао Цзы: «Где между ними граница?
Она непостоянна.»
«Знание гармонии – подлинность»
Слайд 46Инструменты государственного регулирования экономики:
Бюджетно-налоговая политика
Осуществляется в области налогообложения и гос.
расходов в целях поддержания высокого уровня занятости, стабильной экономики, роста
ВВП.
Денежно-кредитная политика
Проводится через ЦБ и систему КБ, направлена на обеспечение устойчивого функционирования экономики, поддержание устойчивой денежной системы.
Слайд 47Устранение интерналий
В процессе принятия государственных решений используются информационные потоки. Качество
и полнота информации могут быть различными.
Люди принимают решение от
имени государства. Однако, информация может быть ограниченной, иметь ярко выраженный субъективный характер.
Необходима высокая степень ответственности за принимаемое решение.