Разделы презентаций


Лекция 35. Крестные страдания и смерть Иисуса Христа. Погребение Иисуса Христа

Блж. Феофилакт: «Он страдал добровольно, а страждущему добровольно, и притом за спасение всего рода человеческого, приличествуют не слезы, а одобрение и прославление. Поэтому Он возбраняет им плакать о Нем, а убеждает

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 35. Крестные страдания и смерть Иисуса Христа. Погребение Иисуса

Христа.

Лекция 35. Крестные страдания и смерть Иисуса Христа. Погребение Иисуса Христа.

Слайд 2Блж. Феофилакт: «Он страдал добровольно, а страждущему добровольно, и притом

за спасение всего рода человеческого, приличествуют не слезы, а одобрение

и прославление. Поэтому Он возбраняет им плакать о Нем, а убеждает их обратить внимание на будущие бедствия и плакать об этих бедствиях , когда женщины без жалости будут варить собственных детей, и чрево носившее, к сожалению, само опять в себя примет родившееся из него».

Крестный путь Иисуса Христа – Шествие на Голгофу

Блж. Феофилакт: «Первые три говорят, что Симон нес крест Иисусов, а Иоанн - что его нес Сам Господь. Поэтому, вероятно, было то и другое: сначала Сам Иисус нес крест, а потом, нашедши на пути Симона, возложили на него крест. Ты же заметь и то, что Симон значит послушание: итак, имеющий послушание несет крест Христов. Киринея, будучи городом Пентапольским, означает пять чувств, которым надобно нести крест».

«Евангелист Марк дополняет повествование о Симоне Киринеянине, говоря, что он был отцом Александра и Руфа (15, 21). Если Евангелист Марк счел необходимым упомянуть о сыновьях Симона, то, вероятно, они во время написания им Евангелия были достаточно известны в христианском мире. Полагают, что один из них — тот самый Руф, приветствие которому Апостол Павел послал в своем Послании к Римлянам (16, 13)».

Блж. Феофилакт: «Ибо если римляне так поступили со Мной, деревом влажным, плодоносным, вечно зеленеющим и вечно живущим силой Божества, и плодами учения своего всех питающих, то чего не причинят они вам, то есть народу, дереву сухому, лишенному всякой животворной праведности и не приносящему никакого плода?».

Еп. Михаил: «Под «зеленеющим деревом», полным жизни, Господь разумеет Себя; под «сухим деревом» – народ иудейский. Если Ему, Невинному, не дали пощады, то что будет с виновным народом? Огнь идет на Иудею (ср. Иез. 20, 47); если зеленое дерево сгорело, то с какою же силою он будет истреблять сухое?».

«Голгофа - небольшой холм, находившийся в то время вне городских стен Иерусалима к северо-западу. Еврейское слово Голгофа означало — лоб, череп; поэтому и место, именуемое Голгофой, называлось также лобным местом. Неизвестно точно, почему этот холм носил такое название. Думают, что или потому, что он имел вид черепа, или потому, что на нем находилось много черепов казненных там людей. По древнему преданию, на этом же самом месте был погребен прародитель Адам».

Блж. Феофилакт: «Он страдал добровольно, а страждущему добровольно, и притом за спасение всего рода человеческого, приличествуют не

Слайд 3Зигабен: «Этот хитон, по преданию Отцов, был делом Богоматери; он

был соткан с самого верху, т.е. ткань начиналась от шеи

и шла вплоть до ног. На этом основании изъясняют его аллегорически, говоря, что воспринятая от Богоматери только плоть была соткана свыше, т.е. с неба имела соткавшее ее Божество, или – была соткана Богом, а не человеческим семенем».

Псалом 21:19

Блж. Феофилакт: «Без сомнения, и здесь является таинство. Тело Господа соткано свыше, ибо Дух Святый пришел и сила Всевышнего осенила Деву. Ибо, хотя Он принял долу сущее и падшее естество человеческое, но Плоть Божественная образована и соткана свышней благодатью Святаго Духа. Итак, Святое Тело Христа, разделяемое и раздаваемое в четырех частях мира, пребывает неразделимо».

