Слайд 1
Лекция 1
Введение в бизнес-этику
Этика бизнеса
Слайд 2Людмила Чеглакова
к.с.н, доцент кафедры УЧР, бизнес-тренер, лектор
Ведущие курса
Юлия Рачкова
Ассистент курса
Олеся
Рябова
Ассистент курса
Леонид Солдаткин
Ассистент курса
Слайд 3Группа в Вконтакте
vk.com/hse2018e
Слайд 4Цель и темы курса
Цель: ознакомление слушателей с основными понятиями, концепциями
и стандартами в области этики бизнеса и КСО, лучшей международной
и российской практикой в этой области, а также развитие навыков слушателей по выявлению, анализу и разрешению этических дилемм на рабочем месте.
Темы:
Слайд 5Ожидаемые результаты курса
По окончании курса слушатели будут способны:
выявлять и определять
этические вопросы в практике бизнеса
определять возможности и альтернативы этического выбора
объяснять
важнейшие этические теории и применять их к практическим ситуациям в компании
использовать модели принятия решений в ситуации ценностных конфликтов и этических дилемм
понимать основные виды этических нарушений компаний и последствия их влияния на практику бизнеса, экономику и общество в целом
объяснять и обсуждать соответствующие регулятивные меры и возможности для снижения количества этических нарушений и противодействия коррупции в бизнесе
формулировать и анализировать возможные самостоятельные действия бизнеса для снижения этических нарушений
знать распространенные модели комплаенс и КСО в практике деятельности компании.
Слайд 6Контроль
6 семинарских занятий по темам:
- Дебаты по Этике бизнеса (индивидуально:
готовим свою позицию)
- Профессиональные кодексы (в мини-группах по кейсам)
- Этические
дилеммы (в мини-группах по кейсам)
- Корпоративные кодексы (в мини-группах по кейсам)
- Заинтересованные стороны и КСО (в мини-группах по кейсам)
3 квиза (теста) по темам:
- Этические дилеммы
- Антикоррупционное поведение компаний
- Заинтересованные стороны
1 итоговый тест включает:
- открытые теоретические вопросы
- закрытые вопросы с множественным выбором
- решение практических ситуаций
- проводится на последнем семинарском занятии
Слайд 7Формула оценки
«Вес» семинарских занятий в накопительной оценке = 0,5
«Вес» тестов
в накопительной оценке = 0,1
«Вес» итогового теста в накопленной оценке
= 0,4
О результирующая = О накопительная (окр.) = О сем* W сем.+ О промеж. тест* W промеж. тест + О тест.* W тест.
Подробная информация о порядке текущего и итогового контроля размещена в Программе курса.
Слайд 8Основные правила курса
Критерии выставления оценок за семинарские занятия:
«9-10» – экстра-результаты:
знание новых фактов, новых исследований или случаев, демонстрация понимания этического
содержания, исключительно аргументированное обоснование представленного решения
"8" – глубокое знание материала по предмету, уверенное участие в обсуждении, демонстрации понимания этической дилеммности, знания базовой и дополнительной литературы, активное участие в роли спикера и/или протагониста дискуссии
“6-7” - знание материалов лекций, участия в обсуждении, понимание этической дилеммности и знание обязательного материала по теме, опора на базовую литературу по соответствующей теме
“5” - эпизодическое участие в обсуждении или демонстрация частичного понимания этической дилеммности и знаний материала по предмету; точка зрения студента не поддержана рекомнедованной литературой
«4» – минимальный содержательный ответ.
«0» – отсутствие; опоздание более чем на 10 минут; нарушения дисциплины.
Процедура пересдачи семинарских заданий для повышения оценки не предусматривается. Процедура дополнительного набора баллов «задним числом» - не предусматривается.
Оценка студента, участвовавшего в подготовке презентации в мини-группе, но не присутствовавшего на занятии с защитой презентации – оценка группы минус 4 балла.
Отработка по причине отсутствия по болезни: при предъявлении справки в деканат не позднее двух недель с момента пропуска занятия или на следующее занятие после болезни.
