Слайд 1Структура программы и создание проекта Microsoft Visual Studio
Лекция 3
Слайд 2Введение
Прежде чем приступить к написанию программ, необходимо изучить структуру программ
на языке программирования С++. Своими словами, структура программ это разметка
рабочей области (области кода) с целью чёткого определения основных блоков программ и синтаксиса. Структура программ несколько отличается в зависимости от среды программирования. Мы ориентируемся на IDE Microsoft Visual Studio, и по этому примеры программ будут показаны именно для MVS.
Слайд 3Содержание
Структура программы языка C++
Пример программы с функциями main, f1, f2
Функции
ввода/вывода
Пример программы, использующей функции ввода/вывода
Программная реализация
Создание проекта
Справка C++
Видео-урок по «Создание
первого проекта»
Контрольные вопросы
Список литературы
Слайд 4Структура программы языка С++
Программа на языке С++ имеет определенную структуру.
Существует определенная последовательность заранее определенных строк кода, которая приведена в
таблице
Слайд 5Структура программы
Одна из функций должна иметь имя main. Выполнение программы
начинается с первого оператора этой функции. Простейшее определение функции имеет
следующий формат:
тип_возращаемого_значения имя ([ параметры ]) {
операторы, составляющие тело функции }
Как правило, функция используется для вычисления какого-либо значения, поэтому перед именем функции указывается его тип.
Если функция не должна возвращать значение, указывается тип void;
Тело функции является блоком и, следовательно, заключается в фигурные скобки;
Функции не могут быть вложенными;
Каждый оператор заканчивается точкой с запятой (кроме составного оператора).
Слайд 6Пример структуры программы, содержащей функции main, f1 и f2
директивы препроцессора
описания
int main(){
операторы главной функции
}
int f1(){
операторы функции f1
}
int f2(){
операторы функции f2
}
Программа
может состоять из нескольких модулей (исходных файлов).
Слайд 7Функции ввода/вывода
В языке С++ нет встроенных средств ввода/вывода - он
осуществляется с помощью функций, типов и объектов, содержащихся в стандартных
библиотеках. Используется два способа: функции, унаследованные из языка С, и объекты С++.
Основные функции ввода/вывода в стиле С:
int scanf (const char* format, … ) // ввод
int printf(const char* format, … ) // вывод
Они выполняют форматированный ввод и вывод произвольного количества величин в соответствии со строкой формата format. Строка формата содержит символы, которые при выводе копируются в поток (на экран) или запрашиваются из потока (с клавиатуры) при вводе, и спецификации преобразования, начинающиеся со знака %, которые при вводе и выводе заменяются конкретными величинами.
Слайд 8Пример программы, использующей функции ввода/вывода в стиле С
#include
int main(){
int
i;
printf(«Введите целое число\n»);
scanf("%d", &i);
printf("Вы ввели число %d, спасибо! ", i);
return
0;
}
Первая строка этой программы - директива препроцессора, по которой в текст программы вставляется заголовочный файл , содержащий описание использованных в программе функций ввода/вывода (в данном случае угловые скобки являются элементом языка). Все директивы препроцессора начинаются со знака #.
Третья строка - описание переменной целого типа с именем i.
Функция printf в четвертой строке выводит приглашение «Введите целое число» и переходит на новую строку в соответствии с управляющей последовательностью \n. Функция scanf заносит введенное с клавиатуры целое число в переменную i (знак & означает операцию получения адреса), а следующий оператор выводит на экран указанную в нем строку, заменив спецификацию преобразования на значение этого числа.
Слайд 9Пример программы с использованием библиотек классов С++:
#include
int main(){
int i;
cout
> i;
cout
" << i << ", спасибо! ";
return 0;
}
Заголовочный файл содержит описание набора классов для управления вводом/выводом. В нем определены стандартные объекты-потоки cin для ввода с клавиатуры и cout для вывода на экран, а также операции помещения в поток и чтения из потока.
Слайд 10Программная реализация
Microsoft Visual Studio - это набор инструментов разработки, основанных
на использовании компонентов и других технологий для создания мощных, производительных
приложений.
Кроме того, среда Visual Studio оптимизирована для совместного проектирования, разработки и развертывания корпоративных решений.
Также Visual Studio позволяет создавать проекты, имеющие пользовательский интерфейс (GUI), работая с разными компонентами, такими как формы, кнопки, списки, меню и т.д.
Слайд 11Начальная страница Microsoft Visual Studio 2017
Слайд 12Создание проекта
Программы, которые работают в консоли, т.е. взаимодействие с пользователем
происходит посредством черного экрана.
Для создания программы необходимо нажать «Файл/Создать/Проект» или нажать
на стартовой странице Visual Studio2017 быструю ссылку «Создать проект», выделенную синим цветом. После выбора создания нового проекта появится другое диалоговое окно «Создать проект», где необходимо выбрать требуемые опции, а именно: в левом столбце необходимо выбрать «Visual C++/Win32», справа наверху – «Консольное приложение Win32», справа внизу вписать имя проекта (например, proga1), в графе расположение выбрать вашу папку, где будут храниться все программы, оставить галочку «Создать каталог для решения».
Слайд 13Рабочая область программы MVS
В главном окне Visual Studio 2017 закроется
начальная страница, и откроется файл ConsoleApplication.cpp(левое верхнее поле), окно вывода ошибок
и предупреждений «Вывод» (левое нижнее поле), «Командный обозреватель» (правое вертикальное поле).
Слайд 14Файл ConsoleApplication.cpp предназначен для текста программы (или кода программы), здесь будет
вписываться операторы, переменные и функции.
Окно вывода пока пусто, т.к. программа
еще ни разу не была запущена. После первого запуска в этом окне будет появляться служебная информация, какой проект запускается, что проверяется, есть ли в коде программы ошибки и если есть, то какие. Благодаря данному списку ошибок можно легко найти ошибку в коде программы и исправить. После исправления ошибок следует перезапустить программу на проверку еще раз. Когда ошибок не будет обнаружено, программа запустится на выполнение задачи и появится консоль.
Слайд 15Вместо командного обозревателя можно включить «Обозреватель решений», в котором видно
все файлы и папки, созданные для нового проекта. Для этого
необходимо под «Командным обозревателем» нажать кнопку «Обозреватель решений». Далее в появившемся списке раскрыть папки «Файлы исходного кода» и «Заголовочные файлы».
Когда составляется программа в Visual Studio, получается целый проект, который автоматически создается средой Visual Studio. Задача начинающего программиста состоит в том, чтобы напечатать код своей программы в файле *.cpp и запустить программу на выполнение.
Слайд 16Первые две строчки начинаются двумя символами «//». Данные символы означают,
что далее на этой строчке следует комментарий, он не воспринимается
компилятором как код программы и не будет выдавать ошибку. Удалять эти две строчки не рекомендуется.
Далее следует строчка #include «stdafx.h». Данная строка необходима для сборки нашего проекта. Файл stdafx.h - это один из файлов, автоматически создаваемых для нашей программы.
Далее начинается функция int main().
Слайд 17Для того чтобы запустить пустую программу на клавиатуре необходимо нажать
Ctrl+F5. Тогда появится консоль со стандартной надписью после выполнения программы
«Для продолжения нажмите любую клавишу…».
Консоль с выполнением пустой программы
Слайд 18Первая программа
Чтобы составить программу, которая напишет на экране фразу ”Hello world!”,
в код заготовки нужно добавить несколько строк:
#include //
т.к. нужно будет использовать оператор вывода на экран cout
using namespace std; // подключение пространства имен
cout<<«Hello world!»<
// чтобы стандартная фраза «Для продолжения нажмите любую клавишу…» не «налипла» на нашу фразу.
Консоль с выполнением программы
Слайд 19Справка C++
В процессе работы с приложением Visual Studio может возникнуть
множество вопросов. В меню программы предусмотрена справка и стандартные примеры,
которые можно посмотреть. Чтобы включить справку, необходимо нажать «Справка/Просмотр справки» или воспользоваться горячими клавишами Ctrl+F1. Чтобы посмотреть примеры кодов, в меню нужно выбрать «Справка/Примеры».
Слайд 20Видеоурок создания проекта в MS VS
Слайд 21Контрольные вопросы
Что такое программа?
Какой формат структуры программы C++?
Какое предназначение функции
main()?
Какие команды выполняют ввод и вывод информации?
Как создать новый
проект в среде программирования Microsoft Visual Studio?
Слайд 22Список литературы
Павловская Т.А. С/С++. Программирование на языке высокого уровня /
Т. А. Павловская. - СПб.: Питер, 2004. - 461 с.:
ил.
Павловская Т.А. С/С ++. Структурное программирование: Практикум / Т.А. Павловская, Ю.А. Щупак. СПб.: Питер, 2007. - 239 с.: ил.
Павловская Т. А., Щупак Ю. А. C++. Объектно-ориентированное программирование: Практикум. - СПб.: Питер, 2006. - 265 с: ил.
Кольцов Д.М. 100 примеров на Си. - СПб.: “Наука и техника”, 2017 - 256 с.
5 Доусон М. Изучаем С++ через программирование игр. - СПб.: “Питер”, 2016. - 352.
Седжвик Р. Фундаментальные алгоритмы на С++. Анализ/Структуры данных/Сортировка/Поиск: Пер. с англ. Роберт Седжвик. - К.: Издательство “Диасофт”, 2001. - 688с.
Сиддкхартха Р. Освой самостоятельно С++ за 21 день. - М.: SAMS, 2013. - 651 с.
Стивен, П. Язык программирования С++. Лекции и упражнения, 6-е изд. Пер. с англ. - М.: ООО "И.Д. Вильямс", 2012. - 1248 с.
Черносвитов, А. Visual C++: руководство по практическому изучению / А. Черносвитов . - CПб. : Питер, 2002. - 528 с. : ил.
Слайд 23Список литературы
Страуструп Б. Дизайн и эволюция языка С++. - М.:
ДМК, 2000. - 448 с.
Мейерс С. Эффективное использование С++. -
М.: ДМК, 2000. - 240 с.
Бадд Т. Объектно-ориентированное программирование в действии. - СПб: Питер, 1997. - 464 с.
Лаптев В.В. С ++. Объектно-ориентированное программирование: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2008. - 464 с.: ил.
Страуструп Б. Язык программирования С++. Режим доступа: http://8361.ru/6sem/books/Straustrup-Yazyk_programmirovaniya_c.pdf.
Керниган Б., Ритчи Д. Язык программирования Си. Режим доступа: http://cpp.com.ru/kr_cbook/index.html.
Герберт Шилдт: С++ базовый курс. Режим доступа: https://www.bsuir.by/m/12_100229_1_98220.pdf,
Богуславский А.А., Соколов С.М. Основы программирования на языке Си++. Режим доступа: http://www.ict.edu.ru/ft/004246/cpp_p1.pdf.
Линский, Е. Основы C++. Режим доступа: https://www.lektorium.tv/lecture/13373.
Конова Е. А., Поллак Г. А. Алгоритмы и программы. Язык С++: Учебное пособие. Режим доступа: https://vk.com/ doc7608079_489807856?hash=e279524206b2efd567&dl=f85cf2703018eeaa2