Блж. Феофилакт: «Пилат делает эту надпись, с одной стороны, для того, чтобы отомстить иудеям за то, что они не послушались его, и показать злобу их, по которой они восстали против своего собственного царя, а с другой, для того, чтобы защитить славу Христа. Они распяли Его с разбойниками, желая обесчестить имя Его. Пилат объявляет, что Он был не разбойник, но Царь их».

Прп. Исидор: «Надписью на дощечке, которую Пилат прибил над Господнею главою, исполнилось слово Господа, сказавшего: аще вознесен буду, вся привлеку к Себе (Ин.12:32). Посему, читаемое в сей надписи давало видеть, что спасительное страдание совершено не за одну Иудею, но и за всякую еллинскую и варварскую страну».

Зигабен: «Иудеи постарались распять Иисуса Христа вместе с разбойниками для того, чтобы вследствие одинаковой казни дурная слава разбойников омрачила Его славу, но слава Его так просияла, что хотя на кресте висело трое в то время, когда совершились страшные знамения, однако все приписали это Иисусу Христу, – и Он не только не навлек на Себя через это дурной славы разбойников, а напротив, одного из них привлек к вере в Себя и все ухищрение иудеев обратил на главу их самих и отца их диавола».

Блж. Феофилакт: «Много родов смерти. Но Христос умирает посредством креста, чтоб и древо освятить, чрез которое мы прокляты были, и благословить все: и небесное, что обозначается верхнею частью креста, - и подземное, что обозначается чрез подножие, - и пределы земли, как восточной, так и западной, что обозначается поперечными частями креста; а вместе и для того умирает посредством креста, чтоб, распростерши руки, призвать и собрать чад Божиих расточенных».

Блж. Феофилакт: «Не смущайся, слыша евангелистов, когда этот говорит, что Господу был принесен уксус с желчью; Марк - что было принесено вино со смирною; а Иоанн - уксус с желчью и иссопом. Многими делаемо было многое, как бывает в беспорядочной толпе, когда каждый делает иное: поэтому надо думать, что один принес вино, а другой - уксус с желчью».

«Когда Иисуса привели на Голгофу, то дали Ему пить, по св. Марку, вино со смирною, а по св. Матфею, уксус, смешанный с желчью. Это – напиток, одуряющий и притупляющий чувство, который давали осужденным на казнь через распятие, чтобы несколько уменьшить мучительность страданий. Римляне называли его «усыпительным». По свидетельству еврейских раввинов, это было вино, в которое подбавлялась смола, благодаря чему вино помрачало сознание осужденного и тем облегчало для него муки. Смирна – один из видов смолы, почему ее и указывает св. Марк. Приправа вина смолой давала крайне едкий и горький вкус, почему св. Матфей называет ее «желчью», а вино, как очевидно уже скисшее, называет «уксусом».

Блж. Феофилакт: «Место называлось лобным потому, что, как говорит предание отцов, здесь погребен был Адам: как в Адаме все мы умерли, так должно, чтобы во Христе ожили... чтобы, где совершилось падение чрез древо, там же совершилось и восстановление чрез древо».

Распятие Иисуса Христа

Свт. Киприан Карфагенский: «Может быть, Иоанн, сообщая об этом сохранении в целости хитона Христова, хотел этим указать на необходимость единения Церкви Христовой».

Зигабен: «Этот хитон, по преданию Отцов, был делом Богоматери; он был соткан с самого верху, т.е. ткань

Слайд 4Блж. Феофилакт: «Дьявол же понуждал говорящих «если Ты Сын Божий,

сойди со креста» с тою целью, чтобы Христос, быв раздражен,

сошел со креста и чтобы нарушил дело спасения всех крестом. Но Христос есть Сын Божий и не послушался врага, дабы и ты научился, что не должно слушаться ухищрений дьявола, но - творить добро, хотя бы люди и имели о тебе худое мнение».