Слайд 9Основные темы занятия
Мораль и этика, право, культура: границы понятий
Проблема обоснования
морального и этического требования
Изучение морали: существующие подходы
Структура морали
Формирование нравственного поведения
индивида:
Мировоззрение, нравственные ценности, поведение
Уровень нравственного развития
Как происходит нравственное развитие человека
Слайд 10Эпиграф
Семь грехов современного общества
(М.Ганди для своего внука Аруна)
• политика
без принципов
• богатство без труда
• удовольствие без осознания
• знание без
воли
• коммерция без нравственности
• наука без гуманности
• вероисповедание без самопожертвования
Слайд 11Юрий Е.Благов
ТЕРМИНЫ И КОНЦЕПЦИИ
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСМЕНА
ТРОЙНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ
ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ
СОЦИАЛЬНО-ОТВЕТСТВЕННОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА
КОРПОРАТИВНАЯ ФИЛАНТРОПИЯ
КОРПОРАТИВНАЯ
СОЦИАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ
КОРПОРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ
КОРПОРАТИВНОЕ ГРАЖДАНСТВО
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
СОЦИАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КОРПОРАТИВНОЕ ГЛОБАЛЬНОЕ ГРАЖДАНСТВО
КОНЦЕПЦИЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН
ЭТИКА БИЗНЕСА
МОРАЛЬ
ЛИЧНЫЕ ЦЕННОСТИ
ЭТИЧЕСКИЕ ДИЛЕММЫ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ И УПРАВЛЕНИЕ П О ЦЕННОСТЯМ
Слайд 12Ответьте на вопросы
В чем смысл морали?
Истинны ли принятые в обществе
ценности? Непротиворечивы ли они?
Если между нашими убеждениями и поведением
возникает конфликт, то каким образом его разрешить?
Что делать с моральной проблемой, относительно которой общество еще не выработало правил поведения?
Слайд 13Мораль
Мораль — это социальный институт, состоящий из системы стандартов, признанных
и разделяемых членами культурной общности.
Функции морали (по Л.А. Поповой):
оценочная, познавательная, мировоззренческая, воспитательная, регулятивная
Регламентирует разные сферы :
профессиональная деятельность, быт, политика, наука, семья, личные, внутригрупповые, межгрупповые, международные отношения
Слайд 14Мораль и этика
Мораль — совокупность правил (что есть хорошо и
что есть плохо), передаваемых из поколения в поколение внутри какой-либо
культуры.
Этика — изучает социальную мораль, она обосновывает доводы "за" или "против" норм морали, существующих в обществе и социальной среде.
Пример: справедливость денежного вознаграждения, выплачиваемого руководителям корпораций.
Это «плохо» или «хорошо»?
Каковы последствия того, что компании выплачивают «золотой парашют»?
Слайд 15Проблема обоснования в этике
Этическая позиция обоснована причинами, которые заставляют ее
придерживаться.
Этика служит способом отражения в культуре чувств и стремлений индивидов:
в
Швеции аборт является этически морально приемлемым, в Ирландии –это аморальный поступок.
Релятивизмом стандартов:
принцип защиты конфиденциальности разделяется всеми, но все предлагают различные варианты его воплощения на практике.
Слайд 16Мораль и право
Право – это публичный институт трансформации моральных представлений
в ясные правила социального поведения и наложения наказания за их
нарушение.
Право ≠ Мораль
Пример: доктрина свободы найма рабочей силы увольнение сотрудников законно (в определенных пределах), но в целом ряде случаев недопустимо с точки зрения морали.
Слайд 17Мораль и культура
Создание новых этических норм или изменение старых ограничено
пониманием морали внутри данной культуры.
Правила не могут стать моральными нормами
просто потому, что индивид захотел сделать их таковыми.
В любой плюралистической культуре существуют дилеммы, содержащие конфликт ценностей.
Слайд 18Три подхода к изучению морали:
1) Дескриптивный (описательный)
Используется в социальных
науках. Применяется при разработке корпоративной этической политики, кодексов.
2) Концептуальный
Анализирует
значения основных этических терминов: право, обязанность, справедливость, благо, достоинство, ответственность.
3) Прескриптивный (нормативный)
Создает идеальную модель принятия индивидом и обществом системы моральных принципов и благ.
Слайд 19Виды этических теорий:
1) Дедуктивные
Теория принципы
cуждения
Решение на основе этических ценностей
Принятие принципов
Вывод: такие
и такие-то действия неправильное
2) Индуктивные
Суждения принципы теория
Большинство людей способны убить человека
Зачем? Могу я убить человека? Ради чего?
Теория: убийство оправдано, ради благой цели.
Слайд 20Виды этических теорий:
2) Критически-осознанный уровень
1) Интуитивный уровень
В. Этические теории
Б.Принципы:
Автономности, свободы, ненасилия, справедливости
А.Правила:
профессиональные кодексы,
нормативные документы,законы
Факты, ситуация
Спонтанные чувства
Непосредственные суждения и оценки
Осмысленные суждения и оценки
Слайд 21Структура морали
Индивидуальное моральное сознание
Нравственная практика
Результат соотнесения с высшими ценностями
Формируется
сознательно
Компонент хозяйственных, политических, религиозных
отношений
Рациональная часть индивидуального морального сознания
Нравственные чувства
(совесть, долг, справедливость )
Воля (стойкость, решительность, готовность к поступкам)
Слайд 22Индивидуальное и коллективное моральное сознание
Слайд 23Структура мозга и формирование нравственного поведения индивида
Слайд 24Четыре функциональных
области головного мозга
По материалам: Jean-François Dortier и Jacques
Fradin
Слайд 25Этические стандарты развиваются в префронтальной области
По материалам: Jean-François Dortier и
Jacques Fradin
КУЛЬТУРА,
ПРИВЫЧКИ
СТАЙНЫЕ
ИНСТИНКТЫ
ИНСТИНКТ
ВЫЖИВАНИЯ
СОЗНАНИЕ,
УПРАВЛЕНИЕ
Инсайты
Эмпатия
Интуиция
Гибкость
Модуляция инстинктов
Моральные стандарты
Регулирование процессов в организме
Способность учитывать действия
других людей
Слайд 26Механизмы формирования нравственного поведения индивида
Слайд 27Нравственное поведение обусловлено мировоззрением
Мировоззрение
Поведение
Нравственные ценности
Слайд 28
Как происходит искажение цепочки поведения индивида
Мировоззрение
Нравствен. ценности
Поведение
Официальная идеология
Межличностные отношения
Нравственная слабость
Познавательное
нравственное развитие
Слайд 30Уровень нравственного развития
(по Лоуренсу Колбергу)
Слайд 31Как происходит развитие нравственного поведения человека?
Опыт «познавательной неустойчивости»
Период «отступления»
Пример: люди
с разным уровнем нравственного развития принимают разные решения
1960 г, Милгрем:
«субъект вверяется границе задач получения целей и нравственно оценивает экспериментальный авторитет, которому он подчиняется» (влияние межличностных отношений)
Влияние личной дистанции на результат
Слайд 32Что такое нравственная слабость?
Сократ: «безнравственные поступки люди совершают потому, что
не знают, как поступить правильно».
Аристотель: «Люди, часто зная, как нужно
(должно) поступить в той или иной ситуации, не поступают таким образом»
Нравственная слабость = дистанция между тем, как должно поступать, и тем, как действительно поступает человек.
Приемы стимулирования нравственного поведения: поощрение нравственного поведения в организации, недопущение безнравственного, этическое стимулирование, яркие образцы этичного поведения.
Слайд 33
Видео-лекторий
Общее задание:
Посмотрите видеофрагмент.
На примере этого видеофрагмента представьте свою
версию, как именно происходит искажение нравственного поведение человека под действие
межличностных отношений?
1 ответ =1 минута
Слайд 34Куда сегодня идет общество?
Каково моральное состояние общества?
Оправдывает ли все
экономический рост?
Рост экономики и порочность общества
Деградация бизнес-этики: эволюция менеджеров, рождение
суперкапитализма, появление «глобального управляющего класса»
По материалам лекции И.В. Липсица «Мораль и бизнес в эпоху WEB 2.0»
Слайд 35
Каковы тенденции?
По материалам лекции И.В. Липсица «Мораль и бизнес
в эпоху WEB 2.0»
Ставка на государство.
Замедление экономического роста и переход
к тоталитарным режимам
Слайд 36Вопросы для самоконтроля
Как возникли и что выражают термины "этика", "мораль",
"нравственность"?
Совпадает ли теоретическое содержание терминов "этика", "мораль", "нравственность" с их
повседневным употреблением?
Может ли существовать общество, бизнес-организация без морали? Почему?
Как вы полагаете, почему люди совершают поступки, которые им самим не нравятся?
Каким образом менялось ваше мировоззрение в течение вашей жизни и какое это имело влияние на ваши нравственные ценности?
Слайд 37
Как можно влиять на этику организации, зная теорию нравственного развития
идивида? Какие бы методы вы предложили?
Рассматривая корпоративную культуру в
вашем ВУЗе, видите ли вы разницу между официальной и управляющей идеологиями организации? Если да, то как это отражается на вас?
Попробуйте оценить, на каком уровне нравственного развития вы находитесь по типологии Кохлберга? ваши коллеги? ваш начальник?
Вопросы для самоконтроля