Слайд 1лекция
Трудовая адаптация работника
Слайд 2ПЛАН:
1.Цели, сущность и виды трудовой адаптации персонала в организации
2.Управление адаптацией
персонала и оценка ее эффективности
3.Оценка результатов адаптации
Слайд 31. Адаптация
(от латинского adaptio – приспособлять) – это процесс ознакомления
работника с новой организацией и изменения его поведения в соответствии
с требованиями и правилами организационной культуры новой компании.
Активная адаптация
представляет собой процесс приспособления индивида к изменяющейся среде с помощью соответствующего управляющего воздействия и использования организационных, технических, социально-психологических средств.
Слайд 4Основные цели адаптации
Уменьшение стартовых издержек.
Снижение тревожности и неуверенности, испытываемых новым
работником.
;Сокращение текучести кадров.
Экономия времени непосредственного руководителя и коллег (товарищей по
работе).
Развитие у нового работника удовлетворенности работой, позитивного отношения к работе и реализма в ожиданиях.
Слайд 5Виды адаптации (по компонентам системы)
Организационная адаптация
Процесс введения в организацию направлен
на усвоение работником норм и правил, в том числе и
"неписанных", по которым живет организация. Целью этого процесса является принятие новым сотрудником ценностей, установок, принципов организации без ущерба для личностных ценностей.
Социально-психологическая адаптация
Вхождение в коллектив, принятие установленных норм взаимоотношений. Меры по социально-психологической адаптации направлены, прежде всего, на скорейшее преодоление сотрудником естественной при поступлении на новое место неуверенности.
Профессиональная адаптация
Цель адаптации – овладение новым сотрудником системой профессиональных знаний и навыков и эффективное их применение на практике. Достижение этой цели определяется полным соответствием профессиональной подготовки требованиям работы.
Слайд 6Первичная
Вторичная
Виды адаптации (по наличию опыта профессиональной деятельности)
Виды адаптации (по
сферам адаптации)
Адаптация в новой организации
Адаптация в новой должности
Слайд 7Критерии успешной адаптации
1. Остался работать
2. проявляет инициативу
3. Вошел в коллектив
4.
Выполнение трудовых функций на уровне других. Нормы выработки. Качество
5. Выполнение
требований должностной инструкции
6. интерес к профессиональному развитию и карьерному росту
7. Самостоятельность
8. Соблюдение трудовой дисциплины
9. Степень освоенности в организации
Слайд 8Этапы адаптации
1. Этап общей адаптации
2. Вхождение в должность
3. Действенная
адаптация
4. Функционирование
Слайд 92. Управление адаптацией
– это процесс активного воздействия на факторы,
определяющие ее развитие и позволяющие снизить неблагоприятные последствия.
Технология эффективного
управления процессом адаптации предполагает составление соответствующего алгоритма, определение способов и методов воздействия на процесс адаптации, качественных и количественных показателей, позволяющих контролировать процесс адаптации нового работника.
Слайд 10алгоритм
разработан с целью введения единой процедуры адаптации.
В выполнении операций, указанных
в настоящем алгоритме, участвуют:
HR-служба;
PR-отдел;
Центр обучения;
Руководители подразделений;
Сотрудники компании.
Программа адаптации и введения
в должность рассчитана на 1 месяц со дня начала исполнения новым работником его должностных обязанностей.
Слайд 111. Решение организационных вопросов при приеме нового сотрудника
знакомство работника с
производственными особенностями организации, с персоналом, с корпоративной культурой, правилами поведения,
включение работника в коммуникативные сети.
Слайд 122. Информирование нового сотрудника
На этом этапе ориентации происходит практическое знакомство
работника со своими обязанностями и требованиями, предъявляемыми к нему со
стороны организации.
Операции процесса
Вручение сувенирной продукции и информационных материалов о Компании.
Вводное собеседование
Общее Обучение
Информирование о политике компании в отношении персонала, о нормах корпоративной культуры
Информирование об истории компании, о ее целях, миссии, приоритетах развития, проблемах текущего момента
Слайд 14«Welcome! Тренинг»
(или Вводный курс «Добро пожаловать в организацию!») –
хороший
шанс «влюбить» новичка в компанию.
Слайд 15Формы проведения «Welcome! Тренинга»
1. Аудиторный тренинг.
2. Электронный курс (e-learning).
Такая форма обучения рекомендуется, если:
на предприятие одновременно трудоустраивается много
новых сотрудников;
обучается персонал удаленных филиалов.
3. Смешанный вариант. Ппозволяет создавать сбалансированные программы
Слайд 16Содержание Welcome! тренинга
1. Сведения о компании. Этот блок призван познакомить
новичков с прошлым, настоящим и будущим организации. Они должны получить
следующую информацию: история создания компании; ее миссия; стратегические приоритеты и цели на текущий период; структура и ключевые фигуры; основные клиенты и партнеры; освещение деятельности в средствах массовой информации; корпоративные мифы и истории успеха.
Одна и распространенных ошибок на этом этапе – использование презентаций, разработанных департаментами маркетинга и продаж для клиентов компании.
2. Производимые продукты/ оказываемые услуги. Помимо информации непосредственно о продуктах и услугах, в этот блок необходимо включить сведения о сегменте рынка, в котором работает компания, ее позициях на рынке, основных конкурентах. Даже если среди новичков нет сотрудников департамента продаж, и им не придется работать с клиентами, рекомендуется к этому блоку не подходить формально.
3. Корпоративная культура. Разъясняются ее нормы и принципы, основные положения Корпоративного кодекса компании, стандарты в области дресс-кода, делового этикета; рассказывается о негласных традициях, о том, как проходят различные мероприятия, поздравления.
Слайд 174. Корпоративная политика в области управления персоналом. Задача этого блока
– донести информацию о возможностях, которые компания предоставляет сотрудникам, в
следующих сферах:
- профессиональный рост (виды и направления обучения, работа учебного центра, библиотеки);
-развитие карьеры (порядок проведения оценочных процедур, примеры карьерного продвижения работающих сотрудников);
-система вознаграждений (если она унифицирована);
- условия работы – порядок выдачи зарплаты, предоставления льгот;
- бытовые вопросы – где и когда можно пообедать, получить медицинскую помощь и т.д.);
-отношения с профсоюзной организацией.
5. Экскурсия по компании.
6. Фильм о компании. В нем, как правило, рассказывается о создании и становлении организации, выпускаемом продукте или оказываемых услугах, корпоративной жизни (этот блок обычно включает видеоряд с корпоративных праздников и спортивных турниров).
Показ фильма осуществляется в том информационном блоке, к которому он относится. Это может быть классический повествовательный, мультипликационный фильм или просто подборка историй. Его подготовку лучше всего доверить профессионалам.
7. Ответы на вопросы.
Слайд 183. Организация введения в должность нового сотрудника
На этом этапе работник
осваивается со своим новым статусом и включается в профессиональные и
межличностные отношения в коллективе.
Слайд 194. Организация работы нового сотрудника в должности
На этом этапе происходит
корректировка планов адаптации и оценка эффективности деятельности работника и его
взаимоотношений в коллективе.
Слайд 205. Оценка качества проведения введения в должность нового сотрудника.
На завершающем
этапе аттестации происходит преодоление производственных и межличностных проблем работника, осуществляется
его переход к стабильной работе.
Слайд 21Технологии адаптации
Инструктаж
Ротация (сотрудник временно перемещается на другую должность с целью
приобретения новых навыков)
Наставничество
Коучинг (вид консультирования, нацеленного на максимально эффективное
достижение работником индивидуальных и организационных целей)
Самостоятельное обучение на рабочем месте
Другие обучающие технологии
Слайд 22Управление адаптацией
предполагает знание, как субъективных характеристик работника, так и
воздействующих на адаптацию факторов производственной среды.
Слайд 23 Адаптация – процесс ознакомления работника с новой организацией и изменения
его поведения в соответствии с требованиями и правилами организационной культуры
компании.
Введение в должность – совокупность процедур, проводимых с целью освоения новым работником его должностных обязанностей, сокращения периода адаптации в коллективе, помощи в установлении контактов.
Куратор – непосредственный руководитель нового сотрудника, в задачи которого входит сопровождение работы нового работника в период прохождения им адаптационного срока.
План работы и обучения – порядок производственных заданий и необходимого обучения для нового работника, составленный на определенный срок.
Должностные обязанности – совокупность действий работника, направленных на достижение целей системы управления и обязательных для выполнения.
Новый работник – работник, оформленный на работу в компанию извне, либо перемещенный из другого подразделения внутри компании с существенным изменением должностных обязанностей, функционального направления или географического региона деятельности.
Карта контроля введения в должность – форма проверки исполнения всех мероприятий по введению в должность нового работника, предусмотренных алгоритмом по введению в должность и адаптации новых сотрудников.
Слайд 26Система наставничества
Для эффективной реализации системы наставничества внутри компании необходимо решить
ряд сложных с организационной точки зрения задач:
Организовать систему отбора и
«выращивания» будущих наставников;
Четкое определение критериев, при наличии которых сотрудник может исполнять роль наставника;
Мотивировать наставников на внимание к своей деятельности в роли наставничества (о мотивации наставников написано будет ниже)
Запустить процессы оценки эффективности деятельности и уровень развития наставников.
Слайд 27Ошибки в системе адаптации персонала
Все адаптационные мероприятия направлены на нового
сотрудника
Руководитель оценивает результаты работы нового сотрудника и передает заполненные формы
в отдел персонала
Инспектор по кадрам говорит новичку: «Это ваша должностная инструкция. Подпишите»
Адаптация – это дело менеджера по персоналу и в крайнем случае – непосредственного руководителя
Новый сотрудник вряд ли сможет предложить что-то интересное в первые дни работы
Программа адаптации должна включать в себя только хорошо отлаженные технологии
Время, потраченное на адаптацию нового сотрудника, не должно превышать период испытательного срока
Слайд 28На прошлой неделе в газету пришло объявление о вакансиях:
примем на
работу: ОПЕРАТОРОВ пакетосварочного оборудования (женщины).
На этой неделе прислали новое:
операторы уже
не требуются, зато нужны НАЛАДЧИКИ пакетосварочного оборудования.
Шеф - подчиненным:
- Вот наш новый сотрудник. Покажите ему, чем вы занимаетесь, когда думаете, что я за вами наблюдаю.
Он настолько часто менял места своей работы, что за свою жизнь так ни разу и не побывал в отпуске.