Прп. Максим Исповедник: «Разбойники понимаются как наше естество, разделяе
мое на праведников и грешников. В отношении же каждого человека разбойники понимаются 
множеством способов: ведь понимаются они и как душа 
и тело, и как плотское и духовное мудрование, а также 
и как гнев и вожделение, и как мир чувственный и мир
умственный, и как Закон писаный и Закон благодати».

Блж. Феофилакт: «Для оклеветания Христа распинают с Ним двух разбойников, дабы и Он признан был таким же беззаконником, как те. Но они были образом двух народов - иудейского и языческого, ибо оба были равно беззаконны и поносили Христа, подобно как и разбойники сначала поносили оба. Потом же один, познав Его, исповедал Царем. Так и языческий народ исповедал Христа. Другой же разбойник, иудейский народ, продолжал хулить».

Блж. Феофилакт: «Это диавол говорит чрез них. Как на кровле храма (Лк. 4, 9), так и здесь он это говорит, завидуя спасению чрез крест и желая всеми возможными хитростями пресечь оное».

Свт. Иоанн Златоуст: «хулили: и разбойники оба поносили и хулили Его. Но как же Лука говорит, что один из разбойников поносил Его? И то, и другое было; сперва хулили оба, а после не так уже. Чтобы ты не подумал, будто бы это произошло по какому-то согласию, или что разбойник не был разбойником, - евангелист его ругательством доказывает тебе, что сперва на кресте был разбойник и враг, но внезапно изменился».

Блж. Феофилакт: «Дьявол же понуждал говорящих «если Ты Сын Божий, сойди со креста» с тою целью, чтобы

Слайд 5Блж. Феофилакт: «Сначала, вероятно, оба злословили Его; а потом один

из них, который поблагоразумнее, познал благость и Божество Иисуса из

тех слов, кои Он изрек за распинателей, говоря: «Отче! прости им». Вразумленный сими словами, тот, кто прежде злословил Иисуса, признает Его истинным Царем, заграждает уста другому разбойнику».

Покаяние благоразумного разбойника

Аверкий: «Очевидно он слышал плач и терзания иерусалимских женщин, сопровождавших Господа на Голгофу; произвела, быть может на него впечатление надпись, сделанная на кресте Господа, задумался он над словами врагов Господа: «иных спасал», но может быть важнейшей проповедью о Христе была для него молитва Христова об Его врагах-распинателях. Так или иначе, но совесть в нем сильно заговорила, и он не побоялся среди хулений и насмешек открыто выступить в защиту Господа. Мало того, в его душе произошел такой решительный перелом, что он, ярко выражая свою веру в распятого Господа, как в Мессию».

Блж. Феофилакт: «Иные спросят: когда Господь говорит разбойнику - «Ныне же будешь со Мною в раю», то как после сего Павел сказал, что никто из святых не получил обетования (Евр. 11, 39)? И одни отвечают: апостол не о всех святых выразился, что они не получили обетования, но только о тех, коих он перечислил. Другие говорили, что и разбойник еще не наследовал жизни в раю; но поскольку обещание Господа непреложно и отнюдь неложно, поэтому и сказано: ныне же будешь со Мною в раю. Ибо есть, говорят, в речах Господа и такие обороты, в коих Он о будущем выражается как о случившемся. Иные искажают это изречение, именно: после «ныне» ставят знак препинания так, чтоб выходила такая речь: истинно говорю тебе ныне, а потом продолжают: будешь со Мною в раю».

