Слайд 1Лекция 2.
Основы проектирования ИС
План лекции
1. Инвариантные составляющие жизненного цикла
ИС
2. Понятие и модели жизненного цикла ИС
3. Процессы и этапы
жизненного цикла ИС
4. Процессы жизненного цикла ИС согласно ISO/IEC 12207 (основные, вспомогательные, организационные)
5. Процессы жизненного цикла ИС согласно ISO/IEC 15288 (договорные, процессы предприятия, проектные, технические, специальные)
6. Стадии создания автоматизированных систем по ГОСТ
7. Стадии создания ИС согласно ISO/IEC
Слайд 21. Инвариантные составляющие жизненного цикла ИС
Слайд 3Состав этапов, процессов и работ различных фаз ЖЦ зависит от
используемой методологии проектирования, воплощаемой конкретным средством автоматизации процесса проектирования.
В
настоящее время широко используются две методологии:
функционально-ориентированная;
объектно-ориентированная.
Слайд 4Модели предметной области отражают:
1) бизнес-процессы предприятия;
2) информацию, задействованную в бизнес-процессах;
3)
участников бизнес-процессов;
4) функциональные задачи, решаемые участниками бизнес-процессов.
Модели создаваемой системы отражают:
1)
информационно-вычислительные процессы внутри ИС;
2) информацию, создаваемую, хранимую и используемую в ИС;
3) пользователей ИС;
4) функциональные задачи, решаемые элементами ИС, т. е. выполняемые системой функции.
Слайд 5Информационная система создается для автоматизации информационных процессов на предприятии –
процессов, в которых создается, запоминается, преобразуется, передается, отыскивается, обрабатывается или
используется информация.
Слайд 6Упрощенно можно считать, что предметные модели отражают процессы решения функциональных
задач предприятия на текущий момент – до внедрения ИС, а
системные модели отражают процессы решения функциональных задач с использованием создаваемой ИС.
Поэтому первые модели можно называть моделями AS-IS (как есть), а вторые – моделями TO-BE (как должно быть), но главное:
1) процедура построения модели AS-IS является средством (механизмом) синтеза модели TO-BE;
2) модель TO-BE является формализованным представлением требований к создаваемой системе (Requirement expression).
Слайд 7Анализ включает в себя следующие процессы:
1) структурирование – выяснение структуры
информационных единиц и состава функциональных задач, используемых и реализуемых в
бизнес-процессах предприятия;
2) обоснование целесообразности создания ИС;
3) формулировка требований к создаваемой ИС.
Слайд 8Проектирование – это определение подсистем и их взаимосвязей.
Фаза проектирования
состоит из двух последовательных и одного параллельного процессов:
1) предварительное (эскизное)
проектирование;
2) детальное (техническое) проектирование;
3) проектирование пользовательского интерфейса (GUI).
Слайд 9Кодирование, или реализация.
Даже при использовании принципов структурного проектирования ИС
фаза кодирования (реализации) в настоящее время осуществляется с помощью объектно-ориентированных
систем программирования.
Слайд 102. Понятие и модели жизненного цикла ИС
Жизненный цикл ИС –
это совокупность этапов качественно различных состояний, которые проходит ИС от
момента принятия решения о ее создании до момента принятия решения об изъятии ее из эксплуатации.
Слайд 11Методология проектирования системы для каждого этапа жизненного цикла устанавливает:
1) перечень
и последовательность выполняемых работ;
2) необходимые для этого методические и материальные
средства;
3) состав исполнителей, их обязанности и форму ответственности;
4) ожидаемые результаты.
Слайд 12Каскадная модель жизненного цикла ИС
Слайд 13Поэтапная с промежуточным контролем
модель жизненного цикла ИС
Слайд 14Спиральная модель жизненного цикла ИС
Слайд 153. Процессы и этапы жизненного цикла ИС
Методология организационного планирования BSP
(Business System Planning) фирмы IBM создана в середине 1970-х гг.
Слайд 16Методика разработки прикладных ИС фирмы Oracle – Custom Development Method
(CDM) представляет собой технологический материал, доведенный до уровня заготовок проектных
документов, предназначенных для использования в проектах, осуществляемых с использованием программных продуктов фирмы Oracle.
Слайд 17Унифицированный процесс фирмы Rational – Rational Unified Process (RUP) поддерживает
частный вариант спиральной модели жизненного цикла ИС. Каждая итерация (кольцо
спирали) включает в себя четыре фазы: начало, исследование, построение, внедрение.
Слайд 18Методологическая платформа Microsoft Solution Framework (MSF) – концептуальный аналог RUP.
Отличие заключается в терминологии (в частности, четыре фазы каждой итерации
называются так: анализ, проектирование, разработка, стабилизация) и принципиальной ориентации на создание бизнес-приложений.
Слайд 19Экстремальное программирование – Extreme Programming (XP) – новая методология, сложившаяся
к 1996 г. Поддерживаемая модель жизненного цикла ИС концептуально является
разновидностью спиральной модели – разработка осуществляется путем последовательной доработки прототипов.
Слайд 20Основными официальными стандартами, регламентирующими вопросы, связанные с проектированием ИС, являются
стандарты IEEE Std 610.12–1990, ISO/IEC 12207. IEEE Std 12207 –
2008.
Согласно IEEE Std 610.12–1990 жизненный цикл программного обеспечения имеет следующее определение: «…это период времени, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания программного обеспечения и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации».
Слайд 214. Процессы жизненного цикла ИС согласно ISO/IEC 12207
В соответствии
со стандартами и ISO/IEC 12207. IEEE Std 12207–2008 все процессы
жизненного цикла ИС подразделяются на три группы: основные, вспомогательные и организационные
Слайд 22Основные процессы.
Группу основных образуют пять процессов:
приобретение (исполнитель – заказчик);
поставка (исполнитель – разработчик ИС);
разработка (исполнитель – разработчик ИС);
эксплуатация (исполнитель – заказчик);
сопровождение (исполнитель – разработчик ИС или сопровождающая организация.
Слайд 23Вспомогательные процессы. Группу вспомогательных образуют восемь процессов:
документирование;
управление конфигурацией;
обеспечение качества;
разрешение проблем;
аудит;
аттестация;
совместная оценка;
верификация.
Слайд 24Организационные процессы.
Группу организационных образуют четыре процесса:
создание инфраструктуры;
управление;
обучение;
усовершенствование.
Слайд 255. Процессы жизненного цикла ИС согласно ISO/IEC 15288
Основное назначение
ISO/IEC 15288 – поддержка проектирования информационно-вычислительных систем.
В стандарте ISO/IEC 15288
в жизненном цикле системы выделены следующие группы процессов:
договорные;
процессы предприятия;
проектные;
технические;
специальные.
Слайд 266. Стадии создания автоматизированных систем по ГОСТ
В соответствии с ГОСТ
34.601–90 процесс проектирования ИС состоит из восьми стадий:
формирование требований к
ИС;
разработка концепции;
техническое задание;
эскизный проект;
технический проект;
рабочая документация;
ввод в действие;
сопровождение ИС.
Слайд 277. Стадии создания ИС согласно ISO/IEC
Слайд 28Структура курсового проекта
Введение
1 Аналитическая часть
1.1 Характеристика и анализ объекта исследования.
1.2
Разработка функциональной модели предметной области
1.3 Описание и сравнение программ-аналогов
1.4 Разработка
технического задания.
2 Практическая часть
2.1 Проектирование диаграммы вариантов использования (диаграммы прецедентов)
2.2 Разработка диаграммы последовательностей
2.3 Проектирование диаграммы взаимодействия для объектов предметной области
2.4 Разработка логической модели предметной области с помощью диаграмм классов
2.5 Проектирование диаграммы состояний для объектов предметной области
2.6 Проектирование диаграмм компонентов для объектов, входящих в предметную область
2.7 Разработка диаграмм размещения для объектов информационной системы
2.8 Создание прототипа информационной системы
Заключение
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Слайд 29Структура аналитической части
1. Аналитическая часть
1.1. Характеристика и анализ объекта исследования.
1.2.
Разработка функциональной модели предметной области
1.3. Стоимостной анализ
1.4. Описание и сравнение
программ-аналогов
1.5. Разработка технического задания.
Слайд 301.1. Характеристика и анализ объекта исследования
В первом подразделе этой части
курсового проекта дается краткая характеристика предметной области, как объекта, для
которого разрабатывается информационная подсистема, то есть проводится анализ предметной области с целью выделения объектов и определения и связей между ними.
Общая структура этого подраздела имеет следующий вид:
Область деятельности, партнёры и перечень основных бизнес процессов.
Адреса и телефоны.
Контактные лица.
Сотрудники.
Организационная диаграмма.
Физическая диаграмма.
Подробное описание основных бизнес-процессов.
Слайд 31Пример характеристики и анализа объекта исследования
Гипотетическая книготорговая фирма «Либерия» занимается
продажей книг и дисков в магазинах, так же осуществляется продажа
через Интернет и возможна доставка заказанной литературы из одного магазина в другой.
Основные бизнес-процессы фирмы: доставка закупленной продукции в магазин, её последующее оформление, предоставление на продажу.
Адреса и телефоны:
Адрес главного магазина: г. Москва, ул. Ивана Грозного, д. 11;
тел./факс (844) 245-11-22 (многоканальный); график работы: с 10.00 до 20.45 без перерыва и выходных.
г. Тула, ул. Ленина, д.66;
тел./факс (654) 968-77-88 (многоканальный); график работы: с 10.00 до 20.00 без перерыва и выходных
г. Самара, ул. Кирова, д. 56;
тел./факс (846) 586-99-00 (многоканальный); график работы: с 10.00 до 20.00 без перерыва и выходных
Контактные лица:
Генеральный директор: Иванов Егор Васильевич
Исполнительный директор: Дубровский Олег Иванович
Директор по маркетингу: Антонова Варвара Степановна
Сотрудники: на настоящий момент штат компании составляет 510 сотрудников.
Слайд 32Оргструктура книготорговой фирмы «Либерия» имеет следующий вид:
Рисунок 1.1 – Организационная
диаграмма
Слайд 33Фирма “Либерия” занимается продажей дисков и книг. Закупка книг осуществляется
у крупных издательств, например ИД "Нева", ИД "Росман", ИД "Армада"
ИД "Рипол"; диски закупаются оптом, например, у компании “Бука”, “Руссобит-М”, “Акелла” и т. п. Продажа осуществляется как через Интернет, так и в магазинах, так же возможна доставка необходимой книги/диска в один из магазинов города.
Слайд 34Рисунок 1.2 – Физическая диаграмма
Слайд 35Описание бизнес-процессов компании
1.Бизнес-процесс «Доставка в магазин»
1.1.Поставщики связываются с отделом закупок,
в свою очередь отдел закупок ориентируется на учетный отдел, в
котором статистически подсчитывается количество необходимых книг и дисков (расчет берется на основании данных по продажам в магазине и интернет-магазине), а также, учитывается количество новинок.
1.2.Получив заказ, поставщики его выполняют, а данные о заключенной сделке попадают к менеджеру отдела маркетинга, оценивающему затраты.
1.3.Заказ развозят по магазинам, учетный отдел фиксирует это, переводя товар в отдел приема.
Слайд 362.Бизнес-процесс «Оформление документации»
2.1.После транспортировки, как сказано выше, отдел приема вместе
с отделом IT-технологий оформляют новые поступления.
2.2.Происходит подсчет книг и дисков,
поступивших в наличие.
2.3.IT-инженеры вносят книги и диски в базы данных, учитывая, для книг: присвоенный код, жанр, автора, издательство; для дисков: также код, тип (музыка, игрушка, фильм), отсюда жанр для каждого типа, записывающую кампанию, исполнителя (для музыки), название (игры и фильмы) и цену.
2.4. Сертификацией занимается соответствующий отдел, в неё входит:
Сертификация дисков (подтверждение лицензионного качества);
Проверка диска (наличие царапин, пригодность для прослушивания);
Проверка книг (механические повреждения) и т.п.
Слайд 373.Бизнес-процесс «Продажа»
Данный бизнес-процесс делится на две части: Интернет-продажи и Магазин.
3.3.1 Продажа в магазине
После того как покупатель из всего ассортимента
выбирает то, что надо, он идет на кассу, там его обслуживает кассир, происходит оплата и выдается чек.
При покупке диска, консультант продавец оформляет гарантию сроком на две недели, на кассе оплачивается диск и выдается чек плюс гарантия к нему.
3.3.2 Интернет-продажа
В Инетернет-магазине, который контролируют IT-инженеры, пользователь заходит на сайт.
Обязательно регистрируется!
Выбирает из списков то, что понравилось.
Подтверждает покупку, транспортная кампания привозит данный заказ на дом, происходит обмен деньги-товар, но так же выдается и чек и гарантия, что бы обезопасить и покупателя и магазин.
Слайд 381.2. Разработка функциональной модели предметной области
Примерная структура (сложность) модели в
BPWIN:
Контекстная диаграмма
Диаграмма второго уровня (результат декомпозиции контекстной диаграммы); она должна
содержать не менее четырёх работ.
Не менее трёх диаграмм третьего уровня (результат декомпозиции диаграммы второго уровня). На каждой из диаграмм третьего уровня должно быть не менее двух-трёх работ.
Слайд 39Рисунок 1.3 – Система «Книжный магазин» в общем виде
Слайд 40Рисунок 1.4 – Основные бизнес-процессы
Рисунок 1.5 – Оформление документации
Рисунок 1.6
– Блок «Продажа»
Рисунок 1.7 – Блок «Магазин»
Слайд 41Рисунок 1.8 – Диаграмма деревьев узлов
Слайд 421.3. Стоимостный анализ
Примерная структура:
Необходимо создать отчёт по модели и выполнить
стоимостной анализ.
Сумма издержек должна быть отображена на каждой из
работ.
Слайд 43Пример стоимостного анализа
Для модели «Книжный магазин» можно выявить 5 центров
затрат:
1. Исходные расходы это первоначальные затраты при создании компании: на
закупку оборудования, наем персонала и т.п.
2. Заработная плата – ежемесячное отчисление для всех сотрудников.
3. Накладные расходы, к ним относятся расходы на оборудование (компьютеры, кассовые аппараты).
4. Постоянные расходы – это расходы на отопление, освещение, налоги и т.д.
5. Транспорт, необходимый для доставки продукции.
Слайд 44Рисунок 1.9 – Редактор центра затрат
Рисунок 1.10 – Затраты для
процесса «Касса»
Рисунок 1.11 – Полученные затраты
Рисунок 1.12– Итоговая цена
Слайд 451.4. Описание и сравнение программ-аналогов (не менее 3 программ)
Выполнить в
следующей последовательности:
указать веб ресурс, представляющий данную программу;
кратко описать функции программ-аналогов;
выделить
достоинства и недостатки каждой, указать, почему их нельзя использовать для решения обозначенной проблемы;
выделить критерии, значимые для решаемой задачи;
представить результаты сравнения в наглядном виде (например, в виде таблицы).
Слайд 461.5.Техническое задание
Данный раздел оформляется в виде Приложения 1 к курсовому
проекту.
В соответствии с ГОСТ 34.602-89Техническое задание включает в себя следующие
разделы:
Общие сведения.
Назначение и цели создания системы.
Характеристика объектов автоматизации.
Требования к системе.
Состав и содержание работ по созданию системы.
Порядок контроля и приёмки системы.
Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие.
Требования к документированию.
Источники разработки.
Слайд 47Выводы по аналитической части
Выводы должны быть конкретными, то есть вытекать
из содержания раздела.
Выводы описательного характера недопустимы, например, « ….В
этом разделе мы рассмотрели….».