Слайд 1Лекция 2. Цели и задачи педагогической деятельности специалистов ФК. (4
часа)
План
Сущность педагогической деятельности.
Цели и задачи педагогической деятельности.
2.1.
Классификация целей в педагогической литературе.
2.2. Иерархия целей развития личности.
3. Целеполагание как ведущий компонент педагогической деятельности. Педагогическая задача как метод и средство обучения и воспитания.
4. Современные концепции физической культуры: цели и задачи.
Основные условия и факторы эффективности педагогической
деятельности в целом и в области ФК в частности.
Слайд 2Понятие деятельности и ее структура
Деятельность — специфически человеческая, регулируемая
сознанием активность, порождаемая
потребностями и
направленная на познание и преобразование внешнего мира и
самого человека,
носящая общественный характер, в
значительной степени определяющаяся целями и требованиями
общества. Это активный и сознательно регулируемый процесс
взаимодействия человека с окружающим миром. Человек в
любой деятельности осознает цель своих действий, воображает
ожидаемый результат, обдумывает последовательность операций
и наблюдает за ходом деятельности и результатом.
Слайд 4Понятие педагогической деятельности
Педагогическая деятельность – особый вид общественно-полезной деятельности взрослых
людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности
в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями.
Педагогическая деятельность представляет собой вид профессиональной деятельности, содержанием которой является развитие, обучение, воспитание, образование обучающихся.
Педагогическая деятельность – это «воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования». (Зимняя И.А.)
Слайд 5Структура педагогической деятельности
В психолого-педагогической литературе выделяют три подхода к определению
ее
структуры:функциональный; системно-структурный; операционный.
Функциональная структура педагогической деятельности
1) Цели и задачи (в
каждый момент педагогической деятельности учитель имеет дело с
иерархией целей и задач, как общих целей (цели школы, образования, общества) так и
оперативных задач).
2) Педагогические средства и способы решения поставленных задач.
При выборе средств и способов педагогических воздействий учитель должен
ориентироваться:
-на ученика как центральную фигуру педагогического процесса, на стимулирование его
нравственного, эмоционального, интеллектуального,физического развития, на
проектирование новых условий его психического развития;
- на выбор и применение педагогических приемов самореализации, самоактуализации,
проявления личностных возможностей и способностей в работе с детьми;
-на выбор и переработку содержания учебного материала;
-на выбор и применение методов, организационных форм взаимодействия, создание
условий,облегчающих процесс обучения, атмосферы живого общения, положительного
эмоционально психологического климата;
3) Анализ и оценка педагогических действий учителя (сравнительный анализ
запланированного и реализованного).
Слайд 6Структура педагогической деятельности
Н.В. Кузьмина в педагогической деятельности выделяет
следующие функциональные виды
деятельности:
конструктивный, организаторский и коммуникативный.
1)Конструктивная деятельность распадается на
конструктивно содержательную
(отбор и композиция учебного
материала, планирование и построение педагогического
процесса),
конструктивно оперативную (планирование своих действий и
действий учащихся),
конструктивно-материальную(проектирование учебно
материальной базы педагогического процесса).
Конструктивный компонент педагогической деятельности может
быть представлен как внутренне взаимосвязанные
аналитическая, прогностическая и проективная функции.
Слайд 7Структура педагогической деятельности
2)Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение
учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной
деятельности.
Организаторская деятельность может быть представлена как единство информационной, развивающей, ориентационной и мобилизационной функций.
3)Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.
Коммуникативную деятельность определяют через взаимосвязанные перцептивную, собственно коммуникативную и коммуникативно-операциональную функции.
Перцептивная функция предполагает проникновение во внутренний мир человека (ребенка),собственно коммуникативная направлена на установление педагогически целесообразных отношений, а коммуникативно-операциональная заключается в активном использовании средств педагогической техники.
Слайд 8Уровни педагогической деятельности (Явношан А.В., Корецкий В.М.)
Репродуктивный (учитель физической культуры
показывает и объясняет те упражнения, целостные двигательные действия, которые он
сам знает и умеет передать школьникам);
Адаптивный (учитель способен адаптировать обучающую деятельность к особенностям класса, индивидуальным особенностям школьников);
Локально-моделирующий (учитель способен ставить сложные задачи, реализовывать их, обеспечивать доступность выполнения поставленных задач, владеть стратегией формирования системы знаний, умений у школьников по отдельным разделам программы);
Системно-моделирующий (учитель владеет стратегией формирования знаний, умений у школьников в целом; осуществляет воздействие на учащихся с учетом их индивидуальных возможностей, подготовленности, психологии развития);
Системно моделирующий творчество (учитель превращает свой предмет в средство формирования личности, способной к самоорганизации, самоконтролю).
