Слайд 1Лекция 3
Планирование и организация обучения грамматике и правописанию
План:
Планирование обучения и
работы учителя
Повторение по грамматике и правописанию
Контроль и учет ЗУН по
грамматике и правописанию
Совершенствование навыка каллиграфического письма
Слайд 2 1. ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
План (тематический/перспективный) является рабочим документом учителя.
В перспективном (поурочном)
плане отражается внутренняя структура урока:
фонема – слово – словосочетание -
текст
Составляя планы уроков, учитель продумывает не только содержание, но и те приемы и методы, которые будут наиболее эффективны при работе над данной темой.
Слайд 3 План урока является рабочим документом учителя и при максимальной краткости
должен содержать весь материал, который необходим для проведения урока.
Поурочные планы
могут иметь разную форму, но всегда обязательными являются в них следующие компоненты:
тема, дидактические цели, содержание и виды работы на уроке, организация работы класса.
плане должны быть указаны:
- четко сформулированная тема урока, определяющая его
содержание;
- конкретные дидактические и воспитательные цели;
- вопросы к учащимся;
- план беседы учителя;
- задания для самостоятельной работы;
- номера упражнений учебника или карточек дидактического материала;
- страницы пособий, из которых берется текст для диктантов (или сам текст);
- наглядные пособия;
- дополнительный материал для сильных учащихся
и т.п.
Слайд 5 2. ПОВТОРЕНИЕ ПО ГРАММАТИКЕ
И
ПРАВОПИСАНИЮ
К.Д. Ушинский отмечал, что хороший учитель как будто только тем и занимается, что повторяет пройденное, а между тем быстро движется вперед.
Повторение пройденного материала должно проводиться из урока в урок, пронизывать всю работу по грамматике, орфографии и развитию речи.
Слайд 6Повторение изученного материала решает несколько задач:
предупреждает забывание учебного материала;
помогает восстановить забытое;
содействует формированию осознанных и прочных знаний, умений и
навыков и т.д.
В зависимости от целей и содержания изучаемого различают следующие типы повторения:
повторение в начале учебного года;
текущее (ежедневное повторение, сопутствующее изучению нового материала);
тематическое (повторение пройденной темы или целого раздела);
итоговое (повторение материала, пройденного в течение учебного года).
Слайд 7 Повторение в начале учебного года
Цель - восстановить
в памяти учащихся после каникул важнейшие сведения по пройденному в
предыдущем классе материалу. Повторение этого вида проводится на специальных уроках, предусмотренных программой.
Слайд 8 При организации повторения следует
помнить:
Не следует использовать те же методы и приемы, тот же
дидактический материал и тексты, которые имели место при изучении их.
Упражнения и средства наглядности, применяемые при повторении, должны ориентировать на самостоятельное воспроизведение, ранее полученных знаний.
Текстовой материал должен быть новым и усложненным.
Большее внимание следует уделить творческим работам.
Теоретический материал (грамматические сведения и правила правописания) воспроизводится и закрепляется в процессе выполнения разнообразных упражнений
Слайд 9 Текущее (сопутствующее) повторение
Цель:
Закреплять, углублять и расширять знания,
на которые опирается сознательное усвоение нового материала;
Тренировать, развивать и закреплять
умения и навыки письменной речи, в частности орфографические, и навыки грамотной устной речи;
Своевременно выявлять трудности усвоения и пробелы в знаниях учащихся, их причины и устранять эти пробелы в процессе работы.
Слайд 10 При организации текущего повторения следует помнить методические
требования к нему:
Равномерное, систематическое распределение материала повторения во времени.
Связь повторяемого
материала с содержанием урока, его целями и задачами.
Использование возможностей для осуществления дифференцированного подхода в обучении.
Слайд 11 Тематическое повторение
Тематическое повторение
проводится после изучения большой темы.
Цель — систематизировать знания, полученные
детьми при изучении определенной темы или раздела.
Итоговое повторение
Итоговым повторением называют повторение в конце учебного
года.
Задачи итогового повторения:
повторить наиболее важный материал года;
привести в систему различные сведения, полученные учащимися в течение года;
показать взаимосвязь, существующую между явлениями грамматики и орфографии;
закрепить знания, умения и навыки;
ликвидировать пробелы в знаниях, умениях и навыках.
Слайд 133. КОНТРОЛЬ И УЧЕТ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО ГРАММАТИКЕ
И ПРАВОПИСАНИЮ
Одним из важных дид. условий, обеспечивающих усвоение знаний, является
их систематическая проверка и оценка.
Проверка знаний учащихся позволяет учителю установить:
прочность знаний;
накопление в памяти ученика определенного объема сведений, предусмотренного школьной программой;
степень осмысления изученного материала;
умение пользоваться усвоенными теоретическими знаниями при выполнении практических заданий различной степени сложности и к различных ситуациях;
уровень культуры устной и письменной речи ребенка
Слайд 17 4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКА КАЛЛИГРАФИЧЕСКОГО ПИСЬМА
Работа по совершенствованию каллиграфических навыков
в начальных классах определяется программой.
Слайд 18 Традиционная программа. Начальные классы
(1-4).
I класс – 20 часов.
Совершенствование навыка письма.
Соблюдение учащимися основных
гигиенических требований к письму.
Соблюдение учащимися основных гигиенических требований к письму.
Закрепление графически правильных начертаний букв и способов соединения их в слове.
Упражнение детей в связности, ритмичности написания букв, слогов, слов и небольших предложений.
II класс – 35 часов.
Закрепление гигиенических навыков письма: правильной посадки, положения тетрадей, ручки и других.
Письмо наиболее простой по форме группы букв с часто повторяющимися элементами движений руки.
Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания. Упражнения в безотрывных соединениях букв.
Слайд 19 III класс.
Дальнейшее закрепление гигиенических навыков письма.
Упражнения по переводу детей
на письмо по одной линейке (усвоение новой высоты, ширины букв).
Письмо трудных для учащихся заглавных и строчных букв и их соединений типа ;
Связное, ритмичное письмо слов и предложений.
IV класс.
Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений (по группам) в словах, предложениях, небольших текстах. Упражнения в развитии ритмичности, плавности движения руки.
Работа по устранению графических недочетов в почерках учащихся.
Упражнения по чистописанию в III-IV классах проводятся ежедневно (по 8-10 минут) на уроках русского языка, грамматики и правописания.
Слайд 20Выводы:
План урока является рабочим документом учителя и при максимальной краткости
должен содержать весь материал, который необходим для проведения урока.
Задача вооружить
учащихся знанием родного языка, сформировать у них прочные орфографические и речевые навыки может решаться успешно только при условии, если учитель в течение учебного года систематически правильно проводит повторение изученного.
Проверка помогает учителю выяснить не только, что поняли и освоили ученики, но и как, в какой степени. Это позволяет своевременно выявить недочеты, пробелы в знаниях, умениях и навыках детей и устранить их. Для учащихся проверка важна потому, что, во-первых, она служит своего рода подкреплением правильности формирующихся знаний, во-вторых, сам факт проверки психологически настраивает на качественную работу, развивает самоконтроль.