«Еще иные, и, кажется, весьма удачно, объясняют это так: обещанные нам блага суть не жизнь в раю или возвращение в оный, а Царство Небесное, почему мы и молимся: «да приидет Царствие Твое», а не жизнь райская. И не говори мне никто, что рай и Царствие одно и то же. Ибо благ Царствия ни глаз не видал, ни ухо не слыхало, и на сердце человеку они не приходили (1 Кор. 2,9). А рай и виден был глазом Адама, и ухо о нем слышало. Поэтому... разбойник получил «рай», но не получил «Царствия»; получит же оное тогда, когда получат и все те, коих перечислил... разбойник хотя в раю или в Царствии, и не только он, но и все исчисленные Павлом, однако же он не наслаждается всецелым обладанием благ».

Аверкий: «вспомяни обо мне, Господи, когда будешь царствовать. Он не просит славы и блаженства, но молит о самом меньшем, как хананеянка, желавшая получить хотя бы крупицу от трапезы Господней. Это удивительное исповедание ярко свидетельствовало о силе веры покаявшегося разбойника. Страждущего, измученного, умирающего он признает Царем, который придет в Царствие Свое, Господом, Который оснует это Царство. Это такое исповедание, которое не под силу было даже ближайшим ученикам Господа, не вмещавшим мысли о страждущем Мессии. Несомненно тут и особое действие благодати Божией, озарившей разбойника, дабы он был примером и поучением всем родам и народам».

Блж. Феофилакт: «Сначала, вероятно, оба злословили Его; а потом один из них, который поблагоразумнее, познал благость и

Слайд 6Богоматерь у Креста
Зигабен: «так как Иосиф обручник и Клеопа были

братья, а у евреев был обычай называть сестрами и жен

братьев потому только, что мужья их были братья, то евангелист здесь назвал сестрою Богоматери только родственницу Ее. Иосиф и Клеопа – мужья их и были родные братья, а Богоматерь и Мария – жены их, были сестрами по свойству».

Блж. Феофилакт: «здесь мнимая дочь Клеопы называется сестрою Богородицы по родству. - В евангелиях являются четыре Марии: одна - Богородица, которую называют Матерь Иакова и Иосии, ибо они были дети Иосифа, родившиеся от первой его жены, может быть, жены Клеоповой. Богородица называется Матерью их, как мачеха, ибо Ее считали женою Иосифа. Другая - Магдалина, из которой Господь выгнал семь бесов; третья - Клеопова, и четвертая - сестра Лазаря».

Блж. Феофилакт: «Он печется о Матери, научая нас до последнего издыхания прилагать всякое попечение о родителях. На родителей, препятствующих в деле богопочтения, не должно обращать внимания, а о таких, которые не препятствуют, нужно всячески заботиться. Так и Он, поелику Сам отходит от жизни, и Матери естественно было скорбеть и искать покровительства, поручает попечение о Ней ученику. Итак, ученик сей взял Марию к себе, ибо Чистая вверена чистому».

Богоматерь у КрестаЗигабен: «так как Иосиф обручник и Клеопа были братья, а у евреев был обычай называть

Слайд 7Блж. Феофилакт: «Это первый голос, коим души наши удостоились свободы,

так как их уже не диавол держит, но они предаются

Отцу. Ибо до смерти Христовой диавол имел большое право над душами, но с тех пор, как Сын предал дух Свой не в ад, но в руки Отца, содержащиеся в аде получили свободу».

Зигабен: «Какой это был голос, это показал Лука: Отче, в руце Твои предаю дух Мой. Возопил громким голосом, чтобы все слышали и все знали, что до самой смерти Он называл Бога Отцом, все возлагал на Него и не был Ему противен, и чтобы видели, что Он умер по Своей власти, когда пожелал. Наконец, призывается громким голосом смерть, не дерзающая и подойти, если бы не была позвана».

Блж. Иероним: «И это совершилось так, что исполнилось пророчество: В жажде моей напоили меня укусом (Пс 68:22). Сделал это, как делали и прежде в насмешку, как бы облегчая Его, или – чтобы горечь уксуса служила увеличением Его страдания».

«Стоявший у креста воин, услышав, что Иисус что-то говорит, подумал, что Он просит пить, побежал к сосуду с уксусом и, наполнив им губку, понес ее к Иисусу. Очевидно это было кислое вино, которое было обыкновенным питием римских воинов, особенно в жаркую погоду. Но первосвященники остановили его: «Постой! не давай Ему пить! Он зовет Илию, на него надеется; так подожди же, посмотрим, придет ли Илия спасти Его»».

«На еврейском языке слово Илия произносилось как «Елиагу». Поэтому вследствие сходства этого слова со словом Элои некоторые подумали, что Иисус зовет на помощь пророка Илию. Поэтому вопль Господа послужил новым поводом к насмешкам над Ним. Язвительность насмешки этой состояла в том, что перед пришествием Мессии иудеи ожидали прихода Илии. Насмехаясь над Господом, они как бы хотели сказать: вот Он и теперь еще, распятый и поруганный, все еще думает, что Он – Мессия, и зовет Илию Себе на помощь».

Блж. Феофилакт: «как скорбел и тосковал пред крестом, показывая естественно свойственную нам боязнь, так теперь говорит: «для чего Ты Меня оставил»,- обнаруживая свойственную нам любовь к жизни. Ибо Он был воистину человек и подобен нам во всем, кроме греха. Впрочем, некоторые понимали так, что Спаситель, принимая на Себя лицо иудеев, говорит: «для чего Ты оставил народ иудейский, Отче, чтоб сделал он такой грех и предан был погибели?»».

Смерть Иисуса Христа

Глатков: «Тьма, о которой свидетельствуют Евангелисты, была явлением необычайным; если же принять во внимание, что за тьмой последовало землетрясение, что камни гробниц расселись и многие умершие святые воскресли, то надо признать в этих знамениях особое чудесное проявление воли Божией».

«Об этой тьме и землетрясении свидетельствуют не одни только Евангелисты. Историк Евсевий приводит следующую выписку из сочинений Флегонта времен императора Адриана: «На четвертом году 202-й Олимпиады было затмение солнца, самое большое из всех известных того времени; в шестом часу дня была ночь, так что видны были на небе звезды». Об этом же необыкновенном солнечном затмении свидетельствует и греческий историк Фаллос. Вспоминает о нем в своих письмах к Аполлофану св. Дионисий Ареопагит, тогда еще бывший язычником».

Прп. Иустин: «Богообразные существа, люди, с ума сшедшие грехолюбием, распинают Бога, осмеивают распятого Бога. Может ли быть большее падение? А «мертвая» природа? Она всем существом своим протестует против этого. ьмой покрывает себя вся земля от стыда перед тем, что люди сделали с Богом во плоти. Как бы желая скрыть это постыдное зрелище от неба и небесных Сил. Да и от себя самой».

Блж. Феофилакт: «Тьма эта была вселенскою, а не частичною, как, например, в Египте, - дабы явно было, что тварь соболезнует страданию Творца и что отступил от иудеев свет. Иудеи, требующие видеть знамения с неба, пусть увидят теперь солнце помраченное! Так как человек создан был в шестой день, а вкусил от древа в шестой час, - ибо это час ядения, - то Господь, воссозидая человека и, врачуя падение, пригвождается к древу в шестой день и в шестой час».

Аверкий: «Этот вопль, конечно, не был воплем отчаяния, но только выражением глубочайшей скорби души Богочеловека. Для того, чтобы искупительная жертва совершилась, необходимо было, чтобы Богочеловек испил до самого дна всю чашу человеческих страданий. Для этого потребовалось, чтобы распятый Иисус не чувствовал радости Своего единения с Богом Отцом. Весь гнев Божий, который, в силу Божественной правды, должен был излиться на грешное человечество, теперь как бы сосредоточился на одном Христе, и Бог как бы оставил Его».