Слайд 9Цели и задачи педагогической деятельности
Цель – это мысленный прообраз того,
что будет создано в результате
практической деятельности;
– элемент воспитательного процесса;
-
системообразующий фактор;
–этап управленческой деятельности (самоуправления) педагога и
воспитанников;
–критерий эффективности системы, процесса и управления
воспитанием в целом.
Цели подразделяются на: общие или главные(определяют направление
работы),
конкретные или конструктивные (реализуются через содержание
программ),
оперативные или актуальные (выдвигаются в конкретных условиях
школы).
Педагогический процесс проектируется на системе целей, структурно
представляемой в виде дерева целей:
Общие цели, поставленные обществом;
Цели образовательной системы;
Цели учебного заведения;
Цели конкретного учебного предмета;
Цели конкретного урока;
Цели деятельности учителя;
Цели деятельности обучающихся и др.
Слайд 10Требования к постановке целей в педагогической деятельности
Учитывать возрастные и индивидуальные
особенности учащихся;
Учитывать готовность учащихся к восприятию целей;
Учитывать готовность учащихся к
достижению целей;
Формулировать цель и задачи после изучения психо-физиологических особенностей учащихся и уровня их физической готовности;
Ставить конкретные цели;
Ставить реальные цели;
Обеспечивать поддержку ученику в определении цели;
Разрабатывать стратегии достижения цели;
Периодически переоценивать поставленные цели.
Ориентиры для определения целей: состояние образовательного учреждения как системы; определенный контингент учащихся (воспитанников); конкретный педагог (воспитатель, учитель); отдельный ученик (воспитанник).
Слайд 11Целеполагание как функция управления в педагогической деятельности
Педагогическое целеполагание – сознательный
процесс определения и постановки целей педагогической деятельности, в которой отражается
способность учителя планировать и трансформировать общественные цели в цели своей собственной деятельности с воспитанниками, а также конкретизировать цели и выбирать эффективные способы их достижения. (Н.В. Мезенцева)
Целеполагание – это процесс трансформирования «главных» социальных целей образования, определенных социальным заказом, в конкретные цели (образования, воспитания, развития) содержания образования, учебного предмета, учебной темы, урока. (О.А. Бобылева)
Педагогические цели представляют собой ожидаемые и реально достижимые результаты педагогической деятельности, которые выражаются в личностных новообразованиях учащихся – в изменении их ценностей, развитии способностей, усвоении знаний и навыков, обеспечивающих создание познавательной базы для самостоятельного решения проблем в различных сферах жизнедеятельности.
Слайд 12Целеполагание как функция управления в педагогической деятельности
Объекты педагогического целеполагания: области
учебной деятельности (когнитивная, психомоторная, эмоциональная и др.).
Субъекты педагогического целеполагания: учителя,
руководители образовательных учреждений, педагогические коллективы.
Функции педагогического целеполагания:
1) Ориентировочно-мотивационная (рефлексия по поводу целей, субъективное видение выборов, творческий подход);
2) Проектировочно-исполнительская (самостоятельная исследовательская деятельность педагога, включающая выработку гипотезы, моделирование образовательного процесса, поиск и выстраивание информации в логике выделенных задач);
3) Организационно-стимулирующая ( творчество в поисках оригинальных и адекватных цели и задачам способов решения);
4) Аналитико-диагностическая (анализ причинно-следственных связей между целью, задачами, методами, условиями, результатами; самоанализ педагога).
Слайд 13Структура педагогического целеполагания
Целеобразующий компонент (целеобразование направлено на выдвижение и обоснование
цели образовательно-воспитательного процесса, процесс выдвижения новых целей, ценностное определение цели
и субъективное принятие мысленного образа будущей деятельности);
Проектировочный компонент (превращение стратегической цели с систему подцелей и задач в процессе целедостижения);
Организационный (выбор адекватных цели и задачам способов решения и педагогического воздействия на субъектов целеполагания);
Диагностический (анализ причинно-следственных связей между целью, задачами, методами, условиями, результатами деятельности на этапе целереализации).
Композиция целей и задач – процесс логического построения и составления, расположения и соотношения подцелей в общую цель.
Декомпозиция целей и задач – расчленение, разъединение цели на составные части, подцели.
Слайд 14Методика целеполагания в педагогической деятельности
В педагогической практике сложились следующие способы
постановки
целей: через изучаемое содержание; через деятельность
педагога; через внутренние процессы интеллектуального,
эмоционального,
личностного развития учащихся; через учебно
познавательную деятельность.
Этапы целеполагания
1 этап: Диагностика воспитательного процесса, анализ результатов
предыдущей совместной деятельности участников работы;
2 этап: Моделирование педагогами воспитательных целей и задач,
возможных результатов;
3 этап: Организация коллективного целеполагания, совместной
целеполагающей деятельности педагогов, учащихся, родителей;
4 этап: Уточнение педагогами воспитательных целей и задач,
внесение корректив в первоначальные замыслы, составление
программы педагогических действий по их реализации с учетом
предложений детей, родителей и прогнозируемых результатов.
Слайд 15Типы педагогического целеполагания в воспитательной деятельности
Слайд 16
Гармония и согласованность целей – это показатель успешного целеполагания совместной
деятельности участников педагогического процесса
Соотношение целей и задач педагогического деятельности
Задача –
это частное выражение цели. Задачи возникают и ставятся в
ходе достижения целей. Цель и задачи соотносятся как целое и часть.
Например, конкретная цель воспитательной деятельности: «воспитание
самостоятельности у ребенка» достигается через формирование у него
навыков самоорганизации, развитие потребности и умений ставить цели
и задачи в конкретной работе, умений планировать работу и
осуществлять самоконтроль и т.д. Взаимосвязь задач в воспитательной деятельности
Слайд 17Современные концепции физической культуры
Стратегия развития физической культуры и спорта в
Российской
Федерации на период до 2020 г.
Целью стратегии является создание условий,
обеспечивающих
возможность для граждан вести здоровый образ жизни, систематически
заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой
спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность
российского спорта.
Основные задачи:
1)Создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения;
2)Разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни;
3)Модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования;
4)Совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене.Усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров;
Слайд 185)Развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;
6)Развитие
инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и
совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной
деятельности;
7)Создание системы обеспечения общественной безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями.
Слайд 19Современные концепции физической культуры
Концепция непрерывного физического образования учащейся молодежи
(М.Я.Виленский, П.А.
Виноградов, 1989 г.).
Интегральная цель физического воспитания – физическая культура
личности как
органичное единство знаний и убеждений, ценностных
ориентаций и мотивационно-потребностной сферы, физического
совершенства и практической деятельности.
Спартианская концепция физкультурно-спортивного образования (В.И.
Столяров, 1997г.).
Концепция личностно-ориентированного физического воспитания (С.В.
Барбашов, С.А.Соллогуб). Развитие личности, ее характера, дисциплины,
силы духа, а также общественное и эстетическое воспитание.
Физкультурно-оздоровительная концепция образования (Л.Б. Кофман,
С.В. Ким).Смещение акцентов с физической подготовки, телесного
развития на формирование культуры здоровья, воспитание привычек
здорового образа жизни средствами и методами физической культуры.
Индивидуально-дифференцированные концепции физического
воспитания (В.А.Ермаков, Е.А. Короткова, Н.А. Воробьева, С.С. Филиппов,
А.В. Матвеева и др.).
Слайд 20Современные концепции физической культуры
Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (В.К.
Бальсевич,
И.М.Быховская, Л.И.Лубышева).
Ориентирует на переход от системы, нацеленной на формирование лишь
определенных
физических качеств, жизненно необходимых двигательных умений
и навыков, к системе, дающей человеку глубокие знания о своем организме,
средствах целенаправленного воздействия на физическое состояние, сохранение и
укрепление здоровья, а также формирующей у него потребность в здоровом образе
жизни и физическом совершенствовании, в активных занятиях физическими
упражнениями и спортом. В качестве главной задачи выдвигается задача
формирования здорового образа жизни и физической культуры личности.
Решение данной задачи позволяет:
Уточнить основные показатели и компоненты здорового образа жизни и
физической культуры личности, а именно:
Отношение личности к своему телу как ценности;
Характер этого отношения (реальное отношение предполагает сознательную,
целенаправленную деятельность с целью поддержания в норме и
совершенствования своего физического состояния, различных его параметров:
здоровья, телосложения, физ. качеств и двигательных способностей);
Многообразие используемых для решения этой задачи средств; умение
эффективно применять их;
Уровень знаний об организме, о физическом состоянии, о средствах
воздействия на него и методике их применения;
Слайд 21Современные концепции физической культуры
Какие ценности личность связывает с телом, одобряемые
и реализуемые ею
на практике идеалы, нормы, образцы поведения, связанные с
заботой офизическом
состоянии;
Степень ориентации на эту заботу; стремление оказать помощь другим людям
в их оздоровлении, физическом совершенствовании и наличие для этого
соответствующих знаний,умений, навыков, ценностных ориентаций.
Избежать односторонности при формировании и совершенствовании
физической культуры личности:
Формирование и совершенствование трех компонентов физической культуры:
двигательной культуры, культуры здоровья и культуры телосложения;
Формирование и совершенствование не только знаний, но и интересов,
потребностей,ценностных ориентаций, умений, навыков, проявляемых человеком в
соответствующем поведении, образе жизни.
3) Формировать у детей и молодежи гуманистически ориентированную физическую
культуру.
4) Рассматривать физическое воспитание как элемент более широкой системы
воспитания,включающей в себя эстетические, нравственные, экологические и др.
компоненты формирования гармонически развитой личности.
Слайд 22Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования третьего поколения
Цель и задачи
школьного образования по физической культуре –
формирование разносторонне физически развитой личности,
способной
активно использовать ценности физической культуры для укрепления и
длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой
деятельности и организации активного отдыха.
Основные задачи:
Укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
Обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
Приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
Слайд 23Программы по физической культуре
Целью программы по физической культуре в начальной
школе (1-4 кл.)
является формирование у учащихся основ здорового образа жизни,
развитие
творческой самостоятельности посредством освоения
двигательной деятельности.
Целью программы по физической культуре в основной школе (5-9 кл.)
является формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников
в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии
физических и психических качеств, творческом использовании средств
физической культуры в организации здорового образа жизни.
Целью программы по физической культуре в 10-11 кл. является
содействие всестороннему развитию личности посредством
формирования физической культуры.
Результативность освоения программ по физической культуре
оценивается по трем базовым уровням и представлены:
метапредметными, предметными и личностными результатами.
Слайд 24Функции учителя физической культуры
Проектировочная (перспективное и текущее планирование уроков,
мероприятий по
физическому воспитанию школьников, учебной
нагрузки, достижений школьниками определенных результатов);
Управленческо-организаторская (практическая организация
уроков,
занятий в спортивных секциях, спортивных соревнований, праздников,
создание спортивных клубов);
Прогностически-ориентирующая (выявление у детей склонностей к
отдельным видам спорта, определение выбора профессии);
Воспитательная (воспитание патриотизма, готовности к защите
Родины,воспитание чести и достоинства гражданина, нравственной
воспитанности);
Административно-хозяйственная (материальное обеспечение процесса
физического воспитания, создание пришкольных спортивных площадок,
обеспечение туристических походов и др.);
Образовательно-просветительская (выступление с беседами, лекциями о здоровом образе жизни, идеях олимпизма, значении уроков
физической культуры в жизни и трудовой деятельности гражданина).
Слайд 25Задачи педагогической деятельности учителя ФК
Профессиональная деятельность учителя ФК – это
сложная система
общих и специфических задач воспитания, образования, оздоровления и
физического развития
школьников.
1) Задачи физического образования включают:
- усвоение школьниками каждой возрастной группы доступных знаний
из области физической культуры и спорта, о роли двигательной
активности в жизнедеятельности человека, сведений о гигиене труда и
отдыха, о значимости естественных природных факторов для здоровья
человека;
-формирование необходимых двигательных умений и навыков, их
закрепление и совершенствование в соответствии с возрастными
возможностями и потребностями учащихся;
- формирование и закрепление гигиенических навыков.
2) Развивающие задачи, содействующие гармоническому развитию
растущего организма:
-достижение возможного для каждой возрастной группы уровня
развития физических(двигательных) качеств;
-развитие физических способностей.
Слайд 26Задачи педагогической деятельности учителя ФК
3) Оздоровительные задачи направлены на:
-
укрепление здоровья;
- совершенствование адаптационных механизмов;
- повышение устойчивости организма к неблагоприятным
воздействиям внешней среды и простудным заболеваниям;
- закаливание организма;
активацию обменных процессов, повышение функциональных
возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма;
- формирование правильной осанки и коррекцию отдельных недостатков
телосложения.
4) Воспитательные задачи:
формирование детского коллектива, организацию и управление коллективной жизнедеятельностью воспитанников;
воспитание таких качеств, как благородство, товарищество, твердость характера, дисциплинированность, трудолюбие, состязательность;
привитие навыков самообслуживания на занятиях (расстановка и уборка инвентаря, его ремонт).
Слайд 27Эффективность педагогической деятельности учителя физической культуры
Эффективность педагогической деятельности определяется внешними
условиями ее протекания и субъективными факторами, которые
влияют на успешность решения
профессионально-педагогических задач.
К внешним условиям относят:
-организованность педагога (внутреннюю и внешнюю);
-владение педагогическим мастерством, культурой речи.
К субъективным факторам относят:
-общую и профессиональную эрудицию;
-интеллект;
-специальные способности педагога;
-профессиональную направленность;
-адекватную самооценку;
-некоторые нейродинамические свойства (сила возбудительного
процесса, сила тормозного процесса, подвижность возбудительного
процесса, подвижность тормозного процесса);
-свойства темперамента;
-характерологические черты ( рациональность, целеустремленность,
настойчивость, сдержанность, общительность, тактичность, чуткость,
гуманизм, ответственность,трудолюбие, аккуратность и др.);
-тип социального поведения.
Слайд 28Эффективность педагогической деятельности учителя физической культуры
Определяется глубокими общетеоретическими и специально
теоретическими
знаниями, умениями учителя ФК, пониманием и
учетом мотивов занятий физической культурой
и спортом,
применением индивидуального и дифференцированного
подходов в обучении и воспитании:
Общепедагогические умения:
Анализировать педагогическую ситуацию;
Организовывать свою собственную деятельность и деятельность других;
Быть коммуникабельным;
Владеть методами воспитания;
Оценивать результаты воспитания и обучения.
Слайд 29Эффективность педагогической деятельности учителя физической культуры
Специально-педагогические умения:
- Определять общие и
конкретные цели физического воспитания;
- Определять цели и задачи конкретного занятия
физической культурой;
- Планировать свою деятельность;
- Регулировать и корректировать педагогический процесс;
- Знать технологию организации детского коллектива;
- Подбирать и применять современные методы обучения и воспитания;
- Использовать различные средства физической культуры и спорта;
Слайд 30Эффективность педагогической деятельности учителя физической культуры
Специально-педагогические умения:
-применять индивидуальный и дифференцированный
подходы в
процессе обучения и воспитания: подбирать различные формы занятий с
учетом
возрастно-половых, морфофункциональных и индивидуально
психологических особенностей обучаемых, уровня их физической
подготовленности, состояния здоровья, а также социально
психологических особенностей;
-использовать в процессе физического воспитания национальные виды
спорта, культурные традиции;
-применять комплекс методов и средств для формирования у обучаемых
навыков соблюдения личной гигиены, профилактики заболеваний и
контроля за состоянием своего организма;
Слайд 31Эффективность педагогической деятельности учителя физической культуры
Специально-педагогические умения:
- владеть методами
врачебно-педагогического контроля,
приемами, обеспечивающими безопасность на занятиях, способами оказания первой медицинской
помощи;
- прививать обучаемым навыки самостоятельной подготовки к
проведению занятия;
-анализировать, обобщать и творчески применять передовой
педагогический опыт;
-постоянно повышать свой уровень психолого-педагогических знаний и профессиональной подготовки.
Слайд 32
Объективные и субъективные трудности в деятельности учителя ФК
Объективные трудности:
Большая учебная
площадь в зале;
Разнообразие и сложность обстановки при проведении занятий;
Многочисленный инвентарь
и оборудование, неправильное
использование которого связано с риском;
Высокая двигательная активность учащихся, связанная с возможностью травматизма и возникновением конфликтов;
Работа с разными возрастными группами в один день, необходимость учитывать уровень физического развития каждого учащегося конкретного класса;
Занятия с детьми разного пола, имеющими разные физические возможности.
Субъективные трудности:
Возрастные трудности выполнения и показа упражнений на уроке;
Трудности, связанные с индивидуальными особенностями личности учителя.
Слайд 33Пути преодоления трудностей в деятельности учителя ФК
1) научиться быстро и
точно ориентироваться, благодаря широкому полю зрения, большому объему внимания, хорошему
его распределению и быстрому переключению;
2) обладать большим объемом двигательной и зрительной памяти, быстротой протекания мыслительных процессов, эмоциональной устойчивостью, выдержкой, инициативностью;
3) обладать обширными и глубокими знаниями в различных областях, по анатомии,физиологии,биомеханике,спортивной медицине, педагогике и психологии;
4) иметь развитые умения и навыки по теории и методике преподавания различных видов спорта;
5)планировать свою работу;
Слайд 34Пути преодоления трудностей в деятельности учителя ФК
6) более внимательно относиться
к ученикам с низким уровнем физического развития;
7)научиться сдерживать эмоции;
8)обладать профессиональным мастерством, компетентностью;
9)творчески относиться к урокам;
10)поддерживать высокий уровень своих физических
возможностей и технического совершенства;
11)наглядно демонстрировать ученикам выполнение тех или иных упражнений, технику спортивных движений и действий;
12) заниматься самообразованием.
Слайд 35Специфика педагогической деятельности тренера
Педагогическая деятельность тренера отличается от
деятельности учителя ФК:
посещение
тренировок добровольно (по возникшему интересу у
ребенка,подростка);
менее регламентирована;
направлена на выявление
и развитие спортивных способностей ребенка,подростка;
представлена принципами, средствами и методами системы подготовки
спортсмена;
Слайд 36Специфика педагогической деятельности тренера
включает теорию и методику обучения и тренировки
в избранном виде спорта, основные психолого-педагогические закономерности организации учебно-тренировочного процесса,
закономерности возрастно-половых особенностей занятий спортом, особенности организации спортивной работы в условиях учебно-тренировочных сборов, профилактику травматизма, устройство спортивных
сооружений;
особой психологической атмосферой общения в системе тренер-спортсмен;
тренер должен постоянно поддерживать высокий уровень физических возможностей и технического совершенства спортсмена, вести воспитательную работу в специфическом спортивном коллективе и поддерживать устойчивый интерес к учебно-тренировочному процессу.
Слайд 37Функции тренера в педагогической деятельности
Проектирование учебно-тренировочного процесса (формулировка целей,
задач спортивной
деятельности; отбор средств реализации поставленных задач с
учетом индивидуальных особенностей спортсменов;
предвидение трудностей в
процессе тренировок; планирование психолого-педагогической помощи
спортсменам);
Управление учебно-тренировочным процессом (формирование мотивации спортивной деятельности, потребности в занятиях; постановка задач и
превращение этих задач в собственные задачи спортсменов; развитие
познавательного интереса к новому материалу; развитие самостоятельности и
выработка у спортсменов способности к самопроверке, самоконтролю);
Управление технико-тактической подготовкой спортсмена (воспитание способности к совместному продумыванию и самоконтролю; обучение структуре
движений с учетом их биомеханических закономерностей; способствовать
овладению спортсменом большим арсеналом технических средств, чтобы
разнообразить тактику с учетом своих индивидуальных особенностей;
способствовать развитию физической подготовки и психических процессов
спортсменов);
Организация и проведение воспитательной работы (предъявление
спортсменам высоких требований в области нравственного поведения, закрепление
этих требований в сознании и поведении спортсменов; формирование личностной и
коллективной ответственности,уважения, взаимопомощи; обучение этики
взаимоотношений);
Слайд 38Функции тренера в педагогической деятельности
Организация соревновательной деятельности (волевая подготовка
спортсмена к
соревнованиям; помощь в период предстартовой лихорадки;
определение оптимального педагогического общения);
Организация сборов
спортсменов(создание определенных условий для
достижения наивысшей спортивной формы; определение места сборов; контроль за
исполнением индивидуальных тренировочных планов спортсменов; тактические
разборы тренировок);
Оказание психолого-педагогической помощи спортсменам на разных
этапах их спортивной карьеры(выявление потенциальных возможностей
спортсмена; повышение уверенности в себе; помощь в реабилитации и
возвращении к физической активности после полученной травмы; снятие страха,
тревожности);
Создание оптимальных психолого-педагогических условий в
востановительный период(обеспечение эмоциональной поддержки;
осуществление контроля восстановления спортсмена; организация свободного
времени спортсмена; использование психологического аутотренинга).
Организация межличностных отношений и поддержание
положительного психологического микроклимата в команде.