Слайд 1Лекция 2.
Диагностика ситуации при принятии УР.
1. Основные этапы диагностики
проблем.
Информационные ограничения процесса принятия УР.
Методы декомпозиции
проблем.
4. Методы экспертных оценок.
Слайд 21.Диагностика проблем – это анализ основных причинно-следственных связей конкретной ситуации.
Существует два способа рассмотрения проблемы:
во-первых, проблемой считается ситуация, когда
поставленные цели не достигнуты;
во-вторых, проблемой считают ситуацию потенциальной возможности (что-то должно было произойти, но не произошло).
При этом под ситуацией понимается реальное положение дел относительно поставленной цели.
Слайд 3Диагноз проблемы (идентификация) – сложный процесс и выполняется в несколько
этапов:
1. Осознание и установление симптомов затруднений или имеющихся возможностей.
При этом под симптомом понимается степень проявления проблемы и ее последствий.
Симптом (от греч. σύμπτομα – случай, совпадение, признак).
2. Сбор, анализ внешней (относительно организации) и внутренней информации.
Слайд 4 3. Выделение релевантной информации– это выделение данных, относящихся к
данной проблеме, цели, периоду времени и т.д. (англ. relevant –
относящийся к делу, вопросу).
4. Выявление причин возникновения проблемы; анализ основной причины.
Причина (греч. αιτία, лат. causa) – это слово может иметь разные понятия:
основание, предлог для каких-нибудь действий;
2) явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления.
Следствие в разных областях знания – действие (результат, последствие), следующее из/после (по времени) какой-либо причины.
Слайд 55.Описание проблемы с помощью ответов на вопросы, позволяющие менеджерам выявить
основные причины произошедших событий:
Насколько сильно состояние неустойчивости, в котором
оказалась компания?
Когда это произошло? Где это произошло?
Как это произошло? С кем это произошло?
Насколько оперативно следует устранить проблему?
В чем состоят причинно-следственные взаимосвязи?
Какие действия привели к нежелательным результатам?
Слайд 6 6. Анализ проблемы.
Результатом данного этапа диагностики проблемы является
выяснение типа проблемы. Питер Ф. Друкер выделяет четыре типа проблем:
типичные;
2) типичные по сути, но уникальные для данной организации;
3) уникальные;
4) новые типичные проблемы.
Типовые проблемы решаются с помощью запрограммированных решений, т.е. с использованием уже известных правил или принципов к конкретной ситуации.
Уникальные проблемы нуждаются в принятии незапрограммированных решений.
Слайд 7Анализ ситуации включает следующие процедуры:
Анализ восприятия организацией внешней и внутренней среды.
Классификация и анализ информации.
Сравнение реальных значений контролируемых параметров с запланированными или прогнозируемыми.
Выявление проблем, которые следует решать.
Необходимость принимать управленческие решения возникает в результате сигналов о внешнем или внутреннем воздействии, которое вызвало или способно вызвать отклонение от заданного направления работы.
Анализ ситуации требует сбора и обработки информации.
К менеджерам и специалистам поступают данные о состоянии основных факторов внешней среды и положения дел в организации.
Информация классифицируется, анализируется, сравниваются реальные значения с запланированными (снизилась выработка, упало качество продукции).
Слайд 9
Структурная схема диагностики проблем
Слайд 10Методы сравнительного и факторного анализа
Сравнение наиболее распространенный способ
анализа состояния управляемого объекта: целевого (запланированного) и фактического (реального) по
определенной сумме параметров.
Существует несколько форм сравнения:
- с планом;
с прошлым периодом;
с лучшим (бенчмаркинг);
со средними данными.
Основная проблема сравнения – сопоставимость данных, что особенно актуально при проведении сравнения с прошлыми периодами, сравнение по средним данным.
Экономический анализ как наука разработала достаточное количество приемов по сравнению данных.
Слайд 122. Информационные ограничения процесса принятия решения
Информация, в научном
понимании – это отражение в сознании человека окружающей его действительности.
В практическом управленческом понимании – это совокупность сведений о состоянии управляемой системы.
Поэтому результат управленческого решения зависит от достоверности и своевременности информации.
Слайд 13Количество, содержание и своевременность информации определяют:
качество принимаемых решений;
возможности коммуникаций организации;
методы
сбора, обработки и хранения информации.
Слайд 14ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УР НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ
- какая исходная информации необходима
-
в каких информационных документах оформляется
- какими средствами доводится
исходная директивная информация до объекта управления
- какая информация о ходе и результатах выполнения решения должна даваться органу управления
- кто обязан давать эту информацию
Слайд 15ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УР НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ
- каким образом оформляется информация, какими
средствами передается, по каким каналам
- кому предназначена информация
- пути и
средства обеспечения своевременного получения и надежности информации
- место, методы и технические средства, люди, предназначенные для работы с информацией
Слайд 16РОЛЬ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НИТ) В РПУР
НИТ включают в себя
Технологии
коммуникаций на основе
локальных и распределительных сетей ЭВМ;
технологии обработки информации
на основе ПК и специализированных рабочих мест
технологии, исключающие бумагу как основной носитель информации
технологии принятия решений на основе средств искусственного
интеллекта – баз знаний, экспертных систем, систем моделирования
Слайд 17 Роль информационных систем
способствуют правильной организации работы;
содействуют
успешной работе всех уровней управления;
обеспечивают эффективное существование организации.
Когда организация осуществляет выбор решения – это значит, что она обрабатывает серию информационных сообщений с целью принятия решения о действиях.
Слайд 18 Таким образом, принятие решения – это процесс целенаправленного
преобразования исходной информации о состоянии и условиях функционирования объекта управления
в информацию о наиболее рациональном пути достижения этим объектом желательного состояния в будущем.
Слайд 19. Для принятия решений менеджерам нужна качественная информация.
Качество информации
определяется пятью признаками:
• достоверностью – должна быть избавлена от ошибок;
•
современностью – должна основываться на последних данных;
• комплексностью – необходимо охватывать весь комплекс вопросов;
• краткостью – должна представляться в сжатой форме, которая позволяет принимать решения быстро и легко;
• уместностью – должна быть именно той, которая необходима для принятия решений.
При сборе информации менеджер должен осознавать границы предельной рациональности.
Менеджер должен решить, когда прекратить сбор информации и начать процесс отбора альтернатив.
Слайд 203. Методы декомпозиции проблем.
Декомпозиция – это научный метод ,
использующий структуру задачи и позволяющий заменить решение одной большой задачи
решением серии меньших задач, пусть и взаимосвязанных , но более простых.
Упрощенное графическое представление декомпозированной системы называется иерархической структурой.
Основные методы графического построения: «дерево проблем», «дерево целей и задач», «дерево решений» и структурная диаграмма Ишикавы «рыбий скелет».
Дерево проблем.
Термин «дерево» в данном контексте предполагает использование иерархической структуры, полученной путем разделения общей проблематики на:
основной тип проблематики (ствол);
прочие присутствующие типы (ветви);
подтипы (ответвления);
и собственно проблемы (листья).
Метод «дерева проблем» ориентирован на получение относительно устойчивой структуры проблематики.
Слайд 23
Последовательность построения «дерева проблем»:
1. Выявить и сформулировать основную проблему
менеджмента организации.
2. Выявить основное множество проблем организации.
3. Установить
преобладающий тип проблемы.
4. Проанализировать соотношение и взаимосвязь различных типов проблем.
5. Разбить проблемное множество на подмножества.
6. Распределить полученные группы по типам проблем.
Слайд 24
Достоинства метода «дерева проблем»:
- позволяет представить значительный объем
информации о проблематике менеджмента в компактной форме.
- отлично
справляется с задачами выявления и ранжирования имеющихся в организации проблем, а также с задачами классификации, т.е. распределения проблем по известным типам проблематики.
- позволяет наглядно увидеть соотношение и взаимосвязь различных типов проблематики.
- помогает выделить центральную – корневую проблему менеджмента и проконтролировать ее влияние на различные типы проблематики.
Слайд 25Структурная диаграмма Ишикавы «рыбий скелет».
Построение причинно-следственной диаграммы «рыбий скелет»
включает следующие этапы:
выбор результативного признака;
выбор главных причин
– «большие кости»;
выбор вторичных причин – «средние кости»;
выбор (описание) причин третичного порядка – «мелкие кости»;
ранжирование факторов по их значимости и выделение наиболее важных.
Данный метод может применяться для анализа качества управленческих решений и отдельных этапов процесса принятия решений.
Слайд 26Структурная диаграмма Ишикавы «рыбий скелет»
Слайд 27
Вывод.
Первый шаг на пути решения проблемы – ее полный
и правильный диагноз.
Правильно сформулировать проблему – значит, наполовину решить
ее.
Менеджеры должны:
- во-первых, более глубоко исследовать причины возникшей проблемы и не спешить устранять только ее симптомы;
- во-вторых, помнить, что все элементы и работы в организации взаимосвязаны, и решение какой-либо проблемы в одной части организации может вызвать появление проблем в других.
- в-третьих, определяя решаемую проблему, следует стремиться к тому, чтобы число вновь возникающих при этом проблем было минимальным.
Слайд 28 Экспертные методы— это методы, основанные на использовании экспертов
в качестве основных источников информации относительно исследуемого объекта.
Сущность
методов состоит в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с качественной и (или) количественной оценкой суждений и последующей формальной обработкой результатов.
4. Методы экспертных оценок
В основу прогноза закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте
Слайд 30 Коллективная экспертная оценка обеспечивает большую обоснованность и эффективность
принимаемых решений. Поскольку это дает возможность:
разносторонне оценить данную проблему-ситуацию;
сопоставить различные
точки зрения специалистов для выработки альтернативных вариантов решений;
привести достаточные аргументы для принятия более реалистично реализуемого решения.
Слайд 31Методы экспертных оценок
Метод мозговой атаки
Технология:
- основная идея – свободное и безоглядное генерирование большого числа идей,
используется для решения проблем, не поддающихся четкому описанию,
- правила – позитивное отношение ко всем идеям, запрет на критику, возможно большее количество идей, решения должны быть нестандартными (разум и логика в стороне),
организация – гетерогенная группа (разные профессии, уровни иерархии и др.), от 5 до 15 участников, приглашение заранее (с указанием проблемы и правил игры), выбор в качестве ведущего признанного всеми человека, длительность около 30 минут (возможно от нескольких минут до нескольких часов), подготовка (тихое помещение, доска, вода и другое),
- оценка – экспертной группой на пригодность использования, участникам сообщаются результаты оценки.
Слайд 32 А. Осборн подчеркивает, что мозговой штурм - это
не упражнения в выдвижении нелепостей, а целенаправленная работа группы, стремящейся
найти новые творческие идеи.
Руководитель штурма во время генерирования идей обеспечивает психологическую поддержку участников и управляет процессом генерирования для расширения или сужения поля поисков, на протяжении всего «штурма» вводит «генераторов» в состояние максимальной творческой активности.
Слайд 33 Методы экспертных оценок
Метод номинальной групповой техники
Построен на ограничении межличностных коммуникаций:
- члены группы излагают в письменном виде свои предложения – самостоятельно и независимо от других,
- каждый участник докладывает суть своего проекта,
- представленные варианты рассматриваются членами группы (без обсуждения и критики),
- каждый член группы в письменном виде дает ранговые оценки рассмотренных идей,
- проект с высшей оценкой принимается за основу.
Достоинства техники:
- несмотря на совместную работу, не ограничивается индивидуальное мышление членов группы,
- каждому участнику предоставляется возможность обосновать свой вариант решения.
Слайд 34 Методы экспертных оценок
Метод «Дельфи»
Последовательность:
- членам группы предлагают ответить на детально сформулированный перечень вопросов по проблеме,
- каждый участник отвечает на вопросы независимо и анонимно,
- результаты ответов собираются в центре, составляется интегральный документ, содержащий все варианты решений,
- каждый член группы получает копию этого материала,
ознакомление с предложениями других участников может изменить мнение по поводу возможных вариантов решения,
- предыдущие два шага повторяются столько раз, сколько необходимо для достижения согласованного решения.
Если при достаточно большом числе туров не удается выработать согласованное мнение, проблема считается неразрешимой.
Слайд 36
Метод «6-3-5»
Данный вариант предполагает разработку только основных идей, которые
поступают поочередно к членам группы.
Главных экспертов обычно шестеро. Каждый
должен выработать три идеи решения относительно предложенной проблемы и записать их на специальном бланке.
Метод наиболее приемлем в условиях территориальной разобщенности.
Представленные в письменном виде идеи обоснованы в большей степени и более четки в изложении, чем устные предложения.
После получения основного списка, состоящего из 18 идей экспертов, выбираются 5 наилучших.
Слайд 37Метод «6-3-5»
Чтобы метод работал более эффективно, необходимо соблюдение некоторых
условий:
-обеспечить неоднородность состава группы для генерации разноплановых идей;
-проблему
сформировать и сообщить участникам за 2-3 дня до начала работы группы;
- предотвратить устный обмен идеями между участниками группы.