Слайд 1Лекция 4.
Развитие психологии в 17 веке.
Слайд 2Новую эпоху в развитии мировой психологической мысли открыли концепции, вдохновленные
великим триумфом механики, ставшей «царицей наук».
Ее понятия и объяснительные
принципы создали сперва, геометро-механическую (Галилей), а затем – динамическую (Ньютон) картину природы.
В нее вписывалось и такое физическое тело, как организм с его психическими свойствами.
Слайд 3Первая идея психологической теории, ориентированной на геометрию и новую механику,
принадлежал французскому математику, естествоиспытателю и философу Рене Декарту (1596–1650).
Он
избрал теоретическую модель организма как автомата – системы, которая работает механически.
Тем самым живое тело, которое во всей прежней истории знаний рассматривалось как одушевленное, освобождалось от ее влияния и вмешательства.
Слайд 4Второе достижение Декарта - открытие рефлекса.
Он ввел понятие о
рефлексе, ставшее фундаментальным для физиологии и психологии.
Декарту нервная система
виделась в форме «трубок», по которым проносятся легкие воздухообразные частицы (он называл их «животными духами»). Он полагал, что внешний импульс приводит эти «духи» в движение, занося их в мозг, откуда они автоматически отражаются к мышцам. Появившийся после Декарта термин «рефлекс» и означал «отражение».
Слайд 5Реакция мышц – неотъемлемый компонент поведения.
Поэтому, декартова схема относится
к разряду великих открытий.
Она открыла рефлекторную природу поведения, не
усилие духа, а перестройка тела на основе строго причинных законов его механики обеспечит человеку власть над собственной природой.
Слайд 6Начиная с Декарта, психология перестала существовать как наука о душе,
а стала выступать как наука о сознании.
Признание Декартом существования
двух различных независимых субстанций определило различие методов их познания: экспериментальный метод для анализа механики тела, интроспекция – для познания души.
Слайд 7Материалистическая теория Т. Гоббса
Одна из заслуг Гоббса состояла в установлении
единства эмпирического и рационального познания. Гоббс утверждал, что истина может
быть только одна, и именно та, которая достигается и приобретается на основе опыта и разума.
Познание должно начинаться с чувственности как начального этапа на пути к обобщениям. Всеобщие свойства вещей устанавливаются с помощью индукции, представляющей собой путь от знания действий к познанию причин.
Слайд 8После определения всеобщих причин необходим обратный путь, или дедукция, которая
обеспечивает переход от познанных причин к познанию новых разнообразных действий
и явлений.
В методологии Гоббса индукция и дедукция, чувственное и рациональное познание представляют собой взаимопредлагаемые и взаимообусловливаемые этапы единого познавательного процесса.
Слайд 9Раскрывая природу представлений, Гоббс выдвигает догадку об ассоциативном механизме, хотя
самого термина «ассоциация» Гоббсом еще не вводится. Сцепления образов сознания
могут носить случайный и активный характер. Пассивное течение ассоциаций свойственно для сновидений.
Высший уровень ассоциаций характеризуется тем, что здесь поток образов и представлений управляется самим человеком.
Целенаправленное оперирование образами и представлениями составляет суть мышления.
Слайд 10Механизм мыслительной деятельности трактовался Гоббсом по образцу арифметических действий. В
качестве двух основных умственных операций выступали «сложение» и «вычитание».
Операции
сложения соответствовало соединение представлений, а операции вычитания – расчленение и разъединение представлений и образов.
Слайд 11Важную роль в познавательном процессе играет, по Гоббсу, речь, выступающая
в двух функциях – как орудие мысли и как средство
общения.
Гоббс первый, кто наиболее четко выделил обозначающую и выразительную функцию речи. По отношению к субъекту речь выступает как умственный процесс, в котором слова выступают в качестве ярлыка, метки какой-либо вещи или явления.
Они становятся орудиями мысли, средством сохранения и воспроизведения опыта.
Слайд 12Учение Б. Спинозы о психике
Критику декартовского дуализма Гоббса поддержал великий
голландский мыслитель Барух (Бенедикт) Спиноза.
Однако, в отличие от Гоббса,
Спиноза пошел по пути материалистической интерпретации рационализма.
Спинозой в качестве идеала и образца для построения и изложения своего учения была взята дедуктивно-геометрическая схема Эвклида.
Слайд 13С намерением преодолеть дуализм Декарта, Спиноза выдвигает учение о единой
субстанции, ее атрибутах и модусах, которое является стержнем всей его
философско-психологической системы.
В ее основе лежит стремление объяснить природу из самой себя.
Он утверждает, что первопричиной всего существующего и самой себя является субстанция, которая существует объективно, независимо от какого-либо внешнего побудителя и творца.
Слайд 14Сенсуализм Д. Локка
Противоположные рационализму традиции в изучении познавательных способностей человека
были заложены крупнейшим английским мыслителем XVII в. Д. Локком (1632–1704).
Основная
идея Локка состояла в том, что знания сами по себе возникнуть не могут. Врожденных идей и принципов нет. Все идеи и понятия проистекают из опыта.
Слайд 15Согласно Локку рефлексия и опыт внешний между собой связаны. Рефлексия
является производным образованием, возникающим на основе внешнего опыта. Рефлексия представляет
собой как бы опыт об опыте.
Но поскольку рефлексивная деятельность порождает собственные идеи, она рассматривалась Локком в качестве другого относительно самостоятельного источника знания.
Слайд 16Учение Локка о внешнем и внутреннем опыте имело своим следствием
два важных момента.
Утверждением связи между внешним и внутренним опытом
он пытался восстановить единство различных форм познания.
Продуктами рефлексии являются общие понятия и сложные идеи, а последние могут быть результатом только мыслительной деятельности.
Слайд 17Важный раздел эмпирической концепции Локка связан с учением о простых
и сложных идеях. Простыми идеями он называл неразложимые элементы сознания.
Они могут быть получены как из внешнего опыта, так и от рефлексии, и одновременно из обоих источников.
Как только душа приобрела простые идеи, она переходит от пассивного созерцания к активному преобразованию и переработке простых идей в сложные.
Слайд 18Образование сложных идей Локк представлял как простое механическое комбинирование исходных
элементов опыта.
Комбинирование простых идей осуществляется различными способами. Ими являются
ассоциации, соединение, отношение и обособление.
Слайд 19Особую роль в формировании идей внешнего и внутреннего опыта, и
в преобразовании простых идей в сложные, Локк отводил речи.
Философ
приписывает речи две функции: функцию выражения и функцию обозначения.
Но слова и речь – это не только орудия мышления, но и средство обмена идеями и мыслями. Главная цель всякого сообщения – быть понятым.