Прп. Иустин (Попович): «Грех человеческий Меня со всех сторон окружает, осаждает, атакует и непрестанно бьет, мучит, ударяет, убивает. Где Ты, Господи? Защити меня от этой страшной силы человеческого греха и зла. Я, человек Иисус, чувствую все муки рода человеческого от этого, чувствую всю оставленность рода человеческого Тобой из-за этого. Каждый из людей, грешный и самый грешный, начиная с Адама, все они во Мне, Я их ношу в себе, Я взял на себя все их грехи. Как беспомощно естество человеческое, поскольку оно все поддалось и предалось греху. Как безвыходно его мучение и его смерть! Я это чувствую всем существом; чувствую для всех и за всех, и вместо всех; я всех их, всех людей, ношу в Себе, и каждый из них вопиет из Меня к Тебе: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставилъ? оставил в смерти, в ее муках, в которые меня вверг и пленил грех. И теперь, вот, Я, человек Иисус, молюсь Тебе за всех них и вместо всех них, и вопию: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставилъ? на милость и немилость смерти и греху. Уничтожь смерть и грех, и я буду вечно Твой, Господи, Боже мой! Уничтожь смерть и грех Моей добровольной и человеколюбивой смертью, ибо Я ради них и за них предаю Себя на смерть, чтобы смертью попрать смерть, и избавить род человеческий от рабствования смерти и греху».

«совершишася», т.е.: совершилось дело Мессии, предопределенное в Совете Божием, – совершилось искупление человеческого рода и примирения его с Богом через смерть Мессии.

Блж. Феофилакт: «Это первый голос, коим души наши удостоились свободы, так как их уже не диавол держит,

Слайд 8Зигабен: «Землетрясением и расселинами в камнях Иисус Христос показал, что

Он мог бы Своих противников погребсти и зарыть в земле,

но не пожелал этого сделать по Своей благодати и ради тех из них, которые должны были уверовать и прославиться…».

Аверкий: «Это символизировало собой прекращение Ветхого Завета и открытие Нового Завета, который отверзал людям вход в закрытое дотоле Царство Небесное».

Свт. Иоанн Златоуст: «На эти события взирают жены, особенно сострадательные и сетующие. Смотри каково их усердие! Они следовали за Ним, чтобы прислуживать Ему, и не отлучались от Него даже среди опасностей. Потому они и видели все: видели, как Он возопил, как испустил дух, как камни расселись, и все прочее. И они первые видят Иисуса, этот, столь презираемый, пол первый наслаждается созерцанием благ. В этом особенно видно их и мужество. Ученики убежали, а эти жены присутствовали».

Блж. Феофилакт: «Язычник-сотник вследствие знамений верует вместе с бывшими при нем; иудеи же, слушавшие закон и пророков, остаются неверующими: таково злочестие! Сотник этот впоследствии сделался мучеником за Христа». Мученик Лонгин (память 16 октября).

Блж. Феофилакт: «Раздираемая завеса означала, говорят, упразднение буквы законной, а также то, что раскроется все законное, что прежде закрывалось буквою, как некою завесою, - и все, прежде неясное и загадочное, станет ясным теперь, исполнившись на Христе. Можно и то сказать, что как был обычай у иудеев в случае богохульства раздирать одежды, так теперь и храм Божий, как бы скорбя о смерти Бога, разорвал одежду свою, завесу».

Блж. Иероним: «Эти великие знамения совершились, чтобы и земля, и небо, и все прочее показало распятие Господа Своего. А мне кажется, что землетрясение и прочее являются образами верующих, которые первоначально были подобны гробам мертвых, а после, оставив прежние пороки заблуждений и смягчив жестокосердие, признали Его Спасителем».

Зигабен: «Раздранием завесы Бог показал, что от храма отступила Божественная благодать и что внутреннее его, т.е. Святое Святых сделается для всех доступным и видимым, что и исполнилось впоследствии при нашествии римлян. Самое же лучшее толкование: так как внутренняя сторона завесы служила образом неба, а внешняя – образом земли, то раздрание завесы означало то, что уничтожена преграда между небом и землею, т.е. вражда между Богом и человеком, и что небо стало доступно для людей, потому что Иисус Христос, уничтожив эту преграду, возобновил нам этот доступ. Вообще же все совершившееся служило знаком гнева Божия, который обличал бесстыдство иудеев и предсказывал их погибель».

Блж. Феофилакт: «воскресение мертвых, случившееся при кресте Господа, давало знать об освобождении душ, находившихся во аде. Воскресшие тогда явились многим, дабы случившееся не показалось мечтою; воскресли же они ради знамения; и явно, что опять умерли. Впрочем, некоторые говорят, что они воскресли после воскресения Христа и в другой раз не умирали. Не знаю, должно ли это быть принято».

Блж. Иероним: «Храмовая завеса разодралась и открыла все прежде скрытые таинства закона, и они перешли к язычникам... ангельские силы, некогда предстоявшие в храме, тогда воскликнули: Уйдем из этого жилища».

Блж. Феофилакт: «Стихии тогда поколебались, свидетельствуя, что Страждущий есть Творец, показывая вместе с тем и то, что наступит изменение в делах. И камни, то есть каменные сердца язычников, расторглись и приняли семя истины, и умерщвленные грехами восстали и вошли во святой град, в вышний Иерусалим, и явились многим, ходящим широким путем».

Прп. Иустин (Попович): «тела усопших святых восстают из гробов для свидетельства: что смертью Богочеловека смерть побеждена, царство смерти и греха уничтожено. И еще: что смерть не в состоянии уничтожить человеческое существо».

Блж. Феофилакт: «И «завеса» храма «раздирается». Господь этим показывает, что Святое Святых уже не будет недоступно, но предано будет римлянам, попрано и осквернено. Или еще Он показывает, что раздирается завеса, разлучавшая нас со святыми, живущими на небесах, то есть вражда и грех».

Зигабен: «Землетрясением и расселинами в камнях Иисус Христос показал, что Он мог бы Своих противников погребсти и

Слайд 9Это было предуказано в кн. Исход 12:46: Пасхальный агнец, прообразовавший

Господа Иисуса Христа, должен был быть снедаем без сокрушения костей,

а все оставшееся должно было быть предано огню.

Поспешное снятие Иисуса с креста происходило по указанию Втор. 21, 23: «... тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят перед Богом всякий, повешенный на дерево, и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел».

Свт. Иоанн Златоуст: «Не без значения и не случайно истекли эти источники, но – потому, что из того и другого составлена Церковь. Это знают посвященные в таинства: водою они возрождаются, а кровию и плотию питаются. Так, отсюда получают свое начало таинства; и потому, когда ты приступаешь к страшной чаше, приступай так, как бы ты пил от самого ребра».

Аверкий: «Излияние воды и крови из прободенного ребра Христова есть знамение того, что Христос сделался нашим Искупителем, очистив нас водою в таинстве крещения и Своею Кровью, которой напояет нас в таинстве причащения».

Зигабен: «Смотри, как чрез выдумки иудеев исполняются пророчества. Здесь зараз исполняются два пророчества, как далее говорит евангелист. Хотя не сокрушили голеней Иисуса, однако же в угоду иудеям пронзают Его, и вытекает кровь и вода. И это удивительно. Они думали наругаться и над мертвым телом, но поругание обращается им в чудо».

Место заимствовано из кн. пр. Захарии 12, 10. В этом месте Иегова в лице Мессии представляется, как пронзенный народом своим, и этот самый народ при взгляде на пронзенного представляется приносящим пред Ним покаяние с плачем и рыданием. Оно прикровенно указывают на обращение Израиля ко Христу в конце времен, которое предрекает ап. Павел в Рим. 11, 25-26.

Это было предуказано в кн. Исход 12:46: Пасхальный агнец, прообразовавший Господа Иисуса Христа, должен был быть снедаем

Слайд 10Семь слов на кресте

Семь слов на кресте

Слайд 11Блж. Феофилакт: «Иосиф был человек весьма знаменитый и по своей

знаменитости известен и Пилату. Подумав, что гнев иудеев укротился, когда

ненавистный для них Иисус уже распят, Иосиф безбоязненно приходит и вместе с Никодимом совершает великолепное погребение. Оба они не представляли об Нем ничего Божественного, а расположены к Нему только как к человеку, потому что приносят такие благовония, которые преимущественно имели силу надолго сохранять тело и не давать ему скоро предаться тлению».

Блж. Феофилакт: «Прежде Иосиф скрывался, теперь же дерзает на великое дело, положив душу свою за Тело Учителя и приняв на себя столь тяжкую борьбу со всеми Иудеями. Как великий дар, дает ему Пилат Тело. Ибо Тело Христа, как мятежника умерщвленного, должно было быть брошено не погребенным. Впрочем, Иосиф, будучи богатым, возможно, что и золота дал Пилату. Получив Тело, Иосиф чествует его, положив в новой гробнице, в которой никогда никто не был положен. И это было по промышлению Божию, чтобы по воскресении Господа не сказал кто-либо, что вместо Его воскрес другой мертвец, погребенный там прежде Его».

Погребение Господа Иисуса Христа

«Гроб новый образно показывал то, что чрез гроб Господень будет обновление от смерти и тления, и в нем мы все обновимся».

Ис. 53, 9: «Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, не было лжи в устах Его».

Свт. Иоанн Златоуст: «Для чего они сидят здесь? Они ничего еще не знали о Нем должным образом, ничего не представляли великого и высокого. Потому принесли они и миро, и при гробе бодрствовали, чтобы, когда утишится неистовство иудеев, приступить и намастить Его. Видишь ли мужество жен? Видишь ли пламенную любовь их? Видишь ли щедрость в издержках и решимость на самую смерть?».

Зигабен: «Упомянутые жены, следуя за погребающими, сидели против гроба и смотрели, где и как полагалось тело, чтобы, возвратившись и приготовив благовония и масти, осыпать ими и умастить тело. Когда Иисус Христос был погребен, наступил уже вечер, в который нельзя было идти ко гробу».

Блж. Феофилакт: «Иосиф был человек весьма знаменитый и по своей знаменитости известен и Пилату. Подумав, что гнев

Слайд 12Блж. Феофилакт: «В то время как закон повелевал, чтобы в

день субботы никто не двинулся с места своего,- беззаконные иудеи

собираются к иноплеменнику Пилату, вместо законного собрания. Они вследствие своей злобы побуждаются прийти к Пилату и утвердить гроб, однако это было по Божию промышлению, дабы воскресение совершилось при свидетелях - врагах - и тогда, когда гроб был запечатан и охраняем».

Запечатывание камня в гробницу Иисуса Христа

Аверкий: «Первым обмано» они называют здесь то, что Господь Иисус Христос учил о Себе, как о Сыне Божием, Мессии, а последним обманом – проповедь о Нем, как о восставшем из гроба Победителе ада и смерти. Этой проповеди они боятся больше, и в этом они правы были, что показала и вся дальнейшая история распространения христианства».

«В распоряжении членов синедриона находилась на время праздников стража из римских воинов, которой они пользовались для охранения порядка и спокойствия, ввиду громадного стечения народа из всех стран в Иерусалим. Пилат предлагает им, использовав эту стражу, сделать все так, как они сами хотят».

Блж. Феофилакт: «В то время как закон повелевал, чтобы в день субботы никто не двинулся с места

Слайд 13Домашнее задание
Прочитать следующие отрывки:
Утро первого воскресного дня (Мф. 28, 1-15;

Мк. 16, 1-11; Лк. 24, 1-12; Ин. 20, 1-18).
Вечер первого

воскресного дня (Лк. 24, 12-49; Мк. 16, 12-14; Ин. 20, 19-24).
Домашнее заданиеПрочитать следующие отрывки:Утро первого воскресного дня (Мф. 28, 1-15; Мк. 16, 1-11; Лк. 24, 1-12; Ин.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика