Разделы презентаций


Лекция 2

Содержание

Этапы развития психологии Первобытно-общинный строй Античность (XIII в. до н.э. – V в. н.э.) Средневековье (V – XVI вв.) Возрождение (XVII – XVIII вв.) Новое время (XIX в.) Новейшая история (с

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 2
История психологии
18.02.2013

Лекция 2История психологии18.02.2013

Слайд 2Этапы развития психологии
Первобытно-общинный строй
Античность (XIII в. до н.э.

– V в. н.э.)
Средневековье (V – XVI вв.)
Возрождение

(XVII – XVIII вв.)
Новое время (XIX в.)
Новейшая история (с 1918 г.)
Этапы развития психологии Первобытно-общинный строй Античность (XIII в. до н.э. – V в. н.э.) Средневековье (V –

Слайд 3Первобытно-общинный строй
Анимизм
от лат. anima, animus – душа и дух

соответственно – первое мифологическое учение о душе – вера в

одушевленность всей природы.

Душа, связываемая с конкретным отдельным человеком, животным, растением или предметом, понималась как независимая от тела сущность, управляющая этим живым и неживым телом.

Дух представлялся самостоятельным, оторванным от конкретного носителя существом, способным влиять на различные предметы
Первобытно-общинный строй Анимизмот лат. anima, animus – душа и дух соответственно – первое мифологическое учение о душе

Слайд 4 Античность
Гилозоизм
от греч. hyle

– вещество, материя и zoe – жизнь
философское учение об

универсальной одушевленности материи зародилось в ионийской школе натурфилософов (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).

Жизнь и, следовательно, чувствительность изначально присущи всем вещам в природе, всем формам материи, космосу. Гилозоизм практически не проводил принципиального различия между неорганической, живой и психической природой.
Античность      Гилозоизмот греч. hyle – вещество, материя и zoe – жизнь

Слайд 5Античность
Пифагор
(570-500 гг. до н.э.)

Душа представляет собой неуничтожимую, бессмертную сущность

многократно воплощающуюся в живых существах (людях, животных) в соответствии с

определенными числовыми закономерностями.
АнтичностьПифагор(570-500 гг. до н.э.) Душа представляет собой неуничтожимую, бессмертную сущность многократно воплощающуюся в живых существах (людях, животных)

Слайд 6Античность
Гераклит Эфесский
(544-483 гг. до н. э.)

Считал, что универсум (космос) –

это вечно изменяющийся живой огонь, первоначало мира, а душа –

искра его.

Впервые высказал мысль о непрерывном изменении всего сущего (принцип развития).
АнтичностьГераклит Эфесский(544-483 гг. до н. э.)Считал, что универсум (космос) – это вечно изменяющийся живой огонь, первоначало мира,

Слайд 7Античность
Демокрит Абдерский
(около 460 – около 370 гг. до н.э.) один из

основателей атомистики.

Душа, тело и макрокосмос состоят из атомов огня.



Согласно Логосу – нет беспричинных событий, все они – результат соударения атомов (принцип детерминизма).
АнтичностьДемокрит Абдерский(около 460 – около 370 гг. до н.э.) один из основателей атомистики. Душа, тело и макрокосмос

Слайд 8Античность
Гиппократ
(около 460 – около 377 гг. до н.э.)
древнегреческий врач

создал

учение о темпераментах,

положил начало научной типологии.

Источник и причину различий

искал внутри организма – т.е. душевные качества ставились в зависимость от телесных.
АнтичностьГиппократ(около 460 – около 377 гг. до н.э.)древнегреческий врач создал учение о темпераментах, положил начало научной типологии.Источник

Слайд 9Античность
Сократ
(около 469 – 399 гг. до н.э.)

Впервые обратился к внутреннему

миру субъекта, его убеждениям и ценностям, умению действовать как разумное

существо

Родоначальник анализа, цель которого – с помощью слова обнаружить то, что скрыто за покровами сознания.
АнтичностьСократ(около 469 – 399 гг. до н.э.)Впервые обратился к внутреннему миру субъекта, его убеждениям и ценностям, умению

Слайд 10Античность
Платон
(428/427 до н.э. – 348/347 до н.э.)
Рассматривая теорию о бессмертии

души, выделяет три ее начала:
1) разумное начало, обращенное на познание

и всецело сознательную деятельность – размещается в голове;
2) яростное начало, стремящееся к порядку и преодолению трудностей – мужество (в современном понимании – воля) – размещается в груди;
3) страстное начало, выражающееся в бесчисленных вожделениях человека (мотивация) – размещается в брюшной полости.
АнтичностьПлатон(428/427 до н.э. – 348/347 до н.э.)Рассматривая теорию о бессмертии души, выделяет три ее начала:1) разумное начало,

Слайд 11Античность
Аристотель
(384 – 322 до н.э.)
Трактуя организм как систему, выделял

в ней различные уровни способностей к деятельности, которые определяются функциями

души, представляющими собой иерархию:
– неразумная душа
● вегетативная (растительная) – имеется у растений, животных и человека;
● страстная чувственно-двигательная (животная) – имеется у животных и человека – имеет способность ощущать;
– разумная душа – имеется только у человека – способность мыслить.
АнтичностьАристотель (384 – 322 до н.э.)Трактуя организм как систему, выделял в ней различные уровни способностей к деятельности,

Слайд 12Средние века
Средневековые работы о психологии в Европе были в целом

сконцентрированы на вопросах веры и разума, в заметной степени христианскими

философами начиная с Фомы Аквинского были заимствованы идеи Аристотеля.
Средние века	Средневековые работы о психологии в Европе были в целом сконцентрированы на вопросах веры и разума, в

Слайд 13Средние века
Абу́ Али́ Хусе́йн ибн Абдалла́х ибн Си́на
(980 г. –

1037 г.)

Основоположник возрастной психологии – изучал связь между физическим развитием

организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды.

При этом особое значение придавалось теории воспитания.
Средние векаАбу́ Али́ Хусе́йн ибн Абдалла́х ибн Си́на(980 г. – 1037 г.)Основоположник возрастной психологии – изучал связь

Слайд 14Возрождение
Рене Декарт
(31 марта 1596 г. – 11 февраля 1650

г.)

Представил теоретическую модель организма как механически работающего атома.

Ввел понятие о

рефлексе, описав рефлекторную природу поведения.

Предметом психологии становится сознание.
ВозрождениеРене Декарт (31 марта 1596 г. – 11 февраля 1650 г.)Представил теоретическую модель организма как механически работающего

Слайд 15Новое время
Вильгельм Максимилиан Вундт
(16 августа 1832 г. – 31

августа 1920 г.)

В 1879 году в г. Лейпциге открыл первую

в мире психологическую лабораторию, в которой проходили исследования феноменов сознания методом интроспекции.
Новое время Вильгельм Максимилиан Вундт(16 августа 1832 г. – 31 августа 1920 г.)В 1879 году в г.

Слайд 16Основные направления зарубежной психологии
Психоанализ

Бихевиоризм

Гештальтпсихология

Гуманистическая психология

Когнитивная психология

Основные направления зарубежной психологииПсихоанализБихевиоризмГештальтпсихологияГуманистическая психологияКогнитивная психология

Слайд 17Психоанализ
Зигмунд Фрейд
(6 мая 1856 г. – 23 сентября 1939 г.)

Разработал

трёхкомпонентную структурную модель психики («Оно», «Я» и «Сверх-Я»)

Выделил специфические фазы

психосексуального развития личности

Описал защитные механизмы психики

Ввел понятие «бессознательное»

Разработал такие терапевтические методики, как метод свободных ассоциаций и толкование сновидений.
ПсихоанализЗигмунд Фрейд(6 мая 1856 г. – 23 сентября 1939 г.)Разработал трёхкомпонентную структурную модель психики («Оно», «Я» и

Слайд 18Индивидуальная психология
Альфред Адлер
(7 февраля 1870 г. – 28 мая

1937 г.)

Вводит в объяснение поведения социальный фактор – характер человека

складывается под воздействием его «жизненного стиля», т.е. сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности».
Главные ключевые принципы теории:
1) чувство неполноценности и компенсация;
2) стремление к превосходству;
3) стиль жизни;
4) социальный интерес;
5) творческое Я;
6) порядок рождения;
7) фикционный финализм.
Индивидуальная психологияАльфред Адлер (7 февраля 1870 г. – 28 мая 1937 г.)Вводит в объяснение поведения социальный фактор

Слайд 19Глубинная аналитическая психология
Карл Густав Юнг
(26 июля 1875 г. –

6 июня 1961 г.)

Развил учение о коллективном бессознательном, в

образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики.

Разработал концепцию психологических типов, разделяемых по установке (экстравертные и интровертные) и по сочетанию функций (мышления, чувства, ощущения и интуиции).
Глубинная аналитическая психология Карл Густав Юнг(26 июля 1875 г. – 6 июня 1961 г.) Развил учение о

Слайд 20Бихевиоризм
направление психологии, основанное на работах И.П. Павлова и Э. Торндайка о

научении.

Основоположники: Джон Уотсон, Беррес Скиннер, Эдуард Толмен.

Бихевиористы следовали

позитивистскому требованию об исключении из рассмотрения науки всех явлений, кроме непосредственно наблюдаемых.

Важнейшими категориями являются стимул (любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация), реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей.
Субъективные переживания при этом в современном бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчиненное этим воздействиям.
Бихевиоризмнаправление психологии, основанное на работах И.П. Павлова и Э. Торндайка о научении.Основоположники: Джон Уотсон, Беррес Скиннер,

Слайд 21Бихевиоризм
Джон Бродес Уотсон
(9 января 1878 г. – 25 сентября 1958

г.)

от англ. behaviour (поведение) – направление, рассматривающее психику как форму

поведения.

Поведение – совокупность реакций организма на стимулы внешней среды

Формула: стимул-реакция S→R

Задача психологии – установить однозначные отношения между стимулами и реакциями.

БихевиоризмДжон Бродес Уотсон(9 января 1878 г. – 25 сентября 1958 г.)от англ. behaviour (поведение) – направление, рассматривающее

Слайд 22Гештальтпсихология
с нем. gestalt – форма, структура, образ – целостная структура

сознания,
возникла из исследований восприятия

Основоположники: Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Вольфганг

Кёлер.

В центре её внимания – характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое.

Гештальт – особая психическая функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений нашей психической жизни.

Выделены основные свойства и законы восприятия, впервые психика была осмыслена как единое целое («целое всегда больше суммы составляющих его частей»).
Гештальтпсихологияс нем. gestalt – форма, структура, образ – целостная структура сознания,возникла из исследований восприятияОсновоположники: Макс Вертгеймер, Курт

Слайд 23Гуманистическая психология
возникла начале 60-х годов XX века
направление психологии, признающее своим

главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой

не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку

Основоположники: А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь, Э. Шостром и др.

Основные предметы анализа: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.
Гуманистическая психологиявозникла начале 60-х годов XX веканаправление психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему,

Слайд 24Абрахам Харольд Маслоу
(1 апреля 1908 г. – 8 июня 1970

г.)

Стержень гуманистической идеи – оптимистический взгляд на природу человека.

Гуманистическая

психология основана на вере в возможность расцвета каждого человека, если предоставить ему возможность самому выбрать свою судьбу и направлять ее.

Пирамида А. Маслоу

Стремление к самоактуализации – движущая сила развития
Абрахам Харольд Маслоу(1 апреля 1908 г. – 8 июня 1970 г.)Стержень гуманистической идеи – оптимистический взгляд на

Слайд 25Карл РэнсомРоджерс
(8 января 1902 г. – 4 февраля 1987 г.)

Создатель

личностно-ориентированной психотерапии.

«Я-концепция» – фундаментальная структура личности, формирующаяся во взаимодействии субъекта

с окружающей социальной средой и являющаяся интегрирующим механизм саморегуляции его (субъекта) поведения.
Карл РэнсомРоджерс(8 января 1902 г. – 4 февраля 1987 г.)Создатель личностно-ориентированной психотерапии.«Я-концепция» – фундаментальная структура личности, формирующаяся

Слайд 26Виктор Франкл
(26 марта 1905 г. – 2 сентября 1997 г.)

узник

нацистского концентрационного лагеря Аушвиц (Освенцим).

Создатель логотерапии – метода экзистенциального психоанализа

Виктор Франкл(26 марта 1905 г. – 2 сентября 1997 г.)узник нацистского концентрационного лагеря Аушвиц (Освенцим).Создатель логотерапии –

Слайд 27Когнитивная психология
направление психологии, изучающее когнитивные, т.е. познавательные процессы человеческого сознания

(память, внимание, чувства, представление информации, логическое мышление, воображение, способность к

принятию решений)

возникло во 2й половине ХХ века

Основоположники: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер.

Основывается на проведении аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и познавательными процессами у человека.

Когнитивная (познавательная) активность – это активность, связанная с приобретением, организацией и использованием знаний.
Когнитивная психологиянаправление психологии, изучающее когнитивные, т.е. познавательные процессы человеческого сознания (память, внимание, чувства, представление информации, логическое мышление,

Слайд 28Основные направления российской психологии
Культурно-исторический подход

Деятельностный подход

Основные направления российской психологииКультурно-исторический подходДеятельностный подход

Слайд 30ХХ век
Первая мировая война стимулировала развитие прикладных аспектов психологии, в

первую очередь — психодиагностики, так как армии требовалось средство оценки

возможностей солдат. Разрабатываются тесты интеллекта (А.Бине, Р.Хейркс).

ХХ векПервая мировая война стимулировала развитие прикладных аспектов психологии, в первую очередь — психодиагностики, так как армии

Слайд 311930—1940-е годы
В Германии приходят к власти нацисты, вследствие чего многие

психологи (среди которых было немало евреев) вынуждены эмигрировать в США.

Гештальт-психология практически прекращает своё существование, однако К.Левин и последователи гештальтистов становятся основными фигурами американской социальной психологии.

Среди бихевиористов, с одной стороны, начинаются попытки, сохраняя естественно-научный фундамент, внести в объяснение поведения внутрипсихические переменные, с другой стороны Б.Ф.Скиннер развивает «радикальный бихевиоризм», развивая теорию оперантного научения.

Ж.Пиаже публикует результаты исследований мышления, в которых были обнаружены сходные типы ошибок у детей одного возраста, которых уже практически не встречается у более старших детей.

Активно развивается психологическая и психотерапевтическая практика. Психоанализ делится на множество ветвей, на его основе формируются альтернативные формы психотерапии (гештальт-терапия и др.).


1930—1940-е годыВ Германии приходят к власти нацисты, вследствие чего многие психологи (среди которых было немало евреев) вынуждены

Слайд 3230-40 -е
Л. С. Выготский формулирует основные принципы культурно-исторической психологии, основанные

на марксизме. В рамках этого направления постулировалась необходимость изучать личность

непосредственно в процессе развития, протекающем под влиянием истории и культуры. На базе этого направления в дальнейшем была построена теория деятельности.

Постановление 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпросов», ликвидировавшее педологию, на несколько десятилетий практически замораживает развитие психологической науки в СССР.

Вторая мировая война вызывает новый всплеск активности психологов в области прикладных технологий. Особое внимание уделяется социальной психологии и эргономике.

30-40 -еЛ. С. Выготский формулирует основные принципы культурно-исторической психологии, основанные на марксизме. В рамках этого направления постулировалась

Слайд 331950—1960-е годы
Эти десятилетия являются эпохой расцвета психологической науки, активного роста

во множестве направлений. В современных учебниках большая часть материала посвящена

экспериментам и исследованиям, проведённым именно в этот период.
Теория бихевиоризма не могла дать ответы на многие вопросы, которые ставила перед наукой развивающаяся промышленность и военные технологии.
Разработка максимально эффективных форм представления информации на пультах управления сложными устройствами и другие задачи требовали активного изучения не только простых реакций на стимулы, но сложных механизмов, лежащих в основе восприятия.
Вследствие подобного запроса начинает развиваться область, которая позднее получит название «когнитивная психология» — ведёт свои исследования механизмов внимания Д. Бродбент, публикует знаменитую статью про «Магическое число семь плюс-минус два» Дж. Миллер.

1950—1960-е годыЭти десятилетия являются эпохой расцвета психологической науки, активного роста во множестве направлений. В современных учебниках большая

Слайд 341950—1960-е годы
Активно развиваются техники модификации поведения на основе теории бихевиоризма.

Дж. Вольпе разрабатывает технику систематической десенсибилизации, которая оказывается весьма эффективной

в лечении различных видов фобий.
На фоне этого появляются гуманистическая психология и психотерапия как попытка преодолеть сведение человека к автомату или животному (теории бихевиоризма и психоанализа). Гуманистические психологи предлагают рассматривать человека как существо более высокого уровня, наделённое свободой воли и стремлением к самоактуализации.
Происходит бурное развитие социальной психологии в США. Проводят свои знаменитые исследования Соломон Аш, Музафер Шериф, Стэнли Милгрэм, Леон Фестингер и другие известные психологи.

1950—1960-е годыАктивно развиваются техники модификации поведения на основе теории бихевиоризма. Дж. Вольпе разрабатывает технику систематической десенсибилизации, которая

Слайд 3550-60-е
В конце 60-х годов вместе с ростом популярности Нью-Эйдж-культуры психология

испытывает сильное влияние со стороны мистики; на волне успеха исследований

психоделических веществ и новых областей сознания возникает трансперсональная психология, а также развивается ряд школ тренингов личностного роста, из которых некоторые со временем превращаются в тоталитарные культы (саентология, лайфспринг).

В 1966 году создаются факультеты психологии в МГУ и ЛГУ, что демонстрирует прекращение 30-летних гонений на психологов. В заметной степени это было связано с появлением спроса на психологов на производстве и в армии. В СССР активно развивается инженерная психология. Однако в силу объективных причин отечественной психологии приходится оставаться крайне идеологизированной и приведённой в соответствие с марксистско-ленинскими построениями, — данное обстоятельство придаст её дальнейшему развитию определённую специфику. И по сей день марксистско-ленинские теории (см. теорию отражения) так или иначе сохраняют влияние на программу подготовки специалистов-психологов в некоторых вузах России.

50-60-еВ конце 60-х годов вместе с ростом популярности Нью-Эйдж-культуры психология испытывает сильное влияние со стороны мистики; на

Слайд 361970—1980-е годы
Происходит бурный рост когнитивной психологии, постепенно занимающей всё большую

роль в науке, практически вытесняя бихевиоризм. Когнитивная психология шла по

пути постепенного опровержения своих исходных постулатов о сущности человеческой психики как системы переработки информации с ограниченной пропускной способностью. В этот период психология устанавливает активные связи с лингвистикой, возникает психолингвистика.

В остальных областях психологии происходит стабильный рост и накопление знаний, вместе с тем вновь обостряется ощущение «вечного кризиса» психологической мысли, так как ни одно из действующих направлений не даёт надежды на скорое появление действительно полной и объясняющей поведение человека теории.

1970—1980-е годыПроисходит бурный рост когнитивной психологии, постепенно занимающей всё большую роль в науке, практически вытесняя бихевиоризм. Когнитивная

Слайд 37Когнитивная психология
Cognicio в переводе с латинского означает знание.
Основная задача

этого направления заключается в доказательстве решающего значения знания в поведении

индивида. Человеческий организм представляется как система, занятая активными поисками сведений и переработкой информации.
Когнитивная психология	Cognicio в переводе с латинского означает знание.	 Основная задача этого направления заключается в доказательстве решающего значения

Слайд 38Дж. Брунер (р. 1915)
– американский психолог и педагог, представитель когнитивной

психологии
Ключевым понятием когнитивной психологии является понятие «схема», означающее план

сбора, программу переработки информации. Все психические процессы имеют свои схемы функционирования. Так же, как жизнедеятельность организма определяется генотипом, восприятие, память, мышление, эмоции определяются схемами.
Дж. Брунер (р. 1915)– американский психолог и педагог, представитель когнитивной психологии Ключевым понятием когнитивной психологии является понятие

Слайд 39Б. Ф. (Бёррес Фредерик) СКИННЕР /BF (Burrhus Frederic) SKINNER/ (20.3.1904

— 1990)
американский психолог, виднейший представитель бихевиоризма.
Американские ученые-психологи ставят его

выше Фрейда. Выдвинул концепцию оперантного научения, согласно которому организм приобретает новые реакции, только сам подкрепляя их.
Ему принадлежит главная заслуга применения в педагогике идей программированного обучения.
Своих любимых голубей он даже научил играть в настольный теннис, хотя также предлагал использовать их для создания особо управляемых снарядов. Если кто видел старую датскую комедию «Бей первым, Фредди!», там таких птиц как раз собирались посадить взамен головки наведения в ракеты.
Взгляды и гипотезы Скиннера не раз вызывали споры и даже отторжение. Так, в одной из своих работ он утверждал, что свобода и достоинство могут вести к самоуничтожению.
Б. Ф. (Бёррес Фредерик) СКИННЕР /BF (Burrhus Frederic) SKINNER/ (20.3.1904 — 1990) американский психолог, виднейший представитель бихевиоризма.

Слайд 40СКИННЕР
Свои исследования в основном проводил на крысах и голубях.

Разработанную для знаменитых опытов над грызунами экспериментальную клетку потом так

и назвали — скиннеровский ящик.
Его главный элемент — рычаг, нажав на который крыса (или птица) получала пищу. Рычагов могло быть два, получение пищи связано со светом (и цветом) лампочки и т. д., что позволяло варьировать ситуации и производить самые разнообразные опыты.
СКИННЕР 	Свои исследования в основном проводил на крысах и голубях. Разработанную для знаменитых опытов над грызунами экспериментальную

Слайд 41Э. Толмен
– (1886-1959) американский психолог, основатель необихевиоризма
Когнитивная карта –

это субъективное представление, образ ситуации, складывающийся у субъекта в опыте,

определяющий выбор поведения
Э. Толмен– (1886-1959) американский психолог, основатель необихевиоризма Когнитивная карта – это субъективное представление, образ ситуации, складывающийся